Открытый урок по теме "Имя прилагательное", 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

1. Образовательная:

  • Вооружение школьников технологией, позволяющей использовать выразительные средства языка;

  • Формирование умения видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте, развивать навык использования эпитетов в письменной речи.

2.Развивающая:

  • развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;

  • развивать навыки работы с компьютерными программами;

  • продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся и привитию любви к русскому языку;

3.Воспитательная:

  • воспитывать любовь к родной земле, чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе;

  • прививать интерес к родному языку

  • воспитывать у учащихся дух коллективизма, взаимопомощи, любовь и бережное, вдумчивое отношение к русскому языку, литературе, умение видеть красоту окружающего мира.

 

4. Здоровьесберегающая:

  • соблюдать правила и нормы при работе за партой (осанка, наклон, освещение) и компьютером;

выполнять гимнастику для глаз; контролировать временные рамки работы над отдельными упражнениями и видами речевой деятельности, а также смену умственной (разного рода) и двигательной активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rya_prilagatelnoe.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Образовательная:

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей использовать выразительные средства языка;
  2. Формирование умения видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте, развивать навык использования эпитетов в письменной речи.

2.Развивающая:

  1. развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
  2. развивать навыки работы с компьютерными программами;
  3. продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся и привитию любви к русскому языку;

3.Воспитательная:

  1. воспитывать любовь к родной земле, чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе;
  2. прививать интерес к родному языку
  3. воспитывать у учащихся дух коллективизма, взаимопомощи, любовь и бережное, вдумчивое отношение к русскому языку, литературе, умение видеть красоту окружающего мира.

4. Здоровьесберегающая:

  1. соблюдать правила и нормы при работе за партой (осанка, наклон, освещение) и компьютером;

выполнять гимнастику для глаз; контролировать временные рамки работы над отдельными упражнениями и видами речевой деятельности, а также смену умственной (разного рода) и двигательной активности.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Оргмомент. Психологическая установка

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Ольга Александровна. На этом уроке русского языка мы будем с вами работать вместе. Надеюсь, нам будет интересно.

Ребята, в этом году не так давно вы стали изучать основной курс русского языка, начинающийся с «Морфологии», и одной немаловажной ступенькой в ней является тема «Имя прилагательное». Мы знаем, что все слова русского языка распределяются по группам, называемые частями речи. Среди них – имена прилагательные.

Приглашаю вас в удивительное путешествие к тайнам русской морфологии, которое научит нас делать открытия и получать знания об имени прилагательном.

(звучит музыка).

На уроке не зевай, сразу все запоминай!

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке равных не было тебе!  

С каким  настроением мы отправляемся в путь? Улыбнитесь те, у кого доброе  хорошее  настроение. У каждого из вас есть сигнальные карточки, покажите свой настрой.

Ну что ж,  все показатели в норме.

- Поднимите руку те, кто хочет развить свою речь, обогатить свой лексикон… Спасибо.

- Поднимите руку, кто хочет узнать что-то новое…

- Поднимите руку, кто хочет повысить свою успеваемость. Спасибо!

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.

Цель нашего урока – научиться определять роль прилагательных в тексте, использовать их в создаваемых текстах, повторить правописание имен прилагательных.

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души только прекрасными чувствами.

Повторение изученного материала. Беседа по вопросам

- Дайте определение прилагательному. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы? В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила холодная зима). (Мороз жгуч).

- Как вы понимаете смысл названия этой части речи? Приложенное, добавленное к чему-то.

- Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

- Как изменяются имена прилагательные? Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Морозный день – м.р. ед. ч.); (морозная погода – ж. р. ед. ч.); (морозное утро – ср. р. ед. ч.); (морозные дни – мн. ч.).

- С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные? Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю рощу)

- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? Женского рода? Среднего рода? Множественного числа?

- Как правильно определить падежное окончание имени прилагательных?

- Какие окончания имеют краткие прилагательные? Их роль в предложении. (М.р. – нулевое, ж.р. – а, ср,р. – о, мн.ч. – ы. Роль сказуемого. Они изменяются по числам, родам, но не склоняются).

- Морфология как раздел тесно связана с орфографией. Попробуйте ответить:  почему? Назовём орфограммы, связанные с правописанием прилагательных:

Правописание падежных окончаний прилагательных

Правописание кратких прилагательных

О-Е после шипящих в окончаниях имен  прилагательных

 Словарный диктант «О-Е после шипящих в окончаниях имен существительных и прилагательных». Определить род, число, падеж.

Снежных дворцов, большим шалашом, о хорошей истории, дремучего леса, о колючем еже, легким морозцем, чужого рассказа, весенних скворцов.

- Посмотрите на прилагательные из словарной работы. Со всеми ли словами можно образовать краткую форму? Запишите полученные словосочетания.

Запомните, с краткими прилагательными текст звучит более торжественно, с их помощью качество обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полных.

Синтаксическая пятиминутка. Составить предложение по схеме.

..ие  ..и .. ат на ..ах.

  Выборочный диктант. 1 вариант выписывает полные прилагательные, а 2 вариант – краткие прилагательные.

Красивый, великолепный, прекрасен, чуток, краткий, краток, светел, темный, зол, недобр, красив, великолепен, внимательный, богатый, знаком, нужный, готовый, готов, должен, рад.

Работа с эпиграфом урока:

Для чего же нам нужно имя прилагательное?

Придумайте и запишите сначала предложение с прилагательными, а затем прочитайте это предложение без имён прилагательных. Увидели вы разницу?

Закрепление знаний о различных лексико-семантических группах прилагательных.

– Какую роль играют прилагательные в речи? Прилагательные делают нашу речь более точной. Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета.Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах.

– По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, темной ночи, грозового ветра).

Творческое задание. Даны слова для справок. Составить словесный портрет своего лучшего друга письменно, самостоятельно.

Высокий, низкий, худой, красивый, большой, маленький, темноволосый, светловолосый, голубоглазый, кареглазый, хороший, верный, настоящий, веселый, хмурый, злой, приятный, неприятный, воспитанный, приветливый, гостеприимный, интеллигентный, дружелюбный, прекрасный, отзывчивый.

Элементы исследовательской деятельности

- Ребята, а вы знаете, кто делает открытия? Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

- Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)

- Сейчас и мы будем научными исследователями.

Составить слово, выполнив  действия:

1. взять приставку от слова, являющегося определением в предложении: Шел бесконечный дождь

2. добавить подлежащее из предложения: Страх овладел им.

3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные

Полученное слово – бесстрашные.

С каким фонетическим явлением вы встретились? (Чередование согласных.)

Составьте с этим словом предложение, выполните его синтаксический разбор.

Выполнение упражнений

1. По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

1) Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

2) Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

2. Отгадайте загадки:

Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.

Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.

Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.

Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.

(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это?

(лиса)

Зеленый, сладкий, сахарный.

(арбуз)

2 группа

На овчарку не похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(волк)

Спелое, круглое, сочное.

(яблоко)

3 группа

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Шуба для зимы – другого цвета.

(заяц)

Бурый, мохнатый, косолапый?

(медведь)

4 группа

Тройка-тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром.

(зима)

Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домов – столько беленьких жильцов.

(подсолнух)

Что помогло вам отгадать загадки? (В них четко обозначались признаки того

предмета, который нужно отгадать, т.е. прилагательные).

3. А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

1 группа – трава

2 группа – горы

3 группа – снег

4 группа – море

Прилагательные о себе говорят так:

 С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

4. Дифференцированное задание:

1 группа записывает только существительные с О в суффиксе;

2 группа – существительные с Е в суффиксе;

3 группа – прилагательные с О в суффиксе;

4 группа – прилагательные с Е в суффиксе.

Существительные

Прилагательные

О

Е

О

Е

        Ежовый, лицевой, дворцовый, кулачок, пищевой, пальцев, за врачом, ситцевый, камышовый, ножичек, пятачок, желудь

Вопрос: какое слово «лишнее» в этом ряду и почему?

В научной литературе прилагательные используются, как правило, в прямом значении, так как представление о предмете должно быть точным и конкретным. В произведениях художественной литературы описание обычно имеет образный характер, поэтому прилагательные могут употребляться в переносном значении.

Какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио о сводке погоды, а какие уместны в художественном описании? Какие из них обозначают признак предмета со стороны восприятия его зрением, слухом?

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

Физкультминутка.

  1. Встаем. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных  и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

3. Дети повторяют за учителем:

Раз – подняться, подтянуться!

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – ноги шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за стол тихонько сесть.

Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

- Да, имена прилагательные - чудесные помощники имен существительных. Они или указывают точные признаки предмета, или ярко, образно характеризуют его. Очень важно уметь подбирать свои, индивидуальные определения.

На экране появляется слайд со словами И.С. Тургенева (прилагательные пропущены):

«Стояла … зима с … тишиной …  морозов, …,  … снегом,  …. инеем на деревьях, ….. небом…»

Задания:

1. Прочитайте текст.

 2. Подберите свои определения вместо пропущенных.

 3. А теперь посмотрите, насколько наши определения далеки от тех ярких и неожиданных, какие употребил И.С. Тургенев (демонстрируется  полный текст).

«Стояла белая  зима с жестокой тишиной безоблачных   морозов, плотным,  скрипучим  снегом,  розовым  инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом…»

Это еще раз убеждает нас в значении образной речи, в необходимости совершенствовать ее. А для этого нужно много читать, наблюдать, фантазировать.

Но, ребята, помните и о том, что точность и образность речи достигается не наибольшим количеством прилагательных, а их целесообразным использованием.

Послушайте текст. О какой птице идет речь? Как вы этот определили.

К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая – белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я…

Летит  …, несет в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился  за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие.

                                 (По  Г. Скребицкому.)

Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?

Подберите к существительным определения из списка слов для справок, согласуйте их с существительными:

лес   снег   настроение.

Слова для справок: с…яющий, пуш…стый, задумч…вый, пр…лес…ный, белый, радос…ный, заколдованный, т…инственный, оч…рованный, грус…ный, пр…красный, пр…тихший,

- К какой части речи относятся слова?

- Назовите среди записанных определений эпитеты.

Имена прилагательные широко используются в устном народном творчестве: в пословицах и поговорках. Перед вами пословицы и поговорки. В каждой из них пропущены имена прилагательные. Запишите их, вставляя подходящие имена прилагательные. Как вы понимаете смысл данных выражений?

Все тайное со временем становится явным.

В тихом омуте черти водятся.

Дурной пример заразителен.

В родном доме и стены помогают.

Слова для справки: тихий, родной, дурной, тайный. 

Выполните синтаксический разбор одной из пословиц.

При художественном описании следует избегать повторения одних и тех же слов. Нужно пользоваться синонимами.

Исправьте речевую ошибку:

Не касаясь земли, промчалось стадо быстрых оленей. Мы поняли, почему бег этих животных называют быстрым.

Подобрать синонимы к прилагательным:

Застенчивый мальчик (робкий, несмелый, стеснительный),  

энергичный человек (активный, деятельный),

обаятельная девочка (очаровательная, прелестная),

верный друг (надежный, преданный).

Прилагательные могут показывать не только самые яркие качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета. Обозначьте окончания, род, число, падеж.

В первый столбик выписать прилагательные. Которые помогают нарисовать автору образную картину природы, а в другой – которые  выражают отношение к увиденному (восторг, удивление).

Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил наблюдать тихое парение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением  и поразительной тишиной.

Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю.

                     (По С. Аксакову)

Определить, какие из предложенных словосочетаний отражают внешний вид  человека, какие внутреннее состояние, черты характера:

Глаза – карие, задумчивые

Лицо – доброе, круглое

Девочка – аккуратная, высокая

Мальчик – стройный, заботливый

Самостоятельная работа по карточкам

- На парте у каждого  из вас есть карточки, на них написано задание, которое вы будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.

1. Списать, дописывая окончания:

В син.. луже, с зимн.. рыбалки, о русск.. лесе, с дальн.. севера, в дальн.. дорогу, на берез.. ветке.

2. Данные словосочетания замените одним словом, прилагательным с приставкой на з/с:

Не имеющий жалости, душевной  теплоты –

Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями –

Лишенный порядка, системы –

Не испытывающий страха –

3. Выпишите словосочетания, в которых имена прилагательные обозначают следующие признаки предмета:

  1. По величине
  2. По форме
  3. По цвету
  4. По весу
  5. По месту
  6. По времени
  7. По материалу
  8. По вкусу
  9. По назначению
  10. По принадлежности
  11. По стоимости
  12. По возрасту
  13. По внешнему виду
  14. По внутренним качествам

Алая заря, круглый стол, городской парк, зимняя ночь, каменное здание. Космический корабль, гигантский рост, сладкий чай,  дорогой ковер, легкая деталь, сегодняшняя газета, юный техник, дедушкин портфель, высокий юноша, смелый пограничник.

- Запишите 3 любых прилагательных.

- Добавим их в текст.

Сегодня день рождения Тани!

Мама с дочкой испекли … пирог.

На стол они поставили … цветы.

Скоро придут … гости.

- Почему получилось смешно?

(Прилагательные и существительные не подходят друг другу по смыслу.)

 

Итог урока

Мы проделали с вами большой путь, давайте же выясним,  смогли ли мы достичь поставленной цели. Внимательно посмотрите на экран, прочитайте вопрос, и вынесите решение при помощи сигнальной карточки:

Работал в полную силу.

Мог работать лучше.

Работал хорошо.

- Я узнал…
- Я повторил…
- Я запомнил…

- Мне понравилось…

- Было сложно …

Вы показали, что путешествие не прошло зря.

Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный.
Добрый, ласковый и смирный,
Нежный, вежливый и мирный,
Злой, сердитый и крикливый,
И ленивый, и драчливый.
Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!

Домашнее задание: повторить сведения об эпитете, подобрать из литературного произведения примеры, доказывающие, что имена прилагательные помогают читателю  ярче, точнее представить предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок степени сравнения прилагательных

Окрытый урок Задачи урока формировать грамматические навыки по теме степени сравнения прилагательных Формировать лексические  навыки говорения, аудирования, устной и письменной речи Стимул...

Открытый урок "Степени сравнения прилагательных"

Открытый урок по теме "Степени сравнения прилагательных"...

Открытый урок в 5-м классе по теме В зоопарке. Степени сравнения прилагательных

Открытый урок в 5-м классе по теме"В зоопарке. Степени сравнения прилагательных" ________________________________________Цели:Общеобразовательные:• активизация употребления лексических единиц по ...

Разработка открытого урока "Актуализация имён прилагательных, характеризующих самочувствие человека в речи" к учебнику Forward (3 класс)

Информационная карта открытого урока. План-конспект урока при введении и первичном закреплении прилагательных из раздела №15 "В парке аттракционов" - учебник "Форвард" 3 класс с уч...

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...

Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа....

открытый урок русский язык 6 класс "Не с прилагательными"

Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными....