фрагмент урока русского языка в 11 классе по теме: "Типология и функционирование сложных предложений в устной и письменной речи".
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Цель урока:

 1.повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме: «Типы  сложного предложения. Пунктуация сложного предложения», представив групповые домашние проекты; отработать приемы применения полученных знаний при выполнении практических заданий;

2.развитие познавательной активности в процессе представления обобщенного материала, формирование рациональных приемов умственной деятельности, навыков анализа и систематизации материала;

3. воспитание толерантности, навыков работы в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11_kl.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Урок русского языка в 11 классе: «Типология и функционирование сложных предложений в устной и письменной речи».

Цель урока:

 1.повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме: «Типы  сложного предложения. Пунктуация сложного предложения», представив групповые домашние проекты; отработать приемы применения полученных знаний при выполнении практических заданий;

2.развитие познавательной активности в процессе представления обобщенного материала, формирование рациональных приемов умственной деятельности, навыков анализа и систематизации материала;

3. воспитание толерантности, навыков работы в команде.

Оформление доски:

    План семинара.

1. Теоретические основы классификации сложного предложения.

2. Защита групповых проектов по типам сложного предложения.

3. Анализ синтаксической структуры текста с точки зрения сложного предложения.

4. Подготовка к написанию сочинения-рецензии ( часть «С»  ЕГЭ)

Эпиграф:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком

                           С.Данилов

Словарь:  интеллигентность, восприимчивость, эстетичность

Содержание урока:

1.Сообщение темы  урока. Слово учителя.

Сегодня мы с вами проводим семинарское занятие на тему: «Типология и функционирование сложных предложений в устной и письменной речи.

Прочитаем эпиграф урока.

- Сопоставьте слова эпиграфа с темой урока, подумайте: в чем актуальность заявленной темы для вас, одиннадцатиклассников?

-С помощью какой конструкции предложения автор выразил свое отношение к языку? (многокомпонентное сложное предложение с разными видами связи) .

-Познакомьтесь с планом урока, проведите аналогию с домашним заданием и сформулируйте образовательную цель урока.

Итак, 1 блок нашего урока – теоретический.

Что явилось исходной точкой в работе над темой? (классификация)

Сообщение учащегося о видах классификации сложного предложения, необходимых и достаточных признаках сложного предложения.

- Проанализируйте ответ в соответствии с планом устной рецензии ( памятка)

Слово учителя: итак, в школьной практике изучения языка за основу классификации сложного предложения принимается средство связи простых предложений в составе сложного, поэтому традиционно сложные предложения делят на ССП, СПП и БСП.

Дома вы по группам работали над своими проектами. Необходимо было исследовать научную литературу по теме и  используя доступную вам знаковую систему, определенную символику представить проект по определенному типу сложного предложения.

Представьте свои проекты и защитите их.

Защита групповых проектов. Оцените работу групп, аргументируйте свое мнение. Координаторы в листках учета отмечают степень участия каждого в подготовке проекта.

Слово учителя: Переходим к практической части семинара.

Известно ли вам имя Дмитрия Сергеевича Лихачева? Кто этот человек? (Известный ученый, академик, его называют «совестью нашей эпохи».Написал книгу очерков «Письма о добром и вечном», часто в своих статьях обращался к молодежи, рассказывая о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о ценности человеческой жизни. И чтобы убедиться, что многие советы Д.С.Лихачева можно считать жизненным ориентиром, я предлагаю вам поработать над его письмом № 7, которое называется «Человек должен быть интеллигентен».

Чтобы его прочитать, вам необходимо, вспомнив признаки текста, средства связи предложений в тексте, собрать эти части в единое целое.(учащимся выдается текст письма, разрезанный на 3 части).

- Прочитайте, что у вас получилось. Аргументируйте, почему вы считаете сумму этих суждений текстом.

- Словарно-орфографическая работа (интеллигентность, восприимчивость, эстетичность)

- в каких смысловых отношениях находятся в тексте эти понятия, какие орфографические задачи приходится решать при написании этих слов?

- Сформулируйте тему текста, используя одну из сложных конструкций.

- На партах у вас лежат тесты. Поработайте самостоятельно с текстом, выполните задания 3-6; координаторы фиксируют результаты работы.

- Какие выводы вы можете сделать в результате анализа языкового материала?

-Итак, мы выяснили, что текст написан в публицистическом стиле, тип речи – рассуждение. Проанализируйте синтаксическую структуру данного текста, определите, какие типы сложных предложений в нем преобладают.

Уч-ся выполняют задание № 7 по группам, анализируют разные типы сложных предложений, обосновывают пунктуацию, строят схемы.

Вывод: можно ли сказать, что сложное предложение – ведущая конструкция в тексте Д.С.Лихачева?

Предопределено ли это типом речи?

Слово учителя: заключительный этап нашего урока представляет наибольшую сложность, потому что нам предстоит начать подготовку к выполнению блока С   ЕГЭ. Вам предлагается следующее задание: используя различные модели сложного предложения, выразить свое отношение к теме, которая волнует автора, в форме сочинения-рецензии. Это будут пока только ваши заготовки, интересные  мысли, работу над которыми вы закончите дома.

Прежде, чем начать работу, вспомним законы жанра. Что должна представлять рецензия на публицистическую статью? (устно)

-Уч-ся пишут 7-10 минут. Несколько уч-ков зачитывают работы.

- Какие типы сложных предложений использовали?

-Еще раз обратимся к эпиграфу урока. Для чего необходимо умение «владеть русским всеохватным языком»?

Итог урока.  Д.З.закончить работу над рецензией, объем работы не менее 150 слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...

Урок русского языка "День освобождения села" Повторение изученного по теме "Сложное предложение"9 класс

Урок может быть использован для повторения ранее изученного материала по теме "Сложное предложение"....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс.Повторение пройденного. Подводные рифы некоторых сложных тем 7 класса. На перекрестке морфологии и морфемики.

Урок остановит внимание семиклассников на сложных моментах правописания некоторых слов (предлогов, наречий, союзов, частиц и т. п.), понимание которого  находится на перекрестке морфологии и морф...

Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....