Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Загрутдинова Фаузия Мухаматхафизовна

Создана рабочая программ на основе Программы  средней школы  по русскому языку  в 5-11 классах татарских  школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_rab_pr.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чуру – Барышевская  основная общеобразовательная школа»

Апастовского  муниципального района РТ


Рассмотрено                                                                          

Руководитель ШМО


_________________ /                    /


Протокол №1

От «25» августа 2012 г.



Согласовано    

Зам директора по УВР  

 

________/                    ./                                                


«27» августа, 2012 г.


Утверждаю

Директор школы  


______________________   /          /            


Приказ № _______ от «____» августа   2012 г.

Рабочая программа

по  учебному предмету

«Русский язык» ,  9 класс,

на 2012- 2013 учебный год

учителя  русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Загрутдиновой Фаузии Мухаматхафизовны

                                                                                   

                                                                                              Программа рассмотрена на заседании

                                                                                              Педагогического  совета школы

                                                                                              Протокол № 1 от ______августа 2012

Август, 2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы средней школы по русскому языку в 5-11 классах татарских школ  Л.З Шакировой, Н.Н. Фаттаховой, Р.Ю. Закировой, З.Ф. Юсуповой,  которая соответствует новым Государственным  стандартам для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ Республики Татарстан.

Программа русского  языка в 9 классе татарских школ (Казань: Магариф, 2003) рассчитана на  68 часов (2 часа в неделю). Работаю по учебному комплексу, состоящего из «Учебника русского языка для 9 класса татарской средней общеобразовательной  школы» Н.А. Андрамоновой, Л.Д. Умаровой, «Дидактического материала» и пособия «Русская речь» Н.А. Андрамоновой, Н.Н. Фаттаховой, Л.Д. Умаровой.  

           Основой языковой политики современной России является стратегия сохранения и упрочнения сбалансированного национально – русского и русско-национального двуязычия. Двуязычие строится на несомненном приоритете родного языка. Родной и русский языки в их равноправии при изучении – это корень решения проблемы овладения учащимися татарских школ двумя государственными языками.

  Таким образом, обучение русскому языку в татарской школе происходит в условиях билингвизма. С учетом  этого обучение русскому языку ведется с опорой на родной язык, что позволяет рассматривать проблему обучения двум государственным языкам как целостную систему формирования двуязычия. Только руководствуясь пониманием такого единства, можно правильно решать социально – политические и собственно педагогические проблемы двуязычия. Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.

Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании. Основой целеполагания нового Госстандарта является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы “предметных результатов” (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.

Рабочая программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 9 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, лингвистические справочники и словари, электронные учебные пособия.

Важнейшими  условиями   реализации  Госстандарта являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа. 

  Цель обучения русскому языку в татарской школе:

• научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения.

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

  Задачи преподавания русского языка в татарской школ:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

 Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях. Рабочая программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литератур-ного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень орфограмм и пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуа-ционных и речевых умений и навыков базового и продвинутого уровней, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса. Рабочая программа разработана применительно к примерной учебной программе основного общего образования по русскому языку (5–9 классы) для татарских школ.  В 9 классе предусматривается на изучение курса русского языка 68/2 часов, что соответствует учебному плану школы на 2010 - 2011 учебный год.

Учебники и учебно-методические пособия,

обеспечивающие процесс образования по русскому языку по данной программе:

Учебники

Литература для учащихся

Литература для учителя

1. «Учебник русского языка для 9 класса татарской средней общеобразовательной  школы»/ Н.А. Андрамонова, Л.Д. Умарова; под ред. Л.З. Шакировой. - Казань: Магариф, 2008

2.  «Дидактический материал» для 9 класса.

3. Русская речь: Учебное пособие для 9 класса татарской школы./ Н.А. Андрамонова, Н.Н. Фаттахова, Л.Д. Умарова. - Казань: Магариф, 2002

1.Таблицы по русскому языку для 9 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г

2.Вартаньян Э.Д. Из жизни слов.- М., 1960

3. Вартаньян Э.Д. Путешествие в      слово.- М., 1987

4. Солганик  Г.Я. От слова к тексту. М., 1993

5. Успенский Л.В. Занимательный русский язык.- М., 1996

6. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы.-М.,1997

7. 5. Успенский Л.В.. Слово о словах.- М., 1998


1. Н.А. Андрамонова, Л.Д. Умарова. Русский язык в 9 классе татарской школы: Методические указания к учебнику.- Казань: Магариф, 2001

2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс: Методические советы. – М.: «Вако», 2006

3. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007


4. Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2007


5.Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2007


6. Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. - . М.: «Просвещение»


7. Шакирова Л.З.Обучение русскому языку в татарской школе.- Казань, 2002


8. . Шакирова Л.З.Методика преподавания русского языка - Казань, 2003

 Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе

(68 часов)


п/п


Содержание урока

Количество часов

Основные виды деятельности учителя и ученика

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

фактический

Планируемый

1

Общие сведения о языке. Международное значение русского языка

1

Лекция, беседа

Знать основные сведения о развитии и особенностях, функции русского языка в современном мире.

Уметь объяснить с помощью  словаря  значение слов с  национально-культурным  компонентом.

Повторение изученного в 8 классе

2

Синтаксис слово-сочетания (с/с) и простого предло-жения (ПП)

1

Практикум

Знать опознавательные признаки с/с и ПП, средства синтаксической связи в с/с, главные и второстеп. члены предложения, односостаные предложения, однородные и обособленные члены, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, пунктуационный разбор ПП, анализировать языковые единицы

3

Синтаксис слово-сочетания (с/с) и простого предло-жения (ПП)

1

Практикум

Знать опознавательные признаки с/с и ПП, средства синтаксической связи в с/с, главные и второстеп. члены предложения, односостаные предложения, однородные и обособленные члены, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, пунктуационный разбор ПП, анализировать языковые единицы

4

Р.р. Понятие об аннотации

1

Составление аннотации

Знать отличительные черты аннотации как одного из основных видов информациионной переработки текста.

Уметь создавать текст в жанре аннотации.

5

Сложное предложение (СП). Основные виды сложных предложений.

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать признаки СП. Уметь различать основные виды СП, объяснять постановку знаков препинания в них.


Союзные сложные предложения

6

Сложносочинённые предложения (ССП). Основные группы ССП по значению и союзам

1

Групповая. Практикум на основе экзаменационных материалов

Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их  пунктуационный разбор.

7

ССП с соединительными союзами. ССП с общим членом.

1

Знакомство с новым мате-риалом. Практикум.

Уметь находить в тексте ССП с соединительными союзами и общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор

8

ССП с разделитель-ными союзами. Знаки препинания в СПП.

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений

Уметь вычленять из текста ССП с разделительными союзами, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

9

ССП с противительными союзами. Знаки препинания в СПП

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений

Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП.

10

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочинён-ные предложения». 

1

Проверка  знаний

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

11

Анализ диктанта

1

Работа над ошибками

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

12

Р.р. Сжатое изложение по тексту упр. 62 «Резиновая лодка»

1

Написание изложения.

Анализ изложения

Знать основные элементы описания, передачи текста от 3 лица, сжатия текста. Уметь создавать текст художественного стиля

Сложноподчиненные предложения

13

Строение сложноподчиненного предложения (СПП). Знаки препинания в СПП.

1

Знакомство с новым мате-риалом. Практикум на основе экзаменационных материалов

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. производить их  пунктуационный разбор и составлять схемы СПП.

14

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

1

Знакомство с новым мате-риалом. Практикум

Знать отличительные признаки союзов и союзных слов  в СПП. Уметь производить пунктуационный разбор и составлять схемы СПП, правильно использовать их в речи.

15

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

1

Практикум. Поисковая работа

Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное, и задавать от него вопрос.

16

Виды придаточных предложений по значению. СПП с придаточным определительным

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать виды придаточных предложений,  отличительные признаки СПП с при, средства связи главного предложения с придаточным определительным. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в СПП с придаточным определи-тельным, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи.

17

Контрольный диктант по теме «СПП с придаточным определительным». Анализ диктанта. Ра-бота над ошибками.

1

Проверка знаний Работа над ошибками

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

18

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать отличительные признаки СПП с придаточным изъяснительным. Уметь производить пунктуационный разбор, составлять схемы, правильно использовать их в речи..

19

Сложноподчинённые предложения с при-даточным обстоятельственным

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать отличительные признаки СПП с придаточным обстоятельственным. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, составлять схемы, правильно использовать их в речи.

20

СПП с придаточными места.

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать особенности структуры СПП с придаточным места. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, составлять схемы, правильно использовать их в речи.

21

СПП с придаточными времени

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать особенности структуры СПП с придаточным времени. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, составлять схемы, правильно использовать их в речи.

22

Р.р. Сочинение-рассуждение о родном крае.

1

Написание сочинения

Анализ сочинения

Знать основные элементы описания. Уметь создавать текст художественного стиля

23

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать особенности структуры СПП с придаточным условия. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, составлять схемы, правильно использовать их в речи.

24

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать особенности структуры СПП с придаточным цели. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, составлять схемы, правильно использовать их в речи.

25

Сложноподчинённые предложения с придаточными условными.

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать особенности структуры СПП с придаточным условными. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, составлять схемы, правильно использовать их в речи.

26

СПП с придаточными уступительными

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать особенности структуры СПП с придаточным уступительными. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, составлять схемы, правильно использовать их в речи.

27

Сложноподчинённые предложения с при-даточными присоединительными, сравнительными, следствия

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать особенности структуры СПП с придаточным присоединительными, сравнительными, следствия. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, составлять схемы, правильно использовать их в речи.

28

Придаточные предложения образа действия и степени

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать особенности структуры СПП с придаточным действия и степени. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, составлять схемы, правильно использовать их в речи.

29-30

Р.р. Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Свежий ветер. Волга»

1

Написание сочинения

Анализ сочинения

Знать основные элементы описания. Уметь создавать текст художественного стиля с использованием сложных предложений, сравнительных оборотов и сравнительных придаточных.

31

Закрепление темы «Сложноподчинён-ные предложения»

1

Практикум на основе экзаменационных материалов

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных, средства связи главного предложения с придаточным определительным, виды при-даточных. Уметь производить пунктуационный и синтаксический  разбор СПП, лингвистический анализ текста,  составлять схемы СПП, правильно использовать СПП в речи.

32

Контрольный дик-тант  по теме «Сложноподчинён-ные предложения»

1

Проверка знаний

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

33

Р.р.: Публицисти-ческий и художест-венный стили речи

1

Парная работа

Знать отличительные особенности публицистического и художественного стилей речи, основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк). Уметь создавать тексты этих стилей и жанров, используя ИВС, осуществлять самоконтроль, участвовать в речевом общении.

34

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

1

Знакомство с новым мате-риалом. Конструирование предложений

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных, средства связи главного предложения с придаточным определительным, виды при-даточных. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением,  составлять схемы СПП, производить синтаксический  разбор СПП.

35

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных, средства связи главного предложения с придаточным определительным, виды при-даточных. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением,  составлять схемы СПП, производить синтаксический  разбор СПП.

36

Р.р. Рецензия на книгу

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предло-жений

Знать отличительные особенности рецензии как жанра. Уметь отбирать  литературный материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре рецензии.

37

Р.р. Краткое изло-жение текста  из Сборника изло-жений

2

Составление плана, определение типа и стиля речи текста, крат-кое изложение текста

Знать особенности написания краткого

изложения

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста,  кратко излагать

текст

38

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП.

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

39

Двоеточие в БСП.

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений

Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

40

Тире в  БСП.

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

41

Р.р. Реферат

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений

Знать выразительные возможности БСП. 

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

42

Р.р. Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень»

1

Описание картины

Анализ плана сочинения

Знать основные элементы описания. Уметь создавать текст художественного стиля с использованием сложных предложений, сравнительных оборотов и сравнительных придаточных.

43

Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП.

1

Практикум на основе экзаменационных материалов

Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия  в БСП.

44

Компьютерный зачет  по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

Практикум на основе экзаменационных материалов

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

45

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзные сложные предло жения»

1

Проверка знаний

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС

46

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС

47

Р.р. Изложение с элементами сочи-нения по тексту  из Сборника изложений.

2

Написание изложения.

Анализ изложения

Знать основные элементы описания, передачи текста от 3 лица. Уметь создавать текст художественного стиля

48

Знать основные элементы художественного описания, передачи текста от 3 лица. Уметь создавать текст художественного стиля

Сложные предложения с разными видами связи

49

Сложные предложения с разными видами связи: союзной и бессоюзной

1

Практикум на основе экзаменационных материалов

Знать отличительные признаки СП с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

50

Сложные предложения с разными видами связи

1

Практикум на основе экзаменационных материалов

Знать отличительные признаки СП с разными видами связи. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи.

51

Сложные предложения с разными видами связи

1

Практикум на основе экзаменационных материалов

Знать отличительные приз-наки СП с разными видами связи. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

52

Обобщение темы «Сложные предложения с разными вида-ми связи»

1

Практикум на основе контрольно-измерительных  материалов

Углубить представления о структуре СП с разными видами связи;  развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

53

Р.р. Сочинение о выборе профессии с использованием СП с разными видами связи

1

Написание сочинения

Развитие творческих  способностей; закрепить знания о СП с разными видами связи и навыки постановки знаков препинания в них.

54

Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение»

1

Практикум

Знать основные группы СП, их отличительные признаки особенности СП с разными видами связи. Уметь  соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный  и синтаксический  разбор.

55

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение»

1

Проверка знаний. Написание диктанта

Предложения с чужой речью

56

Способы передачи чужой речи.

1

Работа с книгой. Практикум

Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь определять  способ передачи чужой речи.

57

Предложения с прямой речью

1

Беседа. Практикум

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора. Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

58

Предложения с косвенной речью

1

Практикум. Групповая работа

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью. Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

59

Замена прямой речи косвенной.

1

Практикум. Групповая работа

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, замены прямой речи косвенной. Уметь объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

60

Диалог.

1

Практикум. Групповая работа

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с диалогом. Уметь объяснять знаки препинания, конструировать предложения.

61

Цитаты и способы цитирования

1

Практикум. Групповая, частично поисковая работа

Знать основные способы цитирования. Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях

Сложное синтаксическое целое.

62

Сложное синтаксическое целое (ССЦ). Абзац.

1

Практикум.

Знать основные признаки ССЦ. Уметь делить текст на ССЦ; определять микротемы; выделять абзацы в письменной речи; находить ССЦ в произведениях 

63

Сложные синтакси-ческие целые с цепной и парал-лельной связью

1

Практикум.

Знать основные признаки ССЦ с цепной и параллель-ной связью. Уметь делить текст на ССЦ и указывать в них способы и средства связи между предложениями; определять микротемы; выделять абзацы в письменной речи; находить ССЦ в произведениях 

Систематизация и обобщение изученного

64

Морфология. Орфография.

1

Практикум на основе экзаменационных материалов по подготовке к ЕГЭ

Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

65

Морфемика. Словообразование. Орфография

1

Практикум на основе экзаменационных материалов по подготовке к ЕГЭ

Знать виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.

66

Синтаксис простого предложения. Пунктуация

1

Практикум на основе экзаменационных материалов по подготовке к ЕГЭ

Знать опознавательные при-знаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены

Уметь применять знания по морфемике и слово-образованию в практике правописания.

67

Урок-зачет  по программе 9 класса

1

Проверка знаний. Компьютерная программа «Фраза»

Знать основные группы СП, их отличительные признаки особенности СП с разными видами связи. Уметь  соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный  и синтаксический  разбор.

68

Итоговый урок

1

Практикум

Знать основные группы СП, их отличительные признаки особенности СП с разными видами связи. Уметь  соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный  и синтаксический  разбор.

Требования к  РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся 9 класса к концу года должен:

знать/понимать

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  5. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государств

Раздел          Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по русскому языку

                                                            Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и  для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении и формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

                                                   Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии одной негрубой орфографической или негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических ошибках, если среди есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5кл. допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4-х пунктуационных. Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных  ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено правильно не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

                                                 

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.


«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.


«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Требования к знаниям, умениям и навыкам по русскому  языку    учащихся, окончивших 9 классов:

Учащиеся к концу обучения в 9 классе должны знать общие сведения о русском языке, определение основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и пунктуационные правила, осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры. Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

по системе языка

- опознавать (по изученным признакам ) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);

-  группировать языковые явления по определенным признакам;

- давать анализ и характеристику изученных языковых единиц всех уровней ( по существенным для них признакам ).

        по речи:

- правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;

- владеть техникой чтения;

 правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения и применять их в речи;

- владеть современным речевым этикетом;

- адекватно воспринимать устную и письменную речь;

сжато и подробно пересказывать исходный текст;

- уметь собирать и систематизировать материалы к сочинению на определенную тему с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- создавать тексты разных смысловых типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;

- совершенствовать, редактировать собственный текст, в том числе находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их;

- определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи;

подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;

- составлять тезисы или конспекты небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи);

- писать сочинение публицистического характера;

- писать заявление, автобиографию, совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

- находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте.

        по орфографии и пунктуации:

- находить в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, владеть орфографической и пунктуационной зоркостью;

- правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;

- правильно писать слова, отобранные для специального озвучивания

Распределение учебного материала, параметры определения выполнения Государственного образовательного стандарта

и работа по развитию речи учащихся

                          тема

Количество  часов на изучение темы

Количество часов на развитие речи

Количество часов на контрольные работы

Сведения о русском языке

1

Повторение пройденного в V-VIII классах

2

1

Сложное предложение

1

Сложносочиненные предложения

4

1

1

Сложноподчиненные предложения

15

5

2

Сложное предложение с двумя или несколькими придаточными

2

2

Бессоюзные сложные предложения

5

3

2

Сложные предложения с разными видами связи

5

1

1

Предложения с чужой речью

6

ССЦ. Абзац.

2

Систематизация и обобщение изученного

4

1

Итого

47

14

7

        

                                                                                                         Итого - 68 часов за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому 10 класс

Тематическое планирование русский язык 10 класс...

рабочая программа по русскому 11 класс

Тематическое планирование 11 класс русский...

рабочая программа по русскому 9 класс

тематическое планирование...

рабочая программа по русскому языку6 класс

развернутое тематическое планирование по русскому языку 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языкудля 6 класса.

Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  стандарта общего образования по русскому языку на базовом уровне на основе  «Программы общеобразо...