Типология уроков в личностно-ориентированной парадигме
занимательные факты по русскому языку по теме

 

Семинарское выступление на тему: «Типология уроков в личностно-ориентированной парадигме».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинарское выступление на тему: «Типология уроков в личностно-ориентированной парадигме».

Учитель: Винтер Н.Н.

Апрель 2006 года.

Характерные черты личностно-ориентированного урока:

1) Замысел Л-ОР заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:

- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

- содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства;

2) В качестве принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступать основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

 1. Принцип самоактуализации

Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащегося проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное проектирование процессов самопознания и саморазвития.

2. Принцип индивидуальности

Индивидуальность является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.

3. Принцип субъективности

Педагог стремится строить учебное занятие на основе межсубъективных отношений с учащимися. Он помогает ученикам оценивать субъективную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта.

4. Принцип выбора

«Я есть мой выбор»; - утверждал французский философ и писатель Жаль-Поль Сартр. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.

5. Принцип творчества и успеха – подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.

6.  Принцип доверия и поддержки

Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в смыслы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные (творческие) способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует развитию их творческого потенциала ,развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Урок литературы в 9-м классе по теме «Философская проблематика стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»».

Цели: 1) помочь учащимися увидеть и осмыслить гуманистическую идею стихотворения, и ее проявление в коммуникативно-образном строе стихотворения;

2) способствовать формированию у учеников навыков критического чтения;

3) активизировать их субъектные представления как основу читательского сопереживания при восприятии лирики.

Оборудование: доска для записи опорных слов и выводов, тетради по литературе, для составления двухчастного читательского дневника, текст стихотворения А.С. Пушкина «Анчар».

Ход урока:

I. Ситуация «вызова» у учащихся собственных ассоциаций с названием стихотворения и интуитивных предположений о его смысле. Предполагается выполнить два задания:

1) высказать лексические и стилистические ассоциации, которые вызывают слова «древо» (архаическая самооценка образа)

2) создать письменно связный текст на тему «Древо» по следующим опорным словам: последний раб, пустыня, яд, властный взгляд, владыка.

Свободное письмо в течении 5-7 мин. Ученики по желанию читают составленный текст. Учитель делает обобщение («окультуривание» высказываний учащихся предположений о преамбуле и идее стихов).

II. Учитель. Пушкинское стихотворение называется «Анчар». Попытайтесь создать из этого слова новые слова, добавляя или убирая слоги, переставляя слоги.

Учащиеся – чары, очаровать, начало и т.д.

Какие ассоциации вызывают эти слова?

Учащиеся – ощущение колдовства, чего-то значительного, жутковатого.

III. Учитель: Прочитайте про себя «Анчар». Выделите при чтении комплексно-тематические части и, пожалуйста, определите, какие образы являются главными в каждой из них.

Учащиеся работают самостоятельно, в ходе работы происходит частичное накопление первичных читательских и аналитических представлений.

Учитель организует обсуждение сделанных учащимися наблюдений над текстом, над центральными образами. Учащиеся при поддержки педагога делают выводы об идейно-тематическом содержании каждой части, ее композиционным представлением.

IV. Учитель предлагает ученикам выполнить задание: выпишите в свой читательский дневник те образы, выражения, которые привлекли ваше внимание, поразили вас.

Составляется двухчастный дневник по схеме:

Образы и выражения,          мои мысли, чувства и ассоциации, связанные с этими

 поразившие меня          образами и выражениями

Происходит чтение, комментирование, обсуждение записанных выражений, обмен впечатлениями.

V. Ситуация актуализации и осложнения приобретенного читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений.

Задание для учащихся: подчеркните одной чертой те наблюдения, которые не вызывают у вас протеста, осуждения, а двумя – те, которые вы не можете принять.

Учащиеся обсуждают в парах результаты выполнения заданий.

VI. Учащиеся отвечают на вопрос: Какие два мира противопоставляются в сюжете стихотворения?

Далее – подбор 3-4 слов, которыми можно охарактеризовать образ зла в каждом из этих миров?

VII. Ситуация обобщения и осознание сделанных ранее индивидуальных и коллективных наблюдений над текстом.

С целью актуализации приобретенных учащимися знаний, учитель задает следующие вопросы:

1. Что, на ваш взгляд, в пафосе, в основной мысли стихотворения, связано с современными для поэта событиями в обществе?

2. Мы видим, что стихотворение шире конкретного факта, явно является философским обобщенным размышлением. О чем размышляли мы с вами, исследуя стихотворение?

Учащиеся размышляют и пытаются в ходе размышления дать ответ на поставленные вопросы.

VIII. Учитель до сих пор каждый из вас был со стихотворением наедине, каждый видел в нем свое. А теперь прочитаем вслух, выразив в чтении свои мысли, чувства и понимание философской идеи.

Учащиеся читают стихотворение вслух.

IX. Д/З. по выбору.

Учащимся предлагается выбрать себе вопрос (тему) для домашнего сочинения.

1. Мои размышления при чтении стихотворения «Анчар» (читательское эссе).

2. В чем современность философской идеи стихотворения «Анчар»?

3. Как раскрывается в этом стихотворении личность и убеждения поэта?

4. Как создается в стихотворении образ зла?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы личностно ориентированной направленности в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Урок построен по технологии личностно ориентированной направленности. Через сопереживание и сочувствие героям, через сопоставление с ними, обучающиеся самоопределяются, принимают решение и делают выбо...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

«Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью»

памятка по осуществлению деятельности учителя с личностно-ориентированной направленности. Создает логический путь действиям учителя....

Современный урок в парадигме личностно-ориентированного обучения в вечерней школе.

Чтобы обучение стало интересным, необходимо применять новые технологии обучения. Важно, чтобы каждый урок достигал своей цели. Чтобы содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НА УРОКЕ СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ».

В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных...