Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Карась Светлана Владимировна

Планирование по русскому языку для5 класса по программе Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_5_klass_znat_umet_s_poyasn_zap.doc400 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Настоящее планирование составлено в соответствии с требованиями Программы для общеобразовательных школ. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.  – Москва: Просвещение, 2010.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

На преподавание курса русского языка в 5 классе выделено 204 часа (из расчета 6 часов в неделю), из них на развитие связной речи – 34 часа.

В программе предусмотрены резервные часы – 4 ч., которые будут использованы для прохождения программы в случае актированных дней или б/л учителя.

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

ЗУН

план

факт

I. Язык – важнейшее средство общения. (3 ч.)

1


1 четверть


Язык и человек.

1

1 неделя

Знать: какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем отличается письменное общение от устного.

Уметь: читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме; различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.

2

Язык и речь. Язык и его единицы.

1

Знать: единицы языка (звук, слово, предложения) и их роль в языке.

Уметь: находить единицы языка; определять границы слова в деформированной записи предложения (без пробелов); определять количество звуков в слове.

3

Р.р. Стили речи.

1

Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.

Уметь: определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации высказывания.

II. Повторение изученного в начальных классах. (24 ч.)

4

Состав слова.

1

Знать: что корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова (морфемы); какие слова называются однокоренными.

Уметь: выделять в слове морфемы; находить однокоренные слова; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы).




5



Орфограмма. Место орфограмм в словах.

1

Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знания того, что орфограмма – "точка" применения правила; усвоение понятия опознавательных признаков орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв; знание того, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме.

Уметь: находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные в разных морфемах.



6

Комплексный анализ текста

1

Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.

7

8

9

Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемых ударением и словарных слов).

3

2 неделя

Знать: способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне; пользоваться орфографическим словарем.

10

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Знать: способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласной в корне; пользоваться орфографическим словарем.

11

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

Знать: способ проверки непроизносимых согласных в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне.

12

Правописание букв И, У, А после шипящих.

1

Знать: правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения.

Уметь: находить и обозначать графически орфограмму; пользоваться орфографическим словарем.

13

Разделительные Ъ и Ь.

1

3 неделя

Знать: правило употребления Ъ и Ь.

Уметь: находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать на письме разделительные Ъ и Ь; правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора.

14

Отличие предлога от приставки.







1

Усвоение понятия орфограммы-пробела и орфограммы-дефиса.

Знать: о совпадении предлогов и приставок; что предлог – слово, приставка – часть слова; правила раздельного написания предлогов со словами; правило дефектного написания предлогов из-за, из-под, падеж, с которым употребляются указанные предлоги.

Уметь: разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму – слитное и орфограмму – раздельное написание; графически обозначать условия выбора раздельного написания; употреблять предлоги в речи.


15


Р.р. Текст.

Комплексный анализ текста.


1


Знать: признаки текста.

Уметь: составлять текст из разрозненных предложений, озаглавливать текст, выделять части текста, составлять простой план; выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.

16

Р.р.Обучающее изложение.

1

17



Части речи. Глагол.

1

Знать: на какие вопросы отвечают и что обозначают части речи. Ознакомление с наречием; об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.

Уметь: определять части речи; морфологические признаки глагола; употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.

18



Правописание -ТСЯ и

-ТЬСЯ в глаголах.

1

Знать: опознавательный признак орфограммы –Ь; способ определения написания -ТСЯ или –ТЬСЯ.

Уметь: находить орфограмму в -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения написания -ТСЯ или –ТЬСЯ; правильно писать -ТСЯ или –ТЬСЯ.

19


Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами.

1

4 неделя

Знать: личные окончания глаголов I и II спряжения; о раздельном написании НЕ с глаголами.

Уметь: выделять личные окончания глаголов; писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по образцу.

20

Имя существительное.

1

Знать: определение имени существительного как части речи; его морфологические признаки; об употреблении на письме Ь после шипящих на конце существительных, Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Уметь: находить имена существительные, определять их род, число, падеж, тип склонения; уметь правильно употреблять Ь после шипящих, выбирать Е и И в безударных падежных окончаниях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разбирать имена существительные по образцу.

21



Падежные окончания существительных.

1

22


Имя прилагательное.

1

Знать: определение имени прилагательного как части речи; его морфологические признаки; изменения прилагательного по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательного с существительным; способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного.

Уметь: изменять прилагательное по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательное с существительным; разбирать имена прилагательные по образцу; пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

23

Р.р. Текст. Тема и основная мысль текста.

1

Знать: о теме текста.

Уметь: определять тему текста и подбирать к нему заголовки, выделять части текста.

24



Местоимение.

1

Знать: о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений, о раздельном написании личных местоимений с предлогами.

Уметь: находить личные местоимения в тексте, определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.

25

Повторение материала по разделу.

 Работа с тестами.

1

5 неделя

Систематизация ЗУН по разделу.

26

27

Контрольный диктант и его анализ.

Работа с тестами.

2

Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами. Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу.

III. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (24+7)

28



Синтаксис. Пунктуация.

1

Знать: предмет изучения синтаксиса, пунктуации; о роли знаков препинания в понимании смысла предложения.

Уметь: связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания.


29

30

Словосочетание. Строение словосочетаний.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

2

Знать: отличие словосочетания от слова; строение словосочетания; о связи слов в словосочетании.

Уметь: отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; составлять словосочетания по образцу; выделять словосочетания из предложения.

31

Разбор словосочетания.

1

6 неделя

Знать: порядок разбора словосочетания.

Уметь: разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме.

32

Комплексный анализ текста.

1

Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.

33

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

Знать: основные признаки предложения; усвоение понятия "опознавательный признак", знаки завершения, понимать роль интонации.

Уметь: по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения.


34


Р.р. Сжатое изложение.

1

Знать: способы сжатия текста.

Уметь: формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключения и обобщения; строить сжатый текст.

35

Виды предложений по цели высказывания.

1

Знать: виды предложений по цели высказывания, особенности интонации предложений.

Уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания.

36


Виды предложений по интонации.

1

Знать: виды предложений по интонации; о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений.

Уметь: распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять.

37


Р.р. Сочинение на свободную тему.

Комплексный анализ текста.

1

7 неделя

Знать: о теме сочинения; о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения.

Уметь: распознавать широкую и узкую тему сочинения; определять свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную тему.

38

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Знать: что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения, способы выражения подлежащего; о связи подлежащего и сказуемого.

Уметь: разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; находить подлежащее в грамматической основе.

39


Сказуемое.

1

Знать: способы выражения сказуемого.

Уметь: находить в грамматической основе сказуемое; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.


40


Тире между подлежащим и сказуемым.



1


Знать: опознавательный признак употребления тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым.

41

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1

Знать: определение распространенных и нераспространенных предложений; общее определение второстепенных членов предложения.

Уметь: разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; распространять предложения второстепенными членами.

42



Дополнение.

1

Знать: определение понятия "дополнение", способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения.

Уметь: находить дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего, верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями.

43


Определение.

1

8 неделя

Знать: определение понятия "определение", способ выражения определения, графическое обозначение определения, роль определения в речи.

Уметь: находить определения в предложениях, верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями.

44




Обстоятельство.

1

Знать: определение понятия "обстоятельство", способы его выражения, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения, роли обстоятельств в речи.

Уметь: находить обстоятельства в предложениях, верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами.

45


Предложения с однородными членами.

1

Знать: определение однородных членов предложения, об интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Уметь: находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами.

46

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Знать: опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами; правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; схемы предложений с однородными членами.

Уметь: по опознавательным признакам ставить знаки препинания, соблюдать правильную интонацию; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять схемы предложений; находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов и обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.

47

48


Обобщающие слова при однородных членах предложения.

2

49

2 четверть


Предложения с обращениями.

1

9 неделя

Знать: определение обращения; об интонации при обращении; опознавательный признак выделения обращения на письме; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением.

Уметь: составлять предложения с обращением в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией, ставить знаки препинания в предложениях с обращением; отличать обращение от подлежащего.

50


Синтаксический и пунктуационный  разборы простого предложения.

1

Знать: порядок синтаксического разбора простого предложения

Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения (устно и письменно); определять стиль речи, к которому относится устный разбор.

Знать: порядок пунктуационного разбора простого предложения

Уметь: производить пунктуационный разбор (устно и письменно) простого предложения.

51

52

Р.р. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!".

2

Знать: основную мысль высказывания, понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине.

Уметь: составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль.

53

54




Простые и сложные предложения.

2

Знать: структурные отличия простых и сложных предложений; виды сложных предложений по способу связи частей в составе сложного; различие между союзной и бессоюзной связью, сочинительной и подчинительной, сочинительные и подчинительные союзы.

Уметь: определять количество основ в предложении; отличать простые предложения от сложных; определять границы частей сложного предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении, составлять предложения по схемам.

55


Синтаксический разбор сложного предложения.

1

10 неделя

Знать: порядок синтаксического разбора сложного предложения

Уметь: производить синтаксический разбор сложного предложения; составлять план сообщения на лингвистическую тему.

56

Р.р. Заглавие и основная мысль текста.

Комплексный анализ текста.

1

Знать: что заголовок отражает основную мысль текста; типы речи, языковые средства, помогающие автору в изображении животного.

Уметь: выбирать заголовок из указанных в соответствии с основной мыслью текста; определять тип речи; выявлять языковые средства, помогающие автору в изображении животного.

57


Прямая речь.

1

Знать: понятия "прямая речь" и "слова автора", косвенная речь.

Уметь: определять слова автора и прямую речь, составлять предложения с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, заменять предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

58



Диалог.

1

Знать: что такое диалог, реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога.

Уметь: распознавать диалог, отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги; вести диалог.

59

Повторение.

1

Обобщение и систематизация ЗУН.

60

61

Контрольный диктант и его анализ.

Работа с тестами.

2

11 неделя

Контроль ЗУН.

IV. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (16+2 ч)

62






Фонетика. Гласные и согласные звуки.

1


Знать: предмет изучения фонетики и графики; различие между гласными и согласными звуками, способы их образования, различие между звуком и буквой; об элементах транскрипции.

Уметь: различать звук и букву, гласные и согласные звуки по способу образования.


Знать: различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных при записи слова в фонетической транскрипции; парные и непарные согласные по твердости-мягкости.

Уметь: различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.

63



Позиционные чередования гласных и согласных.

1

Знать: сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; позиционные чередования гласных на письме не отражаются; правило написания и произношения буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, РЩ.

Уметь: объяснять правило проверки безударной гласной в корне с точки зрения позиционного чередования гласных; правильно произносить указанные слова.

64


Согласные твердые и мягкие.

1

Знать: различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных при записи слова в фонетической транскрипции; парные и непарные согласные по твердости-мягкости.

Уметь: различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.

65

Р.р. Обучающее изложение текста с элементами повествования и описания.

1

Знать: структуру текста типа повествования; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование.

Уметь: определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста; пересказывать текст.

66



Согласные звонкие и глухие.

1

Знать: различие между звонкими и глухими согласными, непарные по звонкости-глухости; о явлении озвончения и оглушения.

Уметь: различать звонкие и глухие согласные; правильно выбирать согласные на письме.

67

Повторение.

Работа с тестами.

1

12 неделя

68

Комплексный анализ текста.

1

Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.

69



Графика. Алфавит.

1

Знать: чем отличается устная речь от письменной , о различии между звуками и буквами; предмет изучения графики и каллиграфии; русский алфавит и его назначение.

Уметь: отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов.

70

71


Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

2

Знать: о роли Ь для обозначения мягкости согласных; правила употребления Ь для обозначения мягкости согласных.

Уметь: находить в словах мягкий согласный, употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания.

72

73


Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

2

13 неделя

Знать: о звуковом значении букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях.

Уметь: различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях.

74


Орфоэпия.

1

Знать: предмет изучения орфоэпии.

Уметь: правильно произносить слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки.

75

Фонетический разбор слова.


1

Знать: порядок фонетического разбора слова.

Уметь: производить фонетический разбор (устно и письменно) слов.

76

Повторение.

1

Обобщение и систематизация ЗУН.

77

78

Контрольный диктант и его анализ.

Работа с тестами.

2

Контроль ЗУН.

79

Р.р. сочинение-описание предметов по картине

И.И. Машкова "Натюрморт с маками и васильками".

1

14 неделя

Знакомство с натюрмортом; композиция.

Уметь: устно описывать предметы, изображенные на картине.

V. Лексика. Культура речи. ( 8+2 ч)

80


Слово и его лексическое значение.

1

Знать: функцию слова в языке; понятия "словарный состав", "лексическое значение слова", "толковый словарь", "словарная статья"; о лексическом и грамматическом значении слова.

Уметь: пользоваться толковым словарем; толковать лексическое значение слова; различать лексическое и грамматическое значение слов.

81


Однозначные и многозначные слова.

1

Знать: понятия "однозначные" и "многозначные" слова и способы отражения в толковых словарях.

Уметь: выбирать значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем.


82


Прямое и переносное значение слов.


1


Знать: понятия "прямое" и "переносное" значение слов, "метафора", об отражении в толковом словаре переносного значения слова.

Уметь: различать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

83



Омонимы.

1

Знать: чем отличаются омонимы от многозначных слов; о роли использования в речи.

Уметь: находить омонимы в толковом словаре, отличать от многозначных слов, употреблять в речи.

84

85

Синонимы.

Комплексный анализ текста.

2

15 неделя

Знать: определение синонимов, синонимического ряда.

Уметь: подбирать синонимы к данному слову; строить синонимический ряд; пользоваться словарем синонимов, употреблять синонимы в речи.

86



Антонимы.

1

Знать: понятие "антонимы", о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи.

Уметь: находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.

87

Р.р. Подробное изложение.

1

Знать: о роли деталей в художественном описании предмета.

Уметь: составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета.

88

Повторение. Работа с тестами.

1

Обобщение и систематизация ЗУН.

89

Контрольная работа (тестирование).

1

Обобщение и систематизация ЗУН.

VI. Морфемика. Орфография. Культура речи. ( 33+14 ч)

90

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

Знать: определение корня, однокоренных слов, формы слова, что изучает Морфемика, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Уметь: выделять в слове морфемы; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.


91




Окончание. Основа слова.


1

16 неделя


Знать: определение окончания слова; грамматическое значение окончаний разных частей речи; о нулевом окончании и его грамматическом значении; определение основы слова.

Уметь: выделять в слове окончание, основу в изменяемых и неизменяемых словах; определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительных, прилагательных, глаголов.

92

Р.р. Сочинение по личным впечатлениям.

1

Знать: о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции.

Уметь: составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям.

93

94


Корень слова.

2

Знать: определение корня слова; однокоренные слова.

Уметь: правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, разграничивать омонимичные корни.

95


Р.р. Рассуждение.

Комплексный анализ текста.

1

Знать: о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста.

Уметь: находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера.

96

Повторение изученного.

1

97

98

3 четверть


Суффикс. Суффиксы имен существительных и прилагательных.

2

17 неделя

Знать: определение суффикса, смысловое значение суффикса.

Уметь: правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выраженные суффиксы; образовывать новые слова с помощью известных суффиксов.

99

Приставка.

1

Знать: определение приставки, смысловое значение приставки.

Уметь: правильно выделять приставку в словах.

100

Р.р. Выборочное изложение с изменением лица по тексту В.М. Пескова.

1

Знать: характеристики выборочного изложения.

Уметь: выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать подтему с изменением лица.

101

102


Чередование звуков. Беглые гласные.

2

Знать: о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов; перечень чередующихся звуков.

Уметь: выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками; выделять части слов с беглыми гласными.


103



Варианты морфем.


1

18 неделя


Знать: что такое "варианты морфем".

Уметь: различать варианты морфем, определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные.

104

Морфемный разбор слова.

1

Знать: порядок морфемного разбора слова.

Уметь: производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

105


Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Знать: правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ-, ПРИ- и приставок на З- (С-); о неизменяемых приставках.

Уметь: находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках.

106

107


Буквы З и С на конце приставок.

2

Знать: правило написания букв на конце приставок; о единообразном написании приставки С-; словарные слова.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

108

Буквы О – А в корне -ЛАГ- – -ЛОЖ-.

1

Знать: чередование А – О в корнях.

Уметь: владеть способом выбора А – О в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-.

109

Буквы О – А в корне -РАСТ-– -РОС-.

1

19 неделя

Знать: правило написания букв О – А в корне -РАСТ-, -РОС-; слова-исключения; о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой, графически пользоваться.

110

Правописание корней с чередованием гласных.

1

111


Буквы Ё – О после шипящих в корне.

1

Знать: правило написания букв Ё – О после шипящих в корне; слова-исключения.

Уметь: обосновывать выбор О – Ё в корнях слов после шипящих; графически обозначать изученную орфограмму.

112


Буквы Ы – И после Ц.

1

Знать: правило написания букв Ы – И после Ц в корнях, в словах на     -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах, в словах-исключениях.

Уметь: обосновывать выбор гласных И – Ы после Ц.

113

Повторение.

1

Обобщение и систематизация знаний по разделу.

114

Контрольный диктант.

1

115

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Работы с тестами.

1

20 неделя


116


Р.р. Сочинение-описание изображенного на картине (П.П. Кончаловский "Сирень в корзине").


1


Знать: о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморт.

Уметь: описывать малопредметные натюрморты.

Морфология. Орфография. Культура речи. (35+8 ч)

117

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Знать: предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. (20+4 ч)

118

119

Имя существительное как часть речи.

2

Знать: морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.

Уметь: опознавать существительные среди других частей речи.

120

Р.р. Доказательства и рассуждения.

Комплексный анализ текста.

1

Знать: структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении.

Уметь: анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры; составлять рассуждение самостоятельного характера.

121

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

21 неделя

Знать: о существительных одушевленных и неодушевленных.

Уметь: различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

122

123

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

2

Знать: основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных.

Уметь: разграничивать имена собственные и нарицательные; правильно писать их.

124

Р.р. Элементы рассуждения в повествовании. Изложение по притче Е.А. Пермяка.

1

Знать: структуру рассуждения, повествования.

Уметь: включать элементы рассуждения в повествование; сжато излагать текст.

125

Морфологический разбор имени существительного.

1

Знать: порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.

126

Род имени существительного.

1

Знать: о грамматической категории рода существительного, о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных.

Уметь: определять род имени существительного, согласовывать глагол прошедшего времени, имя прилагательное с именем существительным.

127

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

22 неделя

Знать: об именах существительных, имеющих форму только множественного числа.

Уметь: употреблять эти существительные в речи.

128

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

Знать: о существительных, имеющих форму только единственного числа.

Уметь: употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательным, глаголом прошедшего времени.

129


Три склонения имен существительных.

1

Знать: о склонении имени существительного, о начальной форме существительного.

Уметь: находить начальную форму и находить склонение существительных, склонять существительные.

130


Падеж имен существительных.

1

Знать: названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы.

Уметь: определять падеж существительного, верно употреблять предлоги с падежами.

131

132

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

2

Знать: правило выбора Е – И в безударных падежных окончаниях имен существительных.

Уметь: владеть способом действия при выборе данной орфограммы.

133

134

Контрольный диктант и его анализ.

Работа с тестами.

2

23 неделя

 

135


Р.р. Изложение.

1

Знать: о возможности использования существительных-синонимов для устранения речевых повторов.

Уметь: излагать содержание исходного текста с изменением лица.

136

137


Множественное число имен существительных.

2

Знать: об особенностях склонения существительного во множественном числе, в дательном, творительном и предложном падежах, об употреблении форм множественного числа имени существительного.

Уметь: правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

138

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

Знать: правило написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Уметь: применять правило написания О – Е после шипящих и Ц.

139

Повторение по теме "Имя существительное".

1

Обобщение и систематизация знаний по теме.

140


Комплексный анализ текста.

1

24 неделя

Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.

141

Диктант.

1

Имя прилагательное. (12+ 4 ч )

142

143


Имя прилагательное как часть речи.

2

Знать: о роли прилагательного в тексте; морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию его в предложении.

Уметь: употреблять прилагательные в речи; определять морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении.

144

145

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

2

Знать: о согласовании прилагательных с существительными.

Уметь: правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова.

146


Р.р. Описание животного.

Комплексный анализ текста.

1

25 неделя

Знать: описание животного в художественном стиле; общепользование образно-выразительных средств в художественном описании.

Уметь: писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания.

147

148


Прилагательные полные и краткие.

2

Знать: грамматические особенности и признаки кратких прилагательных.

Уметь: различать краткие прилагательные, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую; определять роль кратких прилагательных в предложении.

149

Р.р. Описание животного на основе изображенного.

1

Знать: о специфике описания животного, изображенного на картине.

Уметь: описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле.

150

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.

151

Р.р. Сочинение "Как я испугался".

1

Уметь: составлять собственный текст по указанному плану.

152

Повторение по теме "Имя прилагательное".

1

26 неделя

Обобщение изученного по теме.

153

Контрольный диктант.

1

154

Работа над ошибками.

Работа с тестами.

1

155

Р.р. Художественное описание животного на основе наблюдений.

1

Уметь: составлять собственный текст-описание животного на основе личных впечатлений.

Глагол. (36 + 6 ч)

156

157

4 четверть


Глагол как часть речи.

2

Знать: характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.

Уметь: рассказать о глаголе в форме научного описания; определить морфологические признаки глагола.

158

159

160


НЕ с глаголами.

3

27 неделя

Знать: правило написания НЕ с глаголами, знать нормы правильного ударения в глаголах с частицей НЕ.

Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с НЕ в речи.

161


Комплексный анализ текста.

1

Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.

162

163


Неопределенная форма глагола.

2

Знать: о неопределенной форме как начальной форме глагола; определение понятия.

Уметь: различать глаголы в личной и неопределенной формах; правильно писать окончания глаголов в неопределенной форме.

164

Работа с тестами.

1

28 неделя

 Обобщение изученного по теме.

165

166


Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

2

Знать: условия выбора написания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; о произношении [ца] на месте -ТСЯ, -ТЬСЯ.

Уметь: правильно произносить глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; употреблять в речи глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ.

167

Резервный урок.

1

168

169

Виды глагола.

2

Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению; способы образования видовых пар глаголов.

Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; распознавать виды глаголов.

170

171

172


Буквы Е – И в корнях с чередованием.

3

29 неделя

Знать: о чередовании гласных Е – И в корнях; способы действия при выборе орфограммы; перечень корней с чередованием.

Уметь: правильно писать слова с чередованием Е – И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

173

Комплексный анализ текста.

1

Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.

174


Р.р. Невыдуманный рассказ о себе.

1

Знать: что главное в рассказе – развертывающееся в определенной последовательности действие; о роли жестов, выражения лица рассказчика в устном рассказе.

Уметь: составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его.

175

Контрольный диктант.

1

176

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Работа с тестами.

1

30 неделя

177

Время глагола.

1

Знать: как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов.

Уметь: определять временные формы глагола.

178


Прошедшее время.

1

Знать: способ образования и изменения глаголов прошедшего времени.

Уметь: распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы, глаголы прошедшего времени.

179



Настоящее время.

1

Знать: глаголы в настоящем времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно, в любое время; образуются глаголы настоящего времени только от глаголов несовершенного вида.

Уметь: определять грамматическое значение глаголов в настоящем времени, употреблять в речи; соблюдать орфоэпические нормы.

180


Будущее время.

1

Знать: о способах образования форм будущего времени, употребление их в речи.

Уметь: образовывать простую и сложную форму будущего времени; различать формы глагола.

181



Спряжение глаголов.

1

Знать: что такое спряжение глагола; личные окончания глаголов I и II спряжения; способ определения спряжение глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме).

Уметь: владеть способом определения спряжения, изменять глаголы по лицам и числам.

182

183

184

185

Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием.

4

31 неделя

Знать: выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения.

Уметь: различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания.

186

Морфологический разбор глагола.

1

Знать: порядок морфологического разбора глагола.

Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола.

187

Р.р. Изложение по тексту "Шоколадный торт".

1

Уметь: производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль текста с изменением формы лица.

188

189

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

2

32 неделя

Знать: о написании Ь на конце глагола 2-го лица; об употреблении глагола в предложениях без подлежащего.

Уметь: выбирать орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи.

190



Употребление времен.

1

Знать: об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом.

Уметь: употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о прошлом.

191

Комплексный анализ текста.

1

Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.

192

Р.р. Спортивный репортаж по серии рисунков.

1

Уметь: составлять рассказ по данному началу с использованием рисунков; употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления повествования.

193

194

Повторение изученного о глаголе.

Работа с тестами.

2

33 неделя

Систематизация и обобщение материала.

195

Контрольный диктант.

1

196

Работа над ошибками.

1




Повторение и систематизация изученного. (4+1 ч)

197

198

199

200

Комплексный анализ текста.

Работа с тестами.

Работа по развитию связной речи.

4

34 неделя


Повторение и систематизация знаний, умений, навыков, полученных в течение года.

201

202

203

204

Резервные уроки

4

График контрольных работ по русскому языку

Класс -5

Вид работы

Тема

Дата

1

Контрольный диктант

«Повторение изученного в начальной школе»

5 неделя

2

Контрольное сочинение

По картине Решетникова Ф. П. «Опять двойка»

9 неделя

3

Контрольный диктант

Синтаксис и пунктуация

11 неделя

4

Контрольный диктант

Фонетика. Графика. Орфография

13 неделя

5

Выборочное изложение с изменением лица

По тексту В. М. Пескова

17 неделя

6

Контрольный диктант

Словообразование. Орфография

19 неделя

7

Контрольный диктант

Имя существительное

23 неделя

8

Контрольный диктант

Имя прилагательное

26 неделя

9

Контрольное изложение

По тексту «Шоколадный торт»

31 неделя

10

Контрольный диктант

Глагол

33 неделя

11

Контрольное сочинение-репортаж

По серии рисунков на спортивную тематику

33 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....

календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова

планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе  Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/  М.: Мнемозина, 2008  г....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс

Планирование уроков русского языка в 9 классе...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...