Имя прилагательное
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Галеева Лилия Вагизовна

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» (с презентацией)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_imya_prilagatelnoedocx.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» (с презентацией)

Материал рассчитан на два урока обобщения знаний по теме и урок контроля знаний по теме (Тест – Приложение 1).

Аудитория: 5 класс

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
  2. Развитие речи, внимания, памяти.

Задачи:

1.Образовательные.

 повторить в течение урока материал по темам:

  1. Роль прилагательного в тексте;
  2. Морфологические признаки прилагательного;
  3. Синтаксическая функция прилагательного;
  4. Согласование прилагательных с существительными;
  5. О – Ё в окончаниях прилагательных после шипящих и Ц;
  6. Грамматические особенности кратких прилагательных;
  7. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

2.Развивающие.

 Развитие речи, внимания, памяти.

3.Воспитывающие

Воспитывать чувство ответственности за свой родной язык, бережное отношение к природе, коллективизм.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1.

Прилагательное как часть речи

Сл.1

Орг. момент. Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз. Ребята у меня сегодня отличное настроение, а у вас, покажите мне смайлик.

У всех сегодня отличное настроение, прокомментирйуте его. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый

2.

Обобщение и систематизация изученного.

Сл. 3,4

Сл.5

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый

Задание: Ответьте на вопрос: какая часть речи в высказывании К.Г.Паустовского указывает на признаки предметов?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока и цель.

Задание:

Дайте определение имени прилагательного как части речи.

Это имена прилагательные

Обобщить и систематизировать знания

по теме «Имя прилагательное»

Имя прилагательное -

- самостоятельная часть речи

- обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... )

- отвечает на вопросы Какой? Каков?  Чей?

Сл. 6,7

Отгадайте, о какой птице идет речь.

Какие прилагательные помогают понять это?

 по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы.

Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову.)

Расскажите, что вы знаете об этой удивительно красивой птице.

Найдите в тексте  прилагательные, которые обозначают:

1.цвет;

 2.отношение автора к предмету описания.

 

Подберите к слову величавый  прилагательные - синонимы.

Величавой (осанке), водяной (птицей), белый, с блестящими, прозрачными, небольшими (глазами), с черным (носом), черными (лапами), с длинною, гибкою, красивою (шеей).

Птица лебедь занесена в Красную книгу, поэтому мы должны бережно относиться к природе.

Величавый, прекрасен

Работа со словом величавый (Словарь: достойный, почтенный).

Сл.8

Задание: Внимательно прочитайте предложения, определите тему текста, найдите ключевые слова, подберите прилагательные, которые бы точно могли описать то, о чём говорится в тексте

Было _____ утро…  Помню ______ сад, помню _____ аллеи, тонкий аромат _____ листвы и запах антоновских яблок, запах меда и _____ свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются _____ голоса и скрип телег.

Сл.9

Вопрос: 

Какова роль имени прилагательного в речи?

Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету.

3.

Согласование имени прилагательного с существительным

Сл.10

Задание:

Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных?

Докажите примерами и запишите их.

Образец: -ая, -яя – ж. род, ед. ч., им. п. – большая (книга), синяя (тетрадь).

-ое, -ее – …         -ого, -его – …

-ые, -ие – …          -им, -ым – …

-ый, -ий – …  -ую, -юю – …

Задания на карточках:

Вариант 1. Допишите окончания прилагательных, согласуя прилагательные с существительными.  Определите их падеж.

Маленьк.. остров в лесу. Пахнет дымом, прошлогодн.. листьями. Пока таскаем мешки, луна из красн.. пятака превращается в золот.. монету. Вдоль тропинки к темн.. одинок.. дому загораются желт.. огоньки. Это ива при лунн.. свете зажгла фонари крупн.. пушист.. цветов.                                                                                                               (В. Песков.)

Вариант 2. Допишите окончания прилагательных, согласуя прилагательные с существительными.  Определите их падеж.

Солнце только поднялось из-за верхушек огромн… соснов… бора и осветило просторн..  болото. Оно поросло част… березняком. Вся земля покрыта мягк… зелен… мхом, а на бугорке цел… заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну спел… чернику за другой.                                                                         (По Г Скребицкому.)

4

Работа в мини - группах. Один ученик называет

словосочетание прилагательное +существительное,  другой называет антоним к этому прилагательному, сохранив его грамматические  признаки. Определить род, число, падеж.

Бедного человека - богатого человека (м.р., ед. число, Р.п.)

4.

Синтаксическая роль имени прилагательного

Сл.11

Задание: 

Выписать грамматические основы предложений.

Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.

Выступают в роли определений и сказуемого в краткой форме.

5.

Грамматические особенности кратких прилагательных

Сл.12

Вопрос:                                                                                    

Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

Задание: Образуйте от полных прилагательных краткие формы мужского и женского рода. Запишите их, расставляя ударение. Подчеркните беглую е в краткой форме мужского рода.

Образец. Бедный – беден, бедна.

Бледный, близкий, вкусный, властный, вредный, холодный, добрый, грозный, страшный, интересный.

Сделайте вывод, как изменяются краткие прилагательные?

Различаются окончанием

Изменяются по родам и числам, не склоняются.

6.

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

Сл.13

Задание: Расскажите о правописании мягкого знака в кратких прилагательных с основой на шипящий.

Задание: Образуйте краткую форму прилагательных, подчеркните орфограмму.

Какое слово является лишним?

Хороший, дремучий, похожий, горячий, могучий, свежий, неуклюжий, ночь, колючий, пахучий.

Мягкий знак не пишется

Ночь-существительное женского рода 3 склонения (ь пишется)

7.

Правописание букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных.

Сл.14

Задание: Расскажите о правописании букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных.

Задание: Записать словосочетания, объяснить и графически обозначить орфограмму.

На свеж..м воздухе, к старш..му брату, в больш..м дремуч..м лесу, по горяч..му следу, у могуч..го дуба, в колюч..м кустарнике, в чуж..м доме.

Под ударением – О

Без ударения - Е

3.Рефлексия.

Чему научились? Какие трудности испытывали? Над чем ещё надо поработать, чтобы на следующий урок выполнить хорошо тест? Какую бы оценку за вашу работу вы себе поставили?

Ребёнок может сам себя оценить, если затрудняется в работу включается сосед по парте, а затем учитель подводит итог оцениванию.

8.

 Выставление оценок совместно с учителем. Настроение не изменилось. Покажите смайлики друг другу. Выставление оценок

В течение урока ученики получали за ответы жетоны-смайлики красного и голубого цвета.

Сл.15

Домашнее задание: Предлагаю на выбор 2 стихотворения: К.Бальмонт «Снежинка» и А.Прокофьев «Русская берёзка». Задание. Познакомиться со стихотворениями по’тов, определить тему, найти и выписать ключевые слова-образы и прилагательные, при помощи которых  автор создаёт эти яркие поэтические образы. Определите род, число и падеж прилагательных.  Подготовиться к контрольному тесту по теме «Имя прилагательное»

Приложение 1.

Тест по теме «Имя прилагательное»  

5 класс

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

А) признак предмета;         Б) действие предмета;       В) признак признака.

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы

А) кто?  что?              Б) какой? чей?                В) что делать? что сделать?

3. Имя прилагательное изменяется (найдите неверное утверждение):

А) по родам;       Б) по временам;        В) по числам;        Г) по падежам.

4. Краткие имена прилагательные изменяются:

А) по родам;        Б) по падежам;          В) по числам.

5. Словосочетанию весенний день соответствует схема

         х                                                     х                               х

А) прилаг.+ сущ.           Б) прилаг. + сущ.          В) сущ.+сущ.

6. Краткие имена прилагательные в предложении являются:

А) определениями;        Б) дополнениями;            В) сказуемыми.

7. Краткие имена прилагательные есть в предложении:

А) Короткие каникулы быстро пролетели;

Б) Коротки дни зимой;

В) Иглы у ели короткие.

8. В предложении Новая грамматическая тема очень трудна.  краткое прилагательное является:

А) определением;          Б) сказуемым;           В) дополнением.

9. Мягкий знак не пишется в словах:

А) мяч…        Б) хорош…         В) рож…      Г) с крыш…

10. Прилагательное большой в Родительном падеже имеет окончание

А) – им           Б) – ого         В) – ем

11. Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже, единственном числе имеют окончание

А) –ом, -ем       Б) - им, - ом        В) –ым, -ем       Г) –им,-ым

12. Прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончание

А) –ом,-ем        Б) –им,-ом          В) –ым,-ем        Г) –им,-ым

13. Установите соответствие:

1) ж.р.,ед.ч.,И.п.              а)большой                                д) летним

2) м.р.,мн.ч.,Р.п.              б) умная                                   е) об утреннем

3) ср.р.,ед.ч.,Т.п.              в)глубокого                            ж) маленьким

4) ж.р.,мн.ч.,Д.п.              г) хороших                              

 14. Краткая форма прилагательного могучий

А) могучь        Б) могуч         В) могучи

15. Краткая форма прилагательного хороший

А) хорош         Б) хорошь            В) хороша

16. Род и число прилагательного в словосочетании сосна высока

А) ед.ч., ср.р.        Б) мн.ч., ср.р.         В) ед.ч., ж.р.          Г) ед.ч., ср.р.

17.  Какие окончания нужно дописать (выберите столбец а), б), в), г) с правильными окончаниями)?

                                                                         а          б          в          г

летн__   утром                                               им       им       им       ем

на горяч__   песке                                         ем        им      ем        им

от осенн__   листвы                                      ий        ей       ей        ем

от жарк__   солнца                                       ого       ова     ого       ова

18. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным

А) Перелетные птицы улетели на юг.

Б) Деревья жмутся друг к другу, скрипят на ветру.

В) Рыжая шерстка лисенка была густа и мягка.

Г) Ночь светлая и морозная.

№ задания

Правильный ответ

Количество баллов

1.

А

1

2.

Б

1

3.

Б

1

4.

А, В

2

5.

Б

1

6.

В

1

7.

Б

1

8.

Б

1

9.

А, Б, Г

3

10.

Б

1

11.

Г

1

12.

А

1

13.

1Б;    2Г;    3Ж,Д;    4Ж,Д

6

14.

Б

1

15.

А

1

16.

В

1

17.

В

1

18.

В

1

26

«5»  -  26 – 25 б

«4»  -  24 – 19 б

«3»  -  17 – 13 б

«2»  - менее 13

Источники:

  1. Компакт-диск «Дидактический и раздаточный материал. Русский язык 5-7 классы (карточки)», издательство «Учитель», 2010
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1992
  3. Фото «Зимний лес» (из личного архива)
  4. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/test-po-teme-imya-prilagatelnoe-6-klass 
  5. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/pedagogicheskii-test-po-russkomu-yazyku-dlya-5-klassa-po-teme-imya-pril 
  6. http://lib.repetitors.eu/russkiy/73-2009-12-14-06-38-33/1610----q-q 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...