Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Изварина Людмила Леонидовна

В статье рассказано о способах активизации познавательной деятельности учащихся и о том, как учителю создать условия, при которых будет развиваться познавательная активность и самостоятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_pdu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Изварина Л. Л.

Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках русского языка

Согласно взглядам, установившимся в психологии и педагогике, под обучением как педагогическим действием подразумевается не всякая передача знаний школьникам, но только такая, которая при этом одновременно повышает умственное развитие учащихся.

Чтобы добиться успеха в обучении, ученик должен думать, а всякое думание по своей природе есть активный процесс. Роль учителя — руководить этим процессом, направляя его на достижение доступной для учащихся познавательной цели.

Обучение, которое ставит целью не только усвоение знаний, но и формирование у учащихся рациональных методов и приемов мышления, можно считать обучением развивающим.

Перед обучением должны стоять две задачи: сообщение учащимся определенного круга знаний и всестороннее развитие личности, воспитание таких качеств, которые соответствовали бы моральному и интеллектуальному уровню современного гармонично развитого человека.

Чтобы стимулировать творческое отношение к работе, важно заинтересовать учащихся в их учебной деятельности. Обучение по «готовым» образцам является догматическим. Ученику приходится на веру принимать рекомендации учителя.

«Испытуемый начинает думать там, где привычка или прежнее знание оказываются недостаточными» (П. П. Блонский)

Например, конкретная цель, поставленная перед чтением параграфа, направляет учеников на вдумчивое, осмысленное его изучение, на выделение признаков явлений.

Ученики учатся рассуждать, доказывать, что способствует развитию логического мышления.

АПДу — это создание условий, при которых развивается познавательная активность и самостоятельность учащихся.

Необходимо отличать внешнюю познавательную активность и настоящую.

Например. 7 класс, тема «Обращение». Самостоятельное чтение параграфа. Вопросы учителя: «Что нового узнал? Согласен ли с таким написанием?». Затем придумывание предложений по схеме.

Таким образом построенное изучение нового материала заставляет думать, а не просто воспроизводить старый материал.

Уровни активности

  1. Репродуктивно-подражательный — усвоение по образцу (уметь анализировать образец). Низкий уровень.
  2. Поисково-исполнительский — задачу ставит учитель, а ребенок ищет решение.
  3. Творческая активность — это высшая ступень (сочинения учащихся).

Способы активизации ПДу

  1. Вопросы, заставляющие анализировать, сопоставлять.
  2. Различные виды разбора.
  3. Графическое комментирование.
  4. Элементы безмашинного программирования.
  5. Использование алгоритмов, планов ответа.
  6. Взаимо-самопроверка.
  7. Работа с таблицами, тестами.
  8. Диктант, выборочное списывание.

Способствуют АПДу:

  1. Вступительное слово учителя.

4-5 класс                а) нацеливание на работу и проверку в конце.

                        б) практическая направленность, значимость материала.

  1. Контроль учителя работы ученика.

Чтобы поставить мыслительную задачу, надо создать проблемную ситуацию — восстановить в памяти учащегося или представить для рассмотрения их такой материал, краткий анализ которого позволил бы учащемуся увидеть нерешенные задачи, дать толчок поискам нового.

Различие должно быть между мыслительной задачей и целью занятия. Мыслительная задача вытекает из цели занятия. Отличие ее от цели в том, что возникает из анализа конкретного языкового материала и ставит вопросы, дающие направление для конкретного поиска, тогда как цель занятия выражает в общей форме его задачу. Мыслительная задача чаще всего выражается в форме вопроса, а цель — предложением с инфинитивом.

Например. 8 класс. Тема «Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами».

Цель:

  1. Сообщить правила употребления тире и двоеточия при однородных членах с обобщающим словом.
  2. Провести тренировочные упражнения на постановку знаков в предложениях, имеющих однородные члены с обобщающим словом.

Переход к теме, мыслительной задаче.

— Чем отличаются по значению обобщающие слова от однородных членов?

— Нам надо узнать, какими знаками отделяются однородные члены от обобщающих слов?

— От чего зависит выбор и употребление этих знаков? Анализ примеров.

Могут быть варианты постановки мыслительной задачи:

а) от общего правила к частному

б) о частных фактов к обобщению их.

Например. Тема «Обособленные определения». Выделение знаками причастных оборотов есть их обособление. Обратить внимание на состав определения и место его по отношению к определяемому слову. После рассмотрения всех случаев новая задача — выяснение общих условий обособления определений.

в) Перенос правила (пунктуации) ранее изученной конструкции на другую, аналогично построенную конструкцию (Однородные члены аналогия со сложноподчиненными предложениями с однородными придаточными).

Мышление же — это деятельность «чтобы узнать», а о вещах ничего нельзя узнать, не проследив (в четко обозначенных условиях), что они делают и что с ними делается.

Выбор системы и методов обучения
в зависимости от характера изучаемого материала

Характер материала

Предпочтительные виды обучения

Возможные методы

Целостный

Описательно-фактологический

Сообщающее

Информационный рассказ, демонстрации, самостоятельная работа
с книгой, наблюдение

Целостный

Логико-доказательный

Проблемное, сообщающее

Объяснение, рассуждение, эвристическая беседа, диспут

Целостный

Образно-эмоциональный

Сообщающее, проблемное

Рассказ-описание, проблемное изложение, работа с художественным текстом, демонстрация

Дискретный

Описательно-фактологический

Сообщающее, программированное

Информационный рассказ, работа с книгой, наблюдение

Дискретный

Логико-доказательный

Сообщающее, проблемное, программированное

Рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа по решению задач, практические и лабораторные работы

Вид (тип) обучения — условно выделяемая из живой ткани учебного процесса совокупность подходов, приемов, средств, отражающих определенную концепцию обучения, т. е. определенное понимание целей, сущности, законов и закономерностей, механизмов обучения и развития личности.

  1. Передача информации и способов ее применения  концепция сообщающего репродуктивного обучения.
  2. Формирование типовых способов деятельности на основе усвоенной информации и заданных ориентиров  программированное алгоритмизированное обучение.
  3. Развитие творческих способностей  проблемное обучение.

        Есть устойчивые представления об учителе, как о человеке, который владеет неким знанием, и его роль заключается в том, чтобы передать, сообщить это знание ученику. Но возможна и другая точка зрения: учитель — это человек, который владеет приемами познания и является проводником в мир неведомого, а не оракулом. Знания должны даваться не в готовом виде, а приобретаться сознательным интеллектуальным трудом. Кропотливая умственная работа, развитие ассоциативного мышления — условия эффективного обучения учащихся русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Обобщение опыта работы;Сценарии разработки уроков, конкурсов, открытых мероприятий....

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Презентация на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Презентация включает в себя приемы и способы работы с учащимися на уроках русского языка, позволяющие повысить знания через самостоятельные задания....