Типы сложноподчинённых предложения. Пунктуация в СПП.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Ложникова Елена Филимоновна

 

 Урок русского языка в 11 классе. Цель урока: повторение и углубление знаний и умений учащихся по теме "Сложноподчинённое предложение". В ходе урока учащиеся совершенствуют умение определять виды придаточных предложений, устанавливать смысловые отношения между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса. Урок направлен на подготовку учащихся к ЕГЭ, отрабатывается навык выполнения тестовых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_spp._punktuaciya_v_spp.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Виды придаточных предложений. Пунктуация в СПП.

Урок в 11 классе

Цели:  1. совершенствовать  умение учащихся  определять виды придаточных предложений;

2.  нацелить учащихся на установление смысловых отношений между главным и придаточным предложением  с помощью вопроса;

3.продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий

4. развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; делать выводы.

Оборудование: таблица «Виды придаточных предложений», интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Лингвистическая разминка.    Слайд 1

Спишите и расставьте ударения в словах

Завидно, договор, свекла, квартал, балованный, запломбировать, закупорить, газопровод, магнитопровод, коклюш, отключит, перчить,  донельзя, искра, обеспечение,  новорожденный, иконопись, черпать.

III. Постановка темы и целеполагание урока. (Слайд 2 -тема урока)

На сегодняшнем уроке мы систематизируем знания о видах придаточных предложений, научимся устанавливать смысловые отношения между главной и придаточной частями с помощью вопроса, повторим пунктуацию в СПП.

IV.  Работа по теме урока

Актуализация опорных знаний.

- В 9 классе мы с вами познакомились со СПП, видами придаточных предложений. Вспомните изученный материал (ответы учащихся).

- Работа с таблицей «Виды придаточных предложений» (слайд 3 на интерактивной доске, распечатанные таблицы на столах у учащихся)

Вид придаточного

На какой вопрос отвечает

Чем прикрепляется

I

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей

Союзами что, как, будто, чтобы;

Союзными словами кто, что и др.

II

Определительные

Какой?

Союзными словами который, что, где, куда и др.

III

Обстоятельственные:

1

места;

где? куда? откуда?

Союзные слова где, куда, откуда 

2

времени;

когда? с каких пор? как долго?

Союзы когда, пока, с тех пор как, как только

3

условия;

при каком условии?

Союзами если, когда и др.

4

причины;

почему? отчего?

Союзами потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо и др.

5

цели;

зачем? с какой целью?

Союзами чтобы, для того чтобы и др.

6

образа действия;

как? каким образом?

Союзы и союзные слова что, как, чтобы, словно…

7

меры и степени;

в какой мере (степени)? насколько?

Союзы и союзные слова что, как, будто, словно, сколько…

8

сравнения;

как? в сравнении с чем?

Союзами как, подобно тому как, чем, будто, точно, словно…

9

уступки;

несмотря на что?

Союзами хотя, несмотря на то что, пускай, как ни…

10

следствия

что является следствием этого?

Союзом так что

Учащиеся изучают таблицу, называют виды придаточных и т.д.

Обращаем внимание на то, что одинаковые союзы и союзные слова могут соединять разные виды придаточных (например,  что – может присоединять придаточные изъяснительные, определительные, меры и степени, образа действия).  Делаем вывод о том, что нельзя определять тип придаточного только по союзу (союзному слову), важно задать вопрос от главной части к придаточной и установить смысловые отношения.   (Слайд 4 – вывод)

Тренировочные задания.  (Карточки на столах учащихся)

I.Расставьте знаки препинания и определите тип придаточного предложения

  1. Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы.                      [   ], (без которых…) – придаточное определительное
  2. Где тонко  там и рвётся.             (Где…), [    ].  – места  
  3. Я знаю край где всё обильем дышит.        [   ], (где…)  -   определительное
  4. Сердце моё заныло когда оказались мы в давно знакомой комнате.                                     [   ], (когда…) – времени
  5. Ох, лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.              [   ],(когда…   ) – условия
  6. Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлёк внимания  сторожей.                  [   ], (чтобы…) – цели
  7. Верчусь колесом а куда еду не знаю.    [… ,(куда…), ….].  -  изъяснительное
  8. Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.   (Несмотря на то что…), [     ]. – уступки.
  9. Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов.                                            [     ], (будто…). – сравнения

II. Составление алгоритма рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1) найти грамматические основы;

2) определить главное и придаточное предложения;

3) поставить вопрос от главного к придаточному;

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении;

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения. (Слайд 5 - алгоритм)

Обращаем внимание учащихся на то, что

-придаточные части могут стоять перед и после главной части (в этом случае отделяется от главной одной запятой), а также и внутри главного предложения  (выделяется запятыми с обеих сторон – 7 предложение)

- в союзе   несмотря на то что перед что   запятая не ставится.

Найдите в таблице подобные союзы. Запомните их правописание и не допустите ошибок при расстановке знаков препинания!  (потому что, ввиду того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как…)

(Слайд 6 –перечисление сложных союзов)

III. В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части; первая часть воспринимается как указательное слово, а вторая будет иметь  роль союза. В таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза. Рассмотрим подобные примеры.  Задание: Расставить знаки препинания, выделить союзы и указательные слова.

Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа да кости.

В важных делах жизни надо спешить так, как  будто бы от потери одной минуты должно было всё погибнуть.

Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми.  

Не исполнил он этого намерения только потому, что на набережной было много народа. (Слайд 7)

IV. Нередко путают обстоятельственные придаточные следствия и придаточные степени, осложнённые оттенком следствия; придаточные причины и цели. (Карточки на столах у учащихся). Прочитаем и проанализируем предложения.

Было очень темно, так что приходилось нащупывать дорогу.                        (следствия)

Было так темно, что приходилось нащупывать дорогу.                         (степени с оттенком следствия)      

Мост прогнил, так что по нему опасно ехать.

Мост  прогнил так, что по нему опасно ехать.

Брат так исхудал, что я его сразу не узнала.

Брат исхудал, так что я его сразу не узнала.

Мы остановились, чтобы набрать воды.

Мы остановились, потому что нам надо было набрать воды.

V. В каких предложениях можно выделить придаточное предложение со значением причины? (карточки на столах у уч-ся)

А) Я очень устал и потому не успел закончить статью.

Б) Я давно хочу понять, почему вы не любите музыку.

В) Чтобы не опоздать, мы взяли такси.

Г) Я опоздал, потому что забыл дома портфель и возвращался с полдороги.

Д) О родителях судят по тому, как ведут себя их дети.

Е) Не стойте у края платформы, так как это опасно.

Ж) Пошёл сильный дождь, и потому мы остались дома.

                                                                                      (ответ: Г, Е)

VI. Установите соответствие между предложениями и видами придаточных. (карточки на партах у уч-ся)

1. Мне приходилось ночевать в стогах даже тогда, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью.

А) Изъяснительное

2. Наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой.

Б) Определительное

3. Достаточно сказать, что Мещёрский край лежит между  Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из уцелевших лесных островов.

В) Места

4. Там, где на карте были болота, кое-где уже шумел молодой осиновый лес, на месте иных озёр оказались трясины.

Г) Времени

5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы.

Д) Причины

6. Иногда реки и озёра мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь.

Е) Следствия

7. Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль – споры льна.

Ж) Сравнения

8.Один плёс на этой реке мы назвали «фантастической Прорвой», потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы.

З) Цели

9.Сон в осенние ночи в палатке крепкий и свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо.

И) Условия

10.Отец мой был неисправимым мечтателем, так что за ним установилась слава человека легкомысленного.

К) Уступки

Ключ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В, 5-З, 6-Ж, 7-И,  8-Д, 9-К, 10-Е (слайд 8)

 Тестовые задания I (задание А24 ЕГЭ) (Работа с заданиями по книге Цыбулько И. П. «ЕГЭ 2012. Русский язык. Тренировочные задания. – М: Эксмо, 2011.) 

На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

1.Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4)едва виднелись их очертания.

  1. 1, 3         2)2          3)3       4)2,4

2. Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.

1)1,3          2)1,2          3)3       4)2,4

3. Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ (3) которых позволяет глубже понять содержание стихотворения.

            1)1             2)2               3)2,3          4)2,4

4. По облакам (1) контуры (2) которых  казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.

           1)1,3            2)1,2           3)2,3            4)3

5. Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2) мимо (3) которых (4) проплывал наш катер.

         1)1,3           2)2             3)3               4)2,4

6.  В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины Х века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории.

         1)1,3          2) 2         3)1,4           4)2,4

7. Мохнатые ветви деревьев (1) образуют тёмный свод (2) сквозь (3) который только кое-где (4) весело проглядывает солнечный лучик.

         1)1,3         2)2            3)3               4)2,4

Взаимопроверка работ (Слайд 9 – указаны страницы и ключи для проверки)

Тестовые задания II (задание А26 ЕГЭ)  (Работа с заданиями по книге Цыбулько И. П. «ЕГЭ 2012. Русский язык. Тренировочные задания. – М: Эксмо, 2011.)

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя  заменить причастным оборотом? Задания на стр. 13, 25, 37, 49

Взаимопроверка работ (Слайд 10 – страницы и ключи для проверки)

Делается вывод о том, что придаточную часть можно заменить причастным оборотом том случае,  если

- союзное слово стоит в именительном падеже и выполняет функцию подлежащего;

- союзное слово стоит в винительном падеже.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание: 1. §81 стр. 237  упражнение 403 (Греков В. Ф. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»)

2. выполнить задание А26 ЕГЭ на стр.62, 73, 85, 98, 109, 121 (Цыбулько И. П. «ЕГЭ 2012. Русский язык. Тренировочные задания. – М: Эксмо, 2011.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему "Типы сложноподчинённых предложений" в 9 классе

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к преподаванию русского языка в основной школе....

Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Урок открытия нового знания.Расширение понятия о СП.Введение понятия "СПП"....

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях"

Данная презентация помогает усовершенствовать пунктуационные навыки учащихся по теме "Типы подчинения в сложноподчиненных предложениях"...

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...

Технологическая карта. 9 класс Сложноподчинённые предложения с двумя или с несколькими придаточными и пунктуация в них

Урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала.Обобщить и систематизировать теоретические сведения по данной теме, закрепить умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с...