Главные вкладки

    упражнения к теме "лексика"
    материал по русскому языку (6 класс) по теме

    Задания разноуровневые, от простых к более сложным. Использую в 5-6 классе по программе Львовой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon синонимы27.5 КБ
    Microsoft Office document icon лексика (обобщение)47 КБ
    Microsoft Office document icon тропы44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СИНОНИМЫ

    1.С.Я. Маршак «Вьюга». Выпишите синонимы и однокоренные слова. Назовите синонимы к названию стихотворения, к какой части речи они принадлежат?

    Вьюга снежная, пурга,

    Напряди нам пряжи,

    Взбей пушистые снега

    Словно пух лебяжий.

    Вы, проворные ткачи –

    Вихри и метели,

    Дайте радужной парчи

    Для косматых елей.

    2. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравните два варианта. Какие изменения внёс поэт? Почему?

    Черновой вариант                                       Окончательный вариант

    В ручку яблочко взяла,                                В руки яблоко взяла,

    К алым губкам поднесла,                             К алым губкам поднесла,

    Кожу только прокусила                               Потихоньку прокусила

    И ломтик проглотила…                               И кусочек проглотила…

    Пёс на яблоко стремглав                              Пёс на яблоко стремглав                              

    С лаем кинулся – сердился,                         С лаем кинулся, озлился,

    Проглотил его – свалился                            Проглотил его, свалился

    И издох…                                                      И издох.

         3. Синонимические ряды. Расположите синонимы в порядке усиления признака и запишите.

    а) Колосс, титан, гигант, великан, исполин.

    б) Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.

    в) Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться.

    г) Холод, стужа, мороз.

         4. Выписать сначала слова, называющие один и тот же предмет, затем – один и тот же признак, и, наконец, одно и то же действие.

    1) Бороться, биться, работа, дело, вежливый, воевать, труд, сражаться, учтивый, любезный, драться, занятие, деликатный, служба, обходительный.

    2) Безграничный, известие, беспредельный, блестеть, весть, бескрайний, сиять, бесконечный, извещение, необозримый, сверкать, необозримый, сообщение, светиться, необъятный, искриться, безбрежный, новость, блистать.



    Предварительный просмотр:

    ЛЕКСИКА. СЛОВОБРАЗОВАНИЕ

    ВАРИАНТ 1( I УРОВЕНЬ)

    А1. В предложении ЛУНОЛОГИ хорошо изучили рельеф Луны выделенное слово является:

    1)        диалектным;

    2)        общеупотребительным;

    3)        устаревшим;

    4)        неологизмом.

    А2. Буква А пишется в слове:

    1)        предпол..жение;

    2)        к..снуться;

    3)        выг..реть;

    4)        к..сание.

    А3. Буква И пишется:

    1)        без..скусный;

    2)        под..тожить;

    3)        сверх..ндустриальный;

    4)        без..мянный.

    А4. Укажите ошибку:

    1)        свисток – свистеть;

    2)        возвратить – возвращение;

    3)        век – вечный;

    4)        великий – величина.

    Прочитайте предложение и выполните задания А5, В1, В2.

    Кто-то совсем недавно прошёл по седому от росы лугу ( ) и на траве остался яркий тёмный след.

    А5. Укажите правильное утверждение в предложении:

    1. это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая;
    2. это простое предложение с однородными членами, на месте скобок не нужна запятая;
    3. это сложное предложение с союзом, на месте скобок нужна запятая;
    4. это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая не нужна.

    В1. Выпишите слово, употреблённое в переносном значении.

    В2. Разберите по составу слово недавно.

    В3. Укажите каким способом образованы слова. Напишите под номером слова букву, обозначающую способ его образования.

    1. отлёт;
    2. раскрывать;
    3. подлёдный;
    4. беспорядок.

    Способы образования:

    1. приставочный;
    2. суффиксальный;
    3. бессуффиксный;
    4. приставочно-суффиксальный.

    ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

    ВАРИАНТ 2 ( I УРОВЕНЬ)

    А1. В предложении Художник достал ФИКСАЖ выделенное слово является:

    1. профессионализмом;
    2. диалектизмом;
    3. устаревшим;
    4. неологизмом.

    А2. Буква А пишется в слове:

    1. выр..щенный;
    2. соприк..снувшись;
    3. выг..ревший;
    4. л..житься.

    А3. Буква И пишется в слове:

    1. вз..грать;
    2. пред..стория;
    3. по..нтересоваться;
    4. об..скать.

    А4. Укажите ошибку в словообразовании:

    1. острый – острота;
    2. стекло – стеклянный;
    3. издать – издание;
    4. грибник – грибной.

    Прочитайте предложение и выполните задания А5, В1, В2.

    Тень вертолёта бесшумно двигалась за ним внизу ( ) и перечёркивала озёра, реки, леса и болота.

    А5. Укажите правильное утверждение о предложении:

    1. это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая;
    2. это простое предложение с однородными членами, на месте скобок не нужна запятая;
    3. это сложное предложение с союзом, на месте скобок нужна запятая;
    4. это сложное предложение с союзом, на месте скобок не нужна запятая.

    В1. Выпишите слово, употреблённое в переносном значении.

    В2. Разберите по составу слово бесшумно.

    В3. Укажите, каким способом образованы слова. Напишите над номером слова букву, обозначающую способ его образования.

    1. разбросать;
    2. выход;
    3. наладчик;
    4. бездомный.

    Способы образования:

    1. приставочный;
    2. суффиксальный;
    3. бессуффиксный;
    4. приставочно-суффиксальный.



    Предварительный просмотр:

    ВЫРАЗИТЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ

    Метафора

    1) Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение этих метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

    1. Отсталых туч над нами пролетает

    Последняя толпа

    Прозрачный их отрезок мягко тает

    У лунного серпа. (А. Фет)

         2.  Вся в пыли торчит щетина

               Придорожного хвоща. (Саша Чёрный)

    3. Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М. Шукшин)

    2) Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.

    1. Россия! В злые дни Батыя

    Кто, кто монгольскому потопу

    Возвёл плотину, как не ты? (В.Я. Брюсов)

    1. «Золото, золото падает с неба!» -

    Дети кричат и бегут за дождём…

    «Полноте, дети, его мы сберём,

    Только сберём золотистым зерном

    В полных амбарах душистого хлеба!» (А.Н. Майков)

    1. Топи да болота, синий плат небес. (С.А. Есенин)
    2. Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр. (В.М. Шукшин)
    3. Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А. Фет)

    Эпитет

    1) Найдите в текстах определения, которые не просто называют какой-либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью.

    1. Побледневшие, нежно-стыдливые,

    Распустились в болотной глуши

    Белых лилий цветы молчаливые,

    И вкруг них шелестят камыши. (К.Д. Бальмонт)

    1. Гуляют тучи золотые

    Над отдыхающей землёй;

    Поля просторные, немые

    Блестят, облитые росой.

    Ручей журчит во мгле долины –

    Вдали гремит весенний гром,

    Ленивый ветр в листах осины

    Трепещет пойманным крылом. (И.С. Тургенев)

    1. Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Весёлой, пёстрою стеной

    Стоит над светлою поляной. (И.А. Бунин)

    2) Найдите в примерах эпитеты, определите их роль.

    1. Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. (А.П. Чехов)
    2. Холодное, тёмное и глухое утро. Мороз винтовочными выстрелами то и дело бухает в скрипучих постройках. (В.И. Белов)
    3. Стояло лето, шёл долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. Платонов)
    4. Я снова здесь, в семье родной,

    Мой край, задумчивый и нежный!

    Кудрявый сумрак за горой

    Рукою машет белоснежной. (С.А. Есенин)

    1. В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И.С. Шмелёв)
    2. На трепещущие листья

    Капли крупные летят,

    И печальных сосен кисти

    Чуть кивают ветру в лад. ( Саша Чёрный)

    1. Куда ни обращаю взор,

    Кругом сияет мрачный бор

    И день права свои утратил.

    В глухой дали стучит топор,

    Вблизи стучит вертлявый дятел. ( А.А. Фет)

    Сравнение

    1) Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.

    1. Надо мной

    Между берёзой и сосной

    В своей печали бесконечной

    Плывут, как мысли, облака,

    Внизу волнуется река,

    Как чувство радости беспечной. (Н.М. Рубцов)

    1. Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И.С. Шмелёв)
    2. Облаком волнистым

    Пыль встаёт вдали;

    Конный или пеший –

    Не видать в пыли! (А.А. Фет)

    1. Что россов та была падения причина –

    Была пучком завязана лучина;

    Колико руки не томить,

    Нельзя пучка переломить,

    Как россы, так она рассыпалась подобно,

    И стало изломать лучину всю удобно. (А.П. Сумароков)

    1. Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка…

    На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (А.П. Чехов)

    Олицетворение

    1) Найдите в текстах олицетворение. Объясните их художественную роль.

    1. Отговорила роща золотая

    Берёзовым, весёлым языком. (С.А. Есенин)

    1. Вешних дней минутны грозы,

    Воздух чист, свежей листы…

    И роняют тихо слёзы

    Ароматные цветы. (А.А. Фет)

    1. Светило солнце ласково,

    Дышало утро раннее

    Прохладой, ароматами

    Косимых всюду трав… (Н.А. Некрасов)

    1. Знойный и душный полдень. На небе ни облачка… Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей… Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.П. Чехов)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект урока.Тема: "Акробатические упражнения, упражнения на фитболах, танцевально - ритмические упражнения, упражнения кроссфита."

    Дата проведения:06.02.2014г.     Место проведения:  спортзал МБОУ  Оболенская СОШ  Серпуховского района Подмосковья....

    Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие

    Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...

    Консультация для воспитателей "Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения"

    Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движени...

    Комплекс дыхательных упражнений и упражнений для укрепления горла, снятия напряжения.

    В данной публикации содержится комплекс упражнений над дыханием, укреплением гортани из "Вокального букваря" (Е.М Пекерской)...

    Памятка ГТО.Комплекс упражнений ОФП для учащихся II возрастной ступени ГТО Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

    Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.    Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость...