Урок русского языка по программе М.В.Панова "Род существительных и их окончания" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Кавардакова Светлана Александровна

Цели: уметь распределять большинство существительных по родам на основе их морфологических признаков, уметь использовать парадигму окончаний существительных для определения рода, конструировать предложения, исправлять ошибки и аргументировать ответ, приводить примеры согласно заданию.

Развивать аналитические способности учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_office_word.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 6-м классе по программе М.В. Панова

                        Род существительных и их окончания

Цели:

Уметь распределять большинство существительных по родам на основе их морфологических признаков, уметь использовать парадигму окончаний существительных для определения рода, конструировать предложения, исправлять ошибки и аргументировать ответ, приводить примеры согласно заданию.

Развивать аналитические способности учеников.

ХОД УРОКА

1. Беседа с учениками.

– По какому признаку существительные в русском языке делятся на три рода? (В основном по окончанию самого слова и его определения.)

– У существительных каких двух родов лексическое значение и род могут быть связаны друг с другом? (У одушевленных, обозначающих людей или животных: отец – мать, курица – петух.)

– Как вы думаете, может ли род в названиях лиц указывать на определенный пол? (Женский род указывает на женский пол: кассирша, продавщица.)

– В данном тексте найдите существительные, называющие профессию, и определите их род. О людях какого пола идет речь?

(Текст может быть спроецирован на доску при помощи проектора или роздан на листках.)

За столом с приборами рядом с режиссером сидит звукооператор. Во время записи он передвигает рычажки, следит за тем, чтобы звук записывался мягко, не слишком громко, но и не слишком тихо, а как раз как надо. Он может переговариваться с режиссером: ни один звук не проникнет в студию, так уж все устроено.

Между тем режиссер Роза Марковна говорит музыкантам и артисту:

– Продолжаем запись! Приготовиться! Тишина в студии...

(По М.Гумилевской)

Слова режиссер, звукооператор относятся к мужскому роду, но они могут называть и лица женского пола. Из текста ясно, что режиссером была женщина Роза Марковна.

Вывод. Слова мужского рода не указывают на определенный пол.

Как определить, к лицу или лицам какого пола относятся слова режиссер, звукооператор? (Нужно прибавить к ним согласованные глаголы в прошедшем времени: режиссер сказала, звукооператор могла переговариваться.)

Какие существительные мужского рода (в этом тексте) образуют словообразовательную пару – слово женского рода, обозначающее лицо женского пола?

(Ответ: артист.)

Ученики должны аргументировать ответ, привести примеры.

2. Постановка проблемы – подводящий диалог.

– Определите род существительных марлань и тормуль (допустим, есть такие рыбы).

Версии.

Ученики. Скорее всего нам поможет окончание. Можно ли определить род существительных по окончанию? Да, например: окно – средний род.

Учитель. Хотя окончание -о, -е в единственном числе в большинстве случаев указывает на средний род, есть существительные – домишко, умишко, подмастерье – мужского рода.

Ученики. Значит, по окончанию род определить нельзя, вот и у существительных мама и папа окончание , но род разный. У слов марлань и тормуль окончание нулевое, и они могут быть либо существительными женского рода 3-го склонения, либо – мужского рода 2-го склонения.

Учитель. Чем отличаются склонения?

Ученики. Склонения отличаются парадигмой окончаний:

конь, коня, коню, ... – 2-е скл.;
вещь, вещи, к вещи... – 3-е скл.
Исключение:
путь – в родительном падеже пути.

Учитель. Помогут ли нам определить род такие предложения (из упр. 249)?

У марлани глаза круглые, выпученные и крупные блестящие чешуйки.

А у тормуля спинка пестрая, черные плавники и длинный острый хвост.

Ученики. Окончание  в родительном падеже у существительных 3-го склонения: у ночи, печи, марлани, окончание  указывает на женский род. А окончание  в родительном падеже у существительных 2-го склонения: у коня, плетня, тормуля –указывает на мужской род.

Вывод. Чтобы определить род существительного с нулевым окончанием, нужно обратиться к форме родительного падежа: если окончание -а (-я) – 2-е склонение, оно указывает на мужской род, -и – 3-е склонение, указывает на женский род.

3. Закрепление.

Выполните задание 250. Найдите ошибки, объясните их причину и исправьте.

– Можно ли по окончаниям определить род существительного?

(Ученики доказывают, что для всех существительных этого сделать нельзя.)

4. Домашнее задание. Придумайте такие предложения со словами врач, профессор, лейтенант, директор, дворник, чтобы эти слова называли лицо женского пола. Определите, что помогло установить, к какому роду относятся эти существительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие  познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...

Урок русского языка по теме: "Множественное число имен существительных" (5 класс)

Представлен подробный конспект урока русского языка по теме "Множественное число имен существительных", в котором прописаны УУД, методы, приемы и средства обучения, формы организации деятельности учащ...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...

Открытый урок русского языка по теме "Род несклоняемых имён существительных" в 6 классе.

В работе конспект открытого урока с технологической картой по теме "Род несклоняемых имен существительных" в 6 классе. Урок проводился в форме путешествия и посвящен решению проблемы постано...

Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...

Технологическая карта урока русского языка с применением метода проекта "Имя существительное. Закрепление знаний" (5 класс ФГОС)

Технологическая карта показывает этапы работы учителя и учеников на уроке русского языка в коррекционной школе с применением метода проектов...