Программы по русскому языку.
рабочая программа по русскому языку по теме
Программы по русскому языку 5 - 11 класс. Ред. В.В.Бабайцева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 575.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу В.В.Бабайцевой.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языком материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Место предмета
На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 210 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы.
О языке – 4 часа
Вводный курс – 88 часов:
Морфология и орфография – 37 часов.
Синтаксис и пунктуация – 51 час.
Основной курс – 118 часов.
Фонетика и графика – 18 часов.
Морфемика и словообразование – 42 часа.
Лексикология и фразеология – 20 часов.
Морфология (Имя существительное) – 29 часов.
Повторение изученного в 5 классе – 9 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; средства связи предложений в тексте;
- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 классе; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста,
- функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать текст заданного стиля и типа речи;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
Используемый учебно-методический комплекс
1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. Практика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.К. Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2008.
3. Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
Содержание учебного курса.
Введение
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку
Роль языка в жизни общества
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тс я и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными .
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением. Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Выразительные средства фонетики. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ. Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и и ы после ц. Орфографический словарь. Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка. Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования. Правописание сложных и сложносокращенных слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных и — о. Правописание корней с чередованием гласных г — и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на |(с). Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-. Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексика. Понятие о лексике. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение над использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи. Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов. Повторение. Резерв.
Развитие связной речи
Устная и письменная формы речи. Речь диалогическая и монологическая. Понятие о связном тексте. Тема. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте. Выразительные средства в устной речи. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к ЗУН учащихся | Вид контроля | Домашнее задание |
О ЯЗЫКЕ (4 часа) | ||||||||
1 | Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. | Изучение нового материала. | Содержание УМК. Язык-средство общения. | Знать содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем. | Развернутый ответ по теме урока. | |||
2 | Роль языка в жизни общества. | Изучение нового материала. | Понятие речи. Стили речи. | Знать функции языка в жизни человека. Уметь работать со словарями. | Словарный диктант. | |||
3,4 | Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? | Рр. | Речь, текст. Лексика, орфография и пунктуация в письменном тексте. | Знать понятие речь. Уметь слушать и самостоятельно составлять текст по теме урока. | Текущий контроль. | |||
ВВОДНЫЙ КУРС (88 часов) | ||||||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (37 часов) | ||||||||
5 | Орфограмма. | Изучение нового материала. | Орфограмма. Орфография. | Знать понятие орфограмма, виды и группы орфограмм | Текущий контроль. | |||
6,7 | Безударные гласные в корне слова. | Изучение нового материала. | Безударные гласные в корне слова. Аргументация при выборе орфограммы. | Знать правописания безударных гласных в корне. | Словарная работа, объяснительный диктант. | |||
8 | Безударные гласные в приставках. Гласные и,у,а после шипящих. | Изучение нового материала. | Шипящие согласные. Гласные и,у,а после шипящих. Условия выбора орфограммы. | Знать правила правописания гласных и,у,а после шипящих, правила правописания безударных гласных в приставках. | Словарная работа, объяснительный диктант. | |||
9,10, 11 | Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Гласные и согласные звуки. Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Орфоэпия. Звукопись. Фонетический разбор слова. | Знать парные и непарные звонкие и глухие согласные. Уметь распознавать гласные и согласные звуки, парные и непарные звонкие и глухие согласные, удвоенные согласные. | Словарно-орфоэпическая работа. | |||
12 | Контрольный диктант. | Урок практикум. | Орфография, пунктуация. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания к нему. | Диктант с грамматическим заданием. | |||
13 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками. | |||
14 | Самостоятельные и служебные части речи | Изучение нового материала. | Морфология. Система частей речи в русском языке. | Знать систему частей речи, признаки, по которым различаются самостоятельные и служебные части речи. | Тестовые задания, словарный диктант. | |||
15, 16, 17 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор существительных. | Знать значение, морфологические признаки существительных. Уметь выполнять морфологический разбор существительных. | Распределительный диктант, тестовые задания. | |||
18,19 | Имя прилагательное. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительным | Знать значение, морфологические признаки прилагательного. | Предупредительный диктант, тестовые задания. | |||
20,21 | Что такое диалог и монолог? | Рр. | Монологическая и диалогическая речь. Стили речи в русском языке. | Уметь распознавать монологическую и диалогическую речь, выразительно читать тексты. | Творческая работа. | |||
22,23,24 | Глагол. | Изучение нового материала и закрепления знаний, уроки-практикумы. | Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола. Время глагола. Правописание глаголов в форме прошедшего времени. | Знать значение и морфологические признаки глагола. Уметь изменять глаголы по временам, грамотно писать глаголы в форме прошедшего времени. | Словарный диктант. | |||
25,26,27 | Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Глаголы в форме наст. и буд. Вр. Спряжение глаголов. Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица ед.ч. | Знать особенности изменения глаголов в форме настоящего и будущего времени. Уметь определять спряжение глаголов. | Объяснительный диктант. Тестовые задания. | |||
28 | Правописание не с глаголоами. Глаголы на –тся и -ться | Изучение нового материала. | Частица и приставка не. Правописание не с глаголами. Морфологические и синтаксические признаки глаголов. Правописание –тся и –ться. | Знать правила правописания не с глаголами, -тся и –ться в глаголах, роль глаголов в речи. Уметь различать частицу и приставку не. | Словарная работа, тестовые задания. | |||
29 | Повторение и обобщение изученного о глаголе. | Урок-практикум. | Морфологические и синтаксические признаки глаголов. Правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь выполнять морфологический разбор глаголов. | Индивидуальные задания, предупредительный диктант. | |||
30 | Контрольный диктант. | Урок контроля знаний | Орфография, пунктуация, грамматические разборы. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания к нему. | Диктант с грамматическим заданием. | |||
31 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками. | |||
32 | Как вести беседу? | Рр. | Диалог. Правила речевого поведения. | Знать правила ведения диалога. Уметь составлять план беседы. | Устный опрос. | |||
33,34 | Наречие. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Наречие как часть речи. Текст. | Знать морфологические признаки наречия. Уметь распознавать наречия. | Словарная работа. | |||
35, 36 | Местоимение. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Местоимение как часть речи. Роль местоимений в устной и письменной речи. | Знать особенности местоимения как части речи. Уметь распознавать местоимения в тексте. | Тестовые задания, словарно-орфографическая работа. | |||
37,38 | Служебные части речи. Предлог. Союз. | Изучение нового материала. | Служебные части речи. Предлоги и союзы как части речи. Правописание предлогов и союзов. | Знать особенности предлога и союза, их роль в предложении, правила правописания предлогов и союзов. | Словарный диктант. | |||
39 | Частица. | Изучение нового материала. | Частица как часть речи. Раздельное написание частиц с другими словами. | Знать особенности частицы как части речи, роль частицы в предложении, правила раздельного написания частиц с другими словами. | Тестовые задания. | |||
40 | Итоговая работа по разделу «Морфология и орфография». | Урок-практикум. | Морфология и орфография как разделы языкознания. | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами. | Итоговая работа (диктант по тексту одного из упражнений) | |||
41 | Анализ итоговой работы | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в итоговой работе. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | |||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (51 час) | ||||||||
42,43,44 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Синтаксис и пунктуация. Связь слов в словосочетании и предложении. | Уметь на примере текстов определять, что синтаксис начинается со связи слов. | Объяснительный диктант, тестовые задания. | |||
45 | Что такое текст? | Рр. | Текст, его отличительные признаки. | Уметь определять тему и основную мысль, озаглавливать тексты, разграничивать целый текст и его часть (фрагмент) | Текущий контроль. | |||
46 | Предложение. | Изучение нового материала. | Предложение и его признаки. Границы предложений. Интонация. | Знать универсальные признаки предложения. Уметь определять границы предложения. | Объяснительный диктант, тестовые задания. | |||
47 | Виды предложений по цели высказывания | Изучение нового материала. | Повествовательная, вопросительная, побудительная интонация. Синтаксический разбор предложений. | Знать виды предложений по цели высказывания. Уметь соблюдать нужную интонацию. | Словарный диктант. | |||
48 | Невосклицательные и восклицательные предложения. | Изучение нового материала. | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Знать виды предложений по эмоциональной окраске. Уметь различать восклицательные и невосклицательные предложения. | Тестовые задания. | |||
49 | Что значит писать и говорить на тему? | Рр. | Тема высказывания. Текст. Заглавие текста. | Знать взаимосвязь темы и заглавия текста. Уметь осмысливать тему, самостоятельно создавать текст. | Словарно-орфографическая работа. | |||
50 | Контрольное изложение. | Урок контроля знаний. | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план. Писать изложение. | Изложение. | |||
51 | Анализ контрольного изложения. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками. | |||
52 | Члены предложения. | Изучение нового материала. | Члены предложения. Связь между членами предложения. | Уметь устанавливать связи между членами предложения. | Тестовые задания. | |||
53,54, 55, 56 | Главные члены предложения. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. | Знать взаимосвязь подлежащего и сказуемого. Уметь разграничивать главные и второстепенные члены предложения. | Выборочное письмо, тестовые задания. | |||
57, 58 | Сочинение о летнем происшествии. | Рр. | Тема сочинения. План сочинения. | Уметь писать сочинение на заданную тему. | Сочинение. | |||
59,60, 61,62, 63 | Второстепенные члены предложения. | Изучение нового материала и закрепления знаний | Распространенные и нераспространенные предложения. Виды второстепенных членов предложения. | Уметь различать распространенные и нераспространенные предложения. | Объяснительный диктант, тестовые задания. | |||
64 | Контрольный диктант по теме «Члены предложения». | Урок контроля знаний. | Орфография, пунктуация, грамматические задания. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять задания к нему. | Диктант с грамматическим заданием. | |||
65 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками. | |||
66, 67 | Словосочетание. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Словосочетание. Главное и зависимое слово. | Знать признаки и структуру словосочетания. Уметь выделять словосочетания из предложения. | Тестовые задания. | |||
68,69, 70,71 | Предложения с однородными членами. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | Знать способы связи однородных членов предложения. Уметь правильно расставлять знаки препинания. | Предупредительный диктант. | |||
72 | Главное в тексте – основная мысль. | Рр. | Идея и основная мысль текста. | Уметь слушать и анализировать тексты, определять их основ. мысль. | Комплексный анализ текста. | |||
73,74 | Изложение. | Рр. | Тема, основная мысль, план текста. Структура текста. | Уметь писать изложение. | Изложение. | |||
75,76 | Предложения с обращениями. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Способы выражения обращений. | Уметь распознавать обращения в предложениях и выделять запятыми. | Словарно-орфографическая работа, тестовые задания. | |||
77,78 | Предложения с вводными словами. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Вводные слова, их художественные и стилистические особенности. Знаки препинания при вводных словах. | Уметь различать вводные слова и члены предложения. | Устный опрос. | |||
79,80, 81,82 | Сложное предложение. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Основные виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложного предложения. | Знать основные виды сложных предложений. Уметь различать простые и сложные предложения. | Текущий контроль. | |||
83 | Для чего нужен план? | Рр. | План как важная составляющая в работе над текстом. Смысловые отношения между предложениями в тексте. | Знать роль плана в работе над текстом. Уметь определять последовательность предложений в тексте. | Комплексный анализ текста. | |||
84,85, 86 | Предложения с прямой речью. Диалог. | Структурные части предложений с прямой речью – слова автора и прямая речь. Диалог. Интонация. | Уметь распознавать предложения с прямой речью и расставлять в них знаки препинания. | Текущий контроль. | ||||
87,88 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» | Уроки-практикумы. | Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор. | Уметь использовать в практической работе полученные знания. | Тестовые задания. | |||
89 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | Урок контроля знаний. | Орфография, пунктуация, грамматические разборы. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания. | Диктант с грамматическим заданием. | |||
90 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | |||
91,92 | Как связать предложения в тексте? | Рр. | Виды грамматической связи. Сочинение-миниатюра. | Уметь писать сочинение-миниатюру. | Сочинение-миниатюра. | |||
ОСНОВНОЙ КУРС ( 118 часов) | ||||||||
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. (18 часов) | ||||||||
93 | Основные разделы науки о русском языке. Понятие о литературном языке. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Основные разделы науки о языке. Литературный язык. Языковые нормы литературного языка. | Знать основные разделы науки о языке. Уметь рассматривать в практическом плане языковые нормы. | Тестовые задания. | |||
94 | Звуки речи. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Фонетика и орфоэпия. Буква и звук. Гласные и согласные звуки. | Знать назначение русской орфографии. Уметь различать гласные и согласные звуки, использовать на практике орфографические правила. | Выборочный диктант. | |||
95 | Звуки речи и буквы. Алфавит. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Звуки речи и буквы. Графика. | Знать порядок и правильные названия букв в русском алфавите, историю русского алфавита. Уметь различать звуки и буквы. | Объяснительный диктант. | |||
96 | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. | Изучение нового материала. | Слог. Количество слогов в слове. | Знать различия между гласными и согласными звуками, правила переноса слов. | Словарный диктант. | |||
97 | Ударение. | Комбинированный урок. | Особенности русского ударения. Логическое ударение. | Знать особенности русского ударения. Уметь определять ударные слоги в словах, читать, соблюдая правильную информацию. | Комплексный анализ текста. | |||
98 | Орфография. Типы орфограмм в звучащем слове. | Комбинированный урок. | Орфография. Типы орфограмм. | Знать изученные орфограммы. Уметь находить место орфограммы в слове. | Орфографический диктант. | |||
99 | Безударные гласные в корне слова. | Изучение нового материала . | Ударные и безударные гласные. Проверяемые и непроверяемые. | Знать способы проверки правописания безударных гласных в корне слова. | Тестовые задания, объяснительный диктант. | |||
100, 101 | Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. | Знать различия между звонкими и глухими согласными. Правила правописания слов с непроизносимыми и удвоенными согласными. | Словарно-орфографическая работа. | |||
102 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. | Изучение нового материала. | Твердые и мягкие согласные. Смягчающая функция ь. Грамматическая форма. | Знать различия между твердыми и мягкими согласными; способы обозначения мягкости согласных. | Тестовые задания. | |||
103 | Значения букв е, ё, ю, я. Правописание разделительных ь и ъ | Изучение нового материала. | Двойная роль букв е,ё,ю,я. Разделительная функция ъ и ь. Транскрипция. | Знать значения букв е,ё,ю,я; правила правописания разделительных ъ и ь. | Объяснительный диктант. | |||
104, 105 | Гласные после шипящих и ц. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Гласные и,у,а после шипящих. Гласные и – ы после ц. Слова-исключения. | Знать условия выбора гласных после шипящих и ц и слова-исключения из этого правила. | Словарный диктант, тестовые задания. | |||
106 | Мягкий знак после шипящих. | Изучение нового материала. | Условия написания ь после шипящих. | Знать условия написания ь после шипящих. | Объяснительный диктант. | |||
107, 108 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Фонетика. Графика» | Уроки повторения и обобщения знаний. | Фонетика. Графика. Орфография. | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. | Словарная работа, тестовые задания. | |||
109 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика» | Урок контроля знаний. | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. | Диктант с грамматическим заданием. | |||
110 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками. | |||
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (42 часа) | ||||||||
111 | Понятие о морфемике. | Изучение нового материала. | Морфемика. Орфоэпия. Орфография. | Уметь определять состав слов. | Словарный диктант. | |||
112, 113 | Основа слова и окончание. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Окончание. Основа. Формы одного и тоже слова. | Знать функции окончания и основы в слове. Уметь находить окончание и основу в словах. | Комплексный анализ текста. | |||
114, 115 | Корень слова. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Значимая часть слова – корень. Способы определения корня слова. | Знать функции корня в слове. Уметь выделять корень в словах. | Тестовые задания. | |||
116, 117 | Приставка и суффикс. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Приставка. Суффикс. Единообразное написание приставок. | Знать функции приставки и суффикса в слове. Уметь выделять приставки и суффиксы в слове. | Комплексный анализ текста. | |||
118 | Стили речи. Разговорный стиль. | Рр. | Стили речи. Разговорный стиль. Цель высказывания. Адресат | Знать признаки разговорного стиля, принцип деления текста на части. | Комплексный анализ текста. | |||
119, 120 | Чередование звуков в корне слова. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | Знать основные случаи чередования звуков в корне. Уметь выделять корни с чередованием звуков. | Тестовые задания, орфографическая работа. | |||
121 | Чередование полногласных и неполногласных сочетаний. | Изучение нового материала. | Полногласные и неполногласные сочетания. | Знать источники появления в языке полногласных и неполногласных сочетаний. | Словарно-орфографическая работа. | |||
122 | Морфемный разбор слов. | Урок- практикум. | Морфемика. Орфография. Морфемный разбор. | Уметь выполнять морфемный разбор. | Комплексный анализ текста. | |||
123 | Книжные стили. Научный стиль. | Рр. | Научный стиль. Синтаксический строй текстов научного стиля. | Знать признаки научного стиля. | Комплексный анализ текста. | |||
124, 125, 126, 127 | Безударные гласные в корне слова. Правописание корней с чередованием а - о | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Безударные гласные в корне. Корни с чередованием. | Знать правила правописания гласных в корне. | Объяснительный диктант. | |||
128, 129, 130 | Правописание корней с чередованием е – и. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Корни с чередованием. | Знать общий способ написания корней с чередованием е – и. | Словарный диктант, предупредительный диктант. | |||
131 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | Урок контроля знаний. | Орфография, пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять задания к нему. | Диктант с грамматическим заданием. | |||
132 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками. | |||
133 | Художественный стиль. | Рр. | Художественный стиль. Цель художественного стиля. Изобразительные средства языка. | Знать признаки и цель художественного стиля; изобразительные средства языка. | Словесное рисование, творческая работа. | |||
134, 135, 136 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Единообразное написание приставок в словах. | Уметь правильно писать приставки, не изменяющие на письме. | Словарная работа, тестовые задания, проверочный диктант. | |||
137, 138, 139 | Правописание приставок, оканчивающихся на з – с. Приставки рос- - рас-. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Приставки на з – с. Приставки рос-рас. | Уметь правильно писать слова с приставками, оканчивающимися на з – с и приставками рас-рос. | Тестовые задания, проверочный диктант. | |||
140 | Гласные и – ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | Изучение нового материала. | Состав слова. Гласные и – ы после приставок на согласный. | Знать условия выбора гласных и – ы после приставок на согласный. Уметь определять состав слова. | Комплексный анализ текста. | |||
141, 142 | Контрольное изложение. | Урок контроля знаний. | Тема, основная мысль, план текста. | Уметь писать изложение. | Изложение. | |||
143, 144, 145, 146, 147 | Правописание приставок пре– и при-. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Приставки пре- - при, условие выбора гласных е – и в приставках. | Знать значение приставок пре- - при-. | Словарный диктант, предупредительный диктант. | |||
148 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика и словообразование» | Урок повторения и обобщения знаний. | Морфемика. Словообразование, Морфема. Орфография. | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь выполнять морфемный разбор слов и определять способ их образования. | Тестовые задания. Самостоятельная работа. | |||
149 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование» | Урок контроля знаний. | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. | Диктант с грамматическим заданием. | |||
150 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками. | |||
151 | Типы речи. | Рр. | Тип речи. Повествование, описание, рассуждение. | Знать признаки разных типов речи. Уметь различать типы речи. | Сочинение-миниатюра. | |||
152 | Повествовать – значит рассказывать. | Рр. | Устная и письменная речь. Повествование как тип речи. | Знать особенности повествования как типа речи. | Творческая работа. | |||
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ (20 часов) | ||||||||
153 | Словарное богатство русского языка. | Изучения нового материала. | Лексика. Словарное богатство языка. Активный запас слов. ЛЗ слова. | Уметь расширять активный словарный запас; определять, какие лз может иметь слово. | Текущий контроль. | |||
154, 155 | Лексическое значение слова. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | ЛЗ слова. Структура, способы толкования ЛЗ слова. Паронимы. | Знать способы толкования лз слов в толковых словарях. Уметь определять лз слов с помощью толкового словаря. | Выборочный диктант, тестовые задания. | |||
156, 157 | Однозначные и многозначные слова. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | ЛЗ слова. Однозначные и многозначные слова. | Знать способы обозначения многозначных слов в толковых словарях. | Распределительный диктант, словарно-орфографическая работа. | |||
158 | Прямое и переносное значение слова. | Изучение нового материала. | Прямое и переносное значение слова. | Знать различия в употреблении и худ.-эстетическую функцию слов и с/с в прямом и переносном значении. | Комплексный анализ текста, тестовые задания. | |||
159, 160 | Выборочное изложение. | Рр. | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. | Уметь определять тему и основную мысль текста, писать выборочное изложение. | Выборочное изложение. | |||
161 | Омонимы. | Изучение нового материала. | Омонимы. Разграничение омонимов и многозначных слов. | Знать различия между омонимами и многозначными словами. | Тестовые задания. | |||
162, 163 | Синонимы. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Синонимы. Группы синонимов. | Знать главный признак синонимов, группы синонимов, роль синонимов в речи. Уметь работать со словарем синонимов. | Выборочный диктант. | |||
164 | Лексический разбор слов. | Урок-практикум. | Лексический разбор. Словарная статья. | Знать порядок выполнения ЛЗ слов. | Самостоятельная работа. | |||
165 | Антонимы. | Изучение нового материала. | Антонимы. Смысловая роль антонимов в речи. | Знать роль антонимов в речи. | Словарно-орфографическая работа. | |||
166 | Как описать предмет? | Рр. | Описание как тип речи. Типовая композиция описания. Научное и художественное описание. | Знать особенности описания как типа речи; типовую композицию описания. | Творческая работа. | |||
167 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | Изучение нового материала. | Общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова. Профессионализмы и диалектизмы. | Знать особенности употребления профессионализмов и диалектизмов. | Тестовые задания. | |||
168 | Историзмы, архаизмы, неологизмы. | Изучение нового материала. | Сфера употребления архаизмов, историзмов и неологизмов. | Знать особенности употребления устаревших слов и неологизмов. Уметь различать архаизмы и историзмы. | Комплексный анализ текста. | |||
169 | Заимствованные слова. | Изучение нового материала. | Сфера употребления заимствованных слов. Старославянизмы. | Знать особенности изменения и произношения некоторых заимствованных слов; роль старославянизмов в речи. | Комплексный анализ текста. | |||
170 | Как описать животное? | Рр. | Описание как тип речи. Описание животного. | Знать признаки описания как типа речи. | Мини-сочинение. | |||
171 | Фразеологизмы. | Изучение нового материала. | Фразеологизмы и крылатые выражения. | Знать источники происхождения и особенности употребления фразеологизмов; роль фразеологизмов в речи. | Комплексный анализ текста. | |||
172 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика и фразеология». | Урок повторения и обобщения знаний. | Лексическая ошибка и лексико-стилистический недочет. | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. | Словарная работа. | |||
МОРФОЛОГИЯ ( 29 часов) | ||||||||
Самостоятельные части речи ( 29 часов) | ||||||||
Имя существительное ( 29 часов) | ||||||||
173 | Введение в морфологию. | Изучение нового материала. | Грамматика и морфология. Самостоятельные части речи. | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки частей речи. | Словарно-орфографическая работа. | |||
174, 175 | Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные существительные. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Имя существительное как часть речи. Нарицательные и собственные. Одушевленные и неодушевленные. | Знать общее грамматическое значение, синтаксические и морфологические признаки существительного. Уметь разграничивать нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные существительные. | Словарно-орфографическая работа, комплексный анализ текста. | |||
176, 177, 178 | Род, число, падеж и склонение имен существительных. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Род, число, падеж и склонение имен существительных. Общий род имен существительных. | Знать алгоритм определения падежа существительных. Уметь определять род, число и падеж существительных. | Предупредительный диктант, словарно-орфографическая работа. | |||
179 | Контрольный диктант. | Урок контроля знаний. | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. | Диктант с грамматическим заданием. | |||
180 | Анализ диктанта. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками. | |||
181, 182 | Склонение существительных в единственном и во множественном числе. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Падежные окончания сущ-ых 1,2 и 3 склонения. Ь на конце сущ-ых после шипящих. | Знать способы выбора гласной в окончаниях существительных во мн. И ед.ч. Уметь склонять имена существительные, правильно писать падежные окончания. | Словарная работа, тестовые задания. | |||
183, 184 | Рассуждение разных стилях речи. | Рр. | Рассуждение как тип речи, его особенности в разных стилях речи. | Знать особенности рассуждения в разных стилях речи. | Комплексный анализ текста. | |||
185 | Разносклоняемые существительные. | Изучение нового материала. | Разносклоняемые существительные. | Знать существительные, входящие в группу разносклоняемых. Уметь определять склонение имен существительных. | Словарно-орфографическая работа. | |||
186 | Неизменяемые существительные. | Изучение нового материала. | Употребление неизменяемых существительных в речи. | Знать группы неизменяемых существительных. | Тестовые задания. | |||
187, 188 | Словообразование существительных с помощью суффиксов. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Способы словообразования суще-ых. Суффиксы имен сущ-ых. | Уметь образовывать сущ-ые с помощью суффиксов. | Объяснительный диктант. | |||
189, 190 | Правописание суффиксов имен существительных. | Урок-практикум. | Правописание суффиксов –чик, - щик и –ик , -ек. | Знать правила правописания суффиксов сущ-ых. | Выборочный диктант. | |||
191, 192 | Буквы о – е после шипящих в суффиксах сущ-ых. | Изучение нового материала. | Гласные о – е после шипящих в суффиксах сущ-ых. | Уметь применять правило правописания букв о – е в суффиксах сущ-ых после шипящих. | Распределительный диктант. | |||
193, 194, 195 | Словообразование существительных с помощью приставок. | Изучение нового материала и закрепления знаний. | Приставка, частица, часть корня. Условия выбора написания не с сущ.-ми | Знать значение приставок сущ-ых, правило слитного и раздельного написания не с сущ-ми. | Объяснительный диктант, тестовые задания. | |||
196 | Образование сложных существительных. | Изучение нового материала. | Способы образования сложных сущ-ых. Соединительные гласные о и е. Сложносокращенные сущ.-ые. | Знать способы образования сложных сущ-ых. Уметь выбирать соединительную гласную в сложных словах. | Объяснительный диктант. | |||
197 | Повторение и обобщение изученного об имени существительном. | Урок-практикум. | Морфология. Орфография. Различия самостоятельных частей речи. | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь правильно выбирать орфограммы. | Тестовые задания. | |||
198 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Урок контроля знаний. | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. | Диктант с грамматическим заданием. | |||
199 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками. | |||
200, 201 | Сочинение по картине. | Рр. | Биографические сведения о художнике. Творческая история картины. Стиль и тип речи. | Уметь самостоятельно писать сочинение по картине. | Сочинение. | |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ ( 9 часов) | ||||||||
202, 203 | Повторение и обобщение изученного по орфографии. | Комбинированные уроки. | Язык, его разделы. Типы и стили речи. Орфография. | Знать изученные орфограммы. Уметь применять правила правописания. | Словарный диктант, комплексный анализ текста. | |||
204, 205 | Повторение и обобщение изученного по пунктуации. | Комбинированные уроки. | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. | Знать изученные пунктограммы. Уметь применять правила пунктуации. | Комплексный анализ текста. | |||
206 | Повторение и обобщение изученного по культуре речи. | Урок-практикум. | Лексический разбор. Комплексный анализ текста. | Уметь систематизировать и обобщать изученный материал. | Комплексный анализ текста. | |||
207 | Итоговый контрольный диктант. | Урок контроля знаний. | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь писать текст под диктовку. | Диктант с грамматическим заданием. | |||
208 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками. | |||
209, 210 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-192840-1359624659.jpg)
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...