Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Ы и И после Ц".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Торопыгина Елена Сергеевна

Разработка урока по русскому языку для 5 класса в соответствии с  ФГОС по теме "Буквы Ы и И после Ц" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Торопыгина Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа».

Предмет: Русский язык. Учебник для 5класса общеобразовательных учреждений/  Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.– М.:  «Просвещение», 2010.

5 класс.

Тема урока: Буквы Ы-И после Ц.

Познавательные учебные действия: находить информацию в тексте, анализировать и обобщать; представлять информацию в развернутом и сжатом виде.

Регулятивные учебные действия: определять цель;  выдвигать версии и выбирать средства достижения цели; работать по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая  фактами; быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, работать в группе, в паре.

Личностные учебные действия: пользоваться правилами поведения общими для всех людей.

Ход урока.

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья.

2.Повторение изученного материала.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.  К нам в гости пришел главный герой замечательной книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Давайте его поприветствуем. (Ученики приветствуют Буратино). Но Буратино пришел к нам не просто так. У него проблема. Мальвина дала ему для работы карточки, а он сам не может вставить на месте пропусков нужные буквы. Давайте ему поможем. Вот его невыполненная работа. (На доску проецируется карточка, ученики выходят, вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы).

Щипат-ся, щикотат-ся, т-жело, щ-тинистая ш-ка, оч-г, ч-рные маски, пощ-чины, п-ч-сывались, пищ-ло,ш-рстка, ч-люстями.

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием и помогли Буратино.

3. Изучение нового материала.

1. Создание проблемной ситуации.

Но у него есть еще одна карточка, которую он не может выполнить. Давайте ему и в этот раз поможем. (На доску проецируется карточка, ученики вставляют пропущенные буквы).

Огурц…, с улиц…, синиц…н, ц…рк, ц…фра, лекц…я, ц…ган.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти слова и скажите, какие гласные здесь прячутся? А после  какой буквы они стоят? Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (И или Ы после Ц).

Попробуйте объяснить, когда после Ц пишется Ы, а когда И?   (работа в парах, учитель предупреждает, что необходимо отметить ту часть слова, в которой находится орфограмма.)

Поработав в группах, ученики строят свои предположения.

- А теперь давайте посмотрим, кто же из вас оказался прав. Это мы сможем     установить с помощью учебника. (Работа с учебником (чтение правила), составление по материалу учебника схемы). Обращаем внимание на слова-исключения, на то, что прежде нужно определить, в какой части слова находится изучаемая орфограмма, а потом уже делать выводы, какую букву следует писать

 Буквы Ы и И после Ц.

в        и         в         слов

в              слов искл.:                  в словах на  -ЦИЯ

цыган, на цыпочках,

цыпленок, цыкнуть, цыц.

4. Закрепление изученного  материала.

1. Предупредительное осложнённое списывание.

Вставить пропущенные буквы с объяснением у доски.

Рац…я, акац…я, ц…нга, ц…ркуль, полиц…я, ц…ган, панц…рь, молодц…-храбрец… .

Рация – переносная радиостанция.

Цинга – болезнь дёсен.

Панцирь – роговой слой.

2.  Работа по карточкам с самопроверкой.

Ц…плята, нарц…сс, умниц…- разумниц…, у ящериц…, весёлая мультипликац…я, операц…я на сердце, ц…кл передач, добрые

традиц…и, участвовать в репетиц…и.

3 . Синтаксический разбор предложения.

На Сахалине прошёл мощный циклон.

5.Домашнее задание. Параграф 87, упражнение446 (объяснить).

6. Рефлексия

Я понял, что…

Мне кажется, что…

Оценки за урок…

Вам, ребята,  спасибо за вашу работу, внимательность, наблюдательность.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Конспект урока

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....

Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Презентация к уроку

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....