Урок письма
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Анисимова Елена Александровна

Урок развития речи в 8 классе. Развивает у учащихся понятие о дружеских, деловых письмах,прививает любовь к эпистолярному жанру. Происходит формирование  коммуникативной  компетенции, совершенствуется групповая работа, развивается критическое мышление учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Хазанская СОШ

2013

Автор: Анисимова Е. А.

Урок письма

                      Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять

                      себе того милого человека, которому ты рассказываешь

                      все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце.

                      Тогда придут сильные и свежие слова.

                                                               А. М  Горький.

Запись темы урока, эпиграфа в тетради.

  1. ВЫЗОВ

Инсценировка отрывка из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Автор: Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику. Взял пузырек с чернилами, ручку с пером и стал писать письмо.

Ванька: Милый дедушка, Константин Макарович!  Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты один остался…

Автор: Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:

Ванька: А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья и отчесал шпындарем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности, заснул… А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба,  а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают.. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

Автор: Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт. Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке Константину Макарычу.

Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…

Чтение второго текста:

Уважаемая Татьяна Николаевна!

Сообщаем Вам, что 22 мая в 18.00 состоится общешкольное собрание Повестка следующая:

1. Отчет родительского комитета о проделанной работе за 2007- 2008 уч. год

  1. Организация 5 трудовой четверти.
  2. Разное

 Мы рассчитываем на ваше участие в проведении родительского собрания.

Администрация  МОУ Хазанская СОШ

Учитель:

А) Что объединяет 1 и 2 текст?

В)  В чем состоит различие?

( Учащиеся рассуждают, отвечая на вопрос)

Вывод: Это письма.  Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять ее во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.

Первое письмо - дружеское, личное

Второе - официальное.

Учитель:

Б) Какая информация содержится в письмах об адресантах?

В) Каково лексическое значение слов «адресат», «адресант»?

Г) Приходилось ли вам слышать слово «эпистолярный»?

Слово теоретикам:

Адресат -  из немецкого яз., получатель, которому адресовано письмо.

Адресант- тот, кто пишет письмо

Эпистолярная литература -  от греч. «послание» собрание писем ученых, писателей. Художественные произведения в виде посланий к какому-либо лицу, переписки действующих лиц между собой.

Первооткрыватель жанра, афинянин Эпикур.

Переписка Пушкина и Пущина,  письма Экзюпери  матери, Леонту Верту.

Рассказ И. С. Тургенева «Фауст», Ф. М. Достоевского «Бедные люди».

Постскриптум- приписка в письма после подписи, обозначаемая буквами P.S.

Учитель: Да, письма несут богатейшую информацию, они непосредственные и неподкупные свидетели, воскрешают прошедшие эпохи, их нравы, вкусы и устремления, повествуют о душе человеческой, о драмах, которые разыгрываются в ней.

Вернемся к отрывку из рассказа А. П. Чехова «Ванька». Автор  ничего не говорит о том, что произошло дальше. А как вы считаете?

( Навряд ли письмо дойдет, так как Ванька не написал адрес)

Учитель: Приходилось ли вам писать письма?

                 Кому?

                 Можно ли  SMS считать письмами?

Теоретик: Многие люди общаются по электронной почте, на форумах, на чатах. Единственная возможность сказать что – то – оставить письменное сообщение. Часто пользователи сети употребляют особые жаргонизмы, широко употребляются «смайлики» для передачи настроения пишущего:

:- ) улыбка  

 ; - ) подмигивание  

 : - ( недовольство

: - 0 изумление

Количество их превышает сотню. Вот так может выглядеть следующее предложение: P. S. Aнанас на фотке замечательно смотрится : ))) Автор пошутил и сам засмеялся своей шутке.

Это, конечно, интересно, но вряд ли можно считать настоящими письмами.

Учитель: С какими трудностями вы сталкивались при написании письма?

Учащиеся рассуждают, что необходимо правильно подписать конверт, писать разборчивым почерком, соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические нормы русского языка).

Учитель: Известный языковед Л. В. Щерба по этому поводу писал: «Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное».

Как вы считаете, какая цель нашего занятия?

(формирование умения написания личного, дружеского письма, используя законы эпистолярного жанра).

Учитель: Сегодня мы будем работать с разнообразным материалом, постигать правила написания писем, читать чужие письма. Кстати, можно ли это делать?

Каждой группе я желаю удачи в работе, плодотворного сотрудничества и здорового соперничества.

  1. Осмысление

Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными заранее.

1 группа

Выступление теоретика. Из истории письма

Когда-то люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте, на пергаменте. А вот в Австралии в давние времена коренные жители свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра. Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались дробью большого барабана.  Трудна была дорога у предков современных писем к своим адресатам.  Все эти сигнальные письма не могли донести до своих адресатов все, что желали сообщить им отправители.

2 группа.

 Выступление теоретика.

Вот что произошло с героями Р. Киплинга в одной из его сказок «Как было написано первое письмо».

 В каменном веке жил- был первобытный человек. Звали его Тешумай. Ни писать, ни читать он не умел. Была у него маленькая дочь Таффи. И вот однажды отправились они к реке, чтобы набить к обеду карпов. И только они взялись  за охоту, копье сломалось. Идти за запасным копьем, которое находилось дома, было далеко. Он стал чинить сломанное копье, а Таффи думала, как было бы хорошо, если бы она умела писать. Она бы написала записку домой. Чтоб прислали другое копье. В это время по берегу реки проходил незнакомец. Он не понимал ничего, что говорила ему девочка, Таффи нарисовала на бересте то, что случилось с ними, а также дорогу к дому, чтобы незнакомец не заблудился, маму, чтобы незнакомец знал, кому отдать письмо. Но мама Таффи, получив послание, испугалась, подумав, что мужа и дочь взяли в плен. Когда незнакомец привел племя, все увидели, что Тешумай и Таффи живы и невредимы.

Учитель: Почему мама Таффи не поняла послания дочери?

 Вывод: Очень трудно прочитать письмо, если отправитель придавал письменным знакам одно значение, а читавший - другое. Ничего хорошего не получалось.

Учитель: От рисуночного письма до письма иероглифами – большой путь. Что значит иероглиф?

(Предположения детей)

Учитель: Иероглиф - письменный знак, условное изображение или рисунок, выражающий целое понятие.

Выступление теоретика из 1  группы

Иероглифы -  это рисунки. Они обозначали то, что  мы сейчас называем слогами, словами.  Иногда иероглифы могли обозначать и сочетания слов. Но такое письмо в повседневной жизни не очень удобно: и грамоте нелегко было учиться.  И рисунки на все слова придумать трудно. Тогда и появились буквы.  Их первыми придумали и ввели в употребление финикийцы. А в 9- 8 веках до нашей эры древние греки добавили к буквам, обозначающим согласные, обозначения гласных букв. Так возник настоящий алфавит. Многие народы заимствовали свою письменность у финикийцев через греков. Во второй половине 10 века двое ученых Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этим письмом писали так, как мы пишем теперь.

Учитель: Ребята, мы говорили об истории письма. Давайте сделаем вывод, что такое письмо?

Вывод: Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять ее во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.

К письмам предъявляются определенные требования: человек должен чувствовать, что с ним как будто разговаривают.

Учитель: С помощью чего этого можно достичь?

На этот вопрос мы попробуем ответить, выполнив ряд заданий.

Теоретики и практики, получите задания.

Учащиеся получают задания в конвертах и в течение 5 -7 минут выполняют, затем комментируют. Сначала -  теоретики 1 группы, 2 группы, потом - практики 1, 2 группы) Все задания -  на  экране.    

(Звучит музыка)

Конверт № 1 Теория

 Группа № 1

Этикет написания дружеского письма.

Существует определенный этикет письма. Выберите из предложенного материала то, что касается личного, дружеского письма, прочитайте, кратко запишите в тетради. Текст разрезан на карточки.

  1. По содержанию и назначению письма могут быть инструкционные, информационные, рекламные, коммерческие, письма- запросы, письма – приглашения, письма- ответы.
  2. Письмо начинается с обращения «здравствуй», «добрый день», «привет». К близким людям обращайся как всегда. А вот к малознакомым пишут гораздо сдержаннее.
  3. Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, надоевшие и общеизвестные шутки. Заканчивай письмо пожеланием здоровья и удачи. Например, «всего доброго», «счастливо», «до свидания».
  4. Для составления писем, факсов часто используется специальный бланк.
  5. Текст письма должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и корректным. Факты и события должны представляться объективно, а все стороны излагаемого вопроса должны освещаться с достаточной полнотой, кратко и ясно.
  6. Подпись и число. Достаточно только имени и фамилии. Уже стоит подпись, но… Вот тут- то и приходит в голову самая главная мысль. Что же делать? В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы « P. S.» ( постскриптум), и после них пишут все забытое.
  7. На конверте написан твой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось заклеить конверт и опустить в почтовый ящик. Но кто- то из знакомых любезно предложил письмо передать. Тогда конверт не заклеивают! Это знак доверия, поступить иначе некрасиво. Воспитанный человек не читает чужих писем, даже если это сделать очень легко, и никто все равно ничего не узнает.
  8.  Для большинства писем характерна повторяемость одних и тех же оборотов, освоив которые можно составлять тексты различных писем.
  9. Начало письма может иметь следующие варианты: «Уважаемый господин Зорин!»

Уместны были бы слова благодарности:

«Подтверждаем с благодарностью получение Вашего письма»

Возможно употребление следующих форм:

     «Мы можем рекомендовать»

      «К сожалению, мы не можем принять Ваше предложение из-за…»

  1. Этикет составления писем существовал еще со времен античности. Письмо начиналось с имени отправителя, за ним следовало имя адресата и приветствие, пожелания всего лучшего, и только затем шел текст. Это хорошая традиция. Мы и сегодня желаем друг другу здоровья, доброго дня. А часто еще поздравляем друг друга, если письма поздравительные.
  2. Письмо скажет о тебе больше, чем ты можешь себе представить! Очень важно, чтобы почерк был четким, а лист бумаги аккуратным. Постарайся не делать ошибок.

Конверт № 2 Практика

 Группа № 1

№1

Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Прочитайте текст, определите его стиль, основную мысль.

У письма свои требования культуры. Сюда (во) первых относ…тся соблюдение правил орфографии и пунктуации. Кроме того культура письма предпол…гает безусловно хороший по…черк , как культура речи хорошую дикц…ю. Есть и внешние требования культуры письма поля ровные строчки ак…уратный по…черк. Поля должны быть не только (с) лева  и (с)права, о чем обычно помнят но так(же) (с)верху и (с)низу, о чем обычно забывают.

                                                                                    (А. Моисеев)

№2

  1. Внимательно прочитайте письмо И. И. Пущина А. С. Пушкину. Обратите внимание на то, какие обращения использует И. И. Пущин, проверьте, все ли  знаки препинания расставлены,  исправьте недочеты.
  2. Какое это письмо (деловое или личное)? Докажите.
  3. Что о взаимоотношениях  Пушкина и Пущина мы узнали из этого письма?
  4. Что обозначает знак P.S.?

Москва, 1825 г., февраля 18 - го.

Опять я в Москве любезнейший Пушкин действую снова в суду. Деньги твои возвращаю? Вяземская их не берет.

   Живи счастливо любезнейший Поэт! Пиши мне послание и уведоми о получении суммы.

   Кюхельбекера здесь нет. Он в деревне у матери и, вероятно, будет у тебя.

   Много знакомых твоих и любопытных о тебе расспрашивают. Я, по возможности, удовлетворяю их любопытство.

  Прощай, будь здоров. Кланяйся няне.

Твой Иван Пущин.

P. S. На днях тебе пришлю Рылеева произведения, которые должны появиться: «Войнаровский», «Думы».

(Мультимедиа – портрет А. С. Пушкина, И. И. Пущина, Арины Родионовны)

Конверт № 1 Теория

 Группа № 2

Основные компоненты дружеского письма.

Своеобразие лексики, морфологии, синтаксиса.

Выберите  из предложенного материала то, что касается дружеского, личного  письма, прочитайте.  Кратко запишите в тетрадь.

1. Текст письма чаще всего состоит из вводной части и основной.

  1. Неличный характер выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1 и 2 лица и личные местоимения 1 и 2 лица.
  2. Основные компоненты письма:

А) Начало (дата, место, форма обращения к адресату)

Б) Основная часть (личная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и  знакомым)

В) Конец (пожелания адресату, подпись, дата и местонахождение отправителя письма, если они не были указаны в самом начале).

  1. Признаки разговорного стиля  в лексике, структуре предложений, устойчивых оборотах речи.
  2. Слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания, много слов  и фразеологизмов с экспрессивно- эмоциональной окраской ( ласкательных, неодобрительных, иронических).
  3. Широко употребительны суффиксы со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности (лапушка, солнышко, холодина, грязища ).
  4. Часто употребляются личные местоимения, частицы, междометия.
  5. Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются.
  6. Характерные особенности синтаксиса: неполные, вопросительные и побудительные предложения. Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой – пребольшой, черный – черный…) .
  7.  Эти письма лишены эмоциональности, экспрессивности, в них нет изобразительных средств языка.
  8. В лексике широко употребляются стандартные обороты.

Конверт № 2 Практика

 Группа № 2

№1

Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Прочитайте текст, определите его стиль, основную мысль.

Отдельно надо сказать об абзацах вернее о делени… письме…ного текста на абзац… . Можно подумать, что это внешн…я характеристика письма как поля и почерк. На самом деле абзац - отступ в первой строке выделяемой части текста и возможность (не)полной строки в конце этой части, знак препинания при этом смысловой знак делящий текст на относительно законче…ные и замкнутые смысловые части. Текст без абзацев (не)организован…ый текст. Делению его на абзацы надо учит…ся и (не)пременно им надо пользоват…ся в практик…письма.

                                                                                              А. Моисеев.

(Мультимедия)

№2

Солдатский треугольник фронтового письма. Сколько их было написано и отправлено за 1418 военных дней!

  1. Кому они были адресованы?
  2. О чем рассказывали люди, написавшие их?
  3. Что их волновало и радовало?
  4. Какие обращения используются адресантом?

Дорогая Дашечка, милые мои сынки и красногубая Томочка!

Привет вам с фронта! Папка ваш воюет с проклятыми оккупантами и очень скучает по дому…Надеюсь на скорую победу, не сомневайтесь, приложу я все силы, чтобы разбить обнаглевшего гада. Дети не будут краснеть за отца.

   Даша, родная. Береги наших детишек, не жалей вещей, коли трудно случится, продавай. Наживем. Лишь бы скорее война кончилась. И себя береги, дорогая.

   Тебе, Женя, мой отцовский наказ. Помогай маме, слушайся во всем. Ты же в доме за старшего.

   Целую вас крепко, мои родные. Предстоят нам жаркие бои. Цель у нас одна – победить. Передавайте мой привет всем родным.

   Ваш муж и отец Михаил Яцков. 19 ноября 1943 г.

      (Мультимедиа – иллюстрация картины Александра Лактионова «Письмо с фронта»)

Учитель: Вернемся к началу нашего урока. Мы говорили о том, что вряд ли письмо Ваньки дойдет до дедушки. Почему?

Конечно, необходимо правильно подписывать конверт. Кто из вас знает, как это делается?

Консультант – практик: Сейчас я вам расскажу о правилах написания адреса:

  1. Писать правильно, разборчиво, грамотно, аккуратно.
  2. Названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже, фамилия, имя, отчество получателя в дательном падеже, отправителя  - в родительном падеже.
  3. Внизу, в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр
  4. ( образец написания дан на обратной стороне конверта)
  5. Располагаются части адреса в строго установленной последовательности. Я предлагаю вам  подписать конверты с соблюдением всех правил, их вы оставите себе как памятки. Приступим!

(Мультимедиа)

Например:

От кого Ивановой Светланы

Откуда  ул. Мира, д. 10, кв. 1

п. Ц. Хазан

Зиминский р-н

Иркутская обл.

                                      665360

                                                         Кому Андреевой Анне

                                                                               Александровне

                                                         Куда  ул. Баумана, д.164, кв. 58

                                                         г. Иркутск – 40

                                                         664040

   664040

                                                         

3 Рефлексия

Учитель:  Давайте коротко сформулируем правила написания письма:

  1. письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано
  2. необходимым условием для такого вида общения между людьми  является искренность и непринужденность
  3. для письма характерны устоявшиеся этикетные нормы, которые необходимо учитывать.

(Мультимедиа)

Прочитаем слова А. М. Горького, записанные в качестве эпиграфа, и постараемся следовать его совету: «Нельзя писать в пустоту… надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

Чтение письма, составленного учеником дома (предварительная подготовка).

Составление синквейна по теме. Запись в тетради.

Домашняя работа: написать письмо с соблюдением всех правил другу, подруге, маме, учителю, президенту… (выбор)

Литература

  1. Богданова Г.А. «Рабочая тетрадь по русскому языку 8 класс» Москва «Генжер» 2005 г.
  2. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст.  Стили речи» Москва «Просвещение» 2007 г.
  3. Киплинг  Р. «Как было написано первое письмо» Москва 2000 г.
  4. Морева Н. А. «Современная технология учебного занятия» Москва «Просвещение» 2007 г.
  5. Пущин И. И. «Записки о Пушкине. Письма »
  6. Хуртова Т. В. «Формы профессионального обучения педагогов»

     Волгоград, издательство «Учитель» 2008 г.

  1. Чехов А. П. «Рассказы» Москва  1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...