Урок письма
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Ежегодно учителя и ученики принимают участие во Всероссийском конкурсе "Лучший урок письма". Данная разработка была представлена на конкурс в 2013 учебном году. Урок адресован ученикам 10 класса. Содержит в себе правила оформления писем и творческую работу по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_-2013.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма в 10 классе

Цели урока:

  1. Создать условия для развития у учащихся потребности в освоении эпистолярного жанра.
  2.  Сконцентрировать внимание школьника на ценностях родного языка.
  3. Дать возможность учащимся  проявить свои способности в написании писем.

Этапы урока

Содержание этапа

 Время

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

1.

Орг. момент

Приветствие уч-ся. Проверка готовности к уроку.

1мин

Создание эмоционального настроя на урок

Подготовка к уроку.

2.

Слово учителя

Постановка цели урока

3мин

Беседа

Инсценирование: работа творческой группы  

3

Актуализация  знаний

Работа, направленная на собирание информации о письме

2мин

Беседа

Инд. сообщения

4

Этап усвоения новых знаний

Анализ содержания учебного материала

20 мин

Использование ЦОР:  картинки писем, деловая переписка, электронная почта и т.д.

Работа за компьютером, запись основных положений и выводов

5.

Практикум и информация о домашнем задании

Наблюдения над формой и содержанием дружеской переписки, изобразительно- выразительными средствами письма.

17мин

Организация работы в парах

Работа  по выявлению худ. Особенностей письма и запись выводов в тетрадь

6.

Подведение  итогов урока

Анализ, оценка и коррекция знаний уч-ся.

2 мин.

Рефлексия, комментарий

Рефлексия, осмысление и консультационные вопросы.

Ход  урока

Звучит музыка  из к\ф «Два капитана». На сцене появляется мальчик, который держит в руках сумку почтальона. Он рассказывает о том, как попало в его руки письмо, предопределившее его судьбу и поиски пропавшей экспедиции капитана Татаринова.

  1. Вступительное слово учителя.

Вот так, ребята, благодаря письму, Саня Григорьев, главный герой романа В.Каверина, сам стал капитаном, раскрывшим тайну гибели экспедиции русского ученого и исследователя.  А теперь проведем маленький социологический опрос:

- Назовите самые «известные» письма  в русской литературе?

-Кто авторы этих строк? ( Звучат отрывки из «Евгения Онегина», «Сожженное письмо» А.С. Пушкина, «Она сидела на полу» Тютчева, «Письма» С.Есенина,  письмо из «Гранатового браслета» А.И.Куприна.

- А любите ли вы писать письма?

Знаете, я была почти  уверена, что  многие дадут отрицательный ответ. И причина кроется во многих факторах.

Некоторые ответят, что писать письма долго, необходимо, иметь, как минимум, час времени. Другие скажут, что в век сотовой связи и информационных технологий легче позвонить, послать СМС, связаться по электронной почте.

Да, конечно, во многом вы правы. Но чтобы истина стала очевидной, ответьте мне на такой вопрос:

А любите ли вы получать письма?

Ответ, конечно, утвердительный. Давайте разберёмся, почему? (выслушиваются ответы ребят).

Учитель: Да, ребята, вы правы. Телефонный разговор предполагает сообщение краткой информации. Письмо же всегда  раскрывает личность корреспондента, его духовный мир, у каждого письма возникает свой сюжет, в зависимости от характера отношений разных адресатов, сюжет со своим началом и концом. Это маленькое литературное произведение, написанное специально для вас. Оно материально: его можно подержать в руках, рассмотреть марку, оформление. Даже запах у всех писем разный: надушенный листочек у девушек, машинно-масляный у солдатского письма, антикварно-необычный – у писем пожилых людей. Да и разглядывая почерк, вы всегда можете понять, что чувствовал человек, когда писал: здесь размытые водяные пятнышки – это бабушка всплакнула; там – буквы « убежали» со строчки – это очки «уползли» с её носа.

А в этом письме почерк стремительный, размашистый  или, наоборот, мелкий, скупой - видно, торопился с ответом человек.

Да и потом, существуют такие ситуации, когда воспользоваться другим видом связи просто невозможно. Как связаться с солдатом, с бабушкой, живущей в глухой деревне и не признающих никаких мобильных телефонов? А письма до  востребования, знакомства по переписке. Социальные сети «пестрят» письмами, в которых люди, уставшие от одиночества, рассказывают о своей судьбе, просят совета.

Значит, уметь писать письма – это важно, необходимо.  Вспомним еще одного героя, для которого написание письма стало непосильной задачей.

Выходит на сцену ученик в ночной сорочке  и читает отрывок из романа «Обломов» И.А. Гончарова. Конечно, можно посмеяться над ленивцем Обломовым.  Давно ушли в прошлое чернильницы и перья, листы бумаги и сургучные печати. Но письма, уже большей частью электронные, остались.

А знаете ли вы правила, которые диктует современный этикет, когда вы выполняете переписку.

Этому мы сегодня с вами и будем учиться.  

2. Актуализация знаний.

Сообщение  об истории возникновения письма. Письма – древний и всегда современный род человеческого общения. Появление письменности у людей связано прежде всего с потребностью передать информацию .Первые письма были порой очень странными: это пластушка камня с высеченным рисунком, кусок бересты с нацарапанными значками, бычья кожа и т. д.

Наверное, каждый из вас вспомнит оригинальное письмо, которое послала финка лапландке, чтобы та помогла Герде добраться до чертогов Снежной Королевы. (На мороженой рыбе) Но это в сказке. А как было на самом деле? Первые письмена появились 3 тысячи лет назад в Ассирии. Они были написаны клинописью на глиняной табличке. Письмо обжигали, а потом его укладывали в глиняную оболочку, писали адрес и снова обжигали. Дело за маркой. Но тут придётся подождать: марку изобретут ещё очень не скоро. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт. Представляете, какой была ноша первых почтальонов? Да их ещё могли посадить на кол, если принесённая весть была плоха. Наверное, вам будет интересно узнать, что почта в России появилась во времена царя Алексея Михайловича благодаря боярину Ордин-Нащёкину.

Учитель. С возникновением письменности люди получили возможность писать чаще, расширялась география их общения. Правда, грамота была доступна только царям, знатным боярам и церковнослужителям.

Вот как начиналось письмо протопопа Аввакума, жившего в 17 веке.

«Списокъ з грамотки страдальца Христова Аввакума отца. Дътямъ моим благословение и дому моему миръ»

И в заключение:

«Писано в темницъ лучинкою кое-как, майя въ 30 день».

- Скажите, чем отличается построение современного письма от того, что я вам прочла?

- С чего оно обычно начинается? (Да, конечно,  с обращения. Необходимым компонентом начала письма  является дата и место ).

Послушайте отрывок из рассказа А. Алексина:

«Я почти никогда еще не получал писем по почте. Вернее сказать, я не получал «личных» писем, где бы на конвертах было написано: «Севе Котлову». А так-то вообще мне писали: и дедушка (мамин папа), и бабушка (папина мама), и сами мама с папой, кода они в доме отдыха бывали. Письма бабушки и дедушки всегда были адресованы маме, и только внутри конверта один из листков начинался словами: «Дорогой Всеволод!» (так писал дедушка) или «Родненький мой внучек» (так писала бабушка).

- О чем говорят обращения, которые использовали по отношению к внуку дедушка и бабушка? А какие обращения приняты в вашей семье?

- А как надо оформить обращение в  простом и электронном письме?

3. Сообщение  о правилах   обращения в письмах. Обращайтесь к респонденту так, как он указывает в заголовке письма или в подписи. Например, в заголовке  электронного письма пишется "Serge Mikhailov " . Значит, и обращаться  нужно по имени.

 И если вы сами  хотите, чтобы к вам обращались по имени-отчеству, так и укажите в подписи.

Если в заголовке написано "Странный и обаятельный", то ничего, кроме раздражения такой респондент не вызывает, потому что нужно либо запомнить, как его зовут, либо обращаться к нему как к "Странному".

Внимательно прочтите, как зовут человека, потому что ошибки в обращении  говорят о том, насколько  интересен  вам собеседник,   насколько велика ваша заинтересованность в общении. И если обращение на «ты» в устной беседе как-то можно списать на плохую память, воспитание, образование, то обращение без имени в  переписке говорит либо об отсутствии культуры, невнимательности, либо о неуважении. 

Ну-ка, посоревнуемся, кто придумает как можно больше обращений, с которых можно начать письмо.

(Учитывается оригинальность)

Письмо 18 века: милостивый государь, сударыня, голубушка, почтеннейший А. П. , уважаемый Н. В.и т. д.

Письмо 20 века:

Здравствуй, доченька, сыночек.

Солнышко мое, внученька.

Дорогие бабушка, дедушка.

Письмо 21 века:

-Вспомните самые  смешные и нелепые имена, под которыми регистрируются  ваши приятели в социальных сетях.

-Почему они используют такую форму обращений?

 (Дополнительный вопрос)

-А как заканчивали письма наши предки? (Искренне ваш…Совершенно преданный вам… и.т.д.)

-А как может и  должно заканчиваться  современное письмо?

  Теперь вспомним, на какие категории делятся письма и  каковы основные  компоненты письма.

4. Сообщение  о правилах оформления  письма. . Все письма по своему назначению делятся на личные и официально-деловые. И если вы не любите писать личные письма, то деловые вы должны уметь оформлять. От этого будет зависеть ваша успешность на работе, имидж делового человека. Разновидностей деловых писем много: письма-запросы, письма-предложения, письма-презентации (рекламации, письма-ответы. И чтобы правильно написать такое  письмо, необходимо знать правила их оформления, языковые модели.

Учитель демонстрирует книгу под редакцией Л.А.Введенской «Русский язык и культура речи», где ребята могут найти не только образцы заполнения официальных писем, но и почерпнуть много полезной информации по культуре общения.

(или, при наличии интернета, показывает сайты делопроизводства)        

  • личные –  это письма своим любимым, членам семьи, друзьям близким и не очень (используют неформальный стиль),
  • полуофициальные – это  переписка с различными организациями по вопросам, касающимся лично вас (например, с банком о состоянии вашего счета, с органом соцзащиты о положенных льготах, с торговой сетью о получении товара и т.п.),
  • деловые (служебные) письма – нужен официально-деловой стиль изложения и предъявляются строгие требования к оформлению.

Деловая переписка –один из компонентов делопроизводства, и об этом мы будем говорить более подробно позже. А вот несколько советов  о том, как оформлять личные письма.

Личные письма писать большей частью приятно, ведь вы общаетесь с родными и близкими вам людьми. Сначала надо поздороваться, годится просто слово «Привет!».

В случае, если вы задержались с ответом,  нужно вежливо  извиниться и упомянуть о причинах. Если вы уже в состоянии переписки с адресатом и вам были заданы вопросы, то самое время ответить на них сейчас. Потом после вводной фразы «у меня все хорошо» можно переходить к изложению событий, написать о том, что вас волнует.

Поскольку стиль общения неформальный, подойдут шутки, сплетни (ваша собственная оценка событий или описание мнения окружающих) и пересказ статьи из модного журнала. Одним словом, используйте все, что сделает ваше письмо интересным. Хорошо оживят личное письмо смайлики, вопросы типа «ну как?», «правда, отлично?».

Старайтесь быть искренними. Поинтересуйтесь, как идут дела у вашего адресата, задайте в свою очередь вопросы для продолжения переписки. В конце выразите свои чувства, например, «люблю», «хотелось бы встретиться», «с нетерпением жду ответа» и т.д. Обязательно поставьте свою подпись (по электронной почте часто пропускают), а ведь адресат может так и не догадаться,  от кого письмо (по электронному адресу не всегда понятно). Перечитайте письмо и, если необходимо, исправьте ошибки. Людей обычно они раздражают и показывают недостаток уважения. .

Но какое бы вы письмо ни написали, простое или электронное, каждому надо помнить правила,  которые необходимо знать каждому культурному человеку.

Учитель демонстрирует письма и просит сформулировать правила:

  1.  Письмо неряхи (помятый, грязный лист, небрежный почерк)

    Правило №1  Любое письмо должно быть написано чисто и аккуратно.

  1. Письмо необязательного человека

    Правило№2 Ответ на любое письмо должен быть дан в течение недели.

  1. Письмо невыдержанного человека

     Правило№3  Никогда не следует писать письма в гневе, который скоро проходит, а упреки и оскорбления остаются.

  1. Письмо анонимщика

    Правило№4 Анонимные письма - явление отвратительное и не имеющие себе оправдания.

Учитель:  И еще об одном запрете я хотела  бы вам напомнить- о тайне переписки. Как вы понимаете это выражение?

Вывод: воспитанный человек никогда не интересуется чужими письмами и не дает адресованных ему писем для прочтения другим людям.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и ещё-

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

В. Высоцкий.

Читать чужие письма нельзя.

Учащиеся записывают правила, комментируя орфограммы.

Учитель:  Иногда людям из-за сильных эмоций бывает очень трудно добиться понимания. Я знаю женщину, которая после ссоры с дочерью  ночью писала ей письма, а утром клала их спящей девочке на подушку. Письма явились для неё спасением, не давшим разрушить дружбу.

А ещё есть письма…к себе.

 В наш очень напряжённый и стремительный век   человек часто попадает в очень непростые ситуации, оказывается в состоянии стресса, очень сильной обиды, тревоги. Психологи советуют:

Возьмите 5 разноцветных страничек.

На белой вы описываете ситуацию формально, как протокол.

На коричневой вы выражаете все негативные эмоции по поводу случившегося.

На жёлтой вы излагаете  весь позитив.

На зелёной  вы творчески осмысливаете произошедшее( стихотворение, рассказ, рисунок)

На синей вы играете роль мудреца, который делает выводы и даёт советы. Он-и есть решение вашей проблемы. Все остальные помогли взглянуть на проблему со стороны.

Важно! Письмо не должно быть для вас тяжёлой повинностью. Пишите от души, иначе терапевтического эффекта не будет.

Учитель  Вы уже знаете, ребята, что письма, написанные талантливыми людьми, могут стать произведением искусства. Переписку мы относим к эпистолярному жанру литературы. Я предлагаю вам прочитать отрывки из писем известных людей и обратить внимание на стилистику писем, их образные средства.

5. Практикум. Ребятам раздаются письма А.П.Чехова, А Блока, А.М. Горького, Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского. Задание: определить, какие средства языка характерны для дружеской переписки (обращения, глаголы в повелительном наклонении, которые создают ощущение диалога, вопросительные предложения, неполные и эллептические предложения и т.д.)

Учитель. А знаете ли вы, почему так хорошо писали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н. А. Некрасов? Мне кажется, все дело в том, что они тренировали свой стиль, когда писали письма. Д. С.Лихачёв даже придумал систему, следуя которой можно хорошо научиться писать: «Во-первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, с моей точки зрения, хорошо написанные, написанные хорошей прозой, и делал из них выписки…

Во-вторых, я решил писать каждый день особым образом - «без отрыва пера от бумаги», т. е. не останавливаясь. Я решил ( и решил правильно), что главный источник богатой письменной речи- речь устная .Поэтому я старался записывать свою собственную внутреннюю устную речь, старался пером догнать внутренний монолог, обращённый к конкретному читателю, адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться».

Учитель демонстрирует тома переписки писателей-классиков

Наверное,  потому форма письма стала литературным приемом, которым пользовались многие крупнейшие писатели. Вспомним «Новую Элоизу» Руссо или «Евгения Онегина» А. Пушкина, «Бедных людей» Ф. М. Достоевского или  «Двух капитанов»  В. Каверина.

Запись в тетрадь: Эпистолярный жанр-это произведение, написанное в форме письма

6. Творческая работа

Письма тесно связаны с человеческими чувствами, переживаниями. Любовь, дружба, память, дом, детство, отец, мать, Родина … Тематика писем может быть бесконечной.

Письма - это память. Во многих семьях хранятся необычные письма, ставшие семейными реликвиями. Демонстрируется письмо - солдатский треугольник.

Старая мудрость гласит: много говорить и много сказать - не одно и то же.

«Когда человек не знает, до какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека)

Главное в письмах – знать, что ты хочешь написать, и уметь сказать это эмоционально, просто, лаконично.  Золотое правило пишущего:

«Писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».

Я предлагаю вам несколько тем для писем:

Подумайте, о чём будет ваше письмо? Ваше письмо должно быть оригинальным и интересным, чтобы вам захотелось ответить.

Это Д/З.Темы конкурса «Лучший урок письма -2013»

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...