Открытый урок русского языка в 11 классе на тему "Создание сочинения-рассуждения"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Федосова Галина Александровна

Обучение написанию сочинения-рассуждения в старших классах - трудная задача для учителя. Широта тем, которые могут быть предложены для сочинения, безгранична.  Работа должна вестись периодически и иметь целью научить учащихся создавать текст по определенным правилам, однако нельзя забывать и о развитии в ходе подготовки к сочинению правописных навыков. Данный урок - один из многих, это некий шаблон подобного рода занятий, который легко трансформируется под любую другую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._11.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 КИПЧАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – КОРАБЛИНСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект открытого урока

 русского языка

 в 11 классе на тему:

«Начало начал»

Провела: учитель русского языка и

литературы Федосова Г.А.

Кипчаково

2012

Тема урока: «Начало начал».

Цели урока:

1) обобщить знания о публицистическом стиле речи;

2) совершенствовать навыки анализа текста и  речевые навыки учащихся – учить строить высказывания в публицистическом стиле на основе произведения художественной литературы;

3) воспитывать чувство любви к родным местам, уважение к родителям.

На доске записан эпиграф: «Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях. (В.Песков.)»

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

- «Мы жили в стране, где прошлое не только бесконечно переписывали, но и последовательно отнимали у людей, заставляя забывать о корнях, об истории своей семьи… Но ведь прошлое человека – органическая его часть… Именно прошлое делает нас людьми». (В.Шаров.)  Оглянемся назад – в свое прошлое, и сегодня на уроке, готовясь к сочинению, попытаемся понять, что для каждого из нас является началом начал.

- Обратимся к тексту. (Учитель читает текст).

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2) Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф.Искандеру)

II. Работа в парах типа «сильный - слабый ученик»

Учащиеся отвечают на вопросы теста (см. Приложение «Карточки для учащихся»).

III. Вступительная беседа о теме текста

IV. Разбор заданий с выбором ответа

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) В детстве автор жил в горном селении на юге.

2) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

3) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

4)Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.

2. Определите стиль и тип речи текста, обоснуйте свое мнение.

1) Художественный стиль, повествование;

2) художественный стиль, рассуждение с элементами описания;

3) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения;

4) научный стиль, рассуждение.

3. Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?

1) 6;   2) 2;   3) 3;   4) 4.

4. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

1) Ограблен (предложение 5);

2) очажный дым (предложение 6);

3) шумело (предложение 7);

4) богатства (предложение 8).

- Прочитайте 5 предложение. Почему Ф. Искандер после смерти дедушки почувствовал себя ограбленным? Чего он лишился?

5.  В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

1) 1;   2) 2;   3) 5;   4) 8.

- Прочитайте 8 предложение. О каких богатствах говорит писатель?

6. Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?

1) Развернутые метафоры;

2) эпитеты;

3) инверсия;

4) синтаксический параллелизм, анафора.

- Найдите данные средства выразительности в тексте. Какова их функция? С какой целью прозаик использует анафору «Мне не хватает…»?

 

- Вернемся к заданию №1(4). Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве. Только потеряв родных, он осознал, что обладал истинным  богатством – возможностью быть причастным к началу начал, но не сохранил его. В данном тексте он выразил чувства горечи, разочарования в самом себе, боли от потери, которые переполнили его сердце и которыми он не может не поделиться. Не может, так как хочет предостеречь других от роковых ошибок.

И сегодня, в новом XXI в, тема связи будущего с прошлым имеет важное значение. Пока еще стоит Древо Русь, из последних старческих сил сопротивляясь холодным ветрам. Но живительный сок течет уже не по всем ветвям этого вековечного Древа. Разметал осенний ветер-судьбинушка его детушек по всему белу свету.  В тяжелую годину, как птицы, слетались они под сень сильных ветвей исполина, спасаясь от зноя перемен, от холода неудач, от ветра невзгод, и улетали вновь. В суете сует часто забывали они о великом даре прошлого – главных ценностях бытия. И живительный исток стал иссякать. Засыхает старое дерево, тихо умирает оно вместе со своими дряхлыми сучьями-стариками. Да, умирает деревенская Русь, зарастают кладбища. Безверием, бессердечием, беспамятливостью зарастают.

Только память о людях, которые были рядом с нами в наши детские годы, память о родных местах, по мысли Ф.Искандера, оживит иссякший источник. Сохранив прошлое, мы  сохраним  свою человеческую сущность, свою «душу», сохраним Россию.

- Согласны ли вы с мнением Ф.Искандера? Какое представление сложилось у вас о писателе как о человеке?

- Чем для вас стал родительский дом?

- Ваши мысли вы и должны изложить, выполняя творческое задание к тексту. Имейте в виду, что работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

V. Объяснение домашнего задания

1. Задание с развернутым ответом

С1 Напишите сочинение по данному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором.

2. Определение жанра и стиля будущего сочинения

- По типу речи сочинение в целом должно иметь характер рассуждения. Какова схема рассуждения?

- Для стиля сочинения в целом должна быть характерна публицистическая направленность. Расскажите об особенностях публицистического стиля.

Отличительной чертой публицистического стиля является соединение в нем стандарта и экспрессии, логичности и эмоциональности, информативной насыщенности и экономии языковых средств.

3. Подбор рабочих материалов. Языковая подготовка. Словарная работа. Орфографическая подготовка.

В соответствии с избранной темой высказывания учащиеся работают со словами с трудными написаниями, объясняют значения слов.

 Старинный, истинный, бесценный, подлинный, исконный,  ранний, второстепенный, внутренний, благословенный, бесчувственный, восторженный, потерянный, возделанный, созданный, воспитанный, преданный, выбранный, необдуманный, завещанный,  лишенный,  наполненный, накопленный, приобретенный, брошенный, возрожденный,  взволнованный.

Учащимся III группы предлагается распределить по колонкам таблицы прилагательные и причастия, графически обозначая орфограмму «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий». Один из учащихся III группы работает у доски.

Старинный, истинный, воспитанный, бесценный, приобретенный, возрожденный, ранний, созданный, накопленный, бесчувственный.

Прилагательные

Причастия

Учащиеся II группы получают задание: подготовить сообщение на тему «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий», в качестве примеров можно использовать слова, предложенные в карточке.

Старинный, истинный, воспитанный, бесценный, приобретенный, возрожденный, ранний, созданный, накопленный, бесчувственный.

Каждый из учащихся I группы получил индивидуальное задание.

 

Задание 1. Составьте с данными словами словосочетания по теме.

Возрожденный, бесценный, ранний, истинный, внутренний.

Задание 2. Составьте с данными словами словосочетания по теме.

Преданный, выбранный, завещанный, лишенный, необдуманный.

Задание 3. Составьте с данными словами словосочетания по теме.

Бесчувственный, второстепенный, воспитанный, созданный, благословенный.

Задание 4. Произведите лексический разбор слова благословенный.

4. Выбор типичных для сочинений-рассуждений синтаксических конструкций. Пунктуационная подготовка.

- Ознакомьтесь с высказываниями о родине. Какое из них вы могли бы использовать в своем сочинении? Дайте характеристику данным синтаксическим конструкциям.

1. Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь. (Л.Леонов)

2. Там (в родных местах – Ф.Г.) везде говорят по-русски; это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности. (К.Бальмонт)

3. Родина – твой дом, твоя колыбель… Куда бы тебя ни бросила судьба, не забывай о своей колыбели. (В.А.Сухомлинский)

4. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, потерял радость и муку, счастье и боль своего существования. (В.Распутин)

5. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе. (Д.С.Лихачев)

- Для сочинений типа рассуждения весьма характерными являются сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, которые дают возможность выражать многообразные отношения подчинения внутри сложных высказываний.

- Кроме того, при составлении текстов могут понадобиться различные типы вводных конструкций, а именно: слова, выражающие свое отношение к высказываемому автором в исходном тексте, а также конструкции, подчеркивающие всевозможные отношения между компонентами текста, как-то: порядок мыслей, связь между частями высказываний и т.п.

VI. Подведение итогов урока.

Приложение «Карточки для учащихся»

Карточка №3 (для учащихся III группы)

I. Анализ текста.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2) Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф.Искандеру)

Задания с выбором ответа

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) В детстве автор жил в горном селении на юге.

2) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

3) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

4)Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.


2. Определите стиль и тип речи текста, обоснуйте свое мнение.

1) Художественный стиль, повествование;

2) художественный стиль, рассуждение с элементами описания;

3) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения;

4) научный стиль, рассуждение.


3. Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора? 1) 6;   2) 2;   3) 3;   4) 4.

4. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

1) Ограблен (предложение 5);

2) очажный дым (предложение 6);

3) шумело (предложение 7);

4) богатства (предложение 8).


5.  В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

1) 1;   2) 2;   3) 5;   4) 8.


6. Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?

1) Развернутые метафоры;

2) эпитеты;

3) инверсия;

4) синтаксический параллелизм, анафора.


II. Орфографический разбор.

Задание. Распределите по колонкам прилагательные и причастия.

Старинный, истинный, воспитанный, бесценный, приобретенный, возрожденный, ранний, созданный, накопленный, бесчувственный.

Прилагательные

Причастия













Анализ высказываний.

1. Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь. (Л.Леонов)



2. Там (в родных местах – Ф.Г.) везде говорят по-русски; это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности. (К.Бальмонт)



3. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, потерял радость и муку, счастье и боль своего существования. (В.Распутин)



4. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе. (Д.С.Лихачев)


5. Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко, не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горестях своего родного дома. Куда бы тебя ни бросила судьба, не забывай о своей колыбели. (В.А.Сухомлинский)

Карточка №2 (для учащихся II группы)

I. Анализ текста.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2) Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф.Искандеру)


Задания с выбором ответа

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) В детстве автор жил в горном селении на юге.

2) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

3) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

4)Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.


2. Определите стиль и тип речи текста, обоснуйте свое мнение.

1) Художественный стиль, повествование;

2) художественный стиль, рассуждение с элементами описания;

3) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения;

4) научный стиль, рассуждение.


3. Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?

1) 6;   2) 2;   3) 3;   4) 4.


4. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

1) Ограблен (предложение 5);

2) очажный дым (предложение 6);

3) шумело (предложение 7);

4) богатства (предложение 8).


5.  В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

1) 1;   2) 2;   3) 5;   4) 8.


6. Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?

1) Развернутые метафоры;

2) эпитеты;

3) инверсия;

4) синтаксический параллелизм, анафора.


II. Орфографический разбор.


Задание. Подготовьте сообщение на тему «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий», в качестве примеров используйте данные слова или подобранные самостоятельно.


Старинный, истинный, воспитанный, бесценный, приобретенный, возрожденный, ранний, созданный, накопленный, бесчувственный.




III. Анализ высказываний.


1. Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь. (Л.Леонов)



2. Там (в родных местах – Ф.Г.) везде говорят по-русски; это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности. (К.Бальмонт)



3. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, потерял радость и муку, счастье и боль своего существования. (В.Распутин)




4. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе. (Д.С.Лихачев)



5. Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко, не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горестях своего родного дома. Куда бы тебя ни бросила судьба, не забывай о своей колыбели. (В.А.Сухомлинский)

Индивидуальная карточка №1.1 (для учащегося I группы)

I. Анализ текста.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2) Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф.Искандеру)


Задания с выбором ответа

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) В детстве автор жил в горном селении на юге.

2) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

3) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

4)Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.


2. Определите стиль и тип речи текста, обоснуйте свое мнение.

1) Художественный стиль, повествование;

2) художественный стиль, рассуждение с элементами описания;

3) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения;

4) научный стиль, рассуждение.


3. Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?

1) 6;   2) 2;   3) 3;   4) 4.


4. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

1) Ограблен (предложение 5);

2) очажный дым (предложение 6);

3) шумело (предложение 7);

4) богатства (предложение 8).


5.  В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

1) 1;   2) 2;   3) 5;   4) 8.


6. Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?

1) Развернутые метафоры;

2) эпитеты;

3) инверсия;

4) синтаксический параллелизм, анафора.



II. Словарная работа.

Задание.  Составьте с данными словами словосочетания по теме.

Возрожденный



Бесценный



Ранний



Истинный



Внутренний



III. Анализ высказываний.

1. Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь. (Л.Леонов)



2. Там (в родных местах – Ф.Г.) везде говорят по-русски; это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности. (К.Бальмонт)



3. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, потерял радость и муку, счастье и боль своего существования. (В.Распутин)



4. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе. (Д.С.Лихачев)


5. Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко, не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горестях своего родного дома. Куда бы тебя ни бросила судьба, не забывай о своей колыбели. (В.А.Сухомлинский)

Индивидуальная карточка №1.2 (для учащегося I группы)

I. Анализ текста.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2) Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф.Искандеру)


Задания с выбором ответа

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) В детстве автор жил в горном селении на юге.

2) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

3) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

4)Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.


2. Определите стиль и тип речи текста, обоснуйте свое мнение.

1) Художественный стиль, повествование;

2) художественный стиль, рассуждение с элементами описания;

3) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения;

4) научный стиль, рассуждение.


3. Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?

1) 6;   2) 2;   3) 3;   4) 4.


4. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

1) Ограблен (предложение 5);

2) очажный дым (предложение 6);

3) шумело (предложение 7);

4) богатства (предложение 8).


5.  В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

1) 1;   2) 2;   3) 5;   4) 8.


6. Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?

1) Развернутые метафоры;

2) эпитеты;

3) инверсия;

4) синтаксический параллелизм, анафора.


II. Словарная работа.

Задание.  Составьте с данными словами словосочетания по теме.

Преданный



Выбранный



Завещанный



Лишенный



Необдуманный



III. Анализ высказываний.

1. Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь. (Л.Леонов)



2. Там (в родных местах – Ф.Г.) везде говорят по-русски; это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности. (К.Бальмонт)



3. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, потерял радость и муку, счастье и боль своего существования. (В.Распутин)



4. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе. (Д.С.Лихачев)



5. Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко, не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горестях своего родного дома. Куда бы тебя ни бросила судьба, не забывай о своей колыбели. (В.А.Сухомлинский)

Индивидуальная карточка №1.3 (для учащегося I группы)


I. Анализ текста.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2) Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф.Искандеру)


Задания с выбором ответа

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) В детстве автор жил в горном селении на юге.

2) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

3) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

4)Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.


2. Определите стиль и тип речи текста, обоснуйте свое мнение.

1) Художественный стиль, повествование;

2) художественный стиль, рассуждение с элементами описания;

3) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения;

4) научный стиль, рассуждение.


3. Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора? 1) 6;   2) 2;   3) 3;   4) 4.


4. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

1) Ограблен (предложение 5);

2) очажный дым (предложение 6);

3) шумело (предложение 7);

4) богатства (предложение 8).


5.  В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

1) 1;   2) 2;   3) 5;   4) 8.


6. Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?

1) Развернутые метафоры;

2) эпитеты;

3) инверсия;

4) синтаксический параллелизм, анафора.


II. Словарная работа.

Задание.  Составьте с данными словами словосочетания по теме.

Бесчувственный



Второстепенный



Воспитанный



Созданный



Благословенный



III. Анализ высказываний.

1. Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь. (Л.Леонов)



2. Там (в родных местах – Ф.Г.) везде говорят по-русски; это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности. (К.Бальмонт)



3. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, потерял радость и муку, счастье и боль своего существования. (В.Распутин)



4. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе. (Д.С.Лихачев)



5. Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко, не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горестях своего родного дома. Куда бы тебя ни бросила судьба, не забывай о своей колыбели. (В.А.Сухомлинский)

Индивидуальная карточка №1.4 (для учащегося I группы)

I. Анализ текста.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2) Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф.Искандеру)

Задания с выбором ответа

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) В детстве автор жил в горном селении на юге.

2) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

3) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

4)Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.


2. Определите стиль и тип речи текста, обоснуйте свое мнение.

1) Художественный стиль, повествование;

2) художественный стиль, рассуждение с элементами описания;

3) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения;

4) научный стиль, рассуждение.


3. Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора? 1) 6;   2) 2;   3) 3;   4) 4.


4. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

1) Ограблен (предложение 5);

2) очажный дым (предложение 6);

3) шумело (предложение 7);

4) богатства (предложение 8).


5.  В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

1) 1;   2) 2;   3) 5;   4) 8.


6. Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?

1) Развернутые метафоры;

2) эпитеты;

3) инверсия;

4) синтаксический параллелизм, анафора.


II. Лексический  разбор.

Задание.  Произведите лексический разбор слова благословенный.











III. Анализ высказываний.

1. Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь. (Л.Леонов)



2. Там (в родных местах – Ф.Г.) везде говорят по-русски; это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности. (К.Бальмонт)



3. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, потерял радость и муку, счастье и боль своего существования. (В.Распутин)


4. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе. (Д.С.Лихачев)


5. Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко, не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горестях своего родного дома. Куда бы тебя ни бросила судьба, не забывай о своей колыбели. (В.А.Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...