Безударные личные окончания глаголов. Урок в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ложникова Елена Филимоновна

Тип урока- урок-практика, урок закрепления полученных знаний и умений. На данном уроке отрабатывается навык выбора гласной в безударных личных окончаниях глаголов. На уроке предусмотрены разные формы работы учащихся: словарная работа, работа с интерактивной доской, самостоятельная работа в парах, письменная работа в тетради, работа с модулем п-типа, интерактивной таблицей. Урок составлен  с использованием ЭОРов (электронных образовательных ресурсов), расположенных на сайтах school-collection.edu. ; fcior.edu.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnye_lichnye_okonchaniya_glagolov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Безударные личные окончания глаголов»

ФИО

Ложникова Елена Филимоновна

Место работы  

МОУ «Седановская СОШ»

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Безударные личные окончания глаголов;

третий урок по теме

Базовый учебник

Русский язык: учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений/Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.- 35- е изд. – М.: Просвещение, 2008.

8.Цель  урока: отработка навыка выбора гласной в безударных личных окончаниях глаголов по инфинитиву.

9. Задачи:

- обучающие: знать условия выбора гласной в безударных личных окончаниях глаголов, уметь применять алгоритм рассуждения на практике;

-развивающие: развитие орфографических навыков и орфографической зоркости,

развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по теме; делать выводы;

-воспитательные:  воспитание интереса к изучению родного языка.

  1. Тип урока:  урок-практика, закрепление знаний и умений
  2. Формы работы учащихся: словарная работа, работа с интерактивной доской, самостоятельная работа в парах, письменная работа в тетради, работа с модулем п-типа, интерактивной таблицей.
  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (2 мин.)

II. Словарная работа. Повторение орфограммы «ь после шипящих у глаголов».

Убереч?ся от неприятностей, выпеч? вкусный пирог, спрячет?ся от дождя, отвлеч?ся от грустных мыслей, пробираеш?ся сквозь кусты, устраивает?ся поудобнее, удачно подстрич?ся, помоч? в беде, радостно смеёт?ся, подстереч? добычу.

(Словосочетания представлены на интерактивной доске. Уч-ся самостоятельно вставляют пропущенный Ь или доказывают его отсутствие; после этого рассказывают правило) (5 мин.)

III. Постановка темы и целеполагание урока.

Учитель сообщает тему и цели урока. (1мин.)

IV. Актуализация опорных знаний.

Уч-ся вспоминают правило определения спряжения у глаголов и выбор безударных окончаний у глаголов по инфинитиву. Вспоминают подсказки-запоминалки, данные учителем на предыдущем уроке изучения нового материала. Запоминалки: из римских цифр, обозначающих спряжение, получаем гласные буквы – I спр. – Е, II спр. – И:

3 лицо мн. числа: на помощь спешит ослик Иа из мультфильма «Винни-Пух». Во II спр. пишем гласную И, а в 3 л. мн. ч. - -ат (-ят).

Работают с интерактивной таблицей (№1). http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3b8fdf43-cb15-42ec-b29a-4eedc3ae8ffd/?from=a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f&interface=themcol. (Работа с интерактивной таблицей на данном этапе урока позволяет вспомнить и систематизировать изученный ранее материал для последующей работы на уроке.) Составление алгоритма рассуждения. Алгоритм составляют уч-ся самостоятельно (работа в парах), после совместного обсуждения приходим к одному варианту.

Алгоритм рассуждения.

1.Если окончание безударное, поставь глагол в форму инфинитива, соблюдая вид глагола.

2.Обрати внимание, на что оканчивается инфинитив.

3.Определи спряжение глагола и выбери верный вариант написания гласной в личном окончании глагола. (6-7 мин.)

V. Тренировочные задания. ( 10 мин.)

1. Распредели глаголы по спряжению на две группы.

Смотреть, вертеть, ездить, хотеть, строить, слышать, вязать, видеть, шептать, писать, зависеть, дышать, клеить, колыхать, обидеть, ехать, стелить, держать, ходить, полоть, брить, бежать. (Глаголы хотеть и бежать не попадут ни в одну группу, т. к. они разноспрягаемые)

2.Распредели глаголы на две группы, вставив букву в личном окончании: Е или И.

Шага…шь, терп…шь, люб…шь, держ…шь, плач…м, бор…тся, увид…т, вызыва…шь, серд…шься, наден…т, кле…м, гре…тся, бре…т.

3. Поставь глаголы в 3 лицо мн. числа. Составь с получившимися глаголами предложения.

Молоть, побороть, бороться, колоть, расколоть, полоть.

4. Соотнеси букву в окончании глагола и глагол. Таблица представлена на интерактивной доске.


Е




И

1.Она леч…тся, она кача…тся.

2. Ты напиш…шь, она беседу…т.

3. Он не расслыш…т, он обид…т.

4. Мы успоко…мся, ты смотр…шь.

5. Мы вычища…м, ты бре…шься.

6. Ты обижа…шься, она гон…т.

7.Вы завис…те, мы стро…м.

8.Он замеча…т, мы пиш…м.

Ключи: Е – 2, 5, 8;   И – 3, 4, 7.

VI. Работа с модулем  п- типа. (№2)

http://www.fcior.edu.ru/card/449/pravopisanie-lichnyh-okonchaniy-glagolov-p1.html  (Данный тип ЭОРа целесообразно провести после письменных тренировочных заданий, когда у уч-ся через процесс письма сформируется определённый навык выбора изучаемой орфограммы. Выбор модуля практической направленности соответствует типу урока.) (12 мин)

VII. Подведение итогов урока,  рефлексия, домашнее задание (3 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Данный урок  разработан для учащихся  6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку)

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку). Урок-практикум обобщает и систе...

Правописание безударных личных окончаний глаголов урок № 2

Здесь вы найдет конспект  урока и презентацию к нему...