Имя числительное
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Ахкобекова Халимат Зафировна

Урок русского языка по теме "Правописание числительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chislit.docx27.43 КБ
Файл otkrytyy_urok_chislitelnoe.pptx89.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа

 (40, 90, 100, от 50 до 80 и от 200 до 900) 

(продолжение темы)

Цели:

1.Знать:

Об особенностях склонения количественных числительных

2.Уметь:

Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа

3.Сформировать:

Умение правильно употреблять в речи падежные формы числительных, обозначающих целые числа

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжим говорить об имени числительном. Откройте тетради и запишите число. Тема урока Склонение числительных, обозначающих целые числа  (40, 90, 100, составные, полтораста). Записывая тему, подумайте, с чем мы будем работать и какова цель урока.

- Верно. Нам необходимо знать особенности склонения количественных числительных; уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.

- Трудно представить жизнь человека без чисел. Человек любой профессии прибегает к помощи чисел.  А чтобы знания открыли свои кладовые, нам необходимо преодолеть несколько препятствий.

1 испытание. Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употребляются числительные, запишите в тетрадь:

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. Семеро одного не ждут.
  3. Семь бед - один ответ.
  4. Семеро с сошкой, а один с ложкой.

- Как вы понимаете пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

 Приведите примеры числа в названиях художественных произведений и запишите в тетрадь:

  1. «Три толстяка» (повесть-сказка  Юрия Олеши,1924 г.)
  2. «Трое в лодке, не считая собаки» (юмористическая повесть, Джеро́м Кла́пка Джеро́м, 1889 г.)
  3. «И один в поле воин» (историческое приключение, Юрий Доль – Михайлик, опубликован 1994 г.)
  4. «Четвертая высота» (повесть, Елена Ильина, 1946 г.)

- Знаете ли вы авторов этих произведений? Сверьте свою работу с записью на доске и допишите.

2  испытание.  Цифровой диктант. Я предложу вам несколько утверждений. Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру «2», если нет – «1». Ответы записываем в тетрадях.

Я утверждаю, что:

1. Числительное – самостоятельная часть речи.                           2

2. Числительное полтора – собирательное                                    1

3. В именах числительных от 5 до 20, 30  Ь пишется на конце.  2

4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам.                                                                                            2

Итог: 2 122  (две тысячи сто двадцать два)

-Какое число у вас получилось?  Запишите на доске.

- Охарактеризуйте это число   (целое, составное, количественное)

- Молодцы! Вы достойно справились с испытанием и перед нами открывается новая часть знаний о числительном.

Склонение числительных сорок, девяносто, сто

У числительных 40, 90, 100 две формы: в И.п. и В.п. числительные 90, 100 имеют окончание О, а числительное сорок – нулевое окончание. В остальных формах эти числительные имеют окончание А

И., В. 

сорок 

девяносто 

сто 

Р.,Д.,Т.,П.

сорока 

девяноста 

ста 

- Просклоняйте по рядам числительные и запишите в тетрадь. Прочитайте работу и сверьте с записью на доске.

-Запишите предложение и замените числа словами:

Число взмахов крыльев птички колибри колеблется от 30 до 100 в секунду.

- Прокомментируйте правописание числительных.

- Как вы думаете, почему в числительном сорок отсутствует упоминание о десятках?

  Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями, куницами, белками  и т.д. служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками), и, наконец, числительное сорок.

-А в каком устойчивом сочетании используется число сорок?

   Существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.

- Физминутка. А теперь посчитаем на руках. Это поможет нам отдохнуть и лучше усвоить знания. Упр. Из «Брейн – Джим»

Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900

Продолжим знакомиться со склонение числительных.

У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части

от 50 до 80 

от 500 до 900 

200, 300, 400 

И. пятьдесят 

пятьсот 

двести 

Р. пятидесяти 

пятисот 

двухсот 

Д. пятидесяти 

пятистам 

двумстам 

В. пятьдесят 

пятьсот 

двести 

Т. пятьюдесятью 

пятьюстами 

двумястами 

П. о пятидесяти 

о пятистах 

о двухстах 

- Давайте просклоняем числительные 50, 500, 200.

Устный счет на закрепление:

  1. 854 сложить с 232
  2. Из 947 вычесть 325
  3. К 342 прибавить 679
  4. От 878 отнять 511
  5. С 453 сложить 746

-Закрепим правописание числительных и повторим словарные слова. Что это? Запишите словом:

  1. Наибольшая единица измерения расстояния -
  2. Наименьшая единица измерения времени -
  3. Целое число, следующее за десятком -
  4. Мера массы в 100 кг -
  5. Тысяча граммов -
  6. Сотая часть числа -
  7. 1 000 000 -
  8. 1 000 000 000 -
  9. 200 -
  10. 300 -
  11. 400

Ответы:

  1. километр
  2. секунда
  3. одиннадцать
  4. центнер
  5. килограмм
  6. процент
  7. миллион
  8. миллиард
  9. двести
  10. триста
  11. четыреста

Устный счет на закрепление:

  1. 854 сложить с 232
  2. Из 947 вычесть 325
  3. К 342 прибавить 679
  4. От 878 отнять 511
  5. С 453 сложить 746

854 сложить с 232

Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двумястами тридцатью двумя, получится

1 086

Из 947 вычесть 325

Из девятисот сорока семи вычесть триста двадцать пять, получится

622

К 342 прибавить 679

К тремстам сорока двум прибавить шестьсот семьдесят девять, получится

1 021

От 878 отнять 511

От восьмисот семидесяти восьми отнять пятьсот одиннадцать, получится

367

С 453 сложить 746

С четырьмястами пятьюдесятью тремя сложить семьсот сорок шесть, получится

1 199

- Подведение итогов. Полминутки для шутки. Прочитайте зашифрованные слова:

Сева100поль

ви3на

40а

1надцать

пи100лет

100н

па3от

100янка

о5

элек3к

Домашнее задание: с. 152 – 153 (правила) упр. 364.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Склонение числительных, обозначающих целые числа (40, 90, 100, от 50 до 80 и от 200 до 900) Ахкобекова Х.З., учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии г. Томска №13

Слайд 2

Цели урока: 1.Знать: Об особенностях склонения количественных числительных 2.Уметь: Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа

Слайд 3

Пословицы с использованием числительных Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семеро одного не ждут. Семь бед - один ответ. Семеро с сошкой, а один с ложкой.

Слайд 4

Числительные в заглавии художественных произведений «Три толстяка» (повесть-сказка Юрия Олеши , 1924 г.) «Трое в лодке, не считая собаки» (юмористическая повесть, Джеро́м Кла́пка Джеро́м , 1889 г.) «И один в поле воин» (историческое приключение, Юрий Доль – Михайлик , опубликован 1994 г.) «Четвертая высота» (повесть, Елена Ильина, 1946 г.)

Слайд 5

Я утверждаю, что: 1. Числительное – самостоятельная часть речи. 2. Числительное полтора – собирательное 3. В именах числительных от 5 до 20, 30 Ь знак пишется на конце. 4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам.

Слайд 6

Ответ: 2 122 (две тысячи сто двадцать два) Охарактеризуйте это числительное. К какому разряду относится числительное?

Слайд 7

Числительные, обозначающие целые числа У числительных 40, 90, 100 две формы И.п. Сорок девяносто сто Р.п. Сорок а девяност а ст а Д.п. Сорок а девяност а ст а В.п. Сорок девяносто сто Т.п. Сорок а девяност а ст а П.п. Сорок а девяност а ст а

Слайд 8

Запишите предложение и замените числа словами: Число взмахов крыльев птички колибри колеблется от 30 до 100 в секунду. - Прокомментируйте правописание числительных. - Как вы думаете, почему в числительном сорок отсутствует упоминание о десятках?

Слайд 9

Из истории числительных Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками), и, наконец, числительное сорок .

Слайд 10

У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части И.п. Пятьдесят семьсот Р.п. Пят и десят и сем и сот Д.п. Пят и десят и сем и ст ам В.п. Пятьдесят семьсот Т.п. Пять ю десять ю семь ю ст ами П.п. о пят и десят и о сем и ст ах

Слайд 11

Склонение числительных 200 – 900 И.п. Дв е ст и тр и ст а четыр е ст а Р.п. Дв ух сот тр ех сот четыр ех сот Д.п. Дв ум ст ам тр ем ст ам четыр ем ст ам В.п. Дв е ст и тр и ст а четыр е ст а Т.п. Дв умя ст ами тр емя ст ами четырь мя ст ами П.п. о дв ух ст ах тр ех ст ах четыр ех ст ах

Слайд 12

Устный счет на закрепление: 854 сложить с 232 Из 947 вычесть 325 К 342 прибавить 679 От 878 отнять 511 С 453 сложить 746

Слайд 13

Проверим примеры: 854 сложить с 232 Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двум я ст ами тридцат ью дв умя , получится 1 086 Из 947 вычесть 325 Из девят и сот сорок а сем и вычесть трист а двадцат ь пят ь , получится 622 К 342 прибавить 679 К тр ем ст ам сорок а дв ум прибавить шест ь сот сем ь десят девят ь , получится

Слайд 14

Запишите словом: Наибольшая единица измерения расстояния - Наименьшая единица измерения времени - Целое число, следующее за десятком - Мера массы в 100 кг - Тысяча граммов - Сотая часть числа - 1 000 000 - 1 000 000 000 - 200 - 300 - 400

Слайд 15

Ответы: к и лометр с е кунда оди нн адцать центн е р кил о гра мм пр о цент ми лл ион ми лл иард двести трист а ч е тыр е ст а

Слайд 16

Полминутки для шутки Прочитайте зашифрованные слова: Сева100поль ви3на 40а 1надцать 3о пи100лет 7я 100н па3от 100янка о5 элек3к

Слайд 17

Домашнее задание: с. 152 – 153 (правила) упр. 364.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....