Правописание наречий
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Ивлева Людмила Евгеньевна

Цели урока:

1) привитие навыков правописания -о и -е на конце наречий после шипящих;

2) совершенствование навыков правописания н и нн в наречиях;

3) формирование навыков написания наречий с суффиксами -а- и -о- (из-, до-, с-, в-, на-, за-);

4) закрепление навыков дефисного написания наречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_narechiy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

                                                                               

Тема:

 Правописание наречий

                                     Разработчик урока:

                                                                     учитель русского языка и литературы      

                           Ивлева Л.Е.

2010 г.

Тема: Правописание наречий

Цели урока:

1) привитие навыков правописания -о и -е на конце наречий после шипящих;

2) совершенствование навыков правописания н и нн в наречиях;

3) формирование навыков написания наречий с суффиксами -а- и -о- (из-, до-, с-, в-, на-, за-);

4) закрепление навыков дефисного написания наречий.

Ход урока

Вопросы:

1) Сколько частей речи в русском языке? (10)

2) На какие группы делятся части речи? (знаменательные, служебные и междометия.)

3) Вспомните и скажите, как начинается определение всех частей речи. (:это часть речи.)

4) Назовите часть речи, определение которой начинается по-другому (наречие)

5) Что называется наречием?

6) Что обозначает наречие? (:обозначает признак действия :)

Задание:

От данных прилагательных образуйте наречия.

Прекрасный, красивый, громкий, простой, грустный, унылый.

Вот прилагательное НОВЫЙ. С суффиксом -О- наречие от него не получается, а с разными приставками - сколько угодно.

Задание:

С помощью приставок образуйте наречия от прилагательного НОВЫЙ.

(Ответ: заново, снова, вновь.) Совсем по-другому ведет себя слово!

Потом наречия добрались и до существительного. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получится целая куча наречий. Какие?

Ответ: ВВЕРХУ, ВВЕРХ, НАВЕРХУ, НАВЕРХ, КВЕРХУ, СВЕРХ, СВЕРХУ и даже ВЕРХОМ- очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Затем добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов.

Задание:

От данных слов образуйте наречия.

  1. двое-(вдвоем,надвое)
  2. скакать- (вскачь и на скаку)
  3. догонять-(вдогонку)

Рады наречия. А вы , ученики, не очень? Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать, слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

И ответьте на вопрос:

  1. Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?

Ответ: На конце наречий после ШИПЯЩИХ под ударением пишется буква О, без ударения Е. Исключение: ЕЩЕ.

Работа у доски

 О каком правиле нам сейчас надо вспомнить?

Ответ: В наречиях, образованных от прилагательных и существительных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пиши А.

1. Староста в сапогах и армяке внакидку издалек ... заметил отца.

2. Летом Ягодное (селение) допоздн ... гудело голосами рабочих.

3. И снов: высокое голубое небо с лаской смотрит сверху

Примеры из текста.

Вопрос: А если приставки В-,НА-,ЗА- в словах?

Ответ: Наречия с приставками В-, НА-, ЗА- на конце пиши О

1. Забору этому не было конца ни вправ ... , ни влев ....

2. Веточки молодой осины были начист ... острижены лосями.

3. Квартиру отделали занов:

Внимательно прочитайте текст, посмотрите, какие буквы пропущены и вспомните правило, которое нужно использовать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы.

Ответ: В наречиях на -О (-Е) пишется столько же н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.

4. Солдаты сражаются ожесточе .. О.

5. Лицо земли меняется очень медле ... О, но непрерывно.

6. Море было взволнова .. О ветром.

7. Взволнова ... О про слушали мы доклад о жизни и творчестве М.Цветаевой.

8. Посещения медведем овсяного поля не всегда проходят безнаказа ... 0.

9. Собрание прошло очень оживле ... О; оживлено оно было интересными выступлениями ораторов.

Обратите внимание на скобки, которые вам нужно раскрыть и на суффиксы наречий. Какое правило нам нужно вспомнить, чтобы безошибочно выполнить данное задание?

Ответ: Через черточку пишутся наречия, которые имеют в своем составе:

  1. приставку по- и суффикс -ОМУ, -ЕМУ, -ски, -ЦКИ, -ьи.
  2. приставку В- (ВО-) и суффиксы -ыx (-ИХ).

Вопрос: А когда еще наречия пишутся через черточку?

Ответ: Сложные наречия пишутся через черточку.

1. Печорин (по) детски верил слухам.

2. Он знал (по) английски, кажется, только два слова: гуд бай.

3. Челкаш молчал и (по) волчьи скалил зубы.

4. Десятиклассники свободно говорят (по) немецки.

5. Говор пассажиров слился в сплошной, (по) пчелиному гудящий звук. 6 Было светло.но (по) осеннему скучно и серо.

Задание: Подберите к наречиям синонимы.

  1. Работу пришлось начинать сызнова (заново);
  2. Он обидел сгоряча (необдуманно );
  3. Сделал он это исподтишка (тайком);
  4. Это известно издавна (с давних пор);
  5. Жить душа в душу (дружно);
  6. Встать ни свет, ни заря (рано);
  7. Выучить назубок (наизусть).

Задание:

Раскройте скобки, предварительно постаравшись вникнуть в смысл словосочетаний, если это наречие - пишется вместе, если существительное с предлогом, то пишется отдельно.

Вопрос: Как определить, где наречие, а где существительное с предлогом?

Ответ: от существительного можно задать вопрос.

На доске 

  1. (В)высь подняться-(в)высь небесную взлететь;
  2. (В)конец переулка уйти-(в)конец разобидеться;
  3. (В)накидку носить пальто-(в)накидку из шелка одет;
  4. (Во)время прийти-(во)время семинара;
  5. (В)растяжку отдать обувь-(в) растяжку говорить;
  6. (В)тайне готовить сюрприз-(в)тайне кроется ответ;
  7. (В)ширь раздаться-(в)ширь полей степных;
  8. (К)верху поднять голову-(к)верху двери прикрепить;
  9. (На)верх взойти-(на)верх склона подняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...

Урок русского языка в 7 классе "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Урок начинается с игры "Что?Где? Когда?". Новый материал объясняется в форме сказки, что для детей понятнее....

Конспект урока + презентация по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях".

Основными задачами данного урока являются: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий; учить находить наречия в тексте; формировать навык правильного написания наречий....

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...

Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"Разработала: Гаркавцева Екатерина Валерьевна.Цели и задачи: : развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, ин...