Рабочая программа по русскому языку 10 класс углубленное изучение
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Горина Марина Александровна

В программе учтены требования к изучения русского языка в школе в связи с новыми образовательными стандартами. Программа рассчитана на 5 часов в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_10_klass_uglubl.docx51.97 КБ

Предварительный просмотр:

Горина Марина Александровна

Пояснительная записка

Настоящая Программа по русскому языку для 10 класс разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089)
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312)
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год»
  • Концепция модернизации российского образования   и Концепция предпрофильного и профильного обучения на средней и  старшей ступенях общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002  №2783)

      •    Программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением  русского языка к    

             учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2009

     •   Уровень и направленность рабочей программы

           Программа  русского языка для  10 класса(углубленный уровень изучения предмета) направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

        Доминирующей идеей  Программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

        Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

      •  Составление  рабочей  Программы  вызвано   необходимостью самостоятельного выбора учителем  

           количества часов на   углубленное  изучение  предметного содержания. Программа составлена из

           расчета 5 часов в неделю ( в год 170 часов)

      •   Особенности  представляемой  Программы связаны с целевым ориентиром (углубленное  

            изучение  предмета), особенностью образовательного учреждения (школа с УИОП). Доминирующей идеей  Программы является  особая теоретико-практическая направленность,

обусловленная переосмыслением функций учебного предмета «Русский язык» как в образовательной системе в целом, так и в системе филологического и собственно лингвистического образования в част-

ности. Введение в качестве цели обучения понятия «компетенция», выделение ведущих для родного языка компетенций (коммуникативной, лингвистической, языковойи культуроведческой) представляют собой попытку реализовать деятельностный подход в обучении родному языку, ориентированный на многостороннее развитие личности школьника, его способности и готовности к дальнейшему саморазвитию.

Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый

тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Значительно большее внимание уделяется  морфемике, синонимике (особенно синтаксической), истории развития русского языка, понятийно-терминологической системе. Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

      •    Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа.- 170 часов ( в том числе контрольных диктантов – 1, контрольных тестов – 2, контрольных сочинений – 3, контрольных изложений -1, контрольных работ по анализу текста - 1).

            Дополнительные часы отводятся на расширение понятийно- терминологической системы, на  

            проведение уроков – практикумов (лабораторные работы- комплексный анализ текста,  тестовые  

            задания, сочинения - рассуждения, сочинения на лингвистическую тему,сочинения в формате ЕГЭ)

               Используемый учебник, дополнительная литература

  1. Русский язык, 10-11 классы.Учебник для общеобразовательных учреждений филологического

      профиля . В.В.Бабайцева Дрофа, 2008 г.

  1. Русский язык  10-11 классы. Зкспресс-диагностика. Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух. Национальное  

      образование,2012

       3)        Русский язык. 10-11 классы. Диагностические тесты  Национальное образование , 2012 г.

    •    Форма промежуточной и итоговой аттестации

-    диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с  языковым  анализом  

     текста, по памяти, комментированный, контрольный);

-    комплексный анализ текста;

-    сочинение по картине;

-    изложение с элементами сочинения;

-    тест;

-    устное высказывание на лингвистическую тему.

  • Контрольный диктант
  • Тест, зачет
  • Контрольное сочинение
  • Контрольное изложение
  • Контрольный срез

          Взаимоконтроль

Виды работ на уроках .Устно: устное   высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа по составлению опорных таблиц ( кластеров, синквейнов и т.д.).

Письменно: словарно-орфографическая работа, лексическая работа (текст, стиль, тема, тезис, цепная реакция ), работа с тестами и перфокартами, работа с деформированным текстом, создание собственных  высказываний  на основе проблемных вопросов в заданных текстах.

       

•    Цели и задачи, решаемые при реализации данной Программы:

             

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

* воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

* осознание его эстетической ценности; осмысление родного языка как основного средства общения,  

    средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-  

    этических норм, принятых в обществе;

 *овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

    развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в

    речевом самосовершенствовании;

* овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями  

   (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить

   и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других

   источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.);

*освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о

  стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

* развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать  

   языковые факты;

* овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами

   использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

*обогащение активного и потенциального словарного запаса;

*совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  1. Совершенствование коммуникативной и культуроведческой  компетенции. Это определяет теснейшую связь теоретической и практической части курса.
  2. Формирование целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.
  3. Изучение языка способствует развитию мышления.
  4. Изучения русского языка, одного из богатейших языков мира, имеет большое значение для патриотического , духовного, эстетического воспитания   учащихся.
  5. Функциональный подход  к изучению языка  обусловил внимание  к тексту  при обучении речи.
  6. Большое  значение для понимания  современного состояния языка имеет обращение  к его истории.
  7. Совершенствование  грамотного письма, языкового чутья – важнейшее условие  совершенствования  речи учащихся.
  8. Учащиеся профильного уровня  должны сформировать  некоторые навыки  научно – исследовательской работы, умение пользоваться словарями и справочниками, проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.

     

 Планируемый уровень подготовки выпускников

В результате  изучения русского языка  в 10 классе  ученик должен знать / понимать:

  • функции языка;
  • строение текста, соотношение языка, речи и слова;
  • основные сведения о лингвистике;
  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  • строение текста, средства, создающие его цельность и связность;
  • понятие языковой нормы, развитие норм  русского литературного языка;

          компоненты языковой ситуации;

  • основные аспекты культуры речи;

уметь:

  • правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского литературного языка;
  • анализировать и строить тексты разных жанров, типов речи и стилей;
  •  уместно употреблять синонимы и фразеологизмы;
  • производить все виды разбора ( фонетический, лексический, морфемный,  морфологический,  синтаксический); производить анализ текста;
  •  пользоваться разными типами словарей и справочников;
  •  принимать участие в дискуссиях на различные актуальные темы;
  •  редактировать тексты;
  •  составлять конспекты ( полные и сжатые), планы ( краткие, подробные, цитатные, тезисные).

 •   Используемые технологии, методы и формы обучения:

           » Проблемно-поисковая технология        

            Цель: освоение учащимися различных видов деятельности, входящих в   учебную деятельность

           »Коммуникативные технологии (дискуссия)        

            Цель: овладение спектром интеллектуальных умений  критического мышления

           »Технология уровневой дифференциации обучения

        Цель: сформировать позитивную самооценку для решения проблемы самоактуализации учащихся

            и дальнейшей самореализации, т.е. применение своих способностей для достижения успеха

           »Метод проектов

        Цель: овладение интеллектуальными и социально значимыми компетенциями, относящихся к    

            профессиональной деятельности человека, и к взаимодействию человека и социальной сферы.

     » индивидуальная, парная, групповая,  личностно-ролевая, совместно-распределительная формы, метод    

       диалогических сочетаний и др.

       Овладение умениями и навыками есть сугубо индивидуальный процесс в том смысле, что никто другой не может этого сделать за данного человека. Поэтому индивидуальная учебная деятельность ученика является основой любой формы организации учебной деятельности. 

      Использование  парной работы  втягивает в активную деятельность  даже самых пассивных учащихся. Организация парной работы может носить односторонний характер (сильный помогает слабому) или двусторонний (совместная работа над проблемной задачей, взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка).

      Путь формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности может проходить через групповую работу .   Эту форма эффективна  при обобщении материала, отработке умений и навыков.

     При методе диалогических сочетаний   воспитывается уверенность в себе, развивается самостоятельность мышления,  вырабатывается умение руководить.

   При методе совместно распределительной деятельности  изучение или повторение какого-либо вопроса распределяется между членами групп или между всеми учащимися класса.

  Личностно-ролевая форма - самая сложная форма организации учебной деятельности учащихся, где учитель передает свои полномочия полностью детям. Эту форму работы больше всего использется при изучении нового материала.

●    Организация учебного процесса:

 урок, факультатив, олимпиадный урок , консультации, практикумы, лабораторные работы , семинарские занятия, зачеты, мини-экзамены, собеседования  по домашней  работе и др.

   Особенности организации учебного процесса:

           классно-урочная

           индивидуальные занятия

           дистанционное обучение

     Обоснование целесообразности их использования

Дидактическая: расширение кругозора, применение ЗУН в практической деятельности , развитие

общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающая: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности

коммуникативности, формирование нравственных, эстетических установок.

 Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей , рефлексии, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Вся учебная деятельность школьников должна осуществляться в межличностном общении, чтобы разнообразные элементы учебного процесса реализовывались в общении учащихся друг с другом , с преобладанием деятельностно – коммуникативного подхода к обучению.

    •   Используемый УМК, дополнительная литература

           

  1. Русский язык, 10-11 классы.Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля . В.В.Бабайцева Дрофа, 2008 г.
  2.  Русский язык  10-11 классы. Зкспресс-диагностика. Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух. Национальное образование,2012
  3. Русский язык. 10-11 классы. Диагностические тесты  Национальное образование , 2012 г.

Программа рассчитана на 5 часов  в неделю ( 170 часов в год)

I полугодие – 4 контр. работы (1 к. диктант, 1 к. излож. 1 контр. тестирование, 1 к. сочинение)

II полугодие – 4 контр. работы (1 контр. тестирование,  1 к. р ( анализ текста),  2 к. сочинения)

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Контрольные мероприятия

I

Вспомним изученное

Всего в разделе

10ч.

К.Р. (тест)

II

Введение в науку о языке. Общие  

сведения о языке.

Всего в разделе

                25 ч

1 (к.излож)

III

Русский язык – один из богатейших  

языков мира:

Всего в разделе

              120 ч

1( к.дикт)

1Состав  современного русского языка.

Литературный язык. Разговорная речь.

5ч.

2.Текст.

18

1 (к.сочин.)

3.Типы речи.

10

4Литературный язык и его нормы.

23

1 к.р. ( сочин)

1 к.р. ( тест)

5Стили  литературного языка.

 21

1 к.р. (комл. анализ текста)

6Устная и письменная формы речи .

14ч

7. Синонимика  русского языка.  

      18ч.

8.Культура речи.

6 ч

9Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.

10 Источники расширения словарного состава  современного русского языка

Повторение  и обобщение  изученного.

15

1 контр. раб.  (сочин.в формате ЕГЭ)

итого

170 ч

●    Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании 9 класса учащиеся должны:

 1) знать\ понимать (перечень знаний, необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся, их применение в знакомой ситуации:

- составлять схемы сложных предложений разных типов;

- различать смысловые отношения между частями сложных предложений;

- правильно ставить знаки препинания;

- строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;

- употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;

- соотносить члены предложения и придаточные предложения;

- производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;

- различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;

- строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

- писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;

- писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и рерчевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

2) уметь (перечень умений и навыков, основанных на более сложной, чем восприятие, деятельности – применение знаний в незнакомой ситуации):

- самостоятельно анализировать поставленную задачу; осуществлять поиск решения;

- различать сходные по терминологии понятия для верного решения лингвистических задач;

- применять эвристический уровень в решении нестандартных задач;

- применять  творческий подход  к  постановке проблемы и ее решению действия при выполнении творческих работ

- использовать приобретенные знаний самостоятельно  и творчески

- осуществлять  поиск дополнительной информации в соответствии с поставленной учебной задачей

3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни):

-удовлетворение  коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

-увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

- успешное взаимодействие в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;

-расширение возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях; 

-расширенияевозможностей трудоустройства и продолжения образования;

-участие в профильно-ориентированных Интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;

-обогащение своего мировосприятия, осознание места и роли родного языка в сокровищнице мировой культуры.

Перечень учебно- методического обеспечения, оборудование.

1) Русский язык, 10-11 классы.Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля        

    В.В.Бабайцева Дрофа, 2008 г.

2)  Русский язык  10-11 классы. Зкспресс-диагностика. Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух. Национальное  

      образование,2012

3) Русский язык. 10-11 классы. Диагностические тесты  Национальное образование , 2012 г.

4)  компьютер, интерактивная доска, принтер, сканер

5)  Компьютерные обучающие и контролирующие программы (1С:школа, ND Интерактивные плакаты,

5)  Единая Коллекция  ЦОР

6)   examen.ruОнлайн тесты по школьнойТесты онлайн 

7)  www1.ege.edu.ruПробное онлайн-тестирование 

Прогнозирование результатов:

  • получить успеваемость 100%;
  • продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;
  • подготовить учащихся к  сдаче  Единого Государственного экзамена

Использованная литература

  • 1) Программы для  обшеобразовательных учреждений. Русский язык. Дрофа. 10-11кл. 2009 г.
  • 2) В.В.Бабайцева. Программа для   общеобразовательных учреждений с углубленным изучением
  •   русского языка ( с. 122-1124). Дрофа, 2009
  • 3) В.В. Бабайцева.  Учебник «Русский язык. Предпрофильное обучение.                   »  
  • Дрофа         г
  • 4) . И.П.Цыбулько ФГОС Русский язык. Тематический контроль . Рабочая тетрадь.2012.М. «Национальное образование»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 9 класс. Углубленное изучение по учебнику Макарычева Ю.Н. под редакцией Феоктистова И.Е.

Рабочая  программа по алгебре. 9 класс. Углубленное  изучение  алгебры  в 9 классе .  6 часов.  Учебник  Макарычев Ю.Н, Миндюк Н.Г. Нешков К.И.,Феоктистов И.Е ...

Рабочая программа по физике 10 класс углубленное изучение

Рабочая программа по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10 классов  (авторы программы- Ю.И. Дик, О...

Рабочая программа по математике 7 класс (углубленное изучение)

В 2014-2015 учебном году в 7 классе предметы алгебра и геометрия объединены в один предмет - математика.Авторских рабочих программ и календарных планов на данный момент не выпущено, поэтому я разработ...

Рабочая программа для 5-9 классов углубленного изучения английского языка

Рабочая программа для 5-9 классов углубленного изучения английского языка...

Рабочая программа по алгебре 7 класс углубленное изучение по учебнику Макарычева

Рабочая программа по алгебре 7 класс углубленное изучение по учебнику Макарычева...

Рабочая программа по географии 10 класс(углубленное изучение) по учебнику Домогацких Е.М,

В социально-экономическом профиле идет углубленное изучение географии, где отводится 2 часа в неделю. Представляю рабочую программу по географии по учебнику Домогацких....

Рабочая программа по алгебре, 9 класс (углубленное изучение)

Рабочая прграмма по алгебре, 9 класс (углубленное изучение)...