Урок русского языка в 7 классе по теме: "Не с причастиями"
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Тип данного урока: первичное закрепление изученного по теме "Причастие".  На уроке систематизируются теоретические знания, отрабатываются умения и навыки. Урок позволяет выявить уровни усвоения темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_prichastiyami.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями».

Тип урока: первичное закрепление изученного.

Знать: правило написания НЕ с причастиями.

Уметь: различать не – приставку, не – часть корня, не – частицу; обозначать условия выбора орфограммы; обобщать знания о правописании не с причастиями, с другими частями речи;  делать правильный выбор написания, употреблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая нормы.

Оборудование: индивидуальные карточки, распечатанные тексты с заданием.

                                                       Ход урока.

1.Организационный момент урока.

Сообщение темы, целей, плана урока.

2.Проверка домашнего задания.

(Упр. 136), сообщение на тему: « НЕ с причастиями».

3. Синтаксическая пятиминутка.

Перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную одежду возле горячего камня, пришел старик.

Замените предложение с придаточным определительным причастным оборотом. Запишите в тетрадь. Начертите схему, разберите по членам.

4.Закрепление  изученного.

Тренировочные упражнения.

1.Запись словосочетаний с объяснением написания НЕ с различными частями речи.

       (Не)замеченный мною, далеко (не)оригинальное решение, (не)похожий на остальных, говорил (не)правду, а ложь; (не)покрашенный забор, (не)слышится шороха, лекция (не)записана, (не)известный композитор, еще (не)оттаявшая земля, (не)почищенные грибы, (не)годующий взгляд, (не)кому пожаловаться.

2. Работа по карточкам. (2 уч-ся получают для индивидуальной работы карточки с заданием.)                                                

Раскрыть скобки. В каких словосочетаниях НЕ пишется слитно? (подчеркнуть)

                                                   Карточка №1

       (Не)прекращающийся дождь; (не)покрытая снегом земля; комната (не) освещена; (не)исследованная, а дикая тайга; калитка (не) закрыта; (не)заботящийся ни о ком; (не)освещенная поляна,; (не)расколотый орех.

                                                   Карточка №2

      (Не)выполненное поручение; (не)замороженное, а охлажденное мясо; овощи (не) очищены; (не)растаявший снег; никем (не)проверенный маршрут; (не)высохшие капли росы; ничем (не)прикрытая голова; (не)сделанная работа.

3.Объяснительный диктант.

      1.Грубые руки, не привыкшие к мелким предметам, с дрожанием сдирают крышку с драгоценной коробочки со спичками. 2.При всяком неожиданном звуке слух неспавшего казака усиленно напрягался, глаза щурились. 3.Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. 4.Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. 5.Мы шли по полевой и непроторенной дорожке.

                                                                                                                                       (  Л. Н. Толстой. )  

4. Работа с распечатанным текстом. ( У каждого ученика на парте лист с текстом).

         Мало кого уже уд…вляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «з…лотой цветок». В странах Востока с этим р…стением связывают и (не)знающую пределов радость  и (не)выразимую печаль  и (не)прох…дящую со временем скорбь.

         Одна из легенд рассказывает что в 3 веке до н.э. (не)имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из островов. Мудрец… говорили, что из этого р…стения можно было пр…готовить (не)обыкновенный эликсир помогающий избавит…ся от (не)излечимых б…лезней и смерти. Но только искренний (не)желающий зла окружающим человек мог прик…снуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распустившимся сокровищем. Но (не)навидящему императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке см…льчаков. Тайна исчезновения этих людей (не)раскрыта.

          Известно лишь, что через некоторое время на островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня изображена з…л…тая хризантема.

Задание к тексту.

Прочитайте выразительно.

 Что нового узнали вы о хризантеме?

Озаглавьте текст.

Определите стиль и тип речи текста.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Причастные обороты выделите.

(Каждый учащийся работает самостоятельно.  После выполнения заданий меняется работой с соседом по парте, проверяет, объясняет ошибки).

На доске выписываем слова с пропущенными орфограммами, объясняем постановку знаков препинания, оцениваем работы.

5.Подведение итогов урока.

Оцениваем работу учащихся на уроке.

6.Задание на дом.

Упр.158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....