упражнения к теме "лексика"
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Задания разноуровневые, от простых к более сложным. Использую в 5-6 классе по программе Львовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon синонимы27.5 КБ
Microsoft Office document icon лексика (обобщение)47 КБ
Microsoft Office document icon тропы44.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИНОНИМЫ

1.С.Я. Маршак «Вьюга». Выпишите синонимы и однокоренные слова. Назовите синонимы к названию стихотворения, к какой части речи они принадлежат?

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

2. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравните два варианта. Какие изменения внёс поэт? Почему?

Черновой вариант                                       Окончательный вариант

В ручку яблочко взяла,                                В руки яблоко взяла,

К алым губкам поднесла,                             К алым губкам поднесла,

Кожу только прокусила                               Потихоньку прокусила

И ломтик проглотила…                               И кусочек проглотила…

Пёс на яблоко стремглав                              Пёс на яблоко стремглав                              

С лаем кинулся – сердился,                         С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его – свалился                            Проглотил его, свалился

И издох…                                                      И издох.

     3. Синонимические ряды. Расположите синонимы в порядке усиления признака и запишите.

а) Колосс, титан, гигант, великан, исполин.

б) Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.

в) Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться.

г) Холод, стужа, мороз.

     4. Выписать сначала слова, называющие один и тот же предмет, затем – один и тот же признак, и, наконец, одно и то же действие.

1) Бороться, биться, работа, дело, вежливый, воевать, труд, сражаться, учтивый, любезный, драться, занятие, деликатный, служба, обходительный.

2) Безграничный, известие, беспредельный, блестеть, весть, бескрайний, сиять, бесконечный, извещение, необозримый, сверкать, необозримый, сообщение, светиться, необъятный, искриться, безбрежный, новость, блистать.



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИКА. СЛОВОБРАЗОВАНИЕ

ВАРИАНТ 1( I УРОВЕНЬ)

А1. В предложении ЛУНОЛОГИ хорошо изучили рельеф Луны выделенное слово является:

1)        диалектным;

2)        общеупотребительным;

3)        устаревшим;

4)        неологизмом.

А2. Буква А пишется в слове:

1)        предпол..жение;

2)        к..снуться;

3)        выг..реть;

4)        к..сание.

А3. Буква И пишется:

1)        без..скусный;

2)        под..тожить;

3)        сверх..ндустриальный;

4)        без..мянный.

А4. Укажите ошибку:

1)        свисток – свистеть;

2)        возвратить – возвращение;

3)        век – вечный;

4)        великий – величина.

Прочитайте предложение и выполните задания А5, В1, В2.

Кто-то совсем недавно прошёл по седому от росы лугу ( ) и на траве остался яркий тёмный след.

А5. Укажите правильное утверждение в предложении:

  1. это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая;
  2. это простое предложение с однородными членами, на месте скобок не нужна запятая;
  3. это сложное предложение с союзом, на месте скобок нужна запятая;
  4. это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая не нужна.

В1. Выпишите слово, употреблённое в переносном значении.

В2. Разберите по составу слово недавно.

В3. Укажите каким способом образованы слова. Напишите под номером слова букву, обозначающую способ его образования.

  1. отлёт;
  2. раскрывать;
  3. подлёдный;
  4. беспорядок.

Способы образования:

  1. приставочный;
  2. суффиксальный;
  3. бессуффиксный;
  4. приставочно-суффиксальный.

ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ВАРИАНТ 2 ( I УРОВЕНЬ)

А1. В предложении Художник достал ФИКСАЖ выделенное слово является:

  1. профессионализмом;
  2. диалектизмом;
  3. устаревшим;
  4. неологизмом.

А2. Буква А пишется в слове:

  1. выр..щенный;
  2. соприк..снувшись;
  3. выг..ревший;
  4. л..житься.

А3. Буква И пишется в слове:

  1. вз..грать;
  2. пред..стория;
  3. по..нтересоваться;
  4. об..скать.

А4. Укажите ошибку в словообразовании:

  1. острый – острота;
  2. стекло – стеклянный;
  3. издать – издание;
  4. грибник – грибной.

Прочитайте предложение и выполните задания А5, В1, В2.

Тень вертолёта бесшумно двигалась за ним внизу ( ) и перечёркивала озёра, реки, леса и болота.

А5. Укажите правильное утверждение о предложении:

  1. это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая;
  2. это простое предложение с однородными членами, на месте скобок не нужна запятая;
  3. это сложное предложение с союзом, на месте скобок нужна запятая;
  4. это сложное предложение с союзом, на месте скобок не нужна запятая.

В1. Выпишите слово, употреблённое в переносном значении.

В2. Разберите по составу слово бесшумно.

В3. Укажите, каким способом образованы слова. Напишите над номером слова букву, обозначающую способ его образования.

  1. разбросать;
  2. выход;
  3. наладчик;
  4. бездомный.

Способы образования:

  1. приставочный;
  2. суффиксальный;
  3. бессуффиксный;
  4. приставочно-суффиксальный.



Предварительный просмотр:

ВЫРАЗИТЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ

Метафора

1) Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение этих метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

  1. Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа. (А. Фет)

     2.  Вся в пыли торчит щетина

           Придорожного хвоща. (Саша Чёрный)

3. Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М. Шукшин)

2) Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.

  1. Россия! В злые дни Батыя

Кто, кто монгольскому потопу

Возвёл плотину, как не ты? (В.Я. Брюсов)

  1. «Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождём…

«Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!» (А.Н. Майков)

  1. Топи да болота, синий плат небес. (С.А. Есенин)
  2. Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр. (В.М. Шукшин)
  3. Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А. Фет)

Эпитет

1) Найдите в текстах определения, которые не просто называют какой-либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью.

  1. Побледневшие, нежно-стыдливые,

Распустились в болотной глуши

Белых лилий цветы молчаливые,

И вкруг них шелестят камыши. (К.Д. Бальмонт)

  1. Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землёй;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой.

Ручей журчит во мгле долины –

Вдали гремит весенний гром,

Ленивый ветр в листах осины

Трепещет пойманным крылом. (И.С. Тургенев)

  1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И.А. Бунин)

2) Найдите в примерах эпитеты, определите их роль.

  1. Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. (А.П. Чехов)
  2. Холодное, тёмное и глухое утро. Мороз винтовочными выстрелами то и дело бухает в скрипучих постройках. (В.И. Белов)
  3. Стояло лето, шёл долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. Платонов)
  4. Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной. (С.А. Есенин)

  1. В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И.С. Шмелёв)
  2. На трепещущие листья

Капли крупные летят,

И печальных сосен кисти

Чуть кивают ветру в лад. ( Саша Чёрный)

  1. Куда ни обращаю взор,

Кругом сияет мрачный бор

И день права свои утратил.

В глухой дали стучит топор,

Вблизи стучит вертлявый дятел. ( А.А. Фет)

Сравнение

1) Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.

  1. Надо мной

Между берёзой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака,

Внизу волнуется река,

Как чувство радости беспечной. (Н.М. Рубцов)

  1. Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И.С. Шмелёв)
  2. Облаком волнистым

Пыль встаёт вдали;

Конный или пеший –

Не видать в пыли! (А.А. Фет)

  1. Что россов та была падения причина –

Была пучком завязана лучина;

Колико руки не томить,

Нельзя пучка переломить,

Как россы, так она рассыпалась подобно,

И стало изломать лучину всю удобно. (А.П. Сумароков)

  1. Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка…

На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (А.П. Чехов)

Олицетворение

1) Найдите в текстах олицетворение. Объясните их художественную роль.

  1. Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком. (С.А. Есенин)

  1. Вешних дней минутны грозы,

Воздух чист, свежей листы…

И роняют тихо слёзы

Ароматные цветы. (А.А. Фет)

  1. Светило солнце ласково,

Дышало утро раннее

Прохладой, ароматами

Косимых всюду трав… (Н.А. Некрасов)

  1. Знойный и душный полдень. На небе ни облачка… Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей… Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.П. Чехов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока.Тема: "Акробатические упражнения, упражнения на фитболах, танцевально - ритмические упражнения, упражнения кроссфита."

Дата проведения:06.02.2014г.     Место проведения:  спортзал МБОУ  Оболенская СОШ  Серпуховского района Подмосковья....

Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие

Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...

Консультация для воспитателей "Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения"

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движени...

Комплекс дыхательных упражнений и упражнений для укрепления горла, снятия напряжения.

В данной публикации содержится комплекс упражнений над дыханием, укреплением гортани из "Вокального букваря" (Е.М Пекерской)...

Памятка ГТО.Комплекс упражнений ОФП для учащихся II возрастной ступени ГТО Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.    Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость...