Самоподготовка по грамматике в 7 классе. Тема "Местоимение".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Мандрыченко Марина Фёдоровна

Данный материал поможет подготовить домашнее задание по грамматике в 7 классе по теме "Местоимение". Содержит разделы: устная работа, дидактические игры, разбор домашнего задания, самостоятельная работа, проверка домашнего задания, итог занятия, карточки с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Самоподготовка по грамматике в 7 классе.

Тема: «Местоимение».

Цель: Обеспечить выполнение домашнего задания всеми детьми; воспитывать самостоятельность; закрепить знания о местоимении, как о части речи; развивать процессы мышления, памяти, речи.

Оборудование: доска, учебники, тетради, ручки, карточки с заданиями, иллюстрация.

                                                                         Ход.

  1. Организационный момент.

- Приветствие присутствующих на уроке. Проверка готовности к занятию.

-Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять домашнее задание по грамматике.

2. Устная работа.

- Давайте вспомним, какую тему вы изучали на уроке?   (Местоимение).

- Что такое местоимение?                                                    (Часть речи).

- На что они указывают?

(Местоимения указывают на предметы, но не называют их).

- Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо имени существительного)

- Правильно, ребята. Местоимения украшают нашу речь и делают её более понятной).

                         Дидактическая игра.

- Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вам слова, когда назову местоимение - хлопните в ладоши.

Вот, они, у, я, над, она, обо, оно, сон, он, и, мы, ты, или, вы.

- Молодцы, ребята, неплохо справились с заданием.

- С какими местоимениями вы познакомились?      (С личными).

-А сейчас я прочту вам отрывок из произведения. Угадайте из какого?

… «-Если, - говорит, - мне не пришлют за вас выкуп, я через две недели вас запорю. А если затеешь опять бежать, -  я тебя как собаку убью.

Пиши письмо, хорошенько пиши!

     Принесли им бумаги, написали они письма. Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была аршин пяти, и спустили их в эту яму».

- Из какого произведения этот отрывок?     (Кавказский пленник).

- Правильно, вы изучаете его сейчас на уроках чтения. А теперь я ещё раз прочту вам его, помедленнее, а вы назовите мне личные местоимения.

(Воспитатель читает отрывок из рассказа, дети называют местоимения).

- Хорошо, ребята, вы правильно назвали местоимения.

- А теперь скажите, какие местоимения относятся к 1 лицу?   (Я, мы).

-Давайте по картине составим предложения с этими местоимениями.

Молодцы.

- Какие местоимения относятся ко 2 лицу?        (Ты, вы).

      - Давайте составим предложения с этими местоимениями.

Хорошо.

- Назовите местоимения 3 лица.                      (Он, она, оно, они).

- Давайте составим с ними предложения.

Молодцы.

- Ребята, а как изменяются местоимения? (По лицам, числам, падежам и по родам).

- Скажите, а если в предложении местоимение стоит в именительном падеже, каким членом предложения оно является? (главным, подлежащим).

-На доске написаны предложения. Прочтите их и скажите, в каком предложении местоимение является подлежащим?

1. Сегодня мы идём в театр.

2. С нами пойдёт наша учительница.

- А теперь я прочту вам предложения, а вы исправьте меня.

1. Я ругал меня за невнимательность.

2. Он хвастун: всё время хвалит самого его.

3. Он обиделся на их.

4. Мы с ими давно дружим.

5. Они ждали него.

6. Я горжусь им.

Правильно, ребята, вы отлично справились с заданием.

3.Разбор домашнего задания.

- Мы повторили все о местоимении. А теперь выполним домашнее задание.

-Что было задано на дом?

(Дети отвечают, что было задано).

- Откройте учебники на стр. 58.

Давайте повторим правило.

(Дети самостоятельно повторяют правило и рассказывают его (1-2 человека)).

- А теперь давайте разберём упражнение.

(Один ученик зачитывает домашнее задание, второй повторяет).

Устный разбор упражнения с детьми.

- Ребята, как мы будем выполнять это упражнение?

- У кого есть вопросы? Кому непонятно, как выполнять это упражнение?

4. Самостоятельная работа.

- Откройте тетради, запишите «Домашняя работа» и выполняйте задание. Сидите ровно, сильно не наклоняйтесь, следите, чтобы локти лежали на столе.

(Дети самостоятельно выполняют упражнение). Воспитатель индивидуально работает с отстающим учеником, объясняет, что непонятно, помогает ему выполнить упражнение.

Для тех, кто справится с заданием быстрее других, воспитатель выдаёт дополнительное задание по карточкам.

5. Проверка домашнего задания

- Все закончили писать? Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

(Дети читают по одному предложению).

- У всех так? Молодцы.

- Давайте повторим:

1. О какой части речи мы сегодня говорили?  (О местоимении).

2. На что указывают местоимения?                   (На предмет).

3. Если в предложении местоимение стоит в родительном падеже, каким членом предложения оно является?       (Второстепенным).

6. Итог занятия.

- Сегодня на уроке хорошо работали…

- А в тетради аккуратнее всех писали…

- Старайтесь и вы, ребята, так выполнять работу.

- Закройте тетради, отложите их в сторону. Можно выйти из класса.

                                                      Карточки с заданиями.

Вставьте подходящие по смыслу местоимения. Определите лицо и число местоимений.

  1. …. добрались до горного озера. ….. дышало свежестью и прохладой. 2. Буря бушевала до утра. …. вырвала с корнем деревья, порвала телеграфные провода. 3. На небе появилось облако, ….. закрыло солнце. 4. «Ребята, какую тему по русскому языку  …. сейчас изучаете?» 5. Летом …. целыми днями пропадали в лесу. 6. Осенью и зимой … люблю ходить на охоту. 7. ….. уходил все дальше в лес.

Вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите лицо, число местоимений.

Ребята, завтра ….. пойдём на лыжах в лес. ….. должны тепло одеться. …., Сима не забудь взять аптечку. А …..,Тамара, проследи, чтобы не забыли соль. Серёжа и Наташа, ….. возьмите лыжную мазь. Коля, ……, поможешь Зине Сорокиной, …… ещё плохо ходит на лыжах. Ребята, ….. все сегодня на уроке физкультуры ещё раз проверьте крепления, палки, рюкзаки.

              Подчеркните местоимения. Укажите число личных местоимений.

1.Ты сер, а я, приятель, сед.2. Мы, видно, уж поладим, коль рядом сядем. 3. Во всё время разговора он стоял позадь забора. 4. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.5. Кто обезьян видал, те знают, как жадно всё они перенимают. 6. А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь. 7. Море! Оно плескалось и играло в лучах лазури золотых. 8. Мы долго молча отступали.

                Подчеркните местоимения. Укажите число личных местоимений.

1.Мы посадим липы и клёны, будет город нарядный, зелёный.2. Шумит тростинка малая, шумит высокий клён. Шумят они по – новому, по – новому, весеннему. 3. Ты любишь, птичка, лес и поле, и я люблю их.4. Домик над рекою, в окнах огонёк, светлой полосою на воду он лег. 5. Берёте книгу вы, тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришёл? 6. Наконец мы добрались до рощи. Она дышала свежестью и прохладой. 7. Ребята посадили в землю семечко подсолнуха, ухаживали, поливали; и вот оно уже дало первый росток

                     Подчеркните местоимения. Укажите лицо.

Вместе с отцом я пришёл на хлебное поле. Урожай выдался отличный. Стебли склоняли свои колосья под тяжестью зёрен. Они были один к одному. Весь день работали комбайны.

Наступила ночь. Она была лунной и звёздной. Уборка хлеба продолжалась. Комбайнёры устали, но продолжали трудиться. К утру они закончили работу. Весь хлеб был убран. На машинах он был отправлен в зернохранилище.



Предварительный просмотр:

                                   Самоподготовка по грамматике в 7 классе.

Тема: «Местоимение».

Цель: Обеспечить выполнение домашнего задания всеми детьми; воспитывать самостоятельность; закрепить знания о местоимении, как о части речи; развивать процессы мышления, памяти, речи.

Оборудование: доска, учебники, тетради, ручки, карточки с заданиями, иллюстрация.

                                                                         Ход.

  1. Организационный момент.

- Приветствие присутствующих на уроке. Проверка готовности к занятию.

-Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять домашнее задание по грамматике.

2. Устная работа.

- Давайте вспомним, какую тему вы изучали на уроке?   (Местоимение).

- Что такое местоимение?                                                    (Часть речи).

- На что они указывают?

(Местоимения указывают на предметы, но не называют их).

- Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо имени существительного)

- Правильно, ребята. Местоимения украшают нашу речь и делают её более понятной).

                         Дидактическая игра.

- Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вам слова, когда назову местоимение - хлопните в ладоши.

Вот, они, у, я, над, она, обо, оно, сон, он, и, мы, ты, или, вы.

- Молодцы, ребята, неплохо справились с заданием.

- С какими местоимениями вы познакомились?      (С личными).

-А сейчас я прочту вам отрывок из произведения. Угадайте из какого?

… «-Если, - говорит, - мне не пришлют за вас выкуп, я через две недели вас запорю. А если затеешь опять бежать, -  я тебя как собаку убью.

Пиши письмо, хорошенько пиши!

     Принесли им бумаги, написали они письма. Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была аршин пяти, и спустили их в эту яму».

- Из какого произведения этот отрывок?     (Кавказский пленник).

- Правильно, вы изучаете его сейчас на уроках чтения. А теперь я ещё раз прочту вам его, помедленнее, а вы назовите мне личные местоимения.

(Воспитатель читает отрывок из рассказа, дети называют местоимения).

- Хорошо, ребята, вы правильно назвали местоимения.

- А теперь скажите, какие местоимения относятся к 1 лицу?   (Я, мы).

-Давайте по картине составим предложения с этими местоимениями.

Молодцы.

- Какие местоимения относятся ко 2 лицу?        (Ты, вы).

      - Давайте составим предложения с этими местоимениями.

Хорошо.

- Назовите местоимения 3 лица.                      (Он, она, оно, они).

- Давайте составим с ними предложения.

Молодцы.

- Ребята, а как изменяются местоимения? (По лицам, числам, падежам и по родам).

- Скажите, а если в предложении местоимение стоит в именительном падеже, каким членом предложения оно является? (главным, подлежащим).

-На доске написаны предложения. Прочтите их и скажите, в каком предложении местоимение является подлежащим?

1. Сегодня мы идём в театр.

2. С нами пойдёт наша учительница.

- А теперь я прочту вам предложения, а вы исправьте меня.

1. Я ругал меня за невнимательность.

2. Он хвастун: всё время хвалит самого его.

3. Он обиделся на их.

4. Мы с ими давно дружим.

5. Они ждали него.

6. Я горжусь им.

Правильно, ребята, вы отлично справились с заданием.

3.Разбор домашнего задания.

- Мы повторили все о местоимении. А теперь выполним домашнее задание.

-Что было задано на дом?

(Дети отвечают, что было задано).

- Откройте учебники на стр. 58.

Давайте повторим правило.

(Дети самостоятельно повторяют правило и рассказывают его (1-2 человека)).

- А теперь давайте разберём упражнение.

(Один ученик зачитывает домашнее задание, второй повторяет).

Устный разбор упражнения с детьми.

- Ребята, как мы будем выполнять это упражнение?

- У кого есть вопросы? Кому непонятно, как выполнять это упражнение?

4. Самостоятельная работа.

- Откройте тетради, запишите «Домашняя работа» и выполняйте задание. Сидите ровно, сильно не наклоняйтесь, следите, чтобы локти лежали на столе.

(Дети самостоятельно выполняют упражнение). Воспитатель индивидуально работает с отстающим учеником, объясняет, что непонятно, помогает ему выполнить упражнение.

Для тех, кто справится с заданием быстрее других, воспитатель выдаёт дополнительное задание по карточкам.

5. Проверка домашнего задания

- Все закончили писать? Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

(Дети читают по одному предложению).

- У всех так? Молодцы.

- Давайте повторим:

1. О какой части речи мы сегодня говорили?  (О местоимении).

2. На что указывают местоимения?                   (На предмет).

3. Если в предложении местоимение стоит в родительном падеже, каким членом предложения оно является?       (Второстепенным).

6. Итог занятия.

- Сегодня на уроке хорошо работали…

- А в тетради аккуратнее всех писали…

- Старайтесь и вы, ребята, так выполнять работу.

- Закройте тетради, отложите их в сторону. Можно выйти из класса.

                                                      Карточки с заданиями.

Вставьте подходящие по смыслу местоимения. Определите лицо и число местоимений.

  1. …. добрались до горного озера. ….. дышало свежестью и прохладой. 2. Буря бушевала до утра. …. вырвала с корнем деревья, порвала телеграфные провода. 3. На небе появилось облако, ….. закрыло солнце. 4. «Ребята, какую тему по русскому языку  …. сейчас изучаете?» 5. Летом …. целыми днями пропадали в лесу. 6. Осенью и зимой … люблю ходить на охоту. 7. ….. уходил все дальше в лес.

Вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите лицо, число местоимений.

Ребята, завтра ….. пойдём на лыжах в лес. ….. должны тепло одеться. …., Сима не забудь взять аптечку. А …..,Тамара, проследи, чтобы не забыли соль. Серёжа и Наташа, ….. возьмите лыжную мазь. Коля, ……, поможешь Зине Сорокиной, …… ещё плохо ходит на лыжах. Ребята, ….. все сегодня на уроке физкультуры ещё раз проверьте крепления, палки, рюкзаки.

              Подчеркните местоимения. Укажите число личных местоимений.

1.Ты сер, а я, приятель, сед.2. Мы, видно, уж поладим, коль рядом сядем. 3. Во всё время разговора он стоял позадь забора. 4. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.5. Кто обезьян видал, те знают, как жадно всё они перенимают. 6. А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь. 7. Море! Оно плескалось и играло в лучах лазури золотых. 8. Мы долго молча отступали.

                Подчеркните местоимения. Укажите число личных местоимений.

1.Мы посадим липы и клёны, будет город нарядный, зелёный.2. Шумит тростинка малая, шумит высокий клён. Шумят они по – новому, по – новому, весеннему. 3. Ты любишь, птичка, лес и поле, и я люблю их.4. Домик над рекою, в окнах огонёк, светлой полосою на воду он лег. 5. Берёте книгу вы, тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришёл? 6. Наконец мы добрались до рощи. Она дышала свежестью и прохладой. 7. Ребята посадили в землю семечко подсолнуха, ухаживали, поливали; и вот оно уже дало первый росток

                     Подчеркните местоимения. Укажите лицо.

Вместе с отцом я пришёл на хлебное поле. Урожай выдался отличный. Стебли склоняли свои колосья под тяжестью зёрен. Они были один к одному. Весь день работали комбайны.

Наступила ночь. Она была лунной и звёздной. Уборка хлеба продолжалась. Комбайнёры устали, но продолжали трудиться. К утру они закончили работу. Весь хлеб был убран. На машинах он был отправлен в зернохранилище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. 5 класс. Артикль.Введение, закрепление и первичный контроль.

В русском языке нет такого грамматического явления, как артикль, и поэтому трудно объяснить обучающимся, что же это такое,  и для чего оно нужно. При помощи презентации с анимацией эта задача зна...

Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...

тест по грамматике 3 класс

тесты по грамматике для 3 класа 1,3 четверть к учебнику М.З.Биболетовой...

Самоподготовка воспитанников ОВЗ 5 класса

Самоподготовка предназначена для учащихся 5 класса корекционной школы восьмого вида....

Тест с автоматической проверкой для самоподготовки учащихся 9 Б класса к Итоговой Контрольной Работе по информатике и ИКТ за 2013-2014 учебный год

В файле собраны примеры тестов  за курс основной общей школы:1. ИП - тест с множественным ответом, т.е. на каждый вопрос может быть  несколько ответов  "Да" (+)2. Тест - привычная систе...

Конспект самоподготовки для 4-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Обмен опытом проведения самоподготовки с воспитанниками младшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида.Пояснительная записка.Самоподготовка — не урок. Это форма работы содержит в себе самоо...

Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Занимательная грамматика» 9 класс

 Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не все...