Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Соломатина Юлия Васильевна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе, рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_5_kl._ladyzhenskaya.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 А  КЛАСС

Учебник: Русский язык для общеобразовательных учреждений составители: Баранов  М.Т. Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. М. «Просвещение» 2006 г.

Пояснительная записка

Статус документа

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку МО РФ 2004г. и авторской программы под редакцией М.Т. Баранова,

Т.А. Ладыженской,  Н.М. Шанского. М: «Просвещение», 2008г.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку включает следующие разделы:

  1. Пояснительную записку.
  2. Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса.
  3. Последовательность изучения тем и разделов.
  4. Требования к уровню подготовки учащихся.
  5. УМК

Общая характеристика  учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Научить свободному владению русским языком, ибо владение родным языком дает возможность человеку реализоваться в жизни, труде, творчестве; обеспечить преподавание русского языка в соответствии с условиями и потребностями современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

        

Задачи обучения

Учебный предмет «Русский язык» в современной  школе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования  прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского языка литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция  реализуется в процессе решения  следующих познавательных задач: формирования  знаний учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Предполагаемые формы обучения

Уроки разных типов (комбинированные, самостоятельные работы, тесты, контрольные работы), индивидуальная работа, групповая работа и другие.

Предполагаемые результаты

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

 по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;

 по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

 по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

 по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

- связная речь: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, художественный, официально-деловой стили речи; видеть в тексте художественного стиля описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением;– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки. 

П.К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов

Место предмета в федеральном базисном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка  в 5 классе  отводится 210 часов из расчета 6 часов в неделю, из них на развитие речи – 33 часа.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Развитие речи

Контроль-

ные  работы

1

Общие сведения о языке

2

1

2

Повторение изученного в начальных классах

20

4

2

3.

Синтаксис и пунктуация

30

5

2

4.

Фонетика и орфоэпия

15

3

1

5

Лексикология

9

2

6.

Морфемика и орфография.

23

3

3

7.

Самостоятельные и служебные части речи

1

8.

Имя существительное

20

4

1

9.

Имя прилагательное

12

5

1

10

Глагол

37

5

2

11.

Повторение

8

1

Итого

210

33

12

Содержание  тем  учебного курса

Язык – важнейшее средство общения 2ч.+1ч.

Повторение пройденного в 1 – 4 классах (20ч.+4ч.)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в них. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных Окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных  окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста.  Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30ч. + 5ч.)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами).

Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного  предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между  простыми   предложениями   в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая  речь после слов автора и перед ними; знаки препинания  при прямой речи. Тире в начале реплик диалога.

 II   Умение интонационно правильно произносить повествовательные,   вопросительные,   побудительные   и восклицательные   предложения,   а   также предложения с обобщающим словом.

 III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая.  Основная мысль текста.  Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15ч .+ 3ч.)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки. Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований

 учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (9ч. + 2ч.)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными

 словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (23ч. + 3ч.)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов.

Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание.  Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и   согласных  в  слове.   Варианты морфем.  Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

11 Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое  правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; з и  с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг, -рос     -раст-. Буквы е и о после шипящих в м.    Буквы о и е  и и после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц..

11   Умение употреблять слова с разными пристав-ш и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

  Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи (1ч.)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (20ч. + 4ч.)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные.  Большая буква в географически? названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных .

Склонение  существительных  на  -ия,   -ий,   -ие. Правописание   гласных   в   падежных   окончаниях! имен существительных.

И. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы имени-тельного {инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (11ч. + 5ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях Прилагательных с основой на шипящую.  Неупотребление буквы ь знак|, на конце кратких прилагательных с основой на шипящую .

Изменение полных  прилагательных  по  родам, падежам i и числам, а кратких — по родам и числам

II  Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).Умение пользоваться в речи прилагательными- синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.                                          

III. Описание животного. Структура текста данного   жанра.  Стилистические разновидности этого жанра.                                                                                                                                                                                                                       Глагол (34ч .+ 5ч.) 

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на - ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.                                         Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-, -стел –стил-. Правописание не с глаголами.

II Соблюдение правильного ударения в глаголах,    при   произношении   которых   допускаются ошибки (начать,  понять;   начал,  понял;   начала поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8ч. + 1ч.)

разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое  оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Требования к уровню подготовки учащихся

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися 5х классов следующих компетентностей:

  по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

 по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;

 по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

 по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

 по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

  связная речь: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, художественный, официально-деловой стили речи; видеть в тексте художественного стиля описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением;

 по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки. 

Перечень учебно-методического обеспечения

Информационно-коммуникативные средства

Захарова Т.А., Девина О.В. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением- М.: Издательство «Глобус», 2010.

Технические средства обучения

1. Магнитная доска

2. Телевизор

3. DYD-проигрыватель

Список литературы

для учителя:

Учебная программа

Программа по русскому языку для 5-9 кл. / Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008

Русский язык. Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений./ Составит. Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2010

Методическое пособие для учителя

Уроки русского языка в 5 классе» Г.А.Богданова; -М., Просвещение, 2003

«Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе» С.А.Романова; М.- Школа-Пресс, 1999

для учащихся:

Учебное пособие для ученика  -    дидактический материал

«Комплексный анализ текста» рабочая тетрадь 5 класс; А.Б.Малюшкин – М., Творческий центр, 2010

«Тестовые задания по русскому языку  5 класс» А.Б.Малюшкин; - М., Творческий центр, 2010

Календарно-тематическое планирование

Содержание урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Язык – важнейшее средство общения  (2ч. + 1ч Р.р.)

1

Язык и человек

2

Язык и речь. Речь устная и письменная.

3.

Стили речи. Р/р.

Повторение изученного в начальных классах (18ч. + 5 Р.р.)

4

Состав слова.

5

Орфограмма.

6-7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

8-9

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

10

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

11

Буквы  И, У, А после шипящих.

12

Разделительные Ъ и Ь знаки.

13-14

Отличие предлога от приставки. Контрольный  словарный диктант.

15

Текст. Стили речи. Тема текста. Р/р.

16

Обучающее изложение по упр.66. Р/р.

17

Части речи.

18

Глагол. _-ться  и –тся в глаголах.

19

Личные окончания глаголов.

20

Имя существительное.

21

Имя существительное.

22

Имя прилагательное.

23

Местоимение.

24-25

 Устное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». Р/р.

26

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

27

Основная мысль текста. Р/р.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи  (30ч. + 5 Р.р.)

28

Синтаксис и пунктуация.

29

Словосочетание. Строение словосочетания.

30-31

Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Разбор словосочетания.

32

Предложение. Грамматическая основа предложения.

33

Сжатое изложение. Упр. 137. Р/р.

34

Виды предложений по цели высказывания.

35

Восклицательное предложение.

36

Сочинение на тему «Памятный день». Р/р.

37

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

38

Сказуемое.

39

Тире между подлежащим и сказуемым.

40

Нераспространенные и распространенные предложения.

41

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

42-43

Определение. Обстоятельство.

44

Однородные члены предложения.

45

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.

46

Обобщающие слова при однородных членах.

47

Обращение.

48-49

Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Упр.219. Р/р.

50

Предложения с обращениями.

51

Письмо. Р/р.

52

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения.

53

Простое и сложное предложение.


54

Контрольный диктант «Простое предложение»

55-

56

Сложное предложение

57

Синтаксический разбор сложного предложения.

58

Резервный урок

59-60

Прямая речь.

61

Диалог.

62

Урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация».

63

Контрольный диктант по синтаксису и пунктуации. Анализ контрольного диктанта.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15ч. + 3 Р.р.)

64

Фонетика. Гласные и согласные звуки.

65

Позиционные чередования гласных и согласных звуков.

66

Согласные твердые и мягкие.

67

Повествование. Изложение. Р/р.

68

Согласные звонкие и глухие.

69

Графика. Алфавит.

70

Описание предмета. Сочинение-описание. Р/р.

71-72

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

73

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

74-75

Орфоэпия.

76

Фонетический разбор слова.

77

Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Р/р.

78

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

79-80

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Тест по разделу «Фонетика и графика».

81

Контрольный диктант по фонетике и графике

Лексика. Культура речи. (9ч. + 2ч.)

82-83

Слово и его лексическое значение.

84-85

Однозначные и многозначные слова.

86

Прямое и переносное значение слова.

87

Омонимы.

88-89

Синонимы.

90

Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Р/р.

91

Антонимы.

92

Роль деталей в описании предметов. Подробное изложение. Упр. 367. Р/р.

Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч. + 3 Р.р.)

93

Морфема. Изменение и образование слов.

94

Окончание.

95

Основа слова.

96

Контрольный словарный диктант. Корень слова.

97

Рассуждение. Сочинение. Упр.389. Р/р.

98-99

Суффикс.

100

Приставка.

101

Контрольный диктант по морфемике

102

Закрепление материала по теме.

103

Изложение текста с изменением лица. Упр.407. Р/р.

104

Чередование звуков.

105

Беглые гласные.

106

Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

107

Правописание гласных и согласных в приставках.

108-109

Буквы З –С на конце приставок.

110

Буквы О –А в корнях –лаг-, -лож-.

111-112

Буквы О – А в корнях –раст-, -ращ  и – рос-.

113

Буквы Ё – О после шипящих в корне.

114

Буквы И – Ы после Ц.

115

Устное описание «поэтических» предметов. Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Р/р.

116-117

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Словообразование». Тест по теме «Словообразование».

118

Контрольный диктант по теме «Словообразование»

Морфология. Орфография. Культура речи.

119

Самостоятельные и служебные части речи (1ч.)

Имя существительное  (20ч. + 4 Р.р.)

120-121

Имя существительное как часть речи.

122

Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». Р/р.

123

Доказательства в рассуждении. Р/р.

124

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

125

Имена собственные и нарицательные.

126

Сжатое изложение. Упр. 496  .

127

Морфологический разбор имени существительного.

128

Род имен существительных.

129

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

130

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

131

Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных.

132-135

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.

136

Подробное изложение с изменением лица. Упр.546  Контрольное изложение.    

137-138

Множественное число имен существительных.

139-140

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

141-142

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

143

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Имя прилагательное (11ч. +  5 Р.р.)

144-146

Имя прилагательное как часть речи

147-148

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

149-150

Описание животного. Изложение «Ю-Ю». Р/р.

151

Окончания имен прилагательных после шипящих и Ц.

152-153

Краткие и полные прилагательные.

154

Описание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве». Р/р.

155

Морфологический разбор имени прилагательного.

156-157

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

158

Урок-зачет по теме «Имя прилагательное».

159-160

Описание животного. Сочинение по упр.605.

Контрольное сочинение. Р/р

Глагол  (34ч.+ 5 Р.р.)

161

Глагол как часть речи.

162

НЕ с глаголами.

163

Рассказ. Устный рассказ «Однажды…» Р/р

164-166

Неопределенная форма глагола.

167-169

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ.

170-171

Контрольный диктант по глаголу. Работа над ошибками

172-173

Виды глагола.

174-176

Буквы Е и И в корнях с чередованием.

177

Невыдуманный рассказ о себе. Р/р

178

Время глагола.

179

Прошедшее время.

180

Настоящее время.

181

Будущее время.

182-183

Спряжение глаголов.

184-187

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

188

Морфологический разбор глагола.

189

Сжатое изложение по упр.699.

Контрольное изложение. Р/р

190-191

Мягкий знак после шипящих во 2-ом лице единственного числа.

192

Употребление времен.

193

Рассказ. Р/р

194

Закрепление изученного по теме

195-196

Сочинение рассказ по картине К.Успенской-Кологривой «Не взяли на рыбалку». Р/р

197-199

Закрепление изученного по теме. Урок-зачет.

200

Контрольный диктант по теме «Глагол»

201

Анализ контрольного диктанта.

Повторение и систематизация изученного  (8ч. + 1Р.р.)

202

Разделы науки о языке.

203

Сочинение по упр.729. Р/р

204-205

Орфограммы в приставках и корнях.

206

Орфограммы в окончаниях.

207

Употребление Ъ и Ь.

208-209

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

210

Подведение итогов года

«Рассмотрено»

    «СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО

    Зам. директора по УВР

учителей

    ___.___._______г.

    __________/ __________________/

Протокол № ____ от _____________

Руководитель ШМО

_________/____________________ /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....

календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова

планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе  Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/  М.: Мнемозина, 2008  г....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс

Планирование уроков русского языка в 9 классе...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...