урок русского языка на тему "Подготовка к ГИА"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Кудрявцева Людмила Николаевна

Урок позволяет решить следующие задачи:

Образовательные:

- применять знания, умения, навыки на практике;

- совершенствовать навыки работы с текстом.

Воспитательные:

- углублять представления о понятиях, связанных с этическими, моральными и культурными аспектами олимпизма.

Развивающие:

- на основе текста расширять представление учащихся об олимпийском движении;

- продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;

- способствовать развитию критического мышления  учащихся, необходимого  не только в учебе, но и в обычной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia_po_russkomu_yazyku.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Кудрявцева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы

МОУ Судиславской средней общеобразовательной школы

Костромской области

Урок русского языка

Подготовка  к ГИА по русскому языку

9 класс

Цели урока:

– обобщение знаний учащихся по теории русского языка;

– расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх

Задачи урока:

Образовательные:

- применять знания, умения, навыки на практике;

- совершенствовать навыки работы с текстом.

Воспитательные:

- углублять представления о понятиях, связанных с этическими, моральными и культурными аспектами олимпизма.

Развивающие:

- на основе текста расширять представление учащихся об олимпийском движении;

- продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;

- способствовать развитию критического мышления  учащихся, необходимого  не только в учебе, но и в обычной жизни.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Путь к новому, к открытиям никогда не бывает слишком легким. Преодолевая трудности, вы тоже шагали вперед, к знаниям. И вот наступают те дни, когда каждый из вас должен будет показать то, чему он научился за 9 лет в школе. Это дни выпускных экзаменов. Как спортсмены-олимпийцы годами готовятся к своему главному старту, так и вы подошли к своей олимпиаде. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА.

  1. Этап актуализации знаний, практических и умственных умений.

- Как вы думаете, почему наш сегодняшний урок я начала со сравнения вас с олимпийцами? (ответы учащихся) 

* Перед вами синквейн без первой строчки:

1.______________

2. уникальная, зимняя

3. бороться, победить, не сдаваться,

4. Главное — не победа, а участие!

5. спорт

- Определите первое слово синквейна  (олимпиада).

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор? Актуальна ли эта тема? Почему?

* Запишите несколько словосочетаний со словами на олимпийскую тему, определите способ подчинительной связи, замените  записанное словосочетание синонимичным с другим способом подчинительной связи

Например: олимпийский чемпион (согласование) – чемпион олимпиады (управление)

Для продвижения идеи олимпийского движения во всем мире используется Олимпийская символика — атрибуты Олимпийских игр. К олимпийским символам относятся флаг, кольца, гимн, клятва, лозунг, медали, огонь, оливковая ветвь, салют, талисманы, эмблема. Всякое использование олимпийских символов в коммерческих целях запрещено Олимпийской хартией.

  1. Работа с текстом

Для работы на уроке я предлагаю вашему вниманию текст об олимпийском гимне.

*Звучит музыкальный фрагмент (олимпийский гимн)

1) Представление текста (раздаточный материал на столах у учащихся). Текст читает подготовленный ученик.

Гимн Олимпийских игр

(1)Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении. (2)Музыка занимает важнейшее место в программе Олимпиад. (3)В 1896 г. – на первой современной Олимпиаде – был впервые исполнен олимпийский гимн, написанный греческим композитором Спиросом Самарасом на стихи Костиса Паламаса и переведенный на многие языки мира. (4)В 1958 г. МОК признал его официальным гимном Олимпийских игр. (5)На церемониях открытия и закрытия Олимпиад звучат лучшие произведения национального и мирового музыкального искусства, среди которых есть песни, предложенные специально к Олимпиаде. (6)Так на открытии московской Олимпиады звучала «Праздничная увертюра» Д.Шостаковича, ставшая ее музыкальной эмблемой. (7)А на торжественной церемонии закрытия 100-тысячный стадион со слезами на глазах провожал гигантского олимпийского Мишу, улетавшего в ночное московское небо под звуки трогательной песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова:

(8)До свиданья, Москва, до свиданья!

(9)Олимпийская сказка, прощай!

2) Работа в группах.

1 группа - Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему и идею текста. Объясните смысл названия текста.

 2 группа -  Определите стиль текста. Докажите свою правоту. Приведите примеры характерной лексики и особенностей синтаксиса  данного стиля.

 3 группа - Определите тип речи. Докажите свою правоту. Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте.

3) Выполнение грамматических заданий (по типу А3-В9)

1. В предложении 7 найти эпитеты (трогательной)

2. Из 2 предложения текста выпишите слово, где букв больше, чем звуков (программе)

3. В тексте найти слово, написание корня с чередованием в котором зависит от конечной согласной корня (предложенные)

4. Из предложений 4-6 выписать слово, правописание приставки в котором зависит от ее значения (признал)

5. Из предложений 3-5 выписать слово, написание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах причастий в краткой форме пишется одна буква Н» (исполнен)

6. Заменить слово ГИГАНТСКИЙ (предложение 7) стилистически нейтральным синонимом (большой)

7. Заменить словосочетание МОСКОВСКОЕ  НЕБО (предложение 7) со связью согласование синтаксическим синонимом со связью управление (небо Москвы)

8. Выпишите грамматическую основу из предложения 6 (звучала «Праздничная увертюра»)

9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения (3)

10. Среди предложений 7-9 найдите предложения с обращениями. Напишите номера этих предложений (8,9)

11. Определить количество грамматических основ в предложении 5 (2)

12. В тексте найти сложноподчиненное предложение (5).

4) Творческая работа учащихся

Сочинение-миниатюра «Существует ли взаимосвязь музыки и олимпизма».

  1. Этап подведения итогов и результатов урока.   Рефлексия учащихся.

   Урок заканчивается. Я думаю, что текст, с которым мы сегодня работали, расширил ваши знания об олимпийском движении, а также помог увереннее анализировать тексты разных стилей и свободно высказывать собственное мнение.

* Речевая ситуация: Вы встретились с другом. Что вы расскажете ему о сегодняшнем уроке?

* Выставление и комментарий оценок.

 

  1. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  Создайте текст из 10-12 предложений о любом олимпийском символе.  

Предложите по этому тексту несколько заданий в формате ГИА.

Используемая литература:

  1. Текст с сайта  http://sochi2014.blob.core.windows.net/storage/education/method/Russian.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...