Обобщение опыта потеме самообразования "личностно-ориентированный подход на уроках русского языка"
материал по русскому языку по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта.

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка.

   Выполнила:

   Плеханова Ольга Владимировна,

   учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ№5

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Цель опыта.

2. Условия возникновения и становления опыта

3. Актуальность опыта

4. Степень разработанности опыта

 5.Теоретическая база опыта

 6.Система работы

 7. Библиография

  Работая в школе, я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.  Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

     Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно - ориентированного обучения.

     Цель опыта: рассмотреть планирование и организацию

учебного    процесса, в котором главное место отводится активной  разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предложить способы использования личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка .

 

   Актуальность и перспективность опыта.

     Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия  развития и совершенствования личности ребенка:

  1.  использование субъектного опыта ребенка;

  1. актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие, способствующее пониманию и введению нового знания;

  1. вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

  1. обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;

  1. создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ;

6)  создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).

                    Область применения: 5 – 11 классы

Продуктивность:

  Повышение качества знаний учащихся.

  Успешность учебной деятельности.

  Формирование личностного смысла ученика.

  Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

     Опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого; психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой; на основе современных образовательных  технологий, технологии сотрудничества на основе метода развития воображения творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности и восприятия искусства А.В Плешаковой; гуманно-личностной технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения. Большой материал в методике словарной работы накоплен по изучению различных лексико-тематических и лексико-семантических групп. Этот раздел методики разрабатывается такими учеными, как В.А.Добромысловым, М.Т.Барановым, О.П.Мистратовой, В.М. Богуславским и др.

     В наше время личностно - ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

     В последние годы получила распространение модель развивающего образования, в которой отдается предпочтение развитию способностей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активности в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию.

     Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

   Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс, Э, Берн) психолого-педагогической школы.

     Педагогика сотрудничества - особого типа  «приникающая» технология,  является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Целевые ориентации данной технологии:

Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

Гуманно-личностный подход к ребенку.

Единство обучения и воспитания.

Особенности содержания и методики.

 Способствовать становлению, развитию и воспитанию

  в ребенке благородного человека путем раскрытия

  его личностных качеств.

 Развитие и становление познавательных сил ребенка.

 Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.

 Идеал воспитания – самовоспитание.

В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления:

    1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

    2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

    3. Концепция воспитания.

    4. Педагогизация окружающей среды.

    5. Способствовать становлению, развитию и воспитанию

       в ребенке благородного человека путем раскрытия

      его личностных качеств.

     6. Развитие и становление познавательных сил ребенка.

     7. Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.

     8. Идеал воспитания – самовоспитание.

     Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина.

     Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили.

     Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», построенная на принципах гуманно-личностной педагогики.

     Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.

                                                     

Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:

Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

     Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Технология опыта.

Учителя   русского языка и литературы на своих уроках стараются поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности, которые лежат в основе личностно-ориентированного подхода, в основе которого заложены  следующие принципы:

вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;

синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;

приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

Данные принципы лежат в основе следующих методов обучения, которые зависят от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала

Личностно-ориентированные методы обучения, используемые на уроках русского языка: Исследовательский, Проблемный, Эвристический

 Методические приёмы:

1.Внутренний диалог

2.Деловая игра

3.Кластерный анализ

4.Лингвистическое моделирование

5.Сочинение-миниатюра

6.Проектная деятельность

7.Сочинение на лингвистическую тему

8.Тематический анализ

9.Прием  дискуссии

10.Имитационная  игра

11.«Мозговой штурм»

12.Метод  группового принятия решений

13.Прием  беседы

14.Постановка  риторических вопросов

В условиях личностно-ориентированного подхода учителя русского языка  на своих уроках используют такие  виды деятельности  учащихся на уроке как:

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

Самостоятельная работа (над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей; эта форма обучения особенно важна . Исследования психологов показали, что только 0,3 % учащихся владеют элементарными приемами работы  с книгой).

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. А для этого необходимо знать основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса.

     В основе своего опыта  рассматриваю планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной,  разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

     К сожалению, многие наши ученики  не могут грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль,  поэтому целью уроков  является формирование коммуникативных умений учащихся, умений,необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания);  формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст.

     Чтобы реализовать эти требования , необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю своим ученикам возможность

- думать  свободно;

- говорить непринуждённо, эмоционально;

- читать много, внимательно;

- анализировать много текстов;

- осознавать, как эти тексты сделаны;

- писать много, свободно, эмоционально.

     Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.

     В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.

     Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, учащиеся начинают  и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 5 – 8 классах дают качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.

     Особое внимание в процессе обучения, основным каналом взаимодействия учителя и ученика становится речь. Можно оформить речевое взаимодействие в виде таблицы.

Вербальные средства

Устная - письменная речь.

Монологическая – диалогическая речь.

Невербальные средства

Кинетическая система знаков.

Организация пространства и времени.

Визуальный контакт.

     Колоссальные возможности для гуманизации учебного взаимодействия обучения содержатся в речи педагога. Речь учителя насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, не только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.

     Особое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля в объёме макроструктуры текста тесно связано с реализацией коммуникативной цели сообщения и в объёме микроструктуры текста, т. е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения.

     Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с тестом изложения, сочинения, когда ученик редактирует изложения своих одноклассников. Результатом такой работы является умение  учащихся  правильно выражать свои мысли, строить свою речь, писать изложения и сочинения с использованием языковых средств, приобретая собственный стиль речи.

Прекрасные условия для развития речи складываются во время экскурсий, путешествий, где возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать творческую работу, а погружаясь в художественные миры писателей, поэтов,  живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь, сопереживать.

   Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее  с пятого класса. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.

В 6-7 классах темы сочинений становятся разнообразнее. Работая по программе Т. А. Ладыженской, развиваю у ребят навыки различного рода описаний, знакомлю с основами сочинения-рассуждения в разных стилях. Разработала уроки, готовящие учащихся к написанию сочинений по  картинам. И уже с 8 класса начинаю работу по подготовке учащихся к написанию серьезных сочинений разных жанров, в том числе и по литературе, что пригодится и в 9 классе при подготовке к ГИА, и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.

     Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

     Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.  Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.

   Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее  с пятого класса. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:

 - Как вы думаете, почему звучит тема  таким образом?

 - О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

 - Какие задачи вы ставите перед собой?

 - Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть  свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

     Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о наречии», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они правильно писать наречия, им было предложено из текста выбрать наречия и объяснить их правописание. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

     На следующем этапе урока учащиеся должны были пронаблюдать за ролью наречий в тексте.  Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без  наречий,  пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют наречия в нем.

     В данном случае групповая работа развивает орфографическую  зоркость учащихся,  дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

      Часто использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

С 5 класса я работаю по учебнику под редакцией доктора педагогических наук М.М. Разумовской и доктора филологических наук П.А. Леканта. В учебнике содержится интересный материал на лингвистические темы. Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого. Особую роль здесь играет организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа предваряется различными предтекстовыми заданиями, а именно:

1 группа (сильные учащиеся) – получают карточки с примерами предложений, иллюстрирующими все случаи, например, постановки тире в бессоюзном сложном предложении, предлагаю самостоятельно вывести правило или подобрать собственный иллюстративный материал.

2 группа (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают параграф и формируют вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам упражнения.

3 группа (наиболее слабые учащиеся) – по плану, записанному на доске, работают над параграфом и готовят устные ответы к каждому пункту плана.

Для закрепления материала я подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую такие способы коллективной работы учащихся:

учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения. Затем учащиеся меняются ролями.

или я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся на одной парте, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.

     В связи возросшими требованиями к культуре речи школьников необходимо работать  не только над количественным, но и над качественным обогащением их словарного запаса. В этой связи большой интерес представляет работа над многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность уже известных детям слов. Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и  - шире – над многозначностью вообще. Дети не знают, а часто не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, особенно переносное. Систематически налаженная словарная работа помогает решить и эту проблему.

Логические упражнения  на разграничение однозначных и многозначных слов, на составление и анализ словосочетаний, включающих слова с различными значениями:

Подчеркните многозначные слова. Докажите, что данные слова

 являются многозначными: сирень, теплый, холодно, ограда, дерзкий;

Из списка слов выберете слова, с которыми употребляется

слово холодный. Запишите словосочетания:

        человек, песок, путешествие, тон, класс.

        Какой вывод можно сделать о слове холодный? Чем интересно

       это слово?

 Докажите, что слово крепкий многозначное.

Составьте словосочетание или предложение с этим словом в разных значениях.

Упражнения, связанные с толкованием лексического значения слова.

Объясните значение выделенных слов путем подбора:

     а) синонимов

              крепкий человек

              крепкие нервы

              крепко поссорились

      б) способом разъясняющего толкования

              свежий хлеб

              свежее утро

              свежая газета

       в) по толкованию лексического значения узнать слово:

               быстро перебирая ногами, перебираться в каком-либо направлении

              совершать побег, самовольно, тайком уходить куда-либо

        г) слово глубокий имеет значение:

             1) находящийся на значительной глубине от поверхности

             2) очень сильный, достигший значительной степени.

          Составьте по два словосочетания с этим прилагательным

              в каждом    из значений.

         Найдите в «Сказке о мертвой царевне»   Пушкина

              прилагательное глубокий (в отрывке, где королевич

              Елисей  обращается к солнцу, месяцу и ветру).

              В каком значении оно употреблено?

Закончите словарную статью о глаголе жить, составив

для примера свои предложения на каждое из значений слова.

         Жить: 1) существовать, быть живым

                    2) вести тот или иной образ жизни

                    3) поддерживать свое существование

                    4) проживать где-либо

         В каком из значений употреблено слово жить

         в следующих предложениях:

                    1)Жил старик со своею старухою у самого синего моря.

                    2)Жили они бедно, с хлеба на квас перебивались.

                    3)Старая барыня жила в Москве, в сером доме

                       с белыми колоннами.

Рядом со словосочетаниями записать в скобках значение

 слова стоять:

           стоял прямо; стоял шум; стоял январь; стоять за победу;

           стоит полк в селе.

     Итак, личностно-ориентированное обучение в школе должно быть направлено на   воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями.

                                               Библиография:

1.Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М. Просвещение, 1990.    

2.Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42

3.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского, 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1979. - 548 с.

4.Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение - 1996. – 144 с.

5.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения.

6.Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей).Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение

7.Чижова Т.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯШ. - 1978. - № 4.  

8.Никодимова Е.А. Внедрение личностно-ориентированных

технологий //Школьные технологии.-2004, №6

9.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. – 2003, №2.    

10.Селевко Г. К. «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.

11.Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!» М., 1990г.

12.Маркова А. К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.

13.Ксензова Г. Ю. «Перспективные школьные технологии» М., 2000г.

18.Унт И. Э. «Межпредметные связи и умственное развитие учащихся» М. 1986г

Личностно-ориентированный урок  по теме «Наречие» (обобщение).

Тема урока «В стране изученных наречий».

Тип урока - обобщающее повторение по теме «Наречие».

 Цель урока: 1) обобщить знания по теме «Наречие»;

                       2)развивать умения правильно применять изученные правила;

                       3)совершенствовать умения и навыки,

                          связанные с нахождением  наречий в тексте,  

                          их образованием, правописанием;

                       4)возбуждать интерес к изучению русского языка,

                          расширять кругозор учеников,  содействовать

                          выработке навыков самостоятельной работы

                          на уроке с основой на личностно-ориентированный подход.

Оборудование:  презентация, карточки.

                                Ход урока.

Вступительное слово учителя.

     Когда-то вы, наверное, читали книгу Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего  учить уроки. Мы с вами сегодня тоже отправимся на поиски приключений, но уже как любители русского языка, как люди, изучившие сложную и интересную часть речи – наречие.  Наше путешествие будет проходить  в  cтране изученных наречий, но прежде чем  мы  туда отправимся,  необходимо  прихватить кое- какие запасы –  это наши знания. (Слайд )

( На столе у каждого лежит путеводитель по стране наречий, в котором записаны задания.)

 Вопросы на повторение.

   - Что такое наречие?  (Слайд ).

  -  Какие вы знаете значения наречий?      (Слайд ).

Вопросы наречий

Значения наречий

примеры

Как? каким образом?

Образ действия

Сколько? насколько? в какой мере? в какой степени?,

Мера, степень

Где? куда? откуда?

место

Когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

время

Почему? отчего?

причина

Зачем? для чего? с какой целью?

цель

отрицательные

вопросительные

неопределённые

указательные

Проверка  (Слайд).

II.   Теперь можно отправляться в страну «Орфография».  (Слайд 8).

            1) Вспомните правописание не и ни с наречиями.   (Обратить внимание на различие отрицательного местоимения и отрицательного наречия). (Ребята рассказывают правило). ( Слайд 9).

            2) Вспомните правописание суффиксов  -о  и –а  в наречиях.

            3) Вспомните правописание суффиксов  –е  и – о в наречиях.

            4) Вспомните правописание не  с наречиями.

Задание 2.   Объясните  правописание пропущенных орфограмм.

     Щебет птиц, плеск волны, звуки равномер…о падающих капель дождя - эту музыку природы человек слышал ( из)давн…    Постепе…о из этих звуков он сотворил искусство. Он дал голос дереву. Неж…о и певуч…, прозрач…о и трепет…о запела скрипка. Он дал голос металлу, и металл  ответил ему  мужестве…о и призыв…о, ярост…о и горяч…. Весь мир звучал более одухотворе…о, светло.

     Запели (по)новому струны, зарокотала медь, запели свирели. Они рассказывают нам о людях, о мире, в котором мы живем.

(Все ребята работают по заданию 2, , а 5 учеников работают по заданию на слайде). Слайд 10.(работа в группах). Исследовательская работа 2 учеников, чтение текста без наречий.

         Задание 3 . Помогите  разобраться.      ( Работают  у доски 2 ученика, словосочетания записаны заранее, работа консультантов в группе)                                      

                                                                                                                                  Ответы.

Девочка рассея...а.                                                             ( краткое прилагательное –нн-)

Зерно засеян…о.                                                                 ( краткое причастие – н-)

Отвечал рассея…о .                                                             (наречие –нн-)

 Пойти (в) глубь.                                                                  (наречие, поэтому пишется слитно)

Пройти (в) глубь леса.                                                      (существительное с предлогом,

                                                                                                  поэтому пишется раздельно).

 Задание 4.  (Работа по вариантам). Найдите  в первом столбике слова, которые пишутся только слитно, во втором- пишутся только раздельно, в третьем- пишутся через дефис.( на доске – таблица)

Отправляемся в страну «Словообразование». (Слайд ).

Вспомните,  как образуются степени сравнения у наречий. (Слайд  ).

Задание 5. Определите  степень сравнения, найдите  ошибку в образовании степени сравнения, подчеркните  наречие как член предложения.

Петя бегает лучше, чем прыгает. Он прыгнул выше отца.  Он выше отца.  Ольга проплыла дальше всех. Дай мне тарелку поменьше. Дима бегает более  быстрее, чем Вася.

Ответы.

(1 предложение  -лучше –обстоятельство.)

(2 предложение -выше- обстоятельство)

(3 предложение -выше – сказуемое)

(4 предложение -дальше всех – обстоятельство)

(5 предложение -поменьше- определение)

(6 предложение- ошибка в образовании степени сравнения – более быстро).

Задание 2. Реши уравнение.  (Запись на доске).

    По-             + ому  =

   

    По -            +  и  =          

                        + то, либо,  нибудь    =              

 

       Кое    +        =   +       =

VI. Отправляемся в страну «Лексика». (Слайд ).

 Задание 1.  Замените  фразеологизм наречием.  (Слайд ).

Задание 2.  Дайте лексическое значение слову  замашисто,   животрепетало, как называются такие слова?     (Слайд ).

 Итог урока.

 Вот наше путешествие подошло к концу.   Хочу сказать, что русский язык не может  обойтись без наречий,  и сегодняшний урок я заканчиваю словами- наречиями: « Вы на уроке поработали хорошо,   отлично».

Домашнее задание.    Составить небольшой рассказ со словами: красивее, удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, обрати внимание на произношение данных слов.

Конспект внеклассного занятия по литературе (викторина, 5 класс)

Тема: « Что за прелесть эти сказки!»

Цель: 1.Углубить устоявшееся представление о сказке, проверить знания                  детей о сказках(герои, язык, особенности построения)  

            2.Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое  воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.

            3.Учить логически мыслить, выделять главное.

            4.Развивать речь учащихся

                              Ход занятия:

1.Объявление темы и цели

Звучит музыка из к-фма «Там, на неведомых дорожках.»

-Прослушайте музыкальный отрывок и попробуйте определить тему нашей викторины (ответы уч-ся)

-Да, сегодня речь пойдёт о сказках.

- Прочитайте эпиграфы (слайд). Один из них - это слова замечательного детского режиссёра Р.Быкова, а другого сказочника вы узнали?

-Да, это А.С.Пушкин.

-Итак, тема нашей викторины «Что за прелесть эти сказки!» Ваша задача – показать свои знания о сказках, их авторах, героях.                                      

-Ребята, а что мы называем сказкой и почему все так любят её? (слайд)

-Из каких частей состоит сказка? (ответы учащихся, слайд)

-Что характерно для языка сказок? (слайд)

-Кто «изображает» сказки? (художники-иллюстраторы)

-Назовите фамилии и произведения известных художников-иллюстраторов (слайд)

2.Слово учителя

-Сказки окружают нас с раннего детства. Сначала это мамин голос, убаюкивающий нас в колыбели, потом разноцветные картинки в книжке. Не успеешь оглянуться – и ты сам читаешь эти волшебные истории, погружаясь в мир их героев. Некоторые люди, став взрослыми, не спешат расставаться со сказкой, а посвящают ей свою жизнь.

-А вы знаете их имена? ( ответы учащихся, слайд).

-Какие уроки преподносят нам герои сказок, чему учат их герои? (добро всегда  побеждает зло)

-А вы любите сказки?

-Вот сейчас вы   попытаетесь доказать, что не только любите, но и знаете сказки.

Правила викторины:

1.За каждый правильный ответ вы получаете жетон, победит тот, кто наберёт большее количество жетонов.

2.Выкрики не засчитываются ,вопрос будет заменён.

3.Класс делится на 3 команды ( ряда), если один из рядов не ответит на вопрос, есть шанс получить жетон у ребят с других рядов.

4.Победители будут награждены почётными грамотами и призами.

1 КОНКУРС «РАЗМИНКА»

2«КОНКУРС «КТО ПРИСЛАЛ НАМ ТЕЛЕГРАММЫ»

3КОНКУРС «ВОПРОСЫ КОТА УЧЁНОГО»

-Проверим, как вы знаете сказки А.С.Пушкина

4КОНКУРС «КТО ПРИСЛАЛ НАМ ТЕЛЕГРАММУ?»

-Я читаю вам телеграмму, а вы должны не только узнать героя, но и назвать сказку и автора.

5КОНКУРС «ЗНАТОКИ СКАЗОК Г.Х.АНДЕРСЕНА.»

6КОНКУРС «УЗНАЙ СКАЗКУ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ»

-Презентация ,составленная из рисунков учащихся

- Показ учащимися собственных презентаций прочитанной книги

3.Подведение итогов и вручение призов

4.Итог урока

-Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок

 Думаю, после этого занятия  интерес к сказкам станет ещё больше, а закончить наше занятие я хочу словами великого сказочника Г.Х.Андерсена: «Сказка- это то золото, что блестит огоньком в детских глазах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Главной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».Система развития критическо...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Обобщение опыта по теме" Игровые технологии на уроках русского языка."

В работе дано обобщение педагогического  опыта по теме" Игровые технологии на уроках русского  языка."...