Урок развития речи в 6 классе "Пою теб, мой край родной!"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Широнина Елена Юрьевна

 

«Перед  вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его…», - сказал  Николай  Васильевич  Гоголь. Однако так уж сложилось, что на уроках вне поля зрения остаётся важнейшая функция языка – эстетическая. За унылой чередой правил, слов для заучивания, в напряжённых ожиданиях результатов очередного тестирования дети не видят главного в родном языке – его удивительного богатства и красоты, тех самых «кирпичиков», из которых и состоит  «громада – русский  язык». «Целью классных упражнений не может ставиться создание стилиста – теоретика: нужно создать кадры молодёжи, умеющей ценить чужое красивое  и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать свое», - писал Константин  Борисович  Бархин ещё в 1930 году. Этому посвящены  и современные  уроки развития речи. А чтобы занятия  были более яркими, насыщенными, в них  можно включать не только образцы художественной литературы, но и других видов искусства (живописи, музыки).

         Данная форма проведения уроков развития речи была глубоко изучена Екатериной  Ивановной  Никитиной. Она рекомендовала использовать на уроках русского языка преимущественно программную музыку. Следуя рекомендациям этого замечательного педагога, я и подготовила свой урок «Пою тебя, мой край родной». Это урок – практикум. Способ проведения – сочетание различных форм занятий.

         Урок представляет собой учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности, состоит из следующих этапов: актуализации прежних знаний и способов действий, формирования новых знаний и способов действий, применения знаний и формирование умений и навыков.

         Организационный  этап урока нацелен на создание доброжелательного настроя, моделирование  неординарной ситуации. Согласитесь, не каждый урок ученикам предлагают посетить «мастерскую художественного слова», а вместо тетрадей заполнить «копилку идей». И как истинным ценителям искусства,  я предлагаю вниманию учащихся литературно – музыкальную композицию «Времена года», в которую вошли образцы живописи, художественного слова, где звучит  удивительная музыка П.И.Чайковского. На этом этапе урока целесообразно использование объяснительно – иллюстративного метода с привлечением компьютерных технологий.

         На этапе актуализации субъектного опыта мы работаем над определением жанра представленных произведений, выясняем семантику и морфемный состав слова «пейзаж». Выполняя это задание, нельзя обойтись без словаря. Поэтому на данном этапе  используется частично – поисковый метод обучения.

         Этап первичного понимания изученного основан на анализе миниатюры, написанной шестиклассником (обращение к слайду).

         За окном стоит  ясный осенний день.

На небе сияет яркое солнце. На улице дует прохладный ветерок. На земле лежат  листья клёна и липы. Деревья наклонились над рекой.

         Чудесный пейзаж!

         К сожалению,  рассказ получился плоским, предложения однотипными, нет средств художественной выразительности. Чтобы пейзаж заиграл свежими красками, я предлагаю шестиклассникам  «разукрасить» его. Для этого нужно составить словосочетания со следующими существительными (обращение к слайду). Затем мы дополняем наш текст полученными словосочетаниями. Я вместе с ребятами выполняю эту работу, а потом мы проверяем, что получилось.

- Какие же средства художественной выразительности помогли нам «оживить» осенний пейзаж?

         - Эпитеты: багряные, изумрудно – зелёные (листья), лазоревое небо, зеркальная река; олицетворения: (река)  уснула, замерла, (листья)  шепчут; сравнения: листья как пёстрый ковёр, река как стальное зеркало.

         - Какие синтаксические средства мы использовали?

         - Нераспространённое предложение (Холодно.); восклицательные предложения (Чудесный день!; Как красиво осенью!)

         Перерабатывая сочинение, нельзя не отметить особенности композиции сочинения – описания природы. Она состоит из трех частей.

         В  вводной части называется то время года, о котором будет идти рассказ. Вторая часть начинается с общего описания («За окном стоит ясный осенний день»). Затем мы  наблюдаем переход к  частным описаниям неба, деревьев, реки.

         В заключительной части текста – описания природы  говорится о чувствах, возникших в связи с увиденной картиной.

         На данном этапе урока формируются новые знания и способы действия, для чего используется поисковый метод (определение средств художественной выразительности) и практическая работа по анализу композиции текста – описания природы.

         На этапе применения знаний и формирования умений и навыков учащимся предлагается написать свой текст – описание по пейзажам родного края.

         Таким образом, данный урок является результатом совместного творчества учителя и учащихся. Использование на занятии разнообразных форм деятельности (парной  работы  при анализе текста, индивидуальной  при написании миниатюры) позволяет отнести урок к личностно  ориентированным. Деятельностная система обучения направлена на умственное и общее развитие учащихся.

         Я надеюсь, что подобные уроки могут стать проповедью истинного русского слова, русского характера, русской культуры, ибо «язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего человека: его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных», - писал Иван Александрович Гончаров.

 

        

 

 

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyu_tebya_moy_kray_rodnoy.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                  «Пою тебя, мой край родной!»

             Подготовка к сочинению – описанию природы.

Тип урока: - изучение нового материала (по основной цели);

                     -  комбинированный (по способу проведения).

Цели: 1. образовательная  - научить написанию сочинения – описания природы

Задачи: а) повторить тип речи описание;

                б) повторить основы составления плана, необходимого для написания сочинения;

                в) способствовать развитию навыков анализа текста, определения в нем речевых средств  

                    выразительности (метафора, олицетворение, эпитеты), а также синтаксических средств

                    выразительности (восклицательные предложения, нераспространенные предложения);

                г) повторить правила орфографии (правописание безударной гласной в корне слова,

                    проверяемой и непроверяемой ударением);

               д) повторить словообразовательный анализ

            2.  развивающая – способствовать формированию умений и навыков учащихся описания

                природы  

Задачи: а) способствовать развитию навыков описания состояния природы и окружающей среды;

                б) способствовать развитию логического и образного мышления;

                в) формировать эстетический вкус на примере образцов живописи и художественного

                    слова;

               г) развивать навыки составления текста описательного характера

         3. воспитывающая – воспитывать эстетический вкус учащихся на примере зимних пейзажей,

            образцов классической музыки

Задачи: а) воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям

                     описательного характера;

                 б) воспитывать чувство любви к Родине и своему родному краю

Наименование этапа

Методы и формы

Время

1.

Организационный момент

беседа

1 – 2 мин.

2.

Литературно – музыкальная композиция

Объяснительно - иллюстративный

3 мин.

3.

Словарная работа

Частично - поисковый

2 мин.

4.

Изучение новой темы:

- анализ текста (тема, основная мысль);

-  индивидуальная самостоятельная работа;

- составление плана;

- работа в парах по составлению миниатюры – описания зимнего пейзажа

Практическая работа

Поисковый метод

Творческая работа

1 мин.

5 мин.

2 мин.

3 мин.

5.

Рефлексия

Обобщение и систематизация изученного материала

2 мин.

6.

Домашнее задание

1 мин.

Оборудование: ИКТ, музыкальное сопровождение «Времена года» П.И.Чайковского, Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь М., «Просвещение», 1978, Одинцова В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов М., «Просвещение», 1983, Ожегов С.И.  Словарь русского языка М., «Советская энциклопедия», 1964; Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.  Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2008., рабочие карты, репродукции картин разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт), фотографии зимних пейзажей родного края.

Оформление доски:                     Двадцать второе декабря

                                                   «Пою тебя, мой край родной!»

                                   Подготовка к сочинению – описанию природы.

пейзаж

пейзажный – прил.

пейзажист – сущ.

учитель

ученик

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите, какое сегодня замечательное зимнее утро. Снег, словно белое одеяло, укрыло землю. Кажется, что все в природе замерло в ожидании Нового года. Праздника ждем и мы. Так давайте улыбнемся друг другу в это удивительное утро, и хорошо поработаем на уроке.

А урок у нас с вами не совсем обычный. Я приглашаю вас в мастерскую художественного слова и поработать над описанием природы. Как вы заметили, мы не будем писать в тетрадях. Перед каждым из вас лежат «Рабочие карты», которые мы и будем заполнять в течение урока. Выполнять задания вы будете как самостоятельно, так и с соседом по парте.

У вас может возникнуть вопрос: «Почему мы будем описывать природу? Ведь это так скучно!» Я постараюсь убедить вас в обратном.

2. Литературно – музыкальная композиция

Природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров искусства. Тысячи рассказов, картин, стихотворений, музыкальных произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в каждом из них черпали мастера свое вдохновение.

Сегодня, как в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», все времена года пришли к нам в гости и ни одни, а в сопровождении удивительной музыки из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».

Зима

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

На встречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась;

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А.С. Пушкин)

                                     Весна

На бледно – голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке

Рисунок, вычерченный метко,-

Когда его художник милый

Выводит на стеклянной тверди,

В создании минутной силы,

В забвении печальной смерти.

(О.Э.Мандельштам)

Лето

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное …

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века –

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

(Ф.И.Тютчев)

Осень

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем – совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

(С.А. Есенин)

        

3. Словарная работа

Сколько различных, непохожих друг на друга способов описать состояние природы: художественное слово, живопись, музыка. А объединяет их одно слово – «пейзаж».

Найдите его в орфографических словарях, и все вместе произнесем его.

На какой слог падает ударение в этом слове?

Посмотрите внимательно на слово и назовите орфограммы, присутствующие в нем.

Впишите слово ПЕЙЗАЖ в «Рабочую карту».

Слово ПЕЙЗАЖ пришло к нам из французского языка и образовано от слова PAUS – страна, местность.

Найдите лексическое значение слова в упражнении 276 на 114 странице учебника.

Хорошо. А теперь давайте подберем однокоренные слова и определим, к какой части речи они относятся.

Рисунок (какой?)

С помощью какой морфемы оно образовано?

Как мы назовем художника, который пишет пейзажи?

С помощью какой морфемы оно образовано?

Итак, мы раскрыли «секреты» слова ПЕЙЗАЖ.

Работа со словарем.

ПЕЙЗАЖ

На второй

Е – безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением;

Ж – оглушение согласной на конце слова, проверочное слово ПЕЙЗАЖА

Запись слова «пейзаж» в «рабочую карту»

Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и т.д.) и местности – сельской, городской, на фоне которой происходят изображаемые события.

Пейзажный – имя прилагательное

С помощью суффикса  –Н-

Пейзажист – имя существительное

С помощью суффикса  –ИСТ-

Изучение новой темы

Давайте познакомимся с зимним пейзажем из упражнения 277 .

Какова тема этого текста?

С какой целью автор создал этот пейзаж?

Давайте посмотрим, как создается описание неповторимой красоты зимнего пейзажа.

Снега – какие?

Небо?

Краски?

Свет?

Как называются эти яркие образные определения?

Какие еще художественные средства вы нашли в тексте?

Как вы понимаете слово «венцы»? Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

Спасибо.

Теперь давайте посмотрим, какие необычные предложения использует И.Бунин в своем пейзаже.

Давайте сделаем вывод: какие художественные средства использует автор для создания зимнего пейзажа?

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей,- синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают только у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.

                                             (По И. Бунину)

Тема текста – утро в зимнем лесу.

Автор создал этот пейзаж, чтобы показать неповторимую красоту зимнего леса.

Глубокие, свежие

Удивительно свежее, огромное, глубокое

Яркие, радостные

Золотистый, солнечный

Это эпитеты.

Олицетворения: солнечный свет играет;

сосны замерли.

Метафору – зеленые венцы сосен

Венцы – слово многозначное. В одном из толкований читаем: «Венец – драгоценный головной убор, корона, как символ власти монарха»

Восклицательное предложение: «Какое великолепие и спокойствие!» и нераспространенное предложение: «Утро.»

Для создания зимнего пейзажа автор использует эпитеты, олицетворения метафоры, а также нераспространенные и восклицательные предложения.

Самостоятельная работа

Давайте потренируемся в использовании этих художественных средств. Опишите сегодняшнее утро, используя эти художественные средства, по схеме:

  1. Нераспространенное предложение.
  2. Три эпитета.
  3. Метафора.
  4. Восклицательное предложение.

Посмотрим, какие  пейзажи у вас получились.

(Зачитывается 1-2 миниатюры)

Работа детей в «рабочей карте» по заданию педагога.

Утро.

Удивительное, сказочное, белоснежное.

Снежное одеяло.

Какое великолепие и спокойствие!

Физкультминутка.

Замечательные пейзажи! А теперь давайте немножко отдохнем.

Сядьте прямо. Наклоняемся вперед, затем запрокидываем голову назад (повторить 5 раз).

Сели ровно, глазами следим за движением снежинки.

Выполнение упражнения

Составление плана

Итак, продолжаем работу.

Тексты описания природы, как и любой другой текст,  имеют свою композицию.

Как у любого сочинения или рассказа, обязательно должна быть вводная часть. В данном случае это может быть название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения, а может включать в себя целый абзац.

Дальше должно следовать общее описание природы, переходящее затем на что – то более частное, узкое. Например, от описания светлой, радостной весны можно перейти к описанию нежной молодой травки, пробивающейся

из – под снега.

Сочинение можно закончить описанием настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной.

Перед вами еще один зимний пейзаж. Давайте прочитаем его.

Назовите номер предложения, соответствующего вводной части.

Укажите номер предложения, соответствующего общему описанию.

Частному описанию соответствуют …

Какое предложение соответствует заключительной части?

Чтение отрывка

1. Настала зима. 2. Красив лес в снегу! 3 Жалкий кустик напоминает тут с силой вырвавшийся из – под запорошенной земли взрыв. 4 Куча полусгнившего хвороста похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана. 5. Еловые лапы – если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, - прямо в глаза строят немые смешные рожи. 6. Все необычно, с роскошью до безрассудства, со щедростью через край.

1.

2.

3,4,5 предложения.

6.

Работа в парах.

А сейчас творческая работа. Перед вами зимние пейзажи нашего родного Барышского края. Внимательно рассмотрите их и, работая в парах, напишите общее и частные описания (3-4 предложения). Помощником в этой сложной работе вам будет удивительная музыка из пьесы П.И. Чайковского «Декабрь. На тройке».

Послушаем, что удалось в ваших миниатюрах, а над чем нужно будет еще поработать.

1. Декабрь. Маленькие елочки столпились на опушке, как ребятишки в детском саду. Матушка – зима заботливо укутала их в белоснежные шубки. Елочки замерли, боясь потерять этот праздничный наряд.

2. Красив лес в снегу! Еловая лапа наклонилась к земле под тяжестью снега. Кажется, что она укрывает от нас удивительные тайны зимнего леса.

3. Пришла зима в лес. Кажется, что сосны – великаны, припорошенные снегом, хотят оторваться от спящей земли и улететь куда – то в белое небо. Везде сказка, везде тайна, везде чудо. Только надо уметь его видеть.

Рефлексия

Молодцы.

А теперь давайте подведем итог нашему уроку.

Для чего писатели и поэты включают в свои произведения описания природы?

Для чего при описании природы необходимо использовать различные художественно – изобразительные средства выразительности?

Поднимите руки те, для кого  ответы на эти вопросы не вызвали затруднения.

Какой материал на уроке показался наиболее сложным?

Писатели и поэты включают в свои произведения описания природы, чтобы привлечь наше внимание к пейзажам нашей Родины в разные времена года.

При описании природы необходимо использовать художественно – изобразительные средства выразительности, чтобы ярче, красочнее описать природу.

Наиболее сложной была работа по созданию миниатюр.

Домашнее задание

В таком случае домашнее задание будет следующим.

Те, кто  хорошо усвоил материал сегодняшнего урока, выполняет упражнение 280, где нужно написать сочинение – описание сегодняшнего утра, можно пользоваться теми материалами, которые мы собрали в течение урока.

 Хорошо будет, если вы используете цитаты из стихотворений великих поэтов в самом тексте или в качестве эпиграфа. Не стоит забывать также и о средствах живописания речи – их использование в подобном сочинении не просто желательно, а практически обязательный этап.

Те, у кого материал урока вызвал затруднения, выписывают художественные средства выразительности из  упражнения 279.

Большое спасибо за урок. Хочется особенно выделить работу следующих учеников …

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Письмо. "Я хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Тип урока: развитие речи. Класс: 6. Тема урока: Письмо. «Я хочу рассказать тебе о своём родном крае». Цели: расширить представление учащихся об эпистолярном жанре, сформировать навыки написания лич...

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе "Публичное выступление об истории родного края"

Урок направлен на развитие  у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (получать информацию из разных источников, обрабатывать и представлять её,  строить монологическое высказы...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...

Урок развития речи в 7 классе "Мы любим поселок родной..."

Урок о том, как написать сочинение в публицистическом стиле о истории родного поселка  с использованием  фактического  материала (фото, газетные вырезки, материалы бесед и т.д.). Сообще...

Родная речь в родном доме и домашние уроки развития речи.

Речь в нашем доме, слова, обращённые к ребёнку и остальным членам семьи – какие они? Родная речь для ребёнка – эта та речь, которая чаще всего звучит в его родном доме. Это – речь его родителей, его р...

Урок развития речи по теме " Природа родного края". Конспект урока.

Данный материал может быть использован при подготовкек к написанию сочинения о природе родного края....

"Юрта-великий дар предков" (урок развития речи в 6 классе по родной литературе)

"Юрта-великий дар предков" (урок развития речи в 6 классе по родной литературе)...