Главные вкладки

    Открытый урок на тему "Типы сложноподчинённых предложений" в 9 классе
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

    Зотина Елена Семёновна

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к преподаванию русского языка в основной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок русского языка в 9 классе.526.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Новомичуринская СОШ №1»

    Урок по русскому языку в 9 классе.

    Тема: Виды сложноподчинённых предложений.

    Учитель русского языка и литературы: Зотина Е.С.

    Цели педагога:

    Образовательные: организовать учебную деятельность учащихся  по освоению определения видов сложноподчинённых предложений и по освоению первичных умений определять вид сложноподчинённых предложений.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация карточки для групповой работы.

    Задачи:

    - организовать процесс ознакомления учащихся с алгоритмом;

    -организовать понимание устройства алгоритма;

    -организовать знакомство с образцом действий по алгоритму и его воспроизведению;

    -организовать тренинг самостоятельного выполнения действий по алгоритму для приобретения первичных умений;

    -организовать процедуру самоконтроля учащимися своих действий;

    -в случае допущения ошибок организовать рефлексивную самооценку учащихся хода и результатов своей деятельности.

    Тип урока: освоение новых знаний.

    Ход урока.

     Организационный момент.  

    На доске вы видите предложения. Это высказывания великого учёного, просветителя М.В. Ломоносова, которому, как вы знаете, в 2011 году были посвящены празднования 300-летия со дня рождения. Запишите эти предложения.

    (Ученики записывают)

    Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая ничего не производит, кроме смраду.

    Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

    Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.

    - Что   надо сделать, чтобы определить виды предложений?

    Ответы учеников.

    Выделить главные члены предложения, найти союзы, определить сложносочинённое или сложноподчинённое оно.

    - Выполните эти действия.

    Ученики выполняют задание.

    [Ленивый человек в бесчестном покое сходен с  неподвижною болотною водою],   (которая ничего не производит, кроме смраду).

     [Смутно пишут о том], (что смутно себе  представляют).

    [Слово дано для того человеку], (чтобы свои понятия сообщать другому).

    Пробное действие

    У. Попробуйте назвать виды  сложноподчинённых предложений.

    Д. Не можем назвать: не знаем.

    Определение причин затруднения.

    У. Каких знаний вам не хватает?

    Варианты ответов. Не знаем, какие виды (названия) сложноподчинённых предложений бывают, не знаем признаки разных видов сложноподчинённых предложений.  

    У. Чем же будем заниматься на  уроке?

    Д.  Будем узнавать, какие бывают виды сложноподчинённых предложений, по каким признакам определяют их вид.

    У. Записываем тему урока. «Виды сложноподчинённых предложений»

    Определение плана выхода из затруднения.

    У. Какими будут цели нашего урока?

    Учебная цель:

    1. узнать виды придаточных предложений и их отличительные признаки;
    2. освоить знания алгоритма по определению видов сложноподчинённых предложений;
    3. выработать первичное умение в определении видов сложноподчинённых предложений в тексте при помощи алгоритма.

    Какими будут задачи?

    Учащиеся называют задачи:

    -познакомиться с алгоритмом определения видов сложноподчинённых предложений;

    -понять, как устроен алгоритм;

    -познакомиться с образцом действий по алгоритму;

    -самостоятельно отработать первичные умения пользоваться алгоритмом при выполнении задания данного класса;

    -проконтролировать себя в правильности выполненных действий.

    У. Где вам это пригодится?

    Д. -На ГИА, ЕГЭ.

    Реализация плана выхода из затруднения.

    У. Итак, приступим к достижению наших целей.

    Класс распределяю на группы. Раздаю задания на листах.

    Ученики смотрят, выполняют задания. Предложения надо распределить на три группы.

    1.Знаю я, что не цветут там чащи.

    2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.

    3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.

    4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой .

    5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

    6. Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.

    -Как вы работали?

    -Подчеркнули грамматические основы, выделили главные и придаточные предложения, от главного к придаточному задали вопрос.

    Заслушиваю ответы.

    -На какие группы вы их распределили?

    1. я группа. Придаточное 1 и 6  предложение отвечает на вопрос что?
    2. я группа.Придаточное 2 и 5  предложение отвечает на вопрос какой?
    3. я группа.Придаточное 3 и 4  предложение отвечает на вопрос почему?когда?

    -А у вас как получилось? (Спрашиваю все группы)

    -По какому признаку вы определили вид придаточного предложения?

    -По вопросу.

    -По-вашему, как будут называться эти группы?

    Учащиеся делают такой вывод: если звучит вопрос дополнения, то это предложения дополнительные, если – определения, то определительные, если – обстоятельства, то обстоятельственные.

    - Правильно, ребята. Только предложения мы будем называть не дополнительные, а изъяснительные.

    У. Перед вами таблица, посмотрите на неё.

    Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:

    1. знать структурные особенности сложноподчиненных предложений;
    2.  различать виды придаточных предложений, используя алгоритм определения вида придаточного предложения;
    3. различать подчинительные союзы и союзные слова;
    4. уметь правильно ставить знаки препинания.

    Теперь обратимся к алгоритму определения видов придаточных предложений.

    Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

    1)  найти грамматические основы,

    2)  установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

    3)  поставить вопрос от главного к придаточному,

    4)  найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

    У каждого ученика на парте распечатан алгоритм.

    -Вернёмся к предложениям. Определим видпридаточного предложения.

    Учитель показывает образец действия по алгоритму.

    [Ленивый человек в бесчестном покое сходен с   неподвижною болотною водою],  (которая ничего не производит, кроме смраду).

    Синтаксическая модель  сложноподчиненного  предложения  с придаточным определительным:

    Затем учащиеся пошагово (по алгоритму) разбирают последующие предложения.

    [Смутно пишут о том], (что смутно себе  представляют).

    Синтаксическая модель сложноподчиненного  предложения  с придаточным изъяснительным:

    [Слово дано для того человеку], (чтобы свои понятия сообщать другому).

    Синтаксическая модель сложноподчиненного  предложения с придаточным обстоятельственным:

    Итог урока

    -Какие знания вы освоили на уроке?

    - Мы познакомились с видами придаточных предложений.

    -Какие умения вы освоили?

    - Мы учились действовать  по  алгоритму определения вида придаточного предложения.

    - Можно ли сказать, что ваше умение крепкое, что вы справитесь с подобными заданиями в любой ситуации?

    - Нет, надо потренироваться.

      Задаю домашнюю работу и оцениваю учеников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

    Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

    Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

    Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

    План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

    Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...