«Портрет профессии (подготовка к сочинению-рассуждению по предложенной теме)»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

  • Урок русского языка «Портрет профессии (подготовка к сочинению-рассуждению по предложенной теме)» предназначен для проведения в  10 классе, в период подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
  • Тема урока актуальна для старшеклассников: с одной стороны, учащиеся знакомятся с новой профессией, с другой совершенствуют умение писать сочинение определённого типа (подготовка к ЕГЭ)
  • Урок состоит из нескольких этапов, все они логически связаны и последовательно  сменяют друг друга, обеспечивая целостность и завершённость урока.
  • В ходе урока учащиеся  совершенствуют умение определять  типы речи: выполняется задание ЕГЭ по определению типа речи в определённом отрывке   текста, систематизируются и обобщаются теоретические знания о строении текста-рассуждения.
  • В течение урока развивались информационные компетенции учащихся: во-первых, пользуясь различными словарями, ребята нашли значение слова, во-вторых, пользуясь справочником «Все аккредитованные учебные заведения России» узнали, в каких ВУЗах можно получить  профессию, в-третьих, пользуясь Интернетом получили искомую информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Пелипенко Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 11 им.В.В.Рассохина

 г.Армавир

Краснодарский край

ТЕМА УРОКА: «Портрет профессии (подготовка к сочинению-рассуждению по предложенной теме)».

АУДИТОРИЯ: 10-11 класс

ЦЕЛИ УРОКА:

       Подготовиться к сочинению-рассуждению о профессии, на примере сочинения-рассуждения о профессии  филолога.

 ЗАДАЧИ УРОКА:

 Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с  профессией филолога.
  2. Рассмотреть разносторонние сферы  деятельности филолога.

Развивающие:

  1. Развитие исследовательских навыков , аналитических способностей образности и логического мышления учащихся.
  2. Обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический и профориентационный опыт  учащихся.
  3. Совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение на предложенную тему (в рамках подготовки  к ЕГЭ по русскому языку).    

Воспитательные:  

  1. Профориентационное, духовно-нравственное, эстетическое     воспитание учащихся.
  2. Воспитание бережного отношения к родному языку.
  3. Воспитание уважения к профессии учителя.

Тип урока:  комбинированный

Форма урока:   урок-исследование

Оборудование: 2 компьютера (один из них с выходом в Интернет), медиапроектор, экран, СД-диск с презентацией к уроку, словари русского языка.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

УЧИТЕЛЬ.  Ребята, сегодня на уроке мы  составим портрет профессии, материалы урока помогут вам написать сочинение-рассуждение по  этой профессии.  (СЛАЙД 1)

УЧЕНИК. Мне кажется, что эта работа будет полезной: с одной стороны, мы готовимся к  сочинению по части С1 на ЕГЭ, с другой, узнаем о новой профессии, что актуально для многих из нас . В какой форме мы будем работать на уроке?

УЧИТЕЛЬ.  Целью нашего урока является  знакомство с  профессией,  а также повторение принципов написания сочинения-рассуждения. Поэтому форма нашего урока – исследование с элементами практической работы. (СЛАЙД 2)

Запись темы урока и эпиграфа к уроку в рабочие тетради.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. повторение теоретических сведений

УЧИТЕЛЬ.  Вам предстоит написать сочинение-рассуждение. Вспомните, чем характеризуется этот тип речи. Какие типы речи вам известны?

Учащиеся рассказывают о повествовании, описании и рассуждении. (СЛАЙД 3)

УЧИТЕЛЬ.  Определите особенности текста-рассуждения, вспомните, как можно ввести в своё сочинение аргументы, с чего начать и чем закончить сочинение. (СЛАЙД 4,5)

2. практическая работа по закреплению материала

УЧИТЕЛЬ.  Перед вами тексты из экзаменов в форме ЕГЭ прошлых  лет. Выполните задание А 30 ( определите, какие типы речи представлены в отрывках) ( ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ, 3 ВАРИАНТА ТЕКСТОВ ЕГЭ)

 3.  НОВЫЕ ЗНАНИЯ

УЧИТЕЛЬ.  Ребята, что объединяет все тексты, над которыми вы работали.

УЧЕНИК. Эти тексты связаны одной темой: они о языке.

 УЧИТЕЛЬ.  Знаете ли вы, представители какой профессии занимаются изучением языка.

УЧЕНИК.  Возможно, это языковеды.

УЧИТЕЛЬ.  Это филологи. Именно с этой профессией мы сегодня познакомимся подробно.

 РАБОТА В ГРУППАХ:

Толкование слова «ФИЛОЛОГИЯ, ФИЛОЛОГ» в различных словарях

1 группа – «Толковый словарь русского языка»

2 группа – «Словарь иностранных слов»

3 группа – «Этимологический словарь»

После исследования словарей делается вывод о происхождении слова, его значении. (СЛАЙД 6)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

"Филолог, в отличие от людей других профессий, имеет дело с особым материалом — словом и художественным текстом. Не случайно существует мнение, что стиль — это человек, а текст всегда оставляет представление о создавшей его личности. Настоящий филолог вступает в контакт с чужим словом как с развернутым смыслом. Толкование текста превращается для него в собеседование.

Поскольку литературоведение — это человековедение, то филологи владеют не только знанием истории словесности. Феномен текста заставляет их проявлять себя как психологов, философов, социологов, этнографов. Наша специальность требует владения теми знаниями, которым профессионально учат на смежных факультетах. Справедливо можно считать, что студенты-филологи оказываются в более выгодном положении, чем другие гуманитарии, ибо получают глубокую подготовку и в области иностранных языков, и в области философии, и в области психологии. Универсализм профессии позволяет им воплощать себя в разнообразных областях гуманитарной деятельности. Чем технически оснащенней и политизированней общество, тем уязвимей человек. Филолог — профессия, позволяющая восполнять дефицит человечности, поэтому потребность в ней не иссякнет".

4. «ПОРТРЕТ ПРОФЕССИИ»

УЧИТЕЛЬ.  Теперь нам предстоит составить портрет этой профессии, для этого необходимо разделиться на несколько рабочих групп:

ПСИХОЛОГИ - определяют, какими качествами должен обладать филолог.

АБИТУРИЕНТЫ – пользуясь  справочником «Все аккредитованных высших учебных заведений России», определяют, в каких ВУЗах Краснодарского края можно получить профессию филолога.

БИРЖА ТРУДА – ищут в Интернете вакансии филологов. (СЛАЙД 7)

После 5-7 минутной работы группы представляют отчеты о работе.

ВЫВОДЫ:

ПСИХОЛОГИ – филологи должны обладать определёнными профессиональными качествами:

  1. педантичность;
  2. самостоятельность;
  3. способность аргументировано отстаивать свое мнение;
  4. стремление к профессиональному совершенству;
  5. трудолюбие;
  6. самокритичность;
  7. хорошее зрительное восприятие текста;
  8. речевой слух (восприятие устной речи);
  9. внимание к деталям;
  10. ассоциативность мышления;
  1. логичность мышления;
  2. долговременная память;
  3. память на слова и фразы;
  4. развитая словесно-логическая память;
  5. умение грамотно выражать свои мысли;
  6. усидчивость;
  7. навыки письменного изложения информации;
  8. склонность к исследовательской деятельности;
  9. способность заниматься длительное время кропотливой работой.

АБИТУРИЕНТЫ – для овладения профессией необходимо высшее профессиональное образование. Специальности: 021700 — Филология. Квалификация: Филолог.

Профессию филолога можно получить в КубГУ г.Краснодар, АГУ г.Майкоп, Армавирском педагогическом университете г.Армавир, Славянском педагогическом институте г.Славянск-на-Кубани.  (успели найти в каталоге и московские вузы: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.  Московский педагогический государственный университет.  Российский университет дружбы народов.)

БИРЖА ТРУДА – Профессия филолога популярна и востребована: Интернет предложил более 10 тыс. страниц, где расположены вакансии филологов. Зарплата в Москве от 9 000 до 30 000 рублей, в регионах от 3 000 до 15 000 рублей в месяц. Карьерный рост теоретически возможен.

УЧИТЕЛЬ. Как видите ребята, профессия эта интересная, современная, востребованная.

Составьте устный портрет этой профессии.

Учащиеся обобщают знания о профессии филолога. Учитель подтверждает их выводы слайдами.(СЛАЙД 8,9)

УЧИТЕЛЬ. Ребята, вы делаете правильные выводы, думаю, некоторые из вас заинтересовались этой профессией. На чем же она основывается?

УЧЕНИК. Эта профессия основывается на любви к слову.

УЧИТЕЛЬ. Конечно. И если в человеке сочетаются любовь к слову и любовь к детям, можно говорить еще об одной профессии – УЧИТЕЛЬ.

Учителя каких предметов филологи по образованию?

 УЧЕНИК. Это учителя русского языка и литературы, учителя родного языка в национальных школах, учителя иностранных языков.

 УЧИТЕЛЬ. Какие же качества необходимы учителю помимо перечисленных сегодня группой наших психологов?

УЧЕНИК.   Я думаю, что это внимательность; эмоциональная устойчивость;

высокая самооценка; коммуникативные и организаторские способности.

 5. ИТОГ УРОКА:

1. РЕФЛЕКСИЯ –

УЧИТЕЛЬ Ребята, сегодня вы познакомились с новой профессией – филолог. Составьте синквейн, (СЛАЙД 10) в котором отразите ваше отношение к этой профессии.

Ученики пишут синквейны, по желанию их зачитывают. Примеры:

Филолог.

Умный, говорящий.

Изучает, наставляет, исследует.

Мудрый знаток слов.

Учитель.

Филолог.

 Коммуникабельный, творческий.

Переводит, пишет, изучает.

 Имеет интерес к языку.

Журналист.

2.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать сочинение-рассуждение «Портрет профессии» о профессии филолога. (СЛАЙД 11)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.И.Власенков «Русский язык» Грамматика. Текст. «Стили речи» 10-11 кл. М.: Просвещение, 2002.
  2. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания.  Пучкова Л.И. М.: Экзамен, 2010.  
  3. Золотарева И.В., Дмитрие-ва Л.П., Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. Методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ». М.: «Вако», 2004.
  4. Русский язык. 10-11 кл. Сборник тестовых заданий. «Интеллект-Центр», 2005.



Предварительный просмотр:

Пелипенко Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы

 МАОУ СОШ № 11 им.В.В.Рассохина

г.Армавир

АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ УРОКА

(самоанализ урока и методические рекомендации по проведению урока)

  1. Урок русского языка «Портрет профессии (подготовка к сочинению-рассуждению по предложенной теме)» предназначен для проведения в  10 классе, в период подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
  2. Тема урока актуальна для старшеклассников: с одной стороны, учащиеся знакомятся с новой профессией, с другой совершенствуют умение писать сочинение определённого типа (подготовка к ЕГЭ)
  3. Урок состоит из нескольких этапов, все они логически связаны и последовательно  сменяют друг друга, обеспечивая целостность и завершённость урока.
  4. Основная цель была поставлена в начале урока.  
  5. В ходе урока учащиеся  совершенствуют умение определять  типы речи: выполняется задание ЕГЭ по определению типа речи в определённом отрывке   текста, систематизируются и обобщаются теоретические знания о строении текста-рассуждения.
  6. В течение урока развивались информационные компетенции учащихся: во-первых, пользуясь различными словарями, ребята нашли значение слова, во-вторых, пользуясь справочником «Все аккредитованные учебные заведения России» узнали, в каких ВУЗах можно получить  профессию, в-третьих, пользуясь Интернетом получили искомую информацию.
  7. Ценность урока не только в том, что реализованы все поставленные задачи и достигнуты цели. Учащиеся 10 класса, то есть будущие выпускники, получили алгоритм для поиска информации о любой  интересующей их профессии.  
  8.  На уроке были использованы новые информационные технологии. В ходе урока работали 2 компьютера: один для демонстрации презентации Power Point , другой для выхода в Интернет. В случае, если технические возможности кабинета не позволяют использовать 2 компьютера или нет подключения к сети Интернет можно воспользоваться буклетами Службы занятости  или объявлениями в газетах о наличии вакансий.
  9. Все применяемые методы соответствовали задачам урока и способствовали познаваемой деятельности и активизации учения. Эффективность всех методов  и приёмов достаточно высока.
  10. В конце урока   ребятам было предложено написать синквейн. Это один из приёмов  технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение.  Эти упражнения необходимо делать систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
  11. На всех этапах урока ученики вели себя активно, психологический настрой хороший. Урок получился интересным, так как  ребята получили представление о новой профессии, был использован  региональный компонент.

                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 11 классе "Портрет профессии. Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок русского языка "Портрет профессии. Подготовка к сочинению-рассуждению" готовит учащихся к написанию сочинения определенного типа (ЕГЭ, подготовка к части С1). В ходе урока учащиеся получают знани...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Бинарный урок. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

Актуальная тема для подростков. Понятие "зависть". Подготовка к сочинению-рассуждению. Развитие умения вести дискуссию, высказывать свою точку зрения....

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».

Цели урока:1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).2. Формирование навыков в составлении текста-рассужд...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Моя будущая профессия» (подготовка к сочинению-рассуждению)

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Моя будущая профессия»  (подготовка к сочинению-рассуждению)...

Презентация Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему

quot;Уроки французского" - уроки доброты" (урок-подготовка к сочинению на данную тему)...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...