Урок по русскому языку в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Горшкова Татьяна Владимировна

Урок творчества в 6 классе по русскому языку

«Мой любимый уголок природы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_lyubimyy_ugolok_prirody._6_kl.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок творчества в 6 классе по русскому языку

«Мой любимый уголок природы».

Цели урока:

повторить описание как  тип речи,

 подготовить  учащихся к  написанию сочинения- описания природы;

помочь систематизировать  собранный материал;

воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма,  чувство прекрасного ,  любовь к искусству.

Оборудование: компьютерная презентация , репродукции-слайды картин В. Поленова, Грабаря, Венецианова А.Г., Рылова А.А., Левитана И.И., Куинджы А.И.  Пластова А.А.; учебник  « Русский  язык. 6 класс». Авторы: Баранов М.Т. , Ладыженская Т.А. М.: Просвещение, 2012г.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Сообщение целей и задач урока.

3.Работа с терминами урока.

Слайды 1-2.

Словарь урока.

Природа

1)все существующее во вселенной;

2)места вне городов (поля, леса, горы).

Пейзаж – общий вид какой – нибудь  местности; картина природы.

Учитель: Сегодня мы пишем о пейзаже. Послушайте слова К. Паустовского, которые я взяла эпиграфом к уроку: «Мало одной жизни, чтобы испытывать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».

- А что выражает эпиграф? О чем может идти речь на уроке?

(Очарование – прелесть чего – нибудь. Исцелить – то же что  вылечить).

-«Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы выразить русским словом», - писал Паустовский. Наша задача: на уроке надо  «выразить русским словом» красоту …леса, пруда, то есть любимого уголка природы.

Прав  Н. Рыленков, сказав:

Здесь мало увидеть ,

Здесь нужно всмотреться.

Чтоб ясной любовью

 Наполнилось сердце.

-И вот для того, чтобы ваше сердце наполнилось ясной любовью, вы должны всмотреться в красоту нашей природы.

4. Материал к сочинению.

4.1. Галерея репродукций картин.  

Слайды 3 -8  с репродукциями картин  Поленова В., Грабаря, Венецианова А.Г., Рылова А.А., Левитана И.И., Куинджы А.И.  

Страничка краеведа.

Учитель:

- Природа воспета в стихах и в живописи. Посмотрите на репродукции картин! Здесь и лес, и река, и зимний и летний пейзажи. Может быть эти картины вам помогут в написании сочинения. Живо и ярко помогут представить ваш любимый уголок природы.

4.2 .Знакомство с личностью художника.

Слайды 8-10  с репродукциями картин А.А.Пластова.

Учитель:

-Природа воспета и в картинах нашего земляка А.А.Пластова.

Сообщение подготовленного ученика  «Певец русской природы».

 4.3. Осмысление  увиденного.

Слайды  11-12

Учитель:

-Человек и природа неразделимы. Есть любимый уголок у каждого человека. Любой человек неравнодушен к природе. Вот и вы опишите свой любимый уголок природы, выразите словами свою любовь к природе.

-Чтение образца сочинения.

- Вы должны заметить в любом, на первый взгляд ничем не примечательном уголке природы  свою особую прелесть. Найдите свои «изюминки». Снег блестит и сверкает под солнцем. Как это явление можно описать? М Пришвин так описал: «Вчерашний снег лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками».

-А вот как интересно и по своему описаны падающие снежинки: «…Садятся  снежинки тихонько- тихонько, кажется, боятся, что помнут свой наряд…»

«Мне трудно было отойти от окна, так я засмотрелась на прекрасные снежинки. Ветер им напевал, и они танцевали. Белые звездочки под светом фонаря становились то голубыми, то розовыми, то совсем красными…»

-Хочу предостеречь вас от чрезмерного увлечения метафорами. Это вовсе нехорошо. Когда сочинения пестрят серебряными  деревьями и сосульками, «коврами».

Слайд 13.

Учитель:

В сочинении можно использовать слова А. Яшина:

Осинки в лесу зазря не срублю,

В корнях родничок, сто клад берегу;

На муравейник не наступлю.

Люблю все живое

Живых люблю.

5. Домашнее задание.

Слайд 14.

Понаблюдайте за состоянием природы в разные дни и в разное время суток. Постарайтесь заметить какую-то деталь и описать ее. Придумайте соответствующее заглавие. Не стремитесь к описаниям большим. Важно, чтобы это были наблюдения личные,  «свежие».Тогда ваше понимание природы будет глубже и полнее. Тогда в ваших сочинениях  «словам будет тесно, а мыслям просторно».

Посмотрите на возможные темы сочинений:

«Любимый уголок природы».

«Зимний вечер».

«Снегопад».

«Иней на деревьях».

«Тихо в лесу».

«Река зимой».

«Ель в снегу».

«Снегирь».

Литература:

  1. Павликовская Н.И. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВНы.- М.: Издательство «Глобус», 2012 г.
  2. К.Н.Поливанова.  Проектная деятельность школьников. М. : Просвещение,2012г.
  3. Газова Е.Ю.  Материалы к урокам русского  языка  в 5-9 классах  (основы культуры  речи, развитие связной речи). – Волгоград: Учитель, 2012г.
  4. Сулицкая   Н.М. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации, уроки. – Волгоград: Учитель, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...