разработки уроков русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Грига Ирина Иннокентьевна

уроки в 6 классе на темы "Приставки ПРЕ и ПРИ", Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_urokov.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока учителя русского языка и литературы Грига И.И.

Тема урока: Правописание приставок ПРЕ - ;ПРИ-

Цели урока:

Обучающие : познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции, внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.

Задачи урока:

Обучающая : Закрепление и обобщение полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая : Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности

Воспитательная : Воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока:  изучения нового материала.

Оборудование урока : Тетради, учебники, компьютер, слайдовая презентация

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым правилом русского языка. Запишем число и тему урока в тетради.

3.Синтаксическая разминка

-Составьте предложение из слов Трудно, привычки, плохие, расстаться, легко, приобрести.

Приобрести плохие привычки легко - расстаться трудно.

-Укажите слова, в которых есть приставки.

-Правописание какой из них вы можете объяснить?

- Сегодня мы научимся объяснять и выбирать правописание приставок ПРЕ-;ПРИ-;

4.Знакомство с новым материалом

Лингвистическая сказка.

Жили были две приставки. Одна пре - другая при -.Приставка пре - была очень добрая, очень гордая, очень серьезная. ПРЕ - дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая - предобрая, очень гордая - прегордая. Приставка пре - дочь приставки пере - ,очень похожая на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить - преградить, переступить-преступить.

Вывод: По смыслу ПРЕ - = очень=пере

Приставка при — хорошо воспитанная барышня. Она все делает чуть-чуть. Не топнет, а притопнет. Не сядет, а присядет. Не откроет, а приоткроет.

У нее есть и такие значения:

· присоединение;

· приближение

· близость

5.Знакомство с алгоритмом.

-Чтобы не ошибиться в написании слов с этими приставками, воспользуемся алгоритмом. Рассмотрим его

Физминутка

6.Закрепление нового материала.

1.Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить значение, выбрать написание ( 1 ученик за компьютером)

Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, претерпевать изменения.

2.Творческая работа

-Создайте словесную зарисовку « Зима за окном», используя слова с приставками ПРЕ-; ПРИ-.

3.Работа с учебником

-Выполним упр. № 182 ( у доски и в тетрадях)

6.Подведение итогов урока

· С каким правилом познакомились?

· Что нужно учитывать при выборе приставки ПРЕ-; ПРИ-?

· Назовите значение приставки ПРЕ-? ПРИ-?

Выставление оценок за урок

7.Домашнее задание.

Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы»



Цели:

1. Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.

2. Усвоить структуру и семантику фразеологизмов.

3. Уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения


Задачи:

1.Научить распознавать фразеологические обороты.

2.Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.

3.Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.


Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и инновационные методики. Рассматриваются разнообразные рубрики, предполагается применение мультимедиапроектора. Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать.


Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов. По окончании урока проверить свои знания, заполнив кроссворд на тему « Фразеологизмы»


 Описание разработки урока русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы»


Форма учебной работы: классно – урочная.


Приобретаемые навыки детей: учащиеся научаться распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.


Особенности роли педагога заключаются в том, что учитель должен быть ярким образцом и примером для своих учеников, речь которого должна быть богатой, насыщенной, разнообразной, эмоциональной, грамотной и интересной.


 Формы организации работы детей: индивидуальная и коллективная.


Ход урока


I Проверка домашнего задания.


II Синтаксическая пятиминутка.


Учащиеся записывают предложение, подчёркивают главные члены, составляют схему предложения.

Ночь темна и тепла,

Благодатная мгла

На долины легла.

Найдите в толковом словаре значение выделенных слов.


 III Объяснение нового материала.


А) Сегодня мы узнаем значение нового слова фразеологизмы, что же это такое? Разумеется, это устойчивые сочетания слов.

Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Лежали в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Предлагаю вам сегодня на уроке отправится в путешествие, окунутся в мир слов и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории и происхождении слов. Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

Во – первых, сегодня мы побываем «В гостях у слов» и узнаем значение и возникновение следующих выражений: Спустя рукава и время истекло. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что каждый фразеологизм имеет свой смысл и историю возникновения.

Спустя рукава. 


Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.

Время истекло.


Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).

Ребята, сегодня наш урок, посвящённый теме « Фразеологизмы» будет проходить в необыкновенной форме, в виде путешествия по страничкам, изображённым на интерактивной доске. Итак, внимание на экран, нам предстоит преодолеть первую преграду нашего сложного пути, выполнить задание.


Б) Устное словесное рисование. Задание: составить рассказ по иллюстрации, на которой изображён Боб.


В) Ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов, чтобы продолжить свой путь дальше.

Хитёр как лиса

Труслив как заяц

Голоден как волк

Здоров как бык

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Нем как рыба

Грязный как свинья

Упрям как осёл

Болтлив как сорока

Колючий как ёж.


Г) Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы,…закончите фразеологизмы, взятые из сказок:

Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, сказка будет впереди.

В какой сказке А.С.Пушкина встречается следующее выражение:

В путь дорогу снарядился

Глаз не сводит, день и ночь


Из какого известного произведения взяты эти строки:

Есть разгуляться, где на воле, ушки на макушке.

Тут как тут, постоим мы головою.


Д) И снова в путь. Для того чтобы мы научились и овладели навыками рифмовки, нам необходимо подобрать нужные слова и добавить их в загадки.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят

Водой не разольёшь.


Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк,

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги.


Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу,

Окажешь медвежью услугу.


Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова,

Ребята слушать их не станут,

От этой песни уши вянут.


Ну а сейчас самое интересное: на экране вы увидите рисунки подсказки и среди них, конечно, есть работы учеников, находящихся в классе и выполнивших домашнее задание по русскому языку. С помощью рисунков – подсказок вы должны отгадать фразеологизм. ( Ответы: на воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши, снимать лапшу с ушей, язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую,)


Е) Впереди нас ожидает ещё одна преграда это стихотворение В.Суслова «Как работает слово?», из которого нужно выписать как можно больше фразеологизмов

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки-сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт-

Под камень лежачий вода не течёт.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!... Что скажут потом?

На дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».


Далее вам предстоит выполнить работу по вариантам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги. Задание называется «С головы до ног».


Голова:

Человек с головой

Морочить голову

Вскружить голову

Потерять голову

Не сносить головы

Отвечать головой

Как снег на голову

Голова идёт кругом

Сломя голову.


Глаз.

Мозолить глаза

Хлопать глазами

Говорить в глаза

Пускать пыль в глаза

Глазом не моргнуть

С глазу на глаз

Хоть глаз выколи

Открыть глаза

Как бельмо в глазу.


Ноги.

Со всех ног

Встать на ноги

Встать с левой ноги

Падать с ног

Потерять почву под ногами

Сбиться с ног

Идти в ногу

Путаться под ногами

Ног под собой не чуять.


Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить, что такое синонимы и антонимы и распределить фразеологизмы в два столбика, записав в первый столбик фразеологизмы, состоящие из синонимов, а во второй из антонимов.

Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт, ни голоден, переливать из пустого в порожнее, чёрным по белому, с больной головы да на здоровую, ни конца, ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.


IY.Закрепление Тренировочные упражнения. Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов.


Кашу маслом не испортишь.


- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

- Я машину чиню, - заплакал Саша.

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.


( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, )


В рассказе нужно найти 10 фразеологизмов, употреблённых в переносном значении, и объяснить их смысл.


^ Попались на удочку.

Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).


Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. ( Заполните кроссворд, проверив свои знания, или составьте свой).


О том кто часто меняет свои решения.

О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь.

О кротком и безобидном человеке.

Об излишней вежливости.

О болтливом человеке.

О положении, когда опасность грозит с двух сторон.


Ответы:

У него семь пятниц на неделе.

Фома неверующий.

Мухи не обидит.

Китайские церемонии.

У него язык без костей.

Между двух огней.


Y.Итог урока. Что интересного вы узнали на уроке?


Несомненно, это лишь малая часть фразеологических единиц, существуют и такие, которые своим происхождением обязаны античной мифологии и библейским преданиям. Это, например такие как: авгиевы конюшни, нить Ариадны, ахиллесова пята, вавилонское столпотворение, всемирный потоп, ганнибалова клятва, геркулесов труд, слава Герострата, гордиев узел, гомерический хохот, дамоклов меч, бочка Диогена золотое руно, золотой дождь, лавровый венок, панический страх, пиррова победа, прометеев огонь, рог изобилия, сизифов труд, танталовы муки, эзопов язык, яблоко раздора, ящик Пандоры и другие. С ними мы обязательно познакомимся, изучая русский язык в старших классах.


V1.Домашнее задание. Придумать и записать 5 предложений с фразеологическими оборотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...