Открытое занятие по спецкурсу "Анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Вданном конспекте занятия даны задания на определение средств художественной выразительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_po_speckursu.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 11 классе

Учитель русского языка и литературы

 МОУ гимназии №7

Чернова И.В.

Практическое занятие по спецкурсу «Анализ текста».

Тема: «Словесная живопись»

(использование средств выразительности языка в речи)

Многие русские слова сами по себе

излучают поэзию, подобно тому,

как драгоценные камни излучают

 таинственный блеск.

К. Паустовский

Цели:  повторить термины; способствовать подготовке к ЕГЭ;

развивать умения различать тропы и стилистические фигуры;

развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся

развивать систему  ценностных отношений к родному языку;

воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову;

совершенствовать навыки дифференцированной работы в группах

Ход занятия.

  1. Введение в занятие

Учитель:  Наше занятие называется «Словесная живопись», как вы думаете, о чём пойдёт речь? (ответы учащихся) Да, о средствах выразительности языка.  (1 слайд)

Учитель:  зачитывает эпиграф. Действительно, целые россыпи поистине драгоценных камней подарили нам русские поэты и писатели. Кто из вас не знает удивительных по своей прозрачности и   глубине строк Пушкина об осени (слайд 2): 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Или не слышал лёгкого шелеста листьев в стихотворении Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной

 Стоит над солнечной поляной…

В чём же секрет  мастерства этих поэтов? (ответы учащихся) Вернёмся ещё раз к этим волшебным строчкам.

Работа над СВЯ в четверостишиях

Задание:  найдите и назовите СВЯ, использованные в этих четверостишиях.

Слайд 3  Перед вами пейзаж  осеннего леса, опишите его. Но у каждой группы будут разные способы описания

  1. Составление мини-текста описания пейзажа

Задание:  составить описание пейзажа, используя 3-4 предложения

4гр.  - Использует в описании простые предложения

3 гр.-  использует сложные предложения

2 гр. –  использует предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами

1 гр. -  использует в предложениях тропы и стилистические фигуры

(Реализация выполненного задания)

Учитель: текст какой группы интереснее и почему? К какому выводу можно прийти?

(Вывод: использование средств выразительности языка делает речь ярче, образней, точней)

  1. Определение задач урока

Учитель: Средств выразительности, как мы знаем, много, поэтому трудно увидеть их в тексте, квалифицировать, правильно приводить примеры. В связи с этим,  какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? Обсудите в группах. (Ответы учащихся)

Слайд 4 Задачи: - повторить термины

- учиться находить тропы в тексте

- различать виды тропов, стилистических фигур

2. Учитель:  Итак, сегодня у нас обобщающее занятие по теме «Средства выразительности языка», на котором вам предстоит показать свои умения, применяя полученные знания. У каждой группы будет своё задание, на выполнение которого отводится 10 мин. Затем каждая группа представит свои ответы классу. Приступайте!

  1. Практическая работа в группах

Задания для групп

4 гр. С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? (Даны определения этих терминов) Определите, какие из этих средств выразительности использованы в следующих предложениях. Слайд 5

  1. В парках и скверах показались  молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов.(зевгма)
  2. Есть тоска весёлая в шалостях зари (С.Есенин)(оксюморон)
  3. Наступило вечное мгновенье (А.Блок)(оксюморон)
  4. Дома новы, да предрассудки стары (А.Грибоедов)(антитеза)
  5. Чёрный вечер – белый снег (А.Блок)(антитеза)
  6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М.Цветаева)(оксюморон)
  7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (А.Твардовский)(антитеза)
  8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении. (зевгма)

3 гр. – Объяснить схему, дать определение терминам, подтвердить примерами Слайд 6

«Снежинка»

  1. Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (Есенин) (анафора)

  1. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский) (гипербола)
  2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Некрасов) (литота)
  3. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь) (эпифора)
  4. Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой. (Казначеев) ( антонимы)
  5. «Преставилась, значит, старушка… Старушки они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка» (И.Ильф и Е.Петров) (синонимы)

2 гр. -  Заполнить кроссворд «Стилистические фигуры» Слайд 7

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости (градация). 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставляются прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц (антитеза). 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций (параллелизм). 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки(эпифора). 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок (инверсия). 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании(умолчание).

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.(анафора)

1 гр. Дать определение терминам. Проиллюстрировать примерами. Какой термин «спрятан» в фокусе?

  1. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы… (В.Маяковский) (синекдоха)
  2. Её любовь к сыну была подобна безумию (М.Горький) (сравнение)
  3. Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…(А.С.Пушкин) ( олицетворение)
  4. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов) (метонимия)
  5. Веет от них красотою стыдливою (И.Бунин) ( эпитет)
  6. Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твёрдый клинок. (Н.Заболоцкий) (метафора)

  1. И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветки каждого куста. (гипербола)
  2. Закатилось солнце русской поэзии (Жуковский о Пушкине) (перифраза)
  3. У меня с утра крошки хлеба во рту не было. (литота)
  4. Сито свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет -

Всяк заплачет (Загадка) (аллегория)

4. Работа с текстом. Выполнение задания В8   Слайд 9

  1. Лет уже тому…много лет, кажется, век назад, сидел я на склоне Урала, на старых вырубках с ружьём среди пеньев и кореньев, слушал и не мог наслушаться весеннего разгульного хора птиц, от которого качалось небо. 2. Земля и все на ней замерли, не шевелились, веточкой единой не качали, дивясь тому чуду, тому празднику, которому сама же она и была творцом.
  1. Утро пролетело, туманы осели, солнце поднялось высоко, но птицы всё не унимались, и меж пеньев, кореньев и кустов всё шипели, всё уркали и воинственно подпрыгивали распетушившиеся косачи.
  2. Поднявшись из засидки, я тут же подрублено сел – занемели ноги. 5. Много часов просидел, от темнозори до солнца, и не заметил времени. 6. И только сделал  я шаг, из-под моих ног, затрещав крыльями, чёрной бомбой катнулся косач, ткнулся в одинокую берёзу и вытаращился на меня.

7. Я выстрелил. 8. Косач, ударяясь о ветви, клубя перо, покатился вниз, захлопался под берёзой, и только протянул я руку, чтобы взять птицу, как услышал над головой мелкую сыпь и щелчки дождя. 9. Я поднял голову – небо было чисто, солнечно, однако в лицо мне, сгущаясь, падали и падали капли. 10. Облизнувшись, я почувствовал вкус талого снега, слабенькую, нежную сладь на губах и понял – это сок, берёзовый сок.

11. Падая вниз, косач выбил из пазухи берёзы, оторвал от ствола ветку, да и дробью пробило белую кору, и дерево тут же заплакало, зачастило слезами, будто нутром и кожей предчувствовало, что следующей весной с самолётом обсыплют порошком эти бесконечные вырубки, эту землю, на которой природе почти удалось залечить раны и нарожать зверюшек, птиц и разной живности.

12. Сам охотник будет идти в полуубитых молодых зарослях по щиколотки в пере и плакать, слыша, как хрустят под сапогами хрупкие косточки, и со смятением в сердце думать о будущем. 13. Брызнет ли берёзовый сок в лицо детишкам нашим и внукам? 14. Почувствуют ли они пенную сладость талого чистого снега на губах? 15 Услышат ли пенье птиц, да такое, что от него даже качается небо и забывается хмельная земля, ошалелая от вешнего удальства и разгула?..

В8. Прочитайте фрагмент рецензии. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Раздумья известного русского писателя В.П.Астафьева об ответственности человека перед природой полны глубокого лиризма и скрытой поэзии.  Автор широко использует приём _2__, придающий фразе особую выразительность (предложения 1,5,6). В тексте множество __7_  («  разгульного хора птиц», «воинственно подпрыгивали», «слабенькая», «нежная сладь»), _3__ («дерево заплакало», природе удалось «залечить раны» и «нарожать зверюшек»), есть _8__(«на склоне Урала») и другие образные средства».

Список терминов:

  1. Сравнение
  2. Инверсия
  3. Олицетворение
  4. Градация
  5. Антитеза
  6. Анафора
  7. Эпитет
  8. Синекдоха

  1. Рефлексия.  Закончите предложение

1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
4.За урок я…
5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был…

  1. Домашнее задание. 1 гр. Упр.505 (составить рецензию по типу задания В8)

2 гр. Из стих-я Кашпурова выписать средства выразительности

3-4 гр. Тесты В.8-9, задание В8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут д...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Типы заголовков.Влияние заголовка на содержание текста", на котором учащиеся узнают об основных правилах посторения заголовков...