Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - К -И - СК- »
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ   - К -И  - СК- » направлен на формирование учебной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

по теме:

«Различение на письме суффиксов прилагательных  

- к -и  - ск- »

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1 им. Р. Фахретдина» г. Альметьевска

Рафикова Лейсан Рафаиловна

Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных  - к -и - ск –

Цели:  

Обучающие:

  • Знать способ образования качественных        прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных    при    помощи суффикса   -СК- ;
  • Уметь  различать на письме суффиксы -К- и -СК-;
  • понимать закономерности образования    прилагательных, фонетические   процессы,   происходящие   в   прилагательном на стыке корня и суффикса

развивающие:

  • развитие внимания, памяти;
  • творческое развитие.

воспитательные:

  • вызвать интерес к урокам русского языка.
  • дать оценку полученным знаниям.

Тип урока:комбинированный.

Оборудование:учебник, листы А4.

1. Орг. момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Отсутствующие есть?

2. Ход урока:

Учитель:Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему, но для начала закрепим пройденную. Проверим домашнее задание.

Молодцы, с заданием справились. А сейчас обратите внимание на доску, как звучит тема урока?

Ученик: «Различение на письме суффиксов прилагательных  - К- и -СК- ».

Учитель: Вспомним, при помощи каких суффиксов образуются прилагательные?

- -н-, -енн-,- онн-, -ан-, -ян-, -ин-, -лив-, -к-, -ск-и т.д.

Учитель:На доске записаны слова в столбик, вам нужно выделить их  корень и суффикс.

Вязкий         казацкий                   французский

Резкий         ткацкий                     богатырский

                      Немецкий                 одесский

Вы заметили, что эти прилагательные образуются при помощи суффиксов – к- и –ск-. А как же их различить? Попробуйте образовать краткую форму прилагательных первого столбика.

- Вязкий-вязок, резкий – резок.

Учитель:Вот это первая часть правила: Суффикс -к- пишется в прилагательных, имеющих краткую форму.

Переходим к словам во втором столбике.  От каких существительных они образованы?

Ученик: Казак, ткач и немец.

Учитель:Вторая часть правила: «Суффикс -к- пишется в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -к,-ч, -ц».

В других прилагательных пишется суффикс -ск-.

Повторим правилоеще раз.

Вместе: Суффикс -к- пишется: 1)в прилагательных, имеющих краткую форму; 2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -к,-ч, -ц». В других прилагательных пишется суффикс -ск-.

Учитель:Откройте учебники на 136 странице и взгляните на правило. Запомните его. Переходим к выполнению упражнения 328. Необходимо образовать прилагательные от приведенных существительных и записать их в тетради, а также обозначить условие написания ь перед суффиксом - ск-. Комментируем по цепочке.

Ученик:Село – сельский, апрель – апрельский, июль – июльский, февраль – февральский.

Казань – казанский, Кубань – кубанский, Сибирь – сибирский, зверь – зверский, январь – январский, богатырь – богатырский, секретарь – секретарский.

Июнь – июньский, сентябрь – сентябрьский, октябрь – октябрьский, ноябрь – ноябрьский, декабрь – декабрьский.

Учитель:Теперь сформулируем правило  написания Ь перед -ск-.

Ь пишется:

  1. После буквы Л перед -ск-.
  2. В названиях месяцев.

В остальных случаях Ь знак не пишется.

Выполним следующее задание. Из прочитанных мною предложений нужно выписать словосочетания «прил. + сущ.» и обозначить условия выбора орфограмм.

  1. Я вижу низкий домик из деревянных столбиков.

(низкий домик, деревянных столбиков)

  1. Дыхание близкой грозы уже веяло под окном.

( близкой грозы)

  1. Узкая полоска неба висит над ущельем.

(узкая полоска)

  1. Казацкое дело провалилось.

(Казацкое дело)

  1. Слышится молодецкий посвист.

(молодецкий посвист)

Определите разряд имен прилагательных.

Ученик:Качественные: низкий, близкой, узкая.

Относительные: деревянных, казацкое, молодецкий.

Учитель:Правильно, молодцы.

На следующем уроке нам предстоит написать контрольную работу, поэтому повторим пройденные темы. Ребята, листочки, которые вы видите перед собой, я раздала вам не случайно. А именно для того, чтобы вы написали те правила, которые относятся к разделу «Имя прилагательное». Это необычное задание. Для его выполнения вам нужно будет распределить вокруг кружочка все надписи так, чтобы в последующем получился рисунок. Для того, чтобы вам стало яснее, я объясню: можно пустить лучики от центрального круга – это стандартный вариант, ну а дальше включайте свою фантазию.

Все справились? Теперь мы попытаемся выяснить то, насколько вы помните пройденный материал. Посмотрите на доску и внимательно сравните свои записи с таблицей.

Имя прилагательное

  1. Степени сравнения имен прилагательных.
  2. Разряды имен прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.
  3. Не с прилагательными.
  4. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
  5. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
  6. Различение на письме суффиксов прилагательных -к-  и -ск-.
  7. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Таблицы, которые вы сделали в виде рисунков, называются кластерами, что в переводе с английского означает кисть.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, ответить на вопросы на странице 140-141, упражнение 327. Оценки за урок получили все, кто хорошо работал. Урок окончен, все свободны! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Различение на письме суффиксов к и ск"

На данном  уроке   разрабатывается   алгоритм определения разряда имён прилагательных...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Это второй урок по теме. На уроке учащиеся повторят, как различить на письме суффиксы прилагательных -К- и -СК-. Задания, которые учащиеся выполняют на уроке, позволят им закрепить эту тему.Учащиеся в...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....