Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по УМК С.И. Львовой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по УМК С.И. Львовой включает в себя пояснительную записку, содержание программы, требования к учащимся, учебной и методической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-5-9-lvova.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, г. Фрязино, Московская область, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, код из Москвы и области (496)

  СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                     УТВЕРЖДАЮ

   Заседание ШМО                      Зам. директора по УВР              Директор школы № 2       Протокол № _____                               Казикова Е.В.                          Корчагина Н.С. _________________                      __________________                _________________

«___»_______20__г.                    «___»_________20__г.               «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ В  5-9  КЛАССАХ   ИНОСа

 

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Программно-методическое обеспечение.
  4. Обязательные результаты обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Настоящая программа по русскому языку для 5-9 классов создана на основе «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы» М.: Мнемозина, 2008 г. (под ред. С. И. Львовой), Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Особенностью данной программы является ее ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Усиленное внимание к речевому аспекту в изучении русского языка определяет и оригинальную структуру данной программы: в ней не только представлена система понятий, подлежащих изучению, но выделена информация об особенностях употребления в речи языковых единиц. Проведена идея дифференциации программного материала. Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и истории русистики, включении сведений о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

Целью преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся.

Одно из основных направлений преподавания - организация работы по овладению осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, составлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного и других видов разбора.

Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков является обязательным при изучении всех разделов программы, тем самым создается непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащегося. Развитие речи способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности. В программе  специально выделены часы на развитие связной речи, которые пропорционально распределяются между изучаемым материалом.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Оно дано в начале и в конце года, а также перед началом изучения каждой темы.

 Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция  – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции  – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция  – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5-9 классов  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация); информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 КЛАСС (6 часов в неделю = 210 часов)

Содержание

Часы

Лингвистика — наука о языке

4

Введение в лингвистику. Вводный курс.

Фонетика. Гласные и согласные звуки. Фонетическая транскрипция.

Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте. Слог. Ударение.

5

Орфоэпия. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков

5

Графика. Алфавит и его использование. Звуки и буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я.

7

Морфемика. Морфема — значимая часть слова. Чередование гласных и согласных в морфемах.

8

Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова. Тематические группы слов.

5

Орфография. Разделы русской орфографии. Правописание корней. Правописание окончаний. Правописание слов с ь и ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания.

20

Морфология. Части речи в русском языке. Образование форм слова с помощью окончания.

5

Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка. Употребление в речи этикетных слов.

6

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. Главные  и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов предложения, по количеству грамматических основ. Простое осложнённое предложение. Предложения с прямой речью. Зачем нужны знаки препинания. Основные разделы пунктуации.

32

Текстоведение. Понятие о тексте. Типы речи. План текста. Основные нормы построения текста.

14

Основные разделы лингвистики. Систематический курс.

Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание букв а — о в корнях с чередованием. Буквы о — ё после шипящих в корнях слов. Словообразование имён существительных. Словообразование имён прилагательных. Словообразование глаголов. Правописание приставок. Образование слова и его морфемное строение.

14

Лексикология и фразеология. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Написание букв ы — и после ц. Лексика ограниченного употребления. Устаревшие слова. Фразеология.

16

Морфология.  Слово как часть речи

Имя существительное. Общее значение имён существительных и их употребление в речи. Правописание суффиксов -чик-, -щик-. Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик ). Морфологические признаки имени существительного. Синтаксическая роль имени существительного.

19

Имя прилагательное. Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи. Морфологические признаки имени прилагательного. Синтаксическая роль имени прилагательного.

15

Глагол. Общее значение глаголов и их употребление в речи. Инфинитив. Постоянные морфологические признаки глагола. Правописание корней с чередующимися гласными е и. Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Изъявительное наклонение. Безличные глаголы. Синтаксическая роль глагола. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи.

26

Повторение изученного в 5 классе

8

ИТОГО

210

6 КЛАСС (5 часов в неделю = 175 часов)

Содержание

Часы

Родной язык. Роль родного языка в жизни человека. Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях, языке художественной литературы.

3

Русская орфография как система правил. Орфография как раздел правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них (на основе изученного). Правописание корней –зар-//-зор-, -гар-//-гор-, -кас-//-кос-. Правописание букв ы и и в корнях после приставок. Правописание приставок при- и пре-. Правописание некоторых иноязычных приставок. Правописание суффиксов -к- и –ск- в именах прилагательных. Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах. Употребление ъ и ь (повторение). Слитные, дефисные и раздельные написания (повторение).

12

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. Основные признаки предложения. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений.  Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Основные типы грамматических основ. Простое осложненное предложение. Виды осложнения простого предложения. Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное. Способы передачи прямой речи. Прямая речь и слова автора. Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного).

15

Текстоведение. Текст и его признаки: типы речи и их особенности; стили речи (повторение). Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь. Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. Смысловые части текста, отражение их в плане. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Описание как тип речи. Разновидности описания: описание места, состояния природы, характера человека и его внешности и т.п.

16

Морфология.

Имя существительное. Самостоятельные и служебные части речи. Деление самостоятельных частей речи на три группы: склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения); спрягаемые (глаголы); неизменяемые (наречия). Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имен существительных. Типичные морфемные модели имен существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных. Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных.  Бессуффиксный способ образования имен существительных. Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения. Сложносокращенные имена существительные, особенности их  образования и употребления в речи. Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении. Имя существительное в тексте.

13

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица. Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения. Имя прилагательное в тексте. Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

15

Глагол. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций. Глагол в тексте. Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи.

11

Деепричастие и причастие как глагольные формы. Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике.

2

Деепричастие. Грамматические признаки деепричастия. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении. Деепричастие в тексте.

9

Причастие. Грамматические признаки причастия. Семантические различия прилагательного и причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия. Склонение причастий. Причастный оборот.

Культура речи. Правильное употребление причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. Причастия в тексте.

Переход некоторых причастий в разряд прилагательных.

21

Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа. Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Разряды имен числительных по строению. Культура речи. Правильное употребление имен числительных. Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении. Синтаксические особенности количественных числительных. Имя числительное в тексте.

16

Местоимение. Особенности местоимения как части речи. Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные, имена прилагательные и имена числительные. Разряды местоимений. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчиненных предложений (союзные слова). Местоимения в тексте. Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

23

Повторение и обобщение изученного.

9

Резервные уроки.

10

ИТОГО

210

7 КЛАСС (5 часов в неделю = 175 часов)

Содержание

Часы

Язык как развивающееся явление. Понятие о языке как развивающемся явлении. Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных фамилий.

2

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах). Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Фонетика. Орфоэпия. Основные средства звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Соотношение звука и буквы. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Словообразование самостоятельных частей речи. Морфологические и неморфологические способы образования слов. Словообразование наречий. Лексика и фразеология. Основные лексические нормы русского литературного языка. Смысловые и структурные различия однокоренных прилагательных. Правильное употребление паронимов в речи. Фразеологический словарь: его назначение, строение, содержание словарной статьи. Грамматика: морфология и синтаксис. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи. Глагол и его формы (деепричастие и причастие). Трудные случаи образования деепричастий и причастий. Основные виды словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний. Морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого. Морфологические средства выражения второстепенных членов предложений. Синтаксическая роль причастного и деепричастного оборотов. Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи.

39

Текстоведение. Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста. Основные требования к связному высказыванию: точность, логичность, правильность, выразительность и уместность. Точность и логичность речи. Ключевые слова текста. Структурные особенности текста. Разные способы развития основной мысли текста: последовательное или параллельное раскрытие темы. Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка. Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту.  Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения. Речевая ситуация. Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Сочетание типов речи в тексте.

17

Морфология.

Наречие. Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи. Разряды наречий по знамению. Семантические особенности местоименных наречий. Группы местоименных наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи. Правописание наречий. Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении. Наречие в тексте. Культура речи. Правильное употребление наречий.

40

Служебные части речи и междометия. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правильное употребление предлогов.

Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Союзы одиночные, повторяющиеся и двойные. Попарное соединение союзом однородных членов предложения. Правильное употребление союзов.

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола. Разряды частиц по значению и употреблению. Разряды частиц по составу. Интонационные особенности предложений с частицами. Правильное употребление частиц.

Междометия и звукоподражательные слова; их грамматические особенности. Основные функции междометий. Разряды междометий.

46

Омонимия слов разных частей речи. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов. Омонимия слов разных частей речи. Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические (омофоны), графические (омографы), грамматические (омоформы). Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

10

Повторение изученного

11

Резервные уроки

10

ИТОГО

175

8 КЛАСС (3 часа в неделю = 105 часов)

Содержание

Часы

Русский язык – национальный язык русского народа

2

Повторение изученного в 5-7 классах

7

Функциональные разновидности русского языка. Основные функции русского языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая; словесно-художественное творчество. Задачи речи: передача информации, общение, воздействие на читателя (слушателя). Основные способы воздействия.

14

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение изученного). Интонационные средства синтаксиса, их грамматическая и смыслоразличительная роль: логическое ударение, пауза, мелодический тон, темп, мелодический рисунок предложения (обобщение изученного). Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная.

2

Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.  Средства связи в словосочетании.

3

Предложение как единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Речевое высказывание и речевая ситуация. Порядок слов в предложении. Инверсия как изобразительный прием

Основные виды предложений. Структура предложения.

12

Односоставные предложения. Виды односоставных предложений: именные (назывное), глагольные (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное). Грамматические отличия односоставных полных предложений и неполных двусоставных предложений.

15

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Предложения с обособленными членами предложения. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.

37

Повторение и обобщение изученного

10

Резервные уроки

3

ИТОГО

105

9 КЛАСС (2 часа в неделю = 70 часов)

Содержание

Часы

Русский литературный язык. Основные формы существования национального русского языка. Понятие о литературном языке. Нормированность – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные. Виды лингвистических словарей (обобщение). Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура поведения человека. *Понятие экологии языка.

3

Повторение изученного в 5-8 классах. Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение. Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Вопрос о тексте как единице языка и речи.

7

Текстоведение. Текст и его признаки (обобщение). Основные требования к содержанию текста. Основные средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные. *Анафора как риторическая фигура речи. Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление). Коммуникативная цель рассуждения. Структура текста-рассуждения. Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише). Публичная речь как разновидность устной речи. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению. Чтение и изложение текста (подробное и сжатое). Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста. Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста. Сочинение текста. Основные этапы создания текста.

7

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение как единица синтаксиса. Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) предложения.

2

Сложносочиненное предложение. Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложносочиненного предложения. *Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные, противительные, разделительные отношения.

6

Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях. Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т.п.). Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки).

15

Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзное предложение, его грамматические особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1) со значением перечисления; 2) со значением причины, пояснения, дополнения; 3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.

7

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная; 2) подчинительная и бессоюзная; 3) сочинительная и бессоюзная; 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная. Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. *Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

7

Синтаксические конструкции с чужой речью. Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью; 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью; 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе); 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь. *Несобственно-прямая речь. Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др. Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций  (по словам…, как писал…). Основные требования к цитированию.

6

Повторение и обобщение изученного

8

Резервные уроки

2

ИТОГО

70

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. С.И. Львова. Программа по русскому языку. 5-11 классы. М.: Мнемозина, 2008

  1. «Русский язык. 5 класс» В 3-х ч. С.И. Львова, В.В. Львов, М., «Мнемозина», 2012
  2. «Русский язык. 6 класс» В 3-х ч. С.И. Львова, В.В. Львов, М., «Мнемозина», 2012
  3. «Русский язык. 7 класс» В 3-х ч. С. И. Львова, В.В. Львов. М., «Мнемозина», 2012
  4. «Русский язык. 8 класс» В 2-х ч. С.И. Львова, В.В. Львов. М., «Мнемозина», 2012
  5.  «Русский язык. 9 класс» В 2-х ч. С.И. Львова, В.В. Львов. М., «Мнемозина», 2012
  6. «Уроки русского языка. 5 класс» Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 5 класс» И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009
  7. «Уроки русского языка. 6 класс» Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс» И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2010
  8. «Уроки русского языка. 7 класс» Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс» И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2011

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Формирование универсальных учебных действий

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия.

Коммуникативные:

  • владение всеми видами речевой деятельности,
  • построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • адекватное восприятие устной и письменной речи;
  • точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).

                

                Познавательные:

  • формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
  • осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;
  • определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).

                Регулятивные:

  • постановка и адекватное формулирование  цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
  • осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).

Требования к уровню  подготовки учащихся

Речевая деятельность.

АудированиеВоспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте по дробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способа ми: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого тек ста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; тол ковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; про водить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфо логические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний и предложений разных видов и конструировать их по предложенной схеме; анализировать разные виды простых и сложных предложений; определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе, МХК, элективные курсы по УМК С.Львовой

Ниже помещены рабочие программы по русскому языку по УМК Львовой С.И., литературе по УМК Меркина Г.Н. (+ региональный компонент "Адыгский фольклор и литература"), а также элективные курсы по русскому ...

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой

Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...