рабочая программа по русскому языку 9 класс 2012-2013 год
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Стрелкова Любовь Александровна

Рабочая программа соответствует образовательному стандарту 2004 года и программе Разумовской М.М. 2009 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_russkiy_yazyk.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Королёвская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                                        УТВЕРЖДАЮ Педагогический совет                                                                     Директор                                  МКОУ Королёвской СОШ                                                             МКОУ Королёвской СОШ Протокол №_____                                                                           _________ Ю.А.Ладыгин               от «___» __________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___Русский язык_

основное общее , 9 класс

базовый уровень

на 2012—2013 учебный год

                                                                              Составитель: Стрелкова Л. А.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

пос. Королевский 2012 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004г, Программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы под редакцией М.М.Разумовской, В.И.Капиноса, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова (М.: Дрофа. 2010).

Выбор авторской программы под редакцией М.М. Разумовской мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся: основная её особенность – ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели обучения

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  5. применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Задачи курса

- вооружить учащихся знаниями базовой науки;

- организовать деятельность обучающихся в данной сфере познания;

- формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;

- привить учащимся опыт решения лингвистических вопросов;

- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;

- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

- обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 9 класса

Учащиеся должны знать:

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. языковедческие понятия, разделы языкознания;
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
  5. признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
  6. стили речи, их признаки и жанры;
  1. функционально-смысловые типы речи, их признаки;
  2. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-8 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

  1. различать разговорную речь, научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы ;
  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

  1. адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
  2. владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  3. извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  1. воспоизводить текст с заданной степенью свернутости;
  2. создавать тексты различных стилей и жанров;
  3. владеть различными видами монолога и диалога;
  4. свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  5. соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
  6. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  7. соблюдать нормы русского речевого этикета;
  8. осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человечества и общества;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
  5. получения знаний по другим учебным предметам.

Поурочно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела,  урока

Кол-во часов

Примечания

1

О языке

5 ч

1.1, 1.2, 1.3

Русский язык – национальный язык русского народа

3

1.4, 1.5

Русский язык среди языков мира

2

2

Речь

17

3

Обобщение изученного в 5-8 классах

6 часов

3.1

Повторение изученного: фонетика, орфоэпия, графика

1

2.1

Р/р. Повторение: типы и стили речи

1

3.2

Повторение изученного: лексика, морфемика, словообразование

1

3.3

Повторение изученного: морфология и синтаксис

1

3.4

Повторение изученного: орфография и пунктуация

1

2.2

Р/р. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи

1

3.5

Повторение изученного: орфография и пунктуация

1

3.6

Контрольная работа №1. Диктант по теме: «Орфография и пунктуация»

1

Синтаксис и пунктуация

4

Сложное предложение

2

4.1

Сложное предложение и его признаки. Сложное предложение с союзами и без союзов.

1

4.2

Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

1

2.3

Р/р. Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения

1

2.4

Р/р.Подготовка к написанию изложения «Мой друг»

1

 2.5

Р/р. Контрольная работа №2 Изложение «Мой друг»

1

5

Сложносочиненное предложение

5 часов

5.1

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем.

1

5.2

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Интонация сложноподчиненных предложений

1

5.3

Виды сложносочиненных предложений и знаки препинания в них

1

5.4, 5.5

Использование сложносочиненных предложений в тексте. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений

2

2.6

Р/р. Контрольная работа №3. Творческая работа по картине А.А.Пластова «Первый снег»

1

6

Сложноподчиненное предложение

15

6.1

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложения в его составе.

1

6.2

Виды сложноподчиненных предложений. Место придаточного предложения по отношению к главному.

1

2.7

Р/р. Художественный стиль речи, язык речи и язык художественной литературы

1

2.8

Р/р. Эссе: понятие о жанре

1

2.9

Р/р. Контрольная работа №4 . Эссе «Кем быть? Каким быть?»

1

6.3

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

1

6.4

СПП с придаточным изъяснительным

1

6.5

Знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным

1

2.10

Р/р.Контрольная работа №5. Творческая работа по картине Ю.М.Непринцева «Отдых после боя»

1

6.6

СПП с придаточным места

1

6.7

СПП с придаточным времени

1

2.11

Р/р. Путевые заметки

1

6.8

СПП с придаточным сравнения

1

6.9

СПП с придаточным образа действия и степени

1

6.10

СПП с придаточным цели

1

6.11

СПП с придаточным условия

1

2.12

Подготовка к написанию изложения «Чистые пруды»

1

2.13

Р/р. Контрольная работа №6. Изложение «Чистые пруды»

1

6.12

СПП с придаточным причины и следствия

1

6.13

СПП с придаточными уступительными

1

6.14

Понятие о СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

1

6.15

Контрольная работа №7. Диктант по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

7

Бессоюзное сложное предложение

7

7.1

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

1

7.2

БСП со значением перечисления. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

7.3

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Выразительные особенности бессоюзных предложений.

1

7.4, 7.5

БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

2

2.14

Р/р.Контрольная работа №8 Контрольное изложение с творческим заданием

1

7.6

Обобщающее повторение сложных бессоюзных предложений

1

7.7

Проверочный диктант по теме: «БСП»

1

2.15

Р/р. Рецензия. Понятие о жанре

1

2.16

Р/р.Контрольная работа№9. Сочинение - рецензия на книгу.

1

8

Сложные предложения с разными видами связи

5 часов

8.1, 8.2

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период

2

2.17

Р.р. Деловая речь

1

8.3

Правильное построение сложных предложений с разными видами связи

1

8.4

Стилистические и интонационные особенности предложений изученных синтаксических конструкций

1

8.5

Экзаменационная контрольная работа №10. Итоговый диктант

1

9

Резервные часы

6

9.1

Повторение. Сложное предложение

1

9.2

Повторение. ССП

1

9.3

Повторение. СПП

1

9.4

Повторение. БСП

1

9.5

Повторение. Орфография и пунктуация

1

9.6

Повторение. Морфология и синтаксис

1

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

1.Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. ; под ред. М.М.Разумовской П.А.Леканта. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 269 с.

2.Ушакова О.Д. Афоризмы и крылатые выражения: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.

3. Ушакова О.Д. Словарик трудностей русского языка. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 96 с.

Для учителя

1. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.- 336 с.

2. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы. – Саратов: Лицей, 2004. – 96 с.

3. Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы / Сост. О.В.Ельцова. – М.: ВАКО, 2011. – 320 с.

4.Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс»/ Е.А.Влодавская.-М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 255 с.

5. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. Москва. «Просвещение» - 1994 . – 240 с.

6. Страхова Л.Л. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2012. – 160 с.