Главные вкладки

    Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Определительные местоимения".
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Монгуш Екатерина Михайловна

    Урок построен по новым стандартам ФГОС ОО. Объяснение нового материала. На уроке используется мультимедийная презенация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл разработка урока28.53 КБ
    Office presentation icon презентация к уроку536.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Слайд 1. Урок русского языка в 6 классе.

    Слайд 2.  Методика работы с пословицами. От предложения –заглавия к собственному тексту.

    1. Прочитайте данное предложение-пословицу. Устно передайте её основной смысл. Сформулируйте тему.
    2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Помните, что предложение – опора является заглавием твоего будущего текста: в этом заголовке, названии выражена главная мысль.
    3. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста –рассуждения.
    4. Так постепенно ты и научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст, связанный с нравственной тематикой.
    1. Слайд 3. Актуализация знаний. Показываю учащимся картинку.
    1. Что бы это значило? Назовите одним словом?

    Добро.

    1. Что вы можете сказать об этом слове ДОБРО?

    Имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, 2 скл., с. р., ед. ч., им. п., в предложении может быть подлежащим (см.  в контексте)

    Добро      - морфемный разбор

    Добро –   это основная  моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.

    Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру. (Словарь Ожегова).

    Добро. Синоним- благо, дело, услуга.

    Добро.  Антоним- зло.

    Словообразование. Добро- добро'т-н(ый) добро'тн-о добро'тн-ость добр-я'к.... 

    1. Вспомните пословицы о добре?
    1. Доброе дело само себя хвалит.
    2. Доброму везде добро.
    3. За добро добром и платят.
    4. Доброта - единственный язык, понимаемый всеми.
    5. Доброе дело и в воде не тонет.
    1. Составление текста. По последней пословице. Примерный ответ.

    Доброе дело и в воде не тонет.

    Мне кажется,  доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то важной цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нём будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых, светлых поступков. Вот тогда и могут сказать: «Доброе дело и в воде не тонет».

    Цель урока.

    Образовательная: формирование знаний об определительных местоимениях, их употреблении в речи, морфологических признаках, синтаксической роли.

    Развивающая цель:  развитие навыков устной и письменной речи; развитие  навыков работы в паре, группе.

    Воспитательная: воспитание добрых отношений между людьми.

    Деятельность учащихся.

    Познавательные действия:

    1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    2. поиск и выделение необходимой информации;
    1. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический);
    2. умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, вычитывание текстовой информации.

    Коммуникативные действия:

    1. формирование компетентности в общении: умение слушать, вести диалог, участвовать в в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;
    2. умение формулирования собственного мнения.

    Регулятивные действия:

    1. составление плана и последовательности действий;
    2. умение делать выводы.

    Создание условий для определения темы.

    Мне кажется,  доброта должна быть в каждом из нас.

    1. Слова  каких частей речи есть в предложении?
    2. Как бы вы определите  значение слова «КАЖДЫЙ?»
    1. Подводим вопросами к термину “степень охвата предмета- обобщённое качество предмета».
    1. Какое название мог получить этот разряд местоимений?  Указываем на роль этих слов в предложении и на их значение.

    Слайд 3.

    Весь

    Всякий

    Каждый

    Сам

    Самый

    Любой

    Иной

    Другой

    Тема урока.  Определительные   местоимения.

    Слайд 4. Попробуем определить значение местоимений.

    Заполните таблицу. Работа в парах. Историческая справка. Учитель раздаёт  текст. Учащиеся выписывают лексическое значений определительных местоимений. В предложении должны быть определительные местоимения.

    Приложение.

    Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.

    Слово каждый, всякий обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.

    Всякий обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».

    Местоимение каждый обозначает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).

    Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение  «даже».

    Слово самый подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».

    Определительные местоимения

    Значение

    Весь

    Всякий

    Каждый

    Самый

    Сам

    Определительные местоимения

    Значение

    Весь

    Определяет предмет в полном объёме

    Всякий

    Любой из многих

    Каждый

    Один из всех в данном ряду предметов

    Самый

    Подчёркивает в предмете  самое главное

    Сам

    Указывает на лицо или предмет, непосредственно участвующий  в действии

    1. Какая цель осталась недостигнутой?
    1. Морфологические признаки определительных местоимений.

    Самостоятельная работа по учебнику. Страница 188. Таблица.  Рассказать об изменении  определительных местоимений.

    Стадия осмысления.  

     Слайд 5. Формирование умения применять полученные знания.

    Работа по учебнику. Упражнение 444.

    Слайд 5. Конструирование предложений.  Индивидуальная работа. Расставить ударение.

    1. к самому краю…;
    2. …о самом…;
    3. …её самое;
    4. …самым сильным…;
    5. …им самим…;
    6. …о самих нас…

    Слайд 6. Употребление  местоимений. Употребляется  только  при сочетании количественного числительного с существительными и при существительных, не имеющих единственного числа.

    1. Каждый –всякий, любой из себе подобных;
    2. Каждый встречный – всякий, любой без разговора человек;
    3. На каждом шагу – то и дело, беспрестанно.

    Слайд 7. Местоимения могут употребляться и во фразеологических оборотах.

    1. Всем сердцем, всей душой – искренне.
    2. Всё и вся- без исключения.
    3. Во все глаза – внимательно
    4. Во всё горло- громко
    5. Во все лопатки- быстро
    6. Со всех ног- быстро

    Слайд 8.   Из мудрых мыслей. Я. Корчак.

    «Я часто думал  о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

    1. О чём сказал Я. Корчак? Устная групповая работа.
    1. Как человек делает выбор между добром и злом. Что определяет победу добра.
    1. Укажите определительные местоимения. Определите падеж, число и род.

    Слад 9. Рефлексия. Закончите предложение.

    1. На этом уроке…
    2. Я всё понял.
    3. Было интересно.
    4. Было скучно.
    5. Запомню надолго.
    6. Ничего не понял.

    Домашнее задание.

    1. П.-78. Упражнение 445.
    2. Доброта - единственный язык, понимаемый всеми. Собственный текст. По желанию.

    Литература.

    Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык . 5 класс. 2011 год.

    В.А.Синицын. Чтобы язык не заплетался.  2008 год.

    Г.П. Соколова. Уроки русского языка в 6 классе. 1986 год.

    (урок русского языка в 6 классе)

    Выполнила: Монгуш Е.М.,

    учитель русского языка и литературы.

    Приложение.

    Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.

    Слово каждый, всякий обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.

    Всякий обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».

    Местоимение каждый обозначает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).

    Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение  «даже».

    Слово самый подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».

    Приложение.

    Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.

    Слово каждый, всякий обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.

    Всякий обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».

    Местоимение каждый обозначает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).

    Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение  «даже».

    Слово самый подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».

    Приложение.

    Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.

    Слово каждый, всякий обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.

    Всякий обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».

    Местоимение каждый обозначает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).

    Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение  «даже».

    Слово самый подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка в 6 классе. МБОУ «Хову-Аксынская СОШ».

    Слайд 3

    Слова каких частей речи есть в предложении? Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Весь Всякий Каждый Сам Самый Любой Иной Другой

    Слайд 4

    Заполните таблицу. Определительные местоимения Значение Весь Определяет предмет в полном объёме Всякий Любой из многих Каждый Один из всех в данном ряду предметов Самый Подчёркивает в предмете самое главное Сам Указывает на лицо или предмет

    Слайд 5

    Конструирование предложений. … к самому краю…; … о самом…; … её самоё; … самым сильным…; … им самим…; … о самих нас…

    Слайд 6

    Употребление местоимений. Каждый –всякий, любой из себе подобных; Каждый встречный – всякий, любой без разговора человек; На каждом шагу – то и дело, беспрестанно.

    Слайд 7

    Фразеологические обороты. Всем сердцем, всей душой – Всё и вся- Во все глаза – Во всё горло- Во все лопатки- Со всех ног- искренне без исключения внимательно громко быстро быстро

    Слайд 8

    Я. Корчак. «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

    Слайд 9

    На этом уроке… Я всё понял. Было интересно. Было скучно. Запомню надолго. Ничего не понял.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка в 11 классе по теме "Значения и употребления местоимения МЫ"

    В данном разделе содержится описание педагогического опыта:  "Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании русского языка" . Дана разработка урока русского языка, проводимого в 11 классе н...

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

    Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

    разработка урока русского языка на тему: Возвратное местоимение СЕБЯ.

    Разработка урока русского языка на тему "Возвратное местоимение СЕБЯ" для 6  класса предназначена для отработки умения отличать личные местоимения от возвратного.  Работа представлена с...

    Методическая разработка по русскому языку по теме “Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи”. 5 класс

    В данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. ”  Урок разработан с использованием техноло...

    Разработка урока русского языка в 6 классе "Относительные местоимения"

    Цели: повторение материала о местоимении; закрепление знаний о разрядах местоимений; закрепление знаний о сложном предложении; умение определять относительные местоимения и отличать их от союзов в сло...