урок в 10 классе "НЕ с разными частями речи"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Ложникова Елена Филимоновна

 

Тип – урок систематизации, обобщения и закрепления полученных знаний. Урок ориентирован на формирование прочного и осознанного навыка правописания НЕ с разными частями речи и подготовку старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. Изученный в 5-9 классах материал дополнен, систематизирован и наглядно представлен в виде таблицы. Особое внимание обращается на разграничение пояснительных слов, указывающих на слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными и наречиями, а также на отличие частицы НЕ и приставки НЕДО-. Урок содержит разнообразные формы работы, направленные на отработку орфографического навыка и навыка выполнения тестовых заданий. Предложенная в конце урока самостоятельная работа, составленная из заданий А 18 ЕГЭ прошлых лет, позволяет проверить уровень подготовки учащихся к решению тестовых заданий по теме «Правописание НЕ с разными частями речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕ с разными частями речи (10 класс)

Ложникова Елена Филимоновна  

Тип урока: урок систематизации, обобщения и закрепления знаний

Цели урока: 1) систематизировать материал по теме «не с разными частями речи», изученный в 5-9 классах, дополнить объём материала, установленного школьной программой;

2) сформировать прочный и осознанный навык правописания НЕ с разными частями речи;

3) продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий

Оборудование: таблица «НЕ с разными частями речи», интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая работа (правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени и суффиксов причастий прошедшего времени - задание А16 ЕГЭ)

Произносишь, обидевший, преобразуемый, служишь, перекинешь, относишься, выспишься, заключается, замасленный, видимый, приклеенный, курлычущие (журавли), увидишься, забудешь, приемлемый, защебечут, удержат, кажущийся, заблудишься, восстановленный, незабываемый, колышущиеся.

Для успешного выполнения данного задания учащиеся должны:

  1. определять спряжение глаголов (произносишь – произносить – II спр. – пишем И; курлычУщие – курлыкать – I спр. - У)
  2. видеть гласную инфинитива: обидЕвший – обидЕть
  3. помнить о «коварной» приставке вы-, которая перетягивает на себя ударение (выспишься – спИшь – II спр.)

III Постановка темы и целеполагание урока

На слайде слова Дмитрия Лихачёва.

(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба…   (Д. Лихачёв)

Задание

Прочитайте текст. О чём слова Лихачёва? Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите, раскрывая скобки, объясните орфограммы, расскажите правила орфографии, которыми вы руководствовались. Сформулируйте тему урока.

IV. Систематизация материала по теме урока.  Работа с таблицей (слайды и раздаточный материал для учащихся)

слайд

Слитно

Раздельно

С существительными, прилагательными, наречиями

  1. если без НЕ не употребляется
  2. если можно подобрать синоним без НЕ
  1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а
  2. если есть частицы вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не

Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия

Если нет предлога (некем)

Если есть предлог (не с кем)

Глаголы и деепричастия

Если без НЕ не употребляется

Всегда

Отглагольные прилагательные и причастия

  1. полные формы
  2. нет зависимых слов
  3. нет противопоставления с союзом а
  4. нет частиц вовсе, далеко не, ничуть не и др.
  1. краткие формы
  2. есть зависимое слово
  3. есть противопоставление с союзом а
  4. есть частицы вовсе не, далеко не, ничуть не и другие

Особое внимание учащихся обращаем на следующие моменты:

  1. наличие слов, указывающих на слитное/раздельное написание не с прилагательными и наречиями                                                                                слайд

Слитно = «сверх»

Раздельно = «недостаток»

Очень, слишком, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, почти, совсем и другие

Вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не и др.

Самым неоднозначным из пояснительных слов является слово СОВСЕМ. Если СОВСЕМ=ОЧЕНЬ, то НЕ пишется слитно. Если СОВСЕМ = ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, то НЕ пишется раздельно.

слайд

  1. противительный союз НО предполагает слитное написание: некрасивая, но дорогая игрушка
  2. Запомни: не кто иной, как; не что иное, как
  3. Несмотря на, невзирая на – предлоги (а не деепричастия)
  4. Не путать частицу НЕ с приставкой НЕДО- у глаголов. Приставка «НЕДО-» имеет значение «недостаток по сравнению с нормой»  Пленные недоедали (недостаток по сравнению с нормой), не доел суп (не закончил действие), недоглядеть за ребёнком, не доглядеть фильм.

V. Тренировочные задания.

1.Спишите, раскройте скобки (задание на слайде)

(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не) прекращавшийся в течение суток дождь, (не)ржавеющая сталь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно (не)исследованные пространства, почти (не)тронутая почва, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные статьи, (не)довязанный старушкой платок, открыто (не)высказанное недовольство, роман (не)прочитан, работа (не)завершена.

2. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

1. У Волконской в чертах лица было что-то (не)русское.

А. Причастие с зависимыми словами, пишется раздельно

2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву.

Б. Краткое прилагательное, пишется слитно

3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов, он отправился в путь.

В. Наречие, без НЕ не употребляется, пишется слитно

4. В лице родителей Пушкина слилось потомство одного человека – Петра Петровича Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее между собой общения и связей.

Г. Деепричастие, пишется раздельно

5. Брак сей был (не)счастлив.

Д. Имя прилагательное с НЕ пишется слитно, так как можно подобрать синоним

6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку от дома.

Е. Входит в состав предлога, пишется слитно.

( ключи: 1-Д,   2 – Г,   3 – Е,   4 – А,   5 - Б   6 – В)

3. Укажите правильный вариант ответа

Слово пишется слитно

А) Можно ли жить, (не)жертвуя ничем?

Б) Он предпочёл остаться (не)узнанным.

В) Человеку, (не)уверенному в своих силах, трудно победить.

Г) Мне (не)(к)кому обратиться за помощью.                                   (Ответ – Б)

А) Хлеб в магазине вовсе (не)свежий.

Б) Жизнь в деревне спокойна и (не)тороплива.

В) Ошибки в работе по-прежнему (не)исправлены.

Г) Это была жизнь человека, как будто (не)созданного для счастья.     (Ответ – Б)

Слова пишутся раздельно

А) В его словах (не)было ничего странного.

Б) На мониторе мобильного телефона темнела надпись: «(Не)отвеченный вызов»

В) (Не)которое время я поживу в деревне.

Г) Мужчина (не)доумевающе смотрел на меня.                     (Ответ – А)

А) Это (не)придуманная, а происходившая на самом деле история.

Б) Нельзя быть таким (не)собранным.

В) (Не)вежливо так поступать.

Г) В зале раздались (не)годующие крики.                           (Ответ – А)

4. В каком ряду (рядах) слова с НЕ следует писать одинаково

А) (не)лишён, вовсе (не)друг, (не)с?кого, (не)который

Б) (не)создан, (не)пой, (не)объятный, (не)фотограф

В) совершенно (не)красивый, (не)причёсанный, (не)взирая на то что, (не)кому

Г) ничуть (не)обиженный, (не)обязан, (не)приспособленный к условиям, (не)раз

                                                                                                (Ответ: В- слитно, Г – раздельно)

5. Укажите неправильный вариант написания

1) А) некоторые слова

    Б) неумный мальчик

    В) неуверенный человек

    Г) невидимые миром слёзы

2) А) не что иное как

    Б) не должен

    В) не здоровится

    Г) не сказаны

3) А) не сказав

    Б) не где

    В) не было

    Г) не раз

4) А) далеко несимпатичный

    Б) ненависть

    В) совершенно невесёлый

    Г) некто                                           (Ответы: 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А)

6. Упражнение на разграничение НЕ и НЕДО-

В описаниях недоставало красок (недостаток по сравнению с нормой). Он нырнул, но дна не достал (незаконченное действие). Что ж ты, Пётр, свой кусок пирога не доел. Ночей недосыпала, куска недоедала. Из экипажа «Светлана» недосчитали ста шестидесяти семи человек. Она не дослушала, отошла прочь.

7. Комментированный диктант

(Не)хорошо прослыть (не)вежею, (не)приятно казаться и выскочкой. (Не)известности уже (не)было, всё уже было ясно для меня. Вот (не)хотя с ума свела. Она (не)годовала, (не)навидела тётю. Чистяков, (не)смотря на страшную усталость, (не)мог сомкнуть глаз. Была придумана совсем (не)интересная игра. Мы шли по (не)освещённым улицам городка. Принял совсем (не)обдуманное решение. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке. Один в поле (не)воин. Ещё (не)тронутые краской осени весело зеленеют высокие стебли трав. Нашли (не)разрушенный, а совершенно целый шалаш.

8. Самостоятельная работа. Задания даны на карточках или на слайде. Слитно или раздельно?  Задания А 18 прошлых лет ЕГЭ [1].

Обнаружен (не)опознанный летающий объект.

На столе только (не)допитый стакан сока.

У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома.

(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи до сих пор (не)найдены.

Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.

Тишина была (не)зловещей, а какой-то мягкой, спокойной.

Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд Сперанского.

Марья Гавриловна, (не)ведающая о том, что скрывается под маской Дефоржа, идёт на свидание.

Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.

(Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.

На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.

Черты лица (не) лишены приятности.

В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание: 1. §58 стр. 175  упражнение 321 (Греков В. Ф. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»)

2. выполнить тест (раздаточный материал)

Литература.

1. ЕГЭ: информационные технологии подготовки. Русский язык. Методические рекомендации./ Авт.-сост. Крашенинникова Л. А., Лукина И. В. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы  к  урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....