Разработка урока по теме "Синтаксический разбор словосочетания"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Хабирова Гульнара Хикметулловна

В курсе «Синтаксис» тема «Синтаксический разбор словосочетания» является одной из актуальных и важных  тем. Эта тема рассматривалась и в 5 -6 классах, но в 8 классе она берется глубже с целью постепенного изучения синтаксиса русского языка. Здесь  обобщаются знания, умения учащихся по теме «Словосочетание», продолжается формирование умения работать с информацией, представленной в литературе, СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. Учащиеся проверяют свои знания с помощью тестов, тренируются в синтаксическом разборе словосочетаний, умении использовать эти синтаксические конструкции в речи, что также способствует формированию у учащихся языковой и коммуникативной компетенции.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Синтаксический разбор словосочетания»

с использованием НИТИ-методик.  

Роль и место данной темы в курсе

В курсе «Синтаксис» тема «Синтаксический разбор словосочетания» является одной из актуальных и важных  тем. Эта тема рассматривалась и в 5 -6 классах, но в 8 классе она берется глубже с целью постепенного изучения синтаксиса русского языка. Здесь  обобщаются знания, умения учащихся по теме «Словосочетание», продолжается формирование умения работать с информацией, представленной в литературе, СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. Учащиеся проверяют свои знания с помощью тестов, тренируются в синтаксическом разборе словосочетаний, умении использовать эти синтаксические конструкции в речи, что также способствует формированию у учащихся языковой и коммуникативной компетенции.

Основные вопросы темы

  1. Словосочетание.
  2. План синтаксического разбора словосочетания.
  3. Образец устного и письменного разбора словосочетания.

Перечень уроков по данной теме

Первый урок: «Словосочетание. Строение и грамматическое значение».

Второй урок: «Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание».

Третий урок: «Синтаксический разбор словосочетания»

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках

На предыдущих уроках глубоко и всесторонне изучалась тема «Словосочетание», таким образом данная  тема –  обобщение знаний, умений и  навыков учащихся.

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме

  1. Строение словосочетания;
  2. Главное и зависимое слово;
  3. Типы связи в словосочетании;
  4. Грамматическое значение словосочетания;
  5. Схема словосочетания;
  6. Синтаксический разбор словосочетания.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств

Для проведения уроков по данной теме благодаря Интернет-ресурсам можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.

Средства обучения(в том числе технические средства обучения)

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства

  1. Microsoft Word
  2. Microsoft Excel
  3. Internet Explorer
  4. Мультимедиа  

Ресурсы Интернет

http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml

http://www.lingvotech.com/sintaksicheskiy_razbor_prostogo_slovosochetaniya

http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-na-slovosochetaniya-2045/Default.aspx

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test322.xml

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку

Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:

  1. Презентации.
  2. Таблицы.
  3. Практические задания.
  4. Раздаточный материал.

Ожидаемые результаты обучения

Изучив тему «Синтаксический разбор словосочетания» ученики должны знать:

  1.  основные виды словосочетаний;
  2. типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание;
  3. нормы сочетания слов;

уметь:

  1. распознавать и моделировать словосочетания всех видов;
  2. выделять словосочетания из предложения;
  3. определять тип связи;
  4. производить синтаксический разбор словосочетаний;
  5. использовать в речи синонимичные по значению словосочетания.

План-конспект урока по теме «Синтаксический разбор словосочетания»

Цели:

Образовательные:

  1. повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
  2. закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
  3. закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
  4. изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
  5. формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;

Развивающие:

  1. содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;
  2. развивать навыки работы на компьютере и использования информационных технологий;

Воспитательные:

  1. формировать навыки контроля и самоконтроля.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Тема урока. Постановка целей.

Предварительная оценка знаний по теме «Словосочетание»

  1. Я уверен(а), что справлюсь со всеми заданиями самостоятельно
  2. Мне кажется, что справлюсь со всеми заданиями
  3. Мне кажется, что не справлюсь со всеми заданиями
  4. Я не смогу выполнить задания по теме
  1. Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.

Терминологический диктант.

а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание)

б) Из каких слов состоит словосочетание ( из главного и зависимого)

в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная)

г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова (согласование)

д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова (примыкание)

е) образец, по которому строится словосочетание ( схема)

ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис)

Взаимопроверка, результаты озвучиваются.

  1. Повторение и обобщение изученного.

1. Коллективная работа. (текст на карточках получает каждый учащийся)

Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь.

Задание: выписать из первых двух предложений словосочетания. Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?

-знать определение словосочетания,

-что не является словосочетанием.

По материалу предыдущих уроков см.

http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html

Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания: тихо спустился, полярная ночь, дремлет над морем.

2. Индивидуальные задания: какие из приведенных примеров не являются словосочетанием и должны быть оформлены как предложение?

Задание выполняется учащимися за компьютером в режиме реального времени. Открывается ресурс по гиперссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html

3. Групповая работа за компьютерами. Задание: определить способ подчинительной связи в словосочетаниях и распределить их по таблице.

Какие теоретические знания необходимо применить, чтобы выполнить задание? (знать способы связи между компонентами словосочетания, чем выражено зависимое слово)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html

Таблица проецируется на доску. Учащиеся по одному работают у доски.

4. Самостоятельная работа.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного. Задание: составьте словосочетания со значением «предмет и его признак», «действие и его признак», «действие и предмет, на который оно направлено», используя изученные словарные слова истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, преданность, потрясающе, поразительно, замечательно.

5. Индивидуальное тестирование за компьютером.

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml

  1. Изучение порядка синтаксического разбора словосочетания.  

http://www.lingvotech.com/sintaksicheskiy_razbor_prostogo_slovosochetaniya

Проецируется на доску. Комментированное чтение. Изучение плана разбора и образцов разбора разных по типу словосочетаний. 1-2 примера письменно.

  1. Закрепление темы.

1.  По изученному плану выполнить в тетрадях синтаксический разбор выписанных словосочетаний ( задание 1 урока). Коллективная проверка.

2. Дополнительное задание для сильных учеников. Итоговое тестирование.

http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-na-slovosochetaniya-2045/Default.aspx

  1. Итог урока.

- с чем познакомились сегодня на уроке?

- как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?

  1. Домашнее задание.

1 вариант: с. 38, упр. 81

2 вариант: http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test322.xml

 Рефлексия.

Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание»

  1. Я уверен(а), что справлюсь со всеми заданиями самостоятельно
  2. Мне кажется, что справлюсь со всеми заданиями
  3. Мне кажется, что не справлюсь со всеми заданиями
  4. Я не смогу выполнить задания по теме

Список использованных источников:

      1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/
  2. Лингвотек. Бюро переводов. http://www.lingvotech.com/ 

     4. Online Test Pad. http://onlinetestpad.com/ru

  1. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. http://www.saharina.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"

Данный урок разработан к УМК  С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...

Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний.

Первый урок по связи слов в словосочетании, прослеживаются все этапы работы на уроке, предусматривается и исследовательская деятельность учащихся....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

презентация к уроку русского языка в 8 классе "Синтаксический разбор словосочетания"

ЦЕЛИ УРОКА:• отработать навыки работы со словосочетанием.• проверить понимание учащимися главного и зависимого слова в словосочетании.• закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их струк...

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»....