Сложноподчинённые предложения и их употребление в речи.
методическая разработка (русский язык, 9 класс) на тему

Бузнякова  София  Владимировна

Это  урок-марафон, который можно использовать в классе  с  любым  уровнем  подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_9_kl.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                                   Открытый урок

  по  русскому  языку

                                     в  9  классе  

        учителя русского  языка  и  литературы

                                        МОУ  Старочеркасской  СОШ

Бузняковой  С. В

        

Цели урока:

образовательные: 1) закрепить знания о строении сложноподчиненного предложения и пунктуации в нем;  2) обобщить знания о  приёмах    грамотного использования   сложноподчиненных предложений  в  речи.

развивающие: 1) развивать память, воображение, логическое  мышление, речь; 2) умение работать в группах. 3) интерес к  изучению языка

воспитательные: 1) воспитывать уважение   и  терпимое  отношение  к   иному мнению,  позитивное  отношение   к преодолеваемым трудностям.

Форма  урока – марафон  

Используемые  технологии:  игровая,  элементы   технологии  открытых  мыслей,  РКМЧП,  ТРИЗ -технологии

                                             ХОД   УРОКА

1.  Оргмомент.

2.    Вызов

(  на  доске  вразброс  нарисованы:  гуси,   схемы  СПП,  матрёшка,  весёлая  мордашка,  телефон)

-Здравствуйте,  ребята,  рада  вас всех  видеть  сегодня,  запишите  число  и  тему  урока  самостоятельно  с  доски,  пожалуйста.

 У  учащихся  возникает  затруднение  о  теме  сегодняшнего урока,  они спрашивают  о ней.  Учитель  убеждает  их,  что  на  доске  перед  ними  не  только  тема  урока,  но  даже  больше:   все  виды  деятельности  (план).   Это  интеллектуальный  марафон,  а  что  главное  в  марафоне?  (прийти  первым)

-Попробуем начать  с  самого  простого  способа,  угадывания  темы.   Какие  есть  предположения?           (игра  да –нетка:  дети  называют  темы  -  учитель  отвечает  коротко:  «ДА»  или  «Нет»)

 Это  СПП!  -  Как  догадались?

3. Определение  темы  урока  и  актуализация  знаний.  

Запишите:

«Сложноподчинённое  предложение»  записываю  на  доске.

-  Что  называют  СПП?

-   Какие  виды  СПП  вам  знакомы?  Можете воспользоваться  нашей  шпаргалкой.

-  Молодцы,  вижу  к  марафону  готовы,  всю  ночь  как  и  я  к  уроку готовились! -Смотрим  на  доску

4.  Выполнение нестандартных  заданий  марафона

-  А  вот  и  само  предложение,  давайте  его  разберём:  (можно  пользуясь  планом  разбора  в  учебнике)

а)

В  глятульное  турулище,  куда  кинулись  ровейники,  разлыкал  виластный  тырнок.  ( повест.,  невосклиц,  сложное,  СПП  с  придаточным ….?  А  схему?)

(чертят  схемы)

б) - Хотите  научу  строить    другие  схемы?  Только  внимательно  слушайте  и запоминайте: (разбираю  матрёшку  -  это   схема  предложения  с придаточным  в  середине)  (  вастраиваю  3  матрёшки  вряд – это  гусь)

Так  что  обозначают  слова  гуси  и  матрёшка  на  доске?  (схемы  придаточного предложения)

-Запомнили?  Кто  хочет  попробовать?

Строят,  используя  матрёшку  схемы  предложений:

1)   Хамелеон  приспосабливается  к  окружающей  среде,  чтобы его  не  съели  хищники.

2)  Хамелеон,  чтобы  его  не  съели  хищники,  приспосабливается  к  окружающей  среде.

в) Проверка  домашнего задания: «С  какой  целью ещё можно  использовать  этот  предмет?  (дети  читают  домашние  примеры

г)  Объединитесь  в  малые  группы.

 Класс,  расставьте   знаки  препинания  в  следующих  предложениях,  составьте  схемы  и    определите,  сколько  же  «гусей»  и  сколько  «матрёшек»?

1)  Волька  с Хоттабычем    пришли  в  кинотеатр  когда  начинался  вечерний  сеанс.  2) Дети  которые  не  достигли  шестнадцатилетнего  возраста  на  этот  сеанс  не  пускались.  3)  Тогда  Хоттабыч  что-то  прошептал  над  волоском  который  он  вырвал  из  своей  бороды  и  веснушчатое  лицо  Вольки  покрылось  роскошной  русой  бородой. 4) В  фойе кинотеатра  куда  Хоттабыч  привёл  Вольку  столпился  народ.  5)   Администратор  крикнул  чтобы  все разошлись  потому  что  бородатый  ребёнок  смущается.  6)  Тут   все   кто  был  в  буфете  тоже  прибежали  смотреть  бородатого  ребёнка.  7)  Если   бы  в  эту  минуту  не  прозвенел  звонок  никто  не  знает   чем  бы  это  закончилось.

(ключ:  1- «гусь»,    2- «матрёшка»,    3 - «гусь»,    4- «матрёшка»,     5-  два  «гуся»,     6- «матрёшка»,     7- два   «гуся»).  

Д) Упражнение  с  улыбкой

Расставь  запятые  по  своим  местам.

1.  По  вечерам  я  развлекал  сестрёнку,  которая  болела  чтением  вслух.   2.  Сестрёнка  слушала  о  приключениях  Тома  Сойера,  которые  ей понравились  с  большим  интересом.  3.  Когда  Том  Сойер  заблудился в  лесу  у сестрёнки,  даже  слёзы  выступили   на  глазах.  4.  За  движениями  рыбок  которые плавали  в  аквариуме  жадными глазами,  следила  кошка.  5.  Васька,  с которым  я  вчера  поссорился  с  весёлым лицом,  бежал  мне  навстречу.

Е)  Собиралка  (см.  приложение   1)

5.  Подведём  итоги  сегодняшнему  марафону:

-С  чего  всё началось?

- Что  особенно  заполнилось?

-Составим  синквейн?  (один  из  вариантов

СПП

Весёлое и  интересное

Играли,  исправляли, строили

Делу  время  -  потехе  час.

Игра

6.  Время  открыть  мысли.

А  теперь  ребята,  давайте  поделимся    мной  своими  мыслями. Настала  моя  очередь.  Мои  мысли  я  тоже открою  вам,    вы  только попробуйте  их  услышать  и  понять.  (прослушивание  мелодии).  Что  вас   заставила  задуматься  эта  мелодия?  О  чём  она?

-Кто  же  первый?   (дети  отправляют  СМС  «ТЫ»   тому,  кто  на  их  взгляд  был   лучшим,  подсчитываем  количество)

7.  Оценки.  Домашнее  задание:  Найти  в  заданиях  сборника  Сениной  В-7         5 примеров « гусей»  и  «матрёшек»  

        

Однажды  человек

который  жил  возле  леса

приручил  лося

Вдруг  он  обнаружил

что  лось  играет  в  салочки  с  его  детьми

Однако  дети  побаивались  его

с  которыми  играл  лось

Когда  лось  прикасался  к  ним

Они  кубарем  катились  по  лужайке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Урок открытия нового знания.Расширение понятия о СП.Введение понятия "СПП"....

Урок-пресс-конференция «Журналисты о…сложноподчинённом предложении». Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»

Урок-пресс-конференция по русскому языку «Журналисты о…сложноподчинённом предложении»Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложнопод...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...

Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"

Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...