План-урок
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

ü  формировать у обучающихся представления об антонимах как словах одной части речи с противоположным лексическим значением; выработать умение подбирать антонимы к словам; сопутствующее повторение по орфографии;

ü  воспитание интереса к русскому языку, а также помощь при выявлении нравственных ориентиров;

ü  обогащение словарного запаса обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Антонимы»

Цели урока:

  1. формировать у учащихся представления об антонимах как словах одной части речи с противоположным лексическим значением; выработать умение подбирать антонимы к словам; сопутствующее повторение по орфографии;
  2. воспитание интереса к русскому языку, а также помощь при выявлении нравственных ориентиров;
  3. обогащение словарного запаса обучающихся.

Ход урока


  1. Организационный момент (подготовка к уроку)

Физкультразминка (для улучшения мозгового кровообращения)

Доброе утро! Чтобы проснуться, сделаем виброгимнастику.

Нужно 15-20 раз подняться на носочки. Это упражнение можно сравнить с бегом. Оно заставляет кровь быстрее бежать по сосудам и питать наш головной мозг.


  1. Проверка домашнего задания

Начнем мы с того, что вспомним термины лексики, но прежде всего в тетрадях запишите число (Двадцать девятое апреля), самостоятельная  работа

  1. Терминологический диктант
  1. То, что слово обозначает, – это его … (лексическое значение)
  2. Все слова языка, словарный состав языка – … (лексика)
  3. Эти слова имеют только одно лексическое значение. (Однозначные слова)
  4. Слова, пришедшие в русский язык из других языков, – (заимствованные)
  5. Слова, имеющие несколько лексических значений, – (многозначные слова)
  6. Слова, близкие или полностью совпадающие по лексическому значению, – (синонимы)

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте диктант по ключу на доске.

Кто проверил и не увидел ни одной ошибки? (Прочитай свои ответы. Доп. вопрос – привести пример многозначного слова, синонима.)

ОЦЕНИВАНИЕ


Доска:

Двадцать девятое апреля

Классная работа

Ключ (на обратной ст. доски):

  1. Лексическое значение.
  2. Лексика.
  3. Однозначные слова.
  4. Заимствованные слова.
  5. Многозначные слова.
  6. Синонимы

  1. Объяснение нового материала
  1. Придумайте подписи к рисункам.

веселый – грустный//печальный//мрачный//скучный//тоскливый// угрюмый

вверх—вниз

поднимается – опускается

У вас есть уже знания по разделу «Лексика», поэтому предлагаю вам побыть учёными-лингвистами. Кто такой лингвист. Объясните это слово при помощи синонимов. (Языковед.)

  1. Что можно сказать, глядя на эти подписи?

На какие вопросы отвечают? На один и тот же  Это слова одной части речи.

Сравните лексическое значение пар слов.  Это слова с противоположным лексическим значением.

А как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением? (Антонимы.)

Рисунки

Подписи к ним

1. Это слова одной части речи.

2. Это слова с противоположным лексическим значением.

Мы путешествуем по удивительной стране, которая называется Лексика. Мы уже побывали в гостях у однозначных и многозначных слов, заглянули на огонёк к заимствованным словам. Приобрели много новых слов-«друзей». А теперь мы вступаем во владения антонимов.

Тема урока – «Антонимы». Запишем в тетрадь.

Тема урока

Антонимы

Цели: Сегодня на уроке научимся подбирать антонимы, работать со специальным словарём, узнаем, где используются антонимы, и, конечно, повторим орфографию.

Антоним. Это исконно русское слово или заимствованное? (Заимств.)

Да, вы правы, оно пришло в русский язык из греческого и состоит из двух частей: анти, что значит «против» и онима, т.е. «имя»


Проверим, правильны ли наши предположения. Какие слова называются антонимами?



  1. Закрепление нового материала

Задание 1. Выпишите антонимы, которые обозначают:

Происхождение (греч.)

1-й вариант

время 

2-й вариант

размер


Объясните написание пропущенных букв. Докажите, что выписанные вами слова – антонимы.

1-й вариант

время 

ранний – поздний

тогда – теперь

утро – вечер

весенний – зимний

2-й вариант

размер

широкий – узкий

короткий – длинный

высокий – низкий

 

ОЦЕНИВАНИЕ

Если затрудняешься при поиске антонима, то где, как вы думаете, этот антоним можно найти?

Существуют специальные словари антонимов. Перед вами «Школьный словарь антонимов русского языка» Михаила Ростиславовича Львова. Антонимы, объединены в пары. Словарные статьи расположены в алфавитном порядке по одному из антонимов. Если же вы не нашли нужное слово, то в конце словаря есть алфавитный указатель слов (с. 233). Цифра около слова обозначает страницу словаря, на которой оно находится.

 Например, белый – чёрный (с.15).


1-й ряд: антоним к слову огромный (с. 115) крохотный, маленький

2-й ряд антоним к слову уважать (с. 201): презирать

3-й ряд антоним к слову надежда (с. 99): отчаяние, разочарование

Составьте предложение с этой парой антонимов.


Антонимы – слова-труженики. Но почему? Как вы думаете? Вот что предлагает нам составитель словаря на с. 3 во вступительной статье.
Читаем 2-й абзац.


После прочтения вступительной статьи.

Где используются синонимы? Для чего?


Используя при необходимости словарь антонимов, «помогите» пословицам вернуть пропавшие слова на свои места.


Задание 2.

а) Спишите, подчеркните антонимы.

б) Спишите, «восстановив» пропущенный антоним.

в) Из слов составьте пословицу.



Вариант I

а) В глаза (не) хв..ли, а за глаза (не) кори.

б) ___________ стелет, да жёс..ко спать.

в) (не) разумеет, голодного, сытый

Вариант II

а) Учен..е – свет, а неучен..е – тьма.

б) За __________ погнался, а б..льшое пот..рял.

в) а больше, г..вори, меньше, делай


Проверка орфографии. Чему учит пословица?  (Вар.1 – а), Вар.2 – в))


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



Отгадайте загадку. Как она построена? На основе чего? При помощи каких средств языка?

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит,

Притихнет, умчит(?)ся,

Примчит(?)ся опять,

То вздумает по морю

Волны гонять… (Ветер).


Проверка орфографии.


«Восстанови» загадки, используя словарь антонимов. Найди отгадки.



  1. Кто приходит, кто  (уходит),
    Все её за ручку водят.
  2. (Зимой) и летом одним цветом. (Ель.)
  3. Кто ни в (жару), ни в стужу не снимет шубу? (Баран.)
  4. Это что за потолок?
    То он низок, то (высок)
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват. (Небо.)

  1. По небу лебедь чёрный
    Рассыпал чудо-зёрна.
    Чёрный белого позвал,
    (Белый) зёрна поклевал. (Ночь и день.)
  2. Чем кончаются (день) и ночь? (Ь)

Правописание Ь.

  1. Подведение итогов урока

Скажите одной фразой, что на уроке вы взяли в свою копилку знаний и умений.

  1. Д/з § 53, упр. 411

Подберите пословицы и поговорки с антонимами.

Сочините загадку, используя антонимы.

  1. Рефлексия

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. __________________________________группа __________ дата ______________

(можно не указывать)

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно

 

Я чувствовал(а) себя комфортно

 

Я чувствовал(а) свою значимость на уроке

 

Я был(а) успешен (успешна)

 

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

 

Мне нужна помощь

Я готов(а) помочь

Особое мнение, впечатление ___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....

План урока "Свойство углов треугольника" (1 урок). 5класс

На уроке в 5 классе для освоения новой темы используется проблемная ситуация через выполнение практических заданий.(УМК под редакцией И.И.Зубаревой  и  А.Г. Мордковича)...

ПЛАН УРОКА (Экономическая социализация 10 класс) Тема урока: Умение вести переговоры

Курс преподавание "Экономической социализации" в основной школе -интегрированный курс, информационно насыщенный мультипредметными связями,включающими и жизненный опыт старших школьников и ранее приобр...

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

План урока русского языка в 8 классе с казахским языком обучения. Тема урока:"Сложные прилагательные"

Урок построен на основе групповых форм организации учебной деятельности, с применением критериального оценивания...

план урока по теме "Умножение" 5 класс, урок №2

План содержит технологическую карту по ФГОС, конспект урока и презентацию....

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...