Формирование коммуникативной компетентности учащихся
проект по русскому языку (5 класс) по теме

Притченко Наталья Николаевна

в работе представлены задания для учащихся 5 класса согласно разделам учебника, способствующие формированию коммуникативной компетентности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou_pedagogicheskiy_proekt_pritchenko_natalya.docx54.57 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Звонаревокутская СОШ»

Азовского ННМР

Практико-ориентированный проект

Развитие  уровня коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка

Автор:

Притченко Наталья Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Звонаревокутская СОШ»

2013 год

Оглавление:

Введение

Глава 1. Формирование коммуникативной компетенции учащихся

 1.1.Сущность коммуникативной компетенции

1.2.Основные аспекты коммуникативной компетенции.

Глава 2. Задания, направленные на развитие уровня  коммуникативной

компетенции учащихся на уроках русского языка.

Выводы

Список литературы

Приложение

        

Введение

Актуальность

    В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» и ряде других нормативных документов одной из задач среднего (общего) образования определяется подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. От уровня сформированной коммуникативной компетенции личности учащихся  во многом зависит успешность их дальнейшего взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

  В современной школе  наблюдается   недостаточное  использование в организации образовательного процесса педагогических технологий, требующих от учеников речевой активности. Общее  снижение уровня культуры речи, низкий  уровень  коммуникативной компетентности современного школьника не соответствует запросам современного образования, ориентированного на реализацию компетентностного подхода, посредством инновационных, интерактивных форм обучения учащихся.

   Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.  

Таким образом, можно определить ключевое противоречие между имеющейся системой преподавания и необходимостью развивать коммуникативную культуру   школьников как основу формирования ключевых компетенций учащихся.

Проблемы: 1. Новые требования к задачам образования;

                      2. Отсутствие в школьных учебных пособиях заданий, направленных на формирование коммуникативной компетенции

                      3.Низкий уровень  развития коммуникативной  компетентности учащихся,

                     

Цель исследования: создать комплект заданий, направленных на развитие коммуникативной   компетентности

 Педагогическая цель: - повышение качества знаний учащихся;

                                         - совершенствование  методики проведения  уроков русского языка и литературы посредством                                                                        

                                          использования заданий, направленных на развитие  коммуникативной компетенции;

 Новизна в разработке и совершенствовании  форм, методов и приёмов  работы, направленных на развитие уровня коммуникативной компетенции,  накоплении необходимого   банка заданий, в создании критериев и показателей для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции.

Задачи: 1. Изучить теоретический материал по теме;

               2. Отобрать необходимые тексты для разработки заданий;

               3.Разработать задания и критерии  для определения уровня сформированности            коммуникативной компетенции

               4. Внедрить  комплект заданий в учебный процесс; 

               5. Выступить на МО учителей предметников

 

Объект исследования: уровень сформированности коммуникативной компетенции школьников.

Предмет исследования: механизм применения компетентностно-ориентированных  заданий.

Гипотеза: в процессе  реализации проекта  произойдет значительная трансформация первоначального педагогического опыта по совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся

Использование  комплекта заданий  должно позитивным образом отразиться на качестве и результатах образовательного процесса в школе.

Этапы проекта: 1. подготовительный.

                              2. проектирующий.

                              3. внедренческий.

                              4. обобщающий.

Программное представление

Проблема

Цели

Задачи

Ожидаемый результат

План мероприятий

1. Отсутствие достаточных  теоретических знаний по теме проекта

Создание информационно-методической базы.

Изучить теоретический материал по теме: формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка.

Повышение  методической культуры педагога .

Создание методической копилки теоретических и практических материалов

2.Отсутствие   данных о степени сформированности  коммуникативной компетенции учащихся

Аналитическое обоснование  внедрения компетнтностных заданий

Оценить уровень развития коммуникативной компетенции учащихся

 Выявлены проблемы учащихся , имеются диагностические  данные для входа в экспериментальную деятельность

 Диагностика сформированности коммуникативных  умений и навыков  учащихся.

3.Отсутствие заданий для развития уровня коммуникативной компетенции

Создание  заданий, направленных на развитие уровня коммуникативной компетенции  учащихся и критериев к ним

Внедрить в учебную деятельность

комплект

заданий

Комплект заданий

Разработка заданий  направленных на формирование коммуникативных  умений и навыков  учащихся.

4. Недостаточный уровень сформированности

у учащихся коммуникативной компетенции

Повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся.

Проанализировать влияние заданий на развитие уровня коммуникативной компетенции школьников.

Повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся

Осмысление результатов реализации проекта. Составление отчета.

Презентация на МО

Критерии и показатели эффективности проекта:

  1. Создан информационно-методический банк по теме.
  2. Созданы задания и разработаны критерии для  определения уровня сформированности  коммуникативной компетенции  учащихся.
  3. Созданы условия для развития уровня коммуникативной компетенции учащихся

Глава 1.Формирование коммуникативной компетенции учащихся

1.Сущность коммуникативной компетенции

    «Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... способны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». 

       С точки зрения содержания школьного образования основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)

    Одна  из ключевых компетенций учащихся - коммуникативная компетенция обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция –  это знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля (Е.А. Быстрова).

        Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку  продиктовано стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Поэтому главным направлением в обучении учащихся должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.    

     Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.   Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития учащихся.

2. Основные аспекты коммуникативной компетенции

 К составляющим аспектам коммуникативной компетенции относятся : письменная
коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация
 (приложение). Многие ученые считают, что определяющим условием для развития данных   аспектов коммуникативной компетенции учащихся является

организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создает коммуникативное взаимодействие с учениками и между учениками, оценивая результаты работы через учебный продукт – текст или высказывание  (в устной и письменной формах).

Этапы коммуникативной компетенции

  • 1.самоопределение в  коммуникативной ситуации (определяется необходимость и цель участия в коммуникации)
  • 2.анализ намерений партнёров и способов коммуникации с учётом своих  целей и возможностей
  • 3.выбор  соответствующего  ситуации  речевого жанра, поведения и коммуникативных техник
  • 4.собственно коммуникация
  • 5.самооценка ценности,  степени значимости, результативности прошедшей коммуникации

Глава 2.Примеры  заданий, направленных на формирование коммуникативной

Компетенции

Раздел язык и общение

1)Ваш друг из другого государства интересуется, труден ли  русский язык. Напишите ему письмо о некоторых особенностях и трудностях русского языка.

2)Каким иностранным языком вы хотели бы овладеть? Мотивируйте свой ответ. Изложите основные положения своего ответа в письменной форме. (В форме тезисов, в форме кластера и т.д.)

3)Как вы считаете, что может побудить человека (не журналиста) взяться за перо? Напишите  статью в газету о проблеме, взволновавшей вас.

4) Эссе по пословице. Предлагаются пословицы или афоризмы .Задание: как вы понимаете высказывание? Приведите примеры из жизни, к которым бы подходили данные пословицы.

- Лучше ногою запнуться, чем языком.

- Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.

- Меньше говори, да больше делай.

- Не спеши языком, а спеши делом.

5) Подготовить сообщение на заданную (или выбранную) тему. Например:  «Заимствования в русском языке». «Происхождение жаргонных слов» и т.д.

6) Предложен  учащимся в паре тезис и разные установки по отношению к нему. Например: тезис «Знание языков не столь важно в жизни».

Задание: предлагаются две позиции: «согласен», «не согласен», выберите для себя утверждение и убедите собеседника в вашей правоте. Такие задания могут перерастать в дискуссии

 Материал  пословиц   и афоризмом может служить для проведения дискуссий.

Раздел  Синтаксис. Пунктуация и культура речи.

  1. Составление текстов из слов, значения которых не связаны  между собой. Например, даны слова собака,  лёд, компьютер, помидор, лампа. Задание: составьте текст.
  2. Сократи предложение до 4,3,2 слов.
  3. Обыграйте название тем урока  Дополнение, определение, обстоятельство: почему они получили такое название? Свой ответ запишите
  4. Брат и сестра идут в школу .Составьте диалог ребят  на одну из предложенных тем: Их любимый мультик «Мадагаскар», Дети опаздывают на контрольную по математике.
  5. Составьте  и разыграйте диалог между директором школы и учеником 5 класса после  какого-либо происшествия.
  6. Вы оказались в купе с эстрадной звездой. Составьте и разыграйте диалог.

Раздел  Фонетика.

1)Сочините миниатюру в прозе или в стихах на одну из тем : «Звонкое лето», «Весенняя капель», «Тишина». В тексте не должно употребляться ключевое слово, его надо услышать.

2)составьте в группе алфавит из названий 1 группа- фруктов и овощей, 2 группа- из названий зверей. На какие буквы вы не смогли  найти слова? Почему? (пользоваться словарём ). Можно оформить книжку,  в которой с каждая буквой  алфавита были бы сосьавлены предложения- монофон: Антилопа активно аплодировала  африканскому артисту.

3)Каждый звук имеет свой характер. Например: Ш-тихий, медлительный, настороженный.какие ощущения вызывают у вас другие звуки? Сочините фантастическую  историю об одном из них.

4)Составьте монофон .

5)сочините фантастическую историю «таинственная фонема», героем которой будет Йот

Раздел Лексика

1) задания по подбору тематических групп слов:

-Мы условно поделили людей на  следующие типы: человек-рыба, человек - колючка, человек-чемодан, человек-колокольчик. Составьте тематический словарь, который поможет охарактеризовать этих людей;

-Подберите тематическую группу слов, изображающих а) летний, б)весенний, в)осенний дождь (ветер, солнце)

2)Запишите в словарик слова, относящиеся к теме Лексика, проверьте в паре, сможете ли вы объяснить их другому человеку так, чтобы он понял, что обозначают эти термины.

3)Составьте словарик на одну из тем(групповое задание): Кошка, Рука, Нос, голова, в который войдут пословицы, крылатые выражения, в которых бы упоминались эти слова.

4)Прочитайте запись. Почему она вызывает улыбку? На какой языковой особенности построено  такое толкование:

Пломбир-зубной врач

Чернослив-отходы

Переносица-женщина- грузчик

Гусар –пасёт гусей. Придумайте свои примеры.

Словообразование.Орфография.

1)Как вы понимаете высказывание М.Рыбниковой «Найти корень слова - значит найти его внутренний, затаённый смысл- то же самое, что зажечь внутри фонаря огонёк». Напишите сочинение.

2)Напишите сочинение на одну из тем «Жил -был корень», «Корень- родоначальник слова»

3)Составьте ОСК  о правописании приставок на з и с.Объясните товарищу тему по ней.

4)Составьте диаграмму Венна о сходстве и различии приставки и суффикса.

5)Объясните, почему пары слов являются этимологически родственными жёсткий и жесть, решётка и решето, щётка и щетина. Как это отразилось в правописании?

Морфология

  1. Произведите разбор  предложения, определите части речи . (Л.ВЩерба) Глокая куздра штеко  будланула  бокра и кудрячит бокрёнка». Составьте  своё предложение. Нарисуйте иллюстрацию к этой фразе.
  2. Нарисуйте карту города Морфология, обозначив названия улиц.
  3. Сочините сказку «Улица имени (части речи)»
  4. Сочинение на тему «Зачем имени существительному падеж?»
  5. Подготовьте презентацию о части речи.
  6. Подготовьте небольшое сообщение о происхождении какого-нибудь  собственного имени существительного
  7. Составьте синквейн на тему Имя существительное, имя прилагательное, глагол
  8. Напишите сочинение на тему «В  чём особенность существительных общего рода
  9. Напишите сочинение «В чём смысл частицы не перед глаголами?»

Все задания, особенно сочинения , важно предлагать писать с выбором роли и адресата, даже сказочных героев: от глагола мэру города Морфология, от существительных засоня и задира отцу Существительному и т.д.

Культура речи

Использование ролевых игр позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладение языковыми универсальными учебными действиями. Например, при изучении тем по культуре речи предлагается обыграть ситуации « У кассы», «В магазине»,  «В кинотеатре» и т.д. Сначала вместе надо выяснить, какую форму общения им придется использовать, какие местоимения понадобятся, какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю)  можно будет применить. Затем две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует полученные диалоги, тексты, обращая внимание на средства речевого воздействия.

Задания при подготовке к сочинению , изложению, при изучении художественных произведений

Каждая группа получает задание по прочитанному произведению, тексту :

1)1группа - создать рисунок, в котором бы символично выражалась тема и  идея произведения;

2группа-нарисовать план дома, квартала, где происходят события;

3группа-нарисовать карту города, где происходят события,

4группа-семейное дерево героев произведения

5группа – таблицу с фактами, событиями;

6группа - карточки с последовательностью  событий.

2)учащимся в паре предлагаются карточки с таблицами, информацией, причём у одного ученика информация неполная, в процессе диалога нужно восстановить недостающую информацию;

Применение подобных заданий на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве, помогают развивать коммуникативные способности учащихся. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку  продиктовано стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Поэтому главным направлением в обучении учащихся должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.

Приложение 1

Самооценка

1)удалось ли добиться поставленной цели?

2)удовлетворён ли я в целом тем, как выполнил задание? В чём, может быть,  не удовлетворён?

3)чего я достиг, в чём продвинулся, чему научился в ходе выполнения  этого задания?

4)что мешало мне и как удалось преодолеть затруднения?

5) какие выводы я готов сделать  для себя на будущее?

Оценка групповой работы

  1. Довольны ли вы результатом?
  2. Кто и как именно проявлял активность при выполнении задания, кто предлагал идеи?
  3. Были ли альтернативные предложения? почему их приняли или отвергли?
  4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом?
  5. Легко ли было договариваться друг с другом?

Приложение 2

Диагностика сформированности коммуникативной компетенции учащихся

Методы: самодиагностика, анкетирование, наблюдение

1.Анкета

(начальный этап)

       Коммуникативные умения

     

Скорее легко

Скорее тяжело

Сделать это мне …

Говорить перед классом

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

Делать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

Отвечать у доски

Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания

Увлечь одноклассников своим ответом

Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии

Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

Внимательно слушать своих одноклассников

Во время дискуссии ждать возможности ответить

Сообща работать в группе

Внимательно слушать выступление, даже если оно очень важное

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

Считаться с мнением других

Вести корректно дискуссию или диалог во время работы в группе

2.Лист самодиагностики

Размышляя о своем речевом участии на уроке по данному предмету, ты понимаешь, что что-то тебе дается легко, а что-то с трудом. Ты можешь рассказать о своих трудностях. Напротив предложений поставь цифры знак “+”, в зависимости от того, насколько ты считаешь, данное умение проявляется или не проявляется.

Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого. Определив трудности, легче их преодолеть.

 

Коммуникативные умения

Скорее тяжело

Скорее легко

 

Сделать это мне. . .

 

 

1.

Сделать устное сообщение на лингвистическую тему

 

 

2.

Составить план текста

 

 

3.

Пересказать текст

 

 

4.

Ответить на вопрос

 

 

5.

Написать изложение

 

 

6.

Написать сочинение

 

 

7.

Вести диалог

 

 

8.

Владею этикетными средствами языка

 

 

9.

Определить свои удачи (неудачи)

 

 

10.

Анализировать и оценивать ответ

 

 

3.

Лист самодиагностики

(ценностно-ориентационная)

 

Коммуникативные ценности

“да”

“нет”

“не знаю”

1.

Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным

 

 

 

2.

Я владею культурой общения

 

 

 

3.

Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников

 

 

 

4.

Я могу признать свою ошибку

 

 

 

5.

Я могу доказывать свою точку зрения

 

 

 

6.

Делаю выводы.

 

 

 

.

Лист самодиагностики

(предметно-информационная)

 

Коммуникативные ценности

“не знаю”

“Знаю, но не твердо”

“знаю хорошо”

1.

Определение текста, структуры текста

 

 

 

2.

Стили речи и их особенности

 

 

 

3.

Способы и средства связи предложений в тексте

 

 

 

4.

Определение диалога и монолога

 

 

 

5.

Способы передачи чужой речи

 

 

 

6.

Определение прямой и косвенной речи

 

 

 

В результате проведения самодиагностики делается вывод учащимися, а затем педагогом о наличии или сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности 4.

Приложение 3

Требования к уровню сформированности коммуникативной компетентности учащихся


Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

7 баллов

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом.

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста.

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовал вспомогательные средства.

Ученик поставил цель письменной коммуникации и определил жанр текста.

Ученик изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра.

Устная презентация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя.

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя.

Ученик самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент.

Ученик использовал вербальные средства или паузы и интонирование для выделения смысловых блоков своего выступления.

Ученик использовал жестикуляцию или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем.

Ученик самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы.

Ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем.

Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.

Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик повторил фрагмент выступления, раскрывая термины, причинно-следственные связи.

В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик дал объяснения или дополнительную информацию.

Ученик дал односложный ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы.

Ученик дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы.

Ученик уточнил свое понимание вопроса, заданного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, и апеллировал к объективным данным, авторитету или своему опыту.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии.

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.

Ученики перед началом обсуждения договорились о правилах обсуждения и согласовали основные вопросы с помощью учителя.

Ученики самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения.

Ученики следили за соблюдением процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы.

Ученики зафиксировали полученные ответы и мнения и предложили план действий по завершении обсуждения.

Ученики использовали приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения.

Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель.

Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее.

Ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы.

Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.

Ученики высказывали собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками.

Ученики сопоставляли свои идеи с идеями других членов группы, развивали и уточняли идеи друг друга.

Ученики называли области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий.

Коммуникация

Количество баллов: _____

Письменная коммуникация

1

Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос)

2

Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос)

3

Соблюдает нормы, заданные образцом(тема вкл. несколько вопросов)

4

Использует вспомогательную графику (тема вкл. несколько вопросов)

Устная коммуникация

1

Речь соответствует норме, обращается к тексту

2

Речь соответствует норме, обращается к плану

3

Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент

4

Использовал различные вербальные средства

Уточняющий вопрос

Вопрос на понимание

1

Повторил фрагмент выступления

2

Привел дополнительную информацию

3

Раскрыл термин или причинно-следственные связи

4

Привел объяснения или дополнительную информацию

Продуктивная коммуникация

1

Следует теме и процедуре

2

Самостоятельно следует теме и процедуре

3

Договариваются о правилах и вопросах

4

Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах

1

Высказываются, относятся к высказываниям

2

Высказывают мысли, подготовленные по заданию

3

Разъясняют и аргументируют высказывания

4

Задают друг другу вопросы

Всего баллов: ______________

   

 Результаты стартовой диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся 5 класса

Высокий уровень

Средний

Низкий

 Параметры

8

54

38

устная речь

публичное выступление

14

58

28

письменная  речь

22

62

16

диалог

10

56

34

взаимодействие в группе

Результаты промежуточной диагностики

( 1 полугодие)

Высокий уровень

Средний

Низкий

 Параметры

9

58

33

устная речь

публичное выступление

15

61

24

письменная  речь

23

65

12

диалог

15

59

26

взаимодействие в группе

Литература:

1.Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного  языка.  //

   Русский язык в школе, 1996. - № 1.

2. Дереклеева Н.Н. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе.: Игровые упражнения. - М.,5 за знания, 2005

3.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Методический конструктор. Учебное пособие. Авторы- составители Т.И.Павлова, Т.И.Белоусова. Легион. Ростов- на – Дону.2012 год

4..Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова, М., «Просвещение»,2008.

5..Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании Текст. / О.Е. Лебедев. // Школьные технологии. - 2005. - №5.

6.Материалы лекции. Модуль 7«Русский язык в контексте Федерального государственного образовательного стандарта»

7..Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход  на уроке и во внеурочной деятельности. Практическое пособие.,М.2007.

8.Формирование  универсальных учебных  действий в основной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя; под редакцией А.Г.Асмоловой.- М., Просвещение, 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....

Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.

Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...

Использование проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности учащихся 8 – 9 классов С(К)ОУ VIII вида

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в ...

Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя  представлен в виде презентации....