Обобщающее повторение темы «Правописание корней».
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Вашему вниманию предлагается конспект учебного занятия по русскому языку для 

систематизации знани знаний по теме «Орфография. Правописание корней», развития  умений сравнивать, обобщать, анализировать лингвистические явления

Материал позволяет провести  сопутствующее повторение темы «Стили и функциональные типы речи»;   разбор заданий части А-4, А-13 , А-29, В-3; дальнейшее формирование умений, необходимых для написания  части С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchee_povtorenie_temy_pravopisanie_korney.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающее повторение темы «Правописание корней». Комплексный анализ текста.

Цели: систематизировать знания по теме «Орфография. Правописание корней»; развивать  умение сравнивать, обобщать, анализировать;  стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности.

Дополнительно: организовать  сопутствующее повторение темы «Стили и функциональные типы речи»;  - разбор заданий части А-4, А-13 , А-29, В-3; дальнейшее формирование умений, необходимых для написания

части С.

1.Упражнения по комплексному повторению.

1.1. Во что бы то ни стало, рассчитывая набраться сил, кратковременный отдых,  в бессчетном количестве, двигаться навстречу друг другу, подбираться понемногу, несмотря на непромокаемые сапоги, не удастся подкрасться, как будто блеснула вдали, неисчислимые бедствия,  укрощена в течение недели, неиссякаемый источник,   оплатить проезд,  сплоченный коллектив исследователей-экологов.

- Какие звуки обозначает буква Д в выделенных словах?

- Выписать слова с омонимичными корнями, подобрать проверочные слова.

- Найти неизменяемые слова, определить часть речи.

- Подобрать синоним к союзу КАК БУДТО.

1.2. Выбрать грамматически правильное продолжение предложения.

(А-4, см. приложение): Рассчитывая набраться сил,

- мы остановились на кратковременный отдых;  - у нас появилось желание остановиться у ручья;  - можно посидеть у костра; - нам пришлось прекратить путь.

 1.3. Вставить буквы в слова. Указать словосочетания, где слова связаны примыканием (В3). Провести орфографический анализ  и сгруппировать слова по  видам орфограмм.                        

Изучение р..стений и животных в природе,        занятие не из ле..ких ,  

разв…вается пост…пенно, усл..жнение пр…стого задания, отб...рать ша… за шагом, зан…маться эксп…риментальной деятельностью, учас…ливый человек, обл…лать т ..рпением н…туралиста, п…лярные воздействия, какие-нибу…ь р…стения,  прир…жденные жители пустынь, искус…ный врач, извес…ный филосо…, беспристрас….ный социолог, сущ…ствовать в отрыве от ост…льного мира.

2. Анализ задания А-15.

Это задание проверяет  знание орфограмм и умение различать на письме корни с безударными гласными разных типов (проверяемых и не проверяемых ударением, чередующихся) и корни с оглушением-озвончением и непроизносимыми согласными.                                                

Гласные и согласные могут стоять с сильной и слабой позиции, поэтому одна и та же буква может передавать разные звуки, а один и тот же звук – обозначаться разными буквами.

Алгоритм выполнения задания:

- внимательно прочитать объяснения орфограмм (см. приложение);

- внимательно прочитать задание к упражнению;

- определить тип орфограммы в данных словах;

- вставить букву в соответствии с правилом;

- проверить, используя ключ;

- определить причину ошибки (в выделении морфемы, в объяснении орфограммы, в неверном определении лексического значения корня (омонимия корней);

- выполнить  аналогичное задание с последующей проверкой.

3. Работа с текстом.

      Прочитайте и перескажите текст.

Изучение растений и животных в природе.

        (1)Изучение растений и животных в природе - занятие не из легких, и если учесть,  как сложна даже самая простая среда,  то неудивительно,  почему экология развивается так постепенно, шаг за шагом отбирая у природы ее тайны. (2)Важно заметить,  что это эта область исследований,  в которой наблюдение наряду с экспериментом все еще занимает важное место. (3)Вот почему внимательному и участливому натуралисту,  для того чтобы обнаружить какого-либо зверька,  надо обладать особым терпением. (4)И еще надобны знания.

        (5)Любое существо тысячами невидимых нитей связано с живой и неживой природой. (6)Добывая пищу,  отыскивая укрытия от врага и непогоды,  животные выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. (7)Разглядывая,  например,  крота,  можно сразу  понять, что это подземный житель. (8)Наблюдение за жизнью форели говорит нам о ней как о прирожденной жительницей  стремнин. (9)Саксаул и кактус - типично пустынные растения. (10)У того,  кем мы интересуемся,  свой образ жизни, свои особенности,  привычки.

        (11)Но экология -  понятие более широкое. (12)Это наука-перекресток, где хватает работы биологу и искусному врачу,  космонавту и математику,  философу и беспристрастному социологу,  химику и инженеру. (13)Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. (14) Ведь тот же самый зверь или какое - нибудь  растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира. (15) Их жизнь определена сотнями, тысячами причин, в том числе и деятельностью человека.

Задание А-29. Определите стиль речи:

1) Публицистический; 2) Научный; 3) Художественный; 4) Официально-деловой.

Назовите основные особенности публицистического стиля, найдите его приметы в данном тексте. (Рассчитан  на широкую читательскую аудиторию; простое эмоциональное изложение; цель автора – привлечь читателя к решению поставленной проблемы или осознать ее важность; логичность; точность достигается путем употребления однозначных слов; повторение ключевых слов – норма; часто встречаются отглагольные существительные; наличие односоставных предложений, предложений с пропуском глагола-связки «есть», деепричастных оборотов).

Задание А-29.Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) Повествование с элементами рассуждения;   2) Рассуждение; 3) Рассуждение с элементами описания;                                                                     

4) Описание с элементами повествования.

Вспомните, как строится рассуждение.  

Любое рассуждение состоит из:         - тезиса или высказанной мысли;                                                                    

-аргументов или доказательств, изложенных в логически  последовательной форме ( возможно с элементами повествования); -вывода.

Давайте вместе поработаем вот над этим текстом.

Каков основной тезис этого текста? В каком предложении он содержится? (1)

     Основная часть этого рассуждения — выстроенный ряд логических доказательств, т. е. доводов, подтверждающих высказанную мысль. Эти аргументы — собственные суждения автора, которые возникли в процессе наблюдения за жизнью общества и природы. Данный текст — пример рассуждения-доказательства высказанного тезиса.

Какие аргументы приводит автор в доказательство высказанного тезиса? Отметьте номера предложений. (2, 3,4,5,10,11).

Составьте план текста.

        Примерный план.

        1. Изучение живой природы – занятие не из легких.

        2. Экология развивается постепенно.

2.1. Место наблюдения в исследованиях экологов.

2.2. Натуралисту необходимы терпение и знания.

2.3. Любое живое существо связано с природой.

2.4. Экология – наука-перекресток. Почему?

        3. Экология учит человека жить в ладу с природой.

Какова тема текста? Можно ли во вступлении к сочинению по прочитанному  тексту рассуждать о   предложенной теме? Каким образом раскрывается она в тексте? (через систему авторских     доказательств). Актуальна ли в наши дни поднятая тема? Почему?

Д/З. 1 вариант. Сформулируйте и прокомментируйте одну  из проблем, поставленных в тексте, прочитанном в классе, и сформулировать позицию автора.

Объясните, почему вы согласны или не согласны с позицией автора. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Мысли по поводу прочитанного можно изложить по следующему плану:

     - Тема текста.

        -  Проблема, поставленная автором.

        - Высказывание (высказывания), отражающие позицию автора.

        - Смысл заглавия, если оно есть. Если его нет, то подумай, какой бы ты предложил     заголовок, отражающий основную мысль текста или его тему.

        Очень важно услышать твое мнение о прочитанном тексте : интересно ли было тебе читать этот текст; актуален ли текст; что нового ты открыл для себя в тексте; актуальна ли тема, предложенная автором; каков твой взгляд на проблемы, поставленные автором; убедительна ли позиция автора и т.д.  тебе необходимо найти аргументы в защиту высказанной тобой позиции: это могут быть примеры из литературных произведений, из жизненного опыта. Ты должен выразить и защитить свое понимание проблемы, волнующей автора.

2 вариант. Прочитайте и перескажите текст. Составьте сложный план к тексту. Определите стиль текста и тип речи. Сформулируйте тему и проблему, поставленную автором. Вставьте пропущенные буквы.  Расставьте знаки препинания  в предложениях с однородными членами.                                                                 Р…ДНИКИ

1.1. Во что (бы)  то н…  стало, ра..считывая набраться сил,( кратко) временный отдых,  в бе…счетном ко(,лл)личестве, двигаться (на) встречу друг другу, по…бираться понемногу, (не)смотря на непромокаемые сапоги, не удаст…ся по…красться, как( будто)  блеснула вдали, неисчислимые бе…ствия,  укроще…а в течени...   недели, неисс…каемый источник,   опл…тить проезд,  спл…ченный ко(л,лл)ектив и…следователей-экологов. - Какие звуки обозначает буква Д в выделенных словах? - Выписать слова с омонимичными корнями, подобрать проверочные слова. - Найти неизменяемые слова, определить часть речи. - Подобрать синоним к союзу КАК БУДТО.

1.2. Выбрать грамматически правильное продолжение предложения. (А-4): Рассчитывая набраться сил,

- мы остановились на кратковременный отдых;  - у нас появилось желание остановиться у ручья;  - можно посидеть у костра; - нам пришлось прекратить путь.

1.3. Вставить буквы в слова. Указать словосочетания, где слова связаны примыканием. Провести орфографический анализ  и сгруппировать слова по  видам орфограмм.                        

Изучение р..стений и животных в природе, занятие не из ле..ких ,  разв…вается пост…пенно, усл..жнение пр…стого задания, отб...рать ша… за шагом, зан…маться эксп…риментальной деятельностью, учас…ливый человек, обл…лать т ..рпением н…туралиста, п…лярные воздействия, какие-нибу…ь р…стения,  прир…жденные жители пустынь, искус…ный врач, извес…ный филосо…, беспристрас….ный социолог, сущ…ствовать в отрыве от ост…льного мира.

2. Анализ задания А-13.

Гласные и согласные могут стоять с сильной и слабой позиции, поэтому одна и та же буква может передавать разные звуки, а один и тот же звук – обозначаться разными буквами.

Алгоритм выполнения задания:

- внимательно прочитать объяснения орфограмм (см. табл. или Громова);

- внимательно прочитать задание к упражнению; - определить тип орфограммы в данных словах; - вставить букву в соответствии с правилом; - проверить;

- определить причину ошибки (в выделении морфемы, в объяснении орфограммы, в неверном определении лексического значения корня (омонимия корней).

Изучение растений и животных в природе.

        (1)Изучение растений и животных в природе - занятие не из легких, и если учесть,  как сложна даже самая простая среда,  то неудивительно,  почему экология развивается так постепенно, шаг за шагом отбирая у природы ее тайны. (2)Важно заметить,  что это эта область исследований,  в которой наблюдение наряду с экспериментом все еще занимает важное место. (3)Вот почему внимательному и участливому натуралисту,  для того чтобы обнаружить какого-либо зверька,  надо обладать особым терпением. (4)И еще надобны знания.

        (5)Любое существо тысячами невидимых нитей связано с живой и неживой природой. (6)Добывая пищу,  отыскивая укрытия от врага и непогоды,  животные выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. (7)Разглядывая,  например,  крота,  можно сразу  понять, что это подземный житель. (8)Наблюдение за жизнью форели говорит нам о ней как о прирожденной жительницей  стремнин. (9)Саксаул и кактус - типично пустынные растения. (10)У того,  кем мы интересуемся,  свой образ жизни, свои особенности,  привычки.        (11)Но экология -  понятие более широкое. (12)Это наука-перекресток, где хватает работы биологу и искусному врачу,  космонавту и математику,  философу и беспристрастному социологу,  химику и инженеру. (13)Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. (14) Ведь тот же самый зверь или какое - нибудь  растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира. (15) Их жизнь определена сотнями, тысячами причин, в том числе и деятельностью человека.

Домашнее задание. Определите стиль текста и тип речи. Сформулируйте тему и проблему, поставленную автором. Р…ДНИКИ. Пол…гаю, что всем извес…на прит…гательная сила р…дников. Из земных глубин они выносят на поверхность ж…вительную влагу. Ни  один путник не может пройти мимо, чтобы не ост…новиться не припасть к хрустальной студеной воде. И нигде  ни  в людных местах  ни  в глухой тайге  р…дник не ост…ется незамеченным.  К нему всегда есть тропа. Он нужен не только людям  но и зверям  птицам и р…стениям .

Эта прит…гательная сила р…дников имеет глубокие ист…рические корни. Вода в них всегда была чище воды рек  озер и любых других поверхнос…ных источников. Поэтому люди издавна  стремились пользоваться р…дниками  с…лились вокруг них   сохрняли и обустраивали источники. В маловодных местах,  где нет поверхнос…ных вод,   р…дники вообще были единственными источниками утоления жажды  и оазисами прохлады  и  центрами сбл…жения людей.

Конечно,  в совр…менных системах водоснабжения р…дники играют более чем скромную роль. Города и поселки  промышленные и сельскохозяйственные предприятия получают воду из централизованных систем водоснабжения. 

И все-таки р…дниками прод…лжают пользоваться до сих пор:  их воду б..рут для  питья идут с бидонами и ведрами, порой за несколько километров,   чтобы  отведать самого лучшего  напитка,   подаренного природой,  прик…снуться к чуду. (По А. Порядину).

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. Р.стовщик, предпол…жить, т..ропливый.
  2.   Отт..чить, напр…гаться, насл…ждаться.
  3.    Обн..мать, т..лант, ун…верситетский.
  4.    Тр…нслировать, г…сударство, соч…нение.
  5. Выр..стать, неподр…жаемый, представление.
  6. Безобл. чный, г..ревать, обг..реть.
  7. К…сательная, сов…ршенство, подн..мать.
  8. Обыч..й, сомн…ваться, провозгл..шенный.
  9. Изб…рательный, к..вычки, обхв..тить.
  10. Раст…ргать, прож…вающий, обн…вление.
  11. Водор..сли, пол..житься, арт…ллерийский.
  12. Ук…роченный, отн…мать, вн..запно.

  1. К..нонада, прик..сновение, сл..боватый.
  2. Сл..паться, подм..гнуть, отд…ление.
  3. П..лисадник, разг…реться, ар..мат.
  4. Разж..гать, опт..мист, изм…нения.
  5. Подр…жательный, б..рюзовый, пон..мание.
  6. Ур…ганный, ср..щение, пр…грамма.
  7. В..жатый, уг..сающий, разг..дать.
  8. Наб..рать, уг..ревший, иск..жение.
  9. Зан…маться, прив…дение, выч…слительный.
  10. Угн..татель, упр..стить, уд…ленный.
  11. Подп..рать, д…рижерский, з..ря.
  12. Об..яние, предл…жить, фест…вальный.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1.       Г  .рмония, н…стальгический, разоч…рованный
  2. Чес..ный, свис..нул, прелес..ный
  3. Патри…тический, ж..ланный, оск…рблённый
  4. Расст..лить, изм…нение, соб…раться
  5. См..щение, обм..рать, бл…стящий
  6. Прик..совение, приск..кал, г..рмония
  7. Прин…мать, разд..рать, бл..снуть;
  8. Подобострас..ный, извес..ный, мес…ный
  9. Бл..стали, инт…ресовать, ид..ал
  10. Приск..кал, предназн…чение, опр..вдал
  11. Соб..рала, ч…столюбие, объед…няется
  12. Погру..чик, мер..кий, подно…чик

1. Г...лерея, выр…зительность, пл..вец

2)  Зар..стёт, тр..па, круг..зор

3)  Просв..щение, пол…мизировать, р..ализм

4)  Перевя…ка, измор…ь (мелкий снег), сума…шедший

5) Бл..стать, пр..лестный, оз..раться

 6) Непр…мокаемый, ср..стался, насл…ждение

 7) Н…стальгический, разоч..рование, скл..нение

 8) Сла…кий, сле…ственный, уса…ьба

9) Бл..стали, инт…ресовать, ид..ал

10) Приск..кал, предназн…чение, опр..вдал

 11) Соб..рала, ч…столюбие, объед…няется

 12) Погру..чик, мер..кий, подно…чик

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщающее повторение темы "односоставные предложения"

Урок русского языка в 8 классе.Тема: Обобщающее повторение по теме «Односоставные предложения».Представленный урок является комбинированным. Можно выделить следующие этапы: организационный момент; орф...

Урок презинтация по теме: Обобщающее повторение темы "Природа Южной Америки"

Урокпрезинтация направлен на обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении темы " Природа матерка Южная Америка". Раскрытие темы происходит через выполнение ряда заданий обучающимися....

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

Диагностика по теме "Правописание корней слов"

Задание в тестовом режиме. Можно  использовать как домашнее задание для  подготовки  к  проверочной работе по теме....

Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."

Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...