Программы по русскому языку.
рабочая программа по русскому языку по теме

Бороздунова Мария Александровна

Программы по русскому языку 5 - 11 класс. Ред. В.В.Бабайцева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_po_russkomu_yazyku.rar575.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу В.В.Бабайцевой.

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное  распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели обучения

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языком материалом.

Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Место предмета

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 210 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы.

О языке – 4 часа

Вводный курс – 88 часов:

        Морфология и орфография – 37 часов.

        Синтаксис и пунктуация – 51 час.

Основной курс – 118 часов.

        Фонетика и графика – 18 часов.

        Морфемика и словообразование – 42 часа.

        Лексикология и фразеология – 20 часов.

        Морфология (Имя существительное) – 29 часов.

Повторение изученного в 5 классе – 9 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса.

Учащиеся должны знать: 

  • основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
  • изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
  • признаки текста; средства связи предложений в тексте;
  • основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
  • функционально-смысловые типы речи, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 классе; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь: 

  • различать изученные стили речи;
  • определять тему, основную мысль текста,
  • функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

  • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
  • владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
  • создавать текст заданного стиля и типа речи;
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

        Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
  • получения знаний по другим учебным предметам.

Используемый учебно-методический комплекс

        1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

        2. Русский язык. Практика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.К. Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2008.

        3. Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

Содержание учебного курса.

Введение

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку

Роль языка в жизни общества

ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография

Орфограмма. 

Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Правописание гласных перед суффиксом и в окончании глаголов.

Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.

Глаголы с -тс я и -тъся.

Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными .

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. Предложения с обращениями.         Знаки препинания в предложении с обращением. Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о литературном языке

Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Выразительные средства фонетики. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ. Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и и ы после ц. Орфографический словарь. Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.

Морфемика.  Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка. Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования. Правописание сложных и сложносокращенных слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных и — о. Правописание корней с чередованием гласных г и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на |(с). Правописание приставок роз- {рос) раз-(рас). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-. Словообразовательные и этимологические словари русского языка.

Лексика. Понятие о лексике. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение над  использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи. Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов. Повторение. Резерв.

Развитие связной речи

Устная и письменная формы речи. Речь диалогическая и монологическая. Понятие о связном тексте. Тема. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте. Выразительные средства в устной речи. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.


Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к ЗУН учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

О ЯЗЫКЕ (4 часа)

1

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Изучение нового материала.

Содержание УМК. Язык-средство общения.

Знать содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем.

Развернутый ответ по теме урока.

2

Роль языка в жизни общества.

Изучение нового материала.

Понятие речи. Стили речи.

Знать функции языка в жизни человека. Уметь работать со словарями.

Словарный диктант.

3,4

Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи?

Рр.

Речь, текст. Лексика, орфография и пунктуация в письменном тексте.

Знать понятие речь. Уметь слушать и самостоятельно составлять текст по теме урока.

Текущий контроль.

ВВОДНЫЙ КУРС (88 часов)

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (37 часов)

5

Орфограмма.

Изучение нового материала.

Орфограмма. Орфография.

Знать понятие орфограмма, виды и группы орфограмм

Текущий контроль.

6,7

Безударные гласные в корне слова.

Изучение нового материала.

Безударные гласные в корне слова. Аргументация при выборе орфограммы.

Знать правописания безударных гласных в корне.

Словарная работа, объяснительный диктант.

8

Безударные гласные в приставках. Гласные и,у,а после шипящих.

Изучение нового материала.

Шипящие согласные. Гласные и,у,а после шипящих. Условия выбора орфограммы.

Знать правила правописания гласных и,у,а после шипящих, правила правописания безударных гласных в приставках.

Словарная работа, объяснительный диктант.

9,10, 11

Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные.

Изучение нового материала и закрепления знаний.

Гласные и согласные звуки. Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Орфоэпия. Звукопись. Фонетический разбор слова.

Знать парные и непарные звонкие и глухие согласные. Уметь распознавать гласные и согласные звуки, парные и непарные звонкие и глухие согласные, удвоенные согласные.

Словарно-орфоэпическая работа.

12

Контрольный диктант.

Урок практикум.

Орфография, пунктуация.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания к нему.

Диктант с грамматическим заданием.

13

Анализ контрольного диктанта.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

14

Самостоятельные и служебные части речи

Изучение нового материала.

Морфология. Система частей речи в русском языке.

Знать систему частей речи, признаки, по которым различаются самостоятельные и служебные части речи.

Тестовые задания, словарный диктант.

15, 16, 17

Самостоятельные части речи. Имя существительное.

Изучение нового материала и закрепления знаний.

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор существительных.

Знать значение, морфологические признаки существительных. Уметь выполнять морфологический разбор существительных.

Распределительный диктант, тестовые задания.

18,19

Имя прилагательное.

Изучение нового материала и закрепления знаний.

Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительным

Знать значение, морфологические признаки прилагательного.

Предупредительный диктант, тестовые задания.

20,21

Что такое диалог и монолог?

Рр.

Монологическая и диалогическая речь. Стили речи в русском языке.

Уметь распознавать монологическую и диалогическую речь, выразительно читать тексты.

Творческая работа.

22,23,24

Глагол.

Изучение нового материала и закрепления знаний, уроки-практикумы.

Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола. Время глагола. Правописание глаголов в форме прошедшего времени.

Знать значение и морфологические признаки глагола.  Уметь изменять глаголы по временам, грамотно писать глаголы в форме прошедшего времени.

Словарный диктант.

25,26,27

Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Изучение нового материала и закрепления знаний.

Глаголы в форме наст. и буд. Вр. Спряжение глаголов. Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица ед.ч.

Знать особенности  изменения глаголов в форме настоящего и будущего времени. Уметь определять спряжение глаголов.

Объяснительный диктант. Тестовые задания.

28

Правописание не с глаголоами. Глаголы на –тся и -ться

Изучение нового материала.

Частица и приставка не. Правописание не с глаголами. Морфологические и синтаксические признаки глаголов. Правописание –тся и –ться.

Знать правила правописания не с глаголами, -тся и –ться в глаголах, роль глаголов в речи. Уметь различать частицу и приставку не.

Словарная работа, тестовые задания.

29

Повторение и обобщение изученного о глаголе.

Урок-практикум.

Морфологические и синтаксические признаки глаголов. Правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов.

Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь выполнять морфологический разбор глаголов.

Индивидуальные задания, предупредительный диктант.

30

Контрольный диктант.

Урок контроля знаний

Орфография, пунктуация, грамматические разборы.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания к нему.

Диктант  с грамматическим заданием.

31

Анализ контрольного диктанта.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

32

Как вести беседу?

Рр.

Диалог. Правила речевого поведения.

Знать правила ведения диалога. Уметь составлять план беседы.

Устный опрос.

33,34

Наречие.

Изучение нового материала и закрепления знаний.

Наречие как часть речи. Текст.

Знать морфологические признаки наречия. Уметь распознавать наречия.

Словарная работа.

35, 36

Местоимение.

Изучение нового материала и закрепления знаний.

Местоимение как часть речи. Роль местоимений в устной и письменной речи.

Знать особенности местоимения как части речи. Уметь распознавать местоимения в тексте.

Тестовые задания, словарно-орфографическая работа.

37,38

Служебные части речи. Предлог. Союз.

Изучение нового материала.

Служебные части речи. Предлоги и союзы как части речи. Правописание предлогов и союзов.

Знать особенности предлога и союза, их роль в предложении, правила правописания предлогов и союзов.

Словарный диктант.

39

Частица.

Изучение нового материала.

Частица как часть речи. Раздельное написание частиц с другими словами.

Знать особенности частицы как части речи, роль частицы в предложении, правила раздельного написания частиц с другими словами.

Тестовые задания.

40

Итоговая работа по разделу «Морфология и орфография».

Урок-практикум.

Морфология и орфография как разделы языкознания.

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами.

Итоговая работа (диктант по тексту одного из упражнений)

41

Анализ итоговой работы

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в итоговой работе.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (51 час)

42,43,44

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Изучение нового материала и закрепления знаний.

Синтаксис и пунктуация. Связь слов в словосочетании и предложении.

Уметь на примере текстов определять, что синтаксис начинается со связи слов.

Объяснительный диктант, тестовые задания.

45

Что такое текст?

Рр.

Текст, его отличительные признаки.

Уметь определять тему и основную мысль, озаглавливать тексты, разграничивать целый текст и его часть (фрагмент)

Текущий контроль.

46

Предложение.

Изучение нового материала.

Предложение и его признаки. Границы предложений. Интонация.

Знать универсальные признаки предложения. Уметь определять границы предложения.

Объяснительный диктант, тестовые задания.

47

Виды предложений по цели высказывания

Изучение нового материала.

Повествовательная, вопросительная, побудительная интонация. Синтаксический разбор предложений.

Знать виды предложений по цели высказывания. Уметь соблюдать нужную интонацию.

Словарный диктант.

48

Невосклицательные и восклицательные предложения.

Изучение нового материала.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Знать виды предложений по эмоциональной окраске. Уметь различать восклицательные и невосклицательные предложения.

Тестовые задания.

49

Что значит писать и говорить на тему?

Рр.

Тема высказывания. Текст. Заглавие текста.

Знать взаимосвязь темы и заглавия текста. Уметь осмысливать тему, самостоятельно создавать текст.

Словарно-орфографическая работа.

50

Контрольное изложение.

Урок контроля знаний.

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план. Писать изложение.

Изложение.

51

Анализ контрольного изложения.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

52

Члены предложения.

Изучение нового материала.

Члены предложения. Связь между членами предложения.

Уметь устанавливать связи между членами предложения.

Тестовые задания.

53,54, 55, 56

Главные члены предложения.

Изучение нового материала и закрепления знаний.

Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения.

Знать взаимосвязь подлежащего и сказуемого. Уметь разграничивать главные и второстепенные члены предложения.

Выборочное письмо, тестовые задания.

57, 58

Сочинение о летнем происшествии.

Рр.

Тема сочинения. План сочинения.

Уметь писать сочинение на заданную тему.

Сочинение.

59,60, 61,62, 63

Второстепенные члены предложения.

Изучение нового материала и закрепления знаний

Распространенные и нераспространенные предложения. Виды второстепенных членов предложения.

Уметь различать распространенные и нераспространенные предложения.

Объяснительный диктант, тестовые задания.

64

Контрольный диктант по теме «Члены предложения».

Урок контроля знаний.

Орфография, пунктуация, грамматические задания.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять задания к нему.

Диктант с грамматическим заданием.

65

Анализ контрольного диктанта.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

66, 67

Словосочетание.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Словосочетание. Главное и зависимое слово.

Знать признаки и структуру словосочетания. Уметь выделять словосочетания из предложения.

Тестовые задания.

68,69, 70,71

Предложения с однородными членами.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Знать способы связи однородных членов предложения. Уметь правильно расставлять знаки препинания.

Предупредительный диктант.

72

Главное в тексте – основная мысль.

Рр.

Идея и основная мысль текста.

Уметь слушать и анализировать тексты, определять их основ. мысль.

Комплексный анализ текста.

73,74

Изложение.

Рр.

Тема, основная мысль, план текста. Структура текста.

Уметь писать изложение.

Изложение.

75,76

Предложения с обращениями.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Способы выражения обращений.

Уметь распознавать  обращения в предложениях и выделять запятыми.

Словарно-орфографическая работа, тестовые задания.

77,78

Предложения с вводными словами.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Вводные слова, их художественные и стилистические особенности. Знаки препинания при вводных словах.

Уметь различать вводные слова и члены предложения.

Устный опрос.

79,80, 81,82

Сложное предложение.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Основные виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложного предложения.

Знать основные виды сложных предложений. Уметь различать простые и сложные предложения.

Текущий контроль.

83

Для чего нужен план?

Рр.

План как важная составляющая в работе над текстом. Смысловые отношения между предложениями в тексте.

Знать роль плана в работе над текстом. Уметь определять последовательность  предложений в тексте.

Комплексный анализ текста.

84,85, 86

Предложения с прямой речью. Диалог.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Структурные части предложений с прямой речью – слова автора и прямая речь. Диалог. Интонация.

Уметь распознавать предложения с прямой речью и расставлять в них знаки препинания.

Текущий контроль.

87,88

Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Уроки-практикумы.

Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор.

Уметь использовать в практической работе полученные знания.

Тестовые задания.

89

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

Урок контроля знаний.

Орфография, пунктуация, грамматические разборы.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания.

Диктант с грамматическим заданием.

90

Анализ контрольного диктанта.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками

91,92

Как связать предложения в тексте?

Рр.

Виды грамматической связи. Сочинение-миниатюра.

Уметь писать сочинение-миниатюру.

Сочинение-миниатюра.

ОСНОВНОЙ КУРС ( 118 часов)

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. (18 часов)

93

Основные разделы науки о русском языке. Понятие о литературном языке.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Основные разделы науки о языке. Литературный язык. Языковые нормы литературного языка.

Знать основные разделы науки о языке. Уметь рассматривать в практическом плане языковые нормы.

Тестовые задания.

94

Звуки речи.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Фонетика и орфоэпия. Буква и звук. Гласные и согласные звуки.

Знать назначение русской орфографии. Уметь различать гласные и согласные звуки, использовать на практике орфографические правила.

Выборочный диктант.

95

Звуки речи и буквы. Алфавит.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Звуки речи и буквы. Графика.

Знать порядок и правильные названия букв в русском алфавите, историю русского алфавита. Уметь различать звуки и буквы.

Объяснительный диктант.

96

Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов.

Изучение нового материала.

Слог. Количество слогов в слове.

Знать различия между гласными и согласными звуками, правила переноса слов.

Словарный диктант.

97

Ударение.

Комбинированный урок.

Особенности русского ударения. Логическое ударение.

Знать особенности русского ударения. Уметь определять ударные слоги в словах, читать, соблюдая правильную информацию.

Комплексный анализ текста.

98

Орфография. Типы орфограмм в звучащем слове.

Комбинированный урок.

Орфография. Типы орфограмм.

Знать изученные орфограммы. Уметь находить место орфограммы в слове.

Орфографический диктант.

99

Безударные гласные в корне слова.

Изучение нового материала .

Ударные и безударные гласные. Проверяемые и непроверяемые.

Знать способы проверки правописания  безударных гласных в корне слова.

Тестовые задания, объяснительный диктант.

100, 101

Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные.

Знать различия между звонкими и глухими согласными. Правила правописания слов с непроизносимыми и удвоенными согласными.

Словарно-орфографическая работа.

102

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью ь.

Изучение нового материала.

Твердые и мягкие согласные. Смягчающая функция ь. Грамматическая форма.

Знать различия между  твердыми и мягкими согласными; способы обозначения мягкости согласных.

Тестовые задания.

103

Значения букв е, ё, ю, я. Правописание разделительных ь и ъ

Изучение нового материала.

Двойная роль букв е,ё,ю,я. Разделительная функция ъ и ь. Транскрипция.

Знать значения букв е,ё,ю,я; правила правописания разделительных ъ и ь.

Объяснительный диктант.

104, 105

Гласные после шипящих и ц.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Гласные и,у,а после шипящих. Гласные и – ы после ц. Слова-исключения.

Знать условия выбора гласных после шипящих и ц и слова-исключения из этого правила.

Словарный диктант, тестовые задания.

106

Мягкий знак после шипящих.

Изучение нового материала.

Условия написания ь после шипящих.

Знать условия написания ь после шипящих.

Объяснительный диктант.

107, 108

Повторение и обобщение изученного в разделе «Фонетика. Графика»

Уроки повторения и обобщения знаний.

Фонетика. Графика. Орфография.

Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Словарная работа, тестовые задания.

109

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика»

Урок контроля знаний.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

Диктант с грамматическим заданием.

110

Анализ контрольного диктанта.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (42 часа)

111

Понятие о морфемике.

Изучение нового материала.

Морфемика. Орфоэпия. Орфография.

Уметь определять состав слов.

Словарный диктант.

112, 113

Основа слова и окончание.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Окончание. Основа. Формы одного и тоже слова.

Знать функции окончания и основы в слове. Уметь находить окончание и основу в словах.

Комплексный анализ текста.

114, 115

Корень слова.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Значимая часть слова – корень. Способы определения корня слова.

Знать функции корня в слове. Уметь выделять корень в словах.

Тестовые задания.

116, 117

Приставка и суффикс.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Приставка. Суффикс. Единообразное написание приставок.

Знать функции  приставки и суффикса в слове. Уметь выделять приставки и суффиксы в слове.

Комплексный анализ текста.

118

Стили речи. Разговорный стиль.

Рр.

Стили речи. Разговорный стиль. Цель высказывания. Адресат

Знать признаки разговорного стиля, принцип деления текста на части.

Комплексный анализ текста.

119, 120

Чередование звуков в корне слова.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.

Знать основные случаи чередования звуков в корне. Уметь выделять корни с чередованием звуков.

Тестовые задания, орфографическая работа.

121

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний.

Изучение нового материала.

Полногласные и неполногласные сочетания.

Знать источники появления в языке полногласных и неполногласных сочетаний.

Словарно-орфографическая работа.

122

Морфемный разбор слов.

Урок- практикум.

Морфемика. Орфография. Морфемный разбор.

Уметь выполнять морфемный разбор.

Комплексный анализ текста.

123

Книжные стили. Научный стиль.

Рр.

Научный стиль. Синтаксический строй текстов научного стиля.

Знать признаки научного стиля.

Комплексный анализ текста.

124, 125, 126, 127

Безударные гласные в корне слова. Правописание корней с чередованием а - о

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Безударные гласные в корне. Корни с чередованием.

Знать правила правописания гласных в корне.

Объяснительный диктант.

128, 129, 130

Правописание корней с чередованием е – и.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Корни с чередованием.

Знать общий способ написания корней с чередованием е – и.

Словарный диктант, предупредительный диктант.

131

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Урок контроля знаний.

Орфография, пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять задания к нему.

Диктант с грамматическим заданием.

132

Анализ контрольного диктанта.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

133

Художественный стиль.

Рр.

Художественный стиль. Цель художественного стиля. Изобразительные средства языка.

Знать признаки и цель художественного стиля; изобразительные средства языка.

Словесное рисование, творческая работа.

134, 135, 136

Правописание приставок, не изменяющихся на письме.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Единообразное написание приставок в словах.

Уметь правильно писать приставки, не изменяющие на письме.

Словарная работа, тестовые задания, проверочный диктант.

137, 138, 139

Правописание приставок, оканчивающихся на з – с. Приставки рос- - рас-.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Приставки на з – с. Приставки рос-рас.

Уметь правильно писать слова с приставками, оканчивающимися на з – с и приставками рас-рос.

Тестовые задания, проверочный диктант.

140

Гласные и – ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Изучение нового материала.

Состав слова. Гласные и – ы после приставок на согласный.

Знать условия выбора гласных и – ы после приставок на согласный. Уметь определять состав слова.

Комплексный анализ текста.

141, 142

Контрольное изложение.

Урок контроля знаний.

Тема, основная мысль, план текста.

Уметь писать изложение.

Изложение.

143, 144, 145, 146, 147

Правописание приставок пре– и при-.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Приставки пре- - при, условие выбора гласных е – и в приставках.

Знать значение приставок пре- - при-.

Словарный диктант, предупредительный диктант.

148

Повторение и обобщение  изученного в разделе «Морфемика и словообразование»

Урок повторения и обобщения знаний.

Морфемика. Словообразование, Морфема. Орфография.

Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь выполнять морфемный разбор слов и определять способ их образования.

Тестовые задания. Самостоятельная работа.

149

Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование»

Урок контроля знаний.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

Диктант с грамматическим заданием.

150

Анализ контрольного диктанта.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

151

Типы речи.

Рр.

Тип речи. Повествование, описание, рассуждение.

Знать признаки разных типов речи. Уметь различать типы речи.

Сочинение-миниатюра.

152

Повествовать – значит рассказывать.

Рр.

Устная и письменная речь. Повествование как тип речи.

Знать особенности повествования как типа речи.

Творческая работа.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ (20 часов)

153

Словарное богатство русского языка.

Изучения нового материала.

Лексика. Словарное богатство языка. Активный запас слов. ЛЗ слова.

Уметь расширять активный словарный запас; определять, какие лз может иметь слово.

Текущий контроль.

154, 155

Лексическое значение слова.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

ЛЗ слова. Структура, способы толкования ЛЗ слова. Паронимы.

Знать способы толкования лз слов в толковых словарях. Уметь определять лз слов с помощью толкового словаря.

Выборочный диктант, тестовые задания.

156, 157

Однозначные и многозначные слова.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

ЛЗ слова. Однозначные и многозначные слова.

Знать способы обозначения многозначных слов в толковых словарях.

Распределительный диктант, словарно-орфографическая работа.

158

Прямое и переносное значение слова.

Изучение нового материала.

Прямое и переносное значение слова.

Знать различия в употреблении и худ.-эстетическую функцию слов и с/с в прямом и переносном значении.

Комплексный анализ текста, тестовые задания.

159, 160

Выборочное изложение.

Рр.

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи.

Уметь определять тему и основную мысль текста, писать выборочное изложение.

Выборочное изложение.

161

Омонимы.

Изучение нового материала.

Омонимы. Разграничение омонимов и многозначных слов.

Знать различия между омонимами и многозначными словами.

Тестовые задания.

162, 163

Синонимы.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Синонимы. Группы синонимов.

Знать главный признак синонимов, группы синонимов, роль синонимов в речи. Уметь работать со словарем синонимов.

Выборочный диктант.

164

Лексический разбор слов.

Урок-практикум.

Лексический разбор. Словарная статья.

Знать порядок выполнения ЛЗ слов.

Самостоятельная работа.

165

Антонимы.

Изучение нового материала.

Антонимы. Смысловая роль антонимов в речи.

Знать роль антонимов в речи.

Словарно-орфографическая работа.

166

Как описать предмет?

Рр.

Описание как тип речи. Типовая композиция описания. Научное и художественное описание.

Знать особенности описания как типа речи; типовую композицию описания.

Творческая работа.

167

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Изучение нового материала.

Общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова. Профессионализмы и диалектизмы.

Знать особенности употребления профессионализмов и диалектизмов.

Тестовые задания.

168

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

Изучение нового материала.

Сфера употребления архаизмов, историзмов и неологизмов.

Знать особенности употребления устаревших слов и неологизмов. Уметь различать архаизмы и историзмы.

Комплексный анализ текста.

169

Заимствованные слова.

Изучение нового материала.

Сфера употребления заимствованных слов. Старославянизмы.

Знать особенности изменения и произношения некоторых заимствованных слов; роль старославянизмов в речи.

Комплексный анализ текста.

170

Как описать животное?

Рр.

Описание как тип речи. Описание животного.

Знать признаки описания как типа речи.

Мини-сочинение.

171

Фразеологизмы.

Изучение нового материала.

Фразеологизмы и крылатые выражения.

Знать источники происхождения и особенности употребления фразеологизмов; роль фразеологизмов в речи.

Комплексный анализ текста.

172

Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика и фразеология».

Урок повторения и обобщения знаний.

Лексическая ошибка и лексико-стилистический недочет.

Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Словарная работа.

МОРФОЛОГИЯ ( 29 часов)

Самостоятельные части речи ( 29 часов)

Имя существительное ( 29 часов)

173

Введение в морфологию.

Изучение нового материала.

Грамматика и морфология. Самостоятельные части речи.

Знать  общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки частей речи.

Словарно-орфографическая работа.

174, 175

Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные существительные.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Имя существительное как часть речи. Нарицательные и собственные. Одушевленные и неодушевленные.

Знать общее грамматическое значение, синтаксические и морфологические признаки существительного. Уметь разграничивать нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные существительные.

Словарно-орфографическая работа, комплексный анализ текста.

176, 177, 178

Род, число, падеж и склонение имен существительных.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Род, число, падеж и склонение имен существительных. Общий род имен существительных.

Знать алгоритм определения падежа существительных. Уметь определять род, число и падеж существительных.

Предупредительный диктант, словарно-орфографическая работа.

179

Контрольный диктант.

Урок контроля знаний.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

Диктант с грамматическим заданием.

180

Анализ диктанта.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

181,

182

Склонение существительных в единственном и во множественном числе.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Падежные окончания сущ-ых 1,2 и 3 склонения. Ь на конце сущ-ых после шипящих.

Знать способы выбора гласной в окончаниях существительных во мн. И ед.ч. Уметь склонять имена существительные, правильно писать падежные окончания.

Словарная работа, тестовые задания.

183, 184

Рассуждение  разных стилях речи.

Рр.

Рассуждение как тип речи, его особенности в разных стилях речи.

Знать особенности рассуждения в разных стилях речи.

Комплексный анализ текста.

185

Разносклоняемые существительные.

Изучение нового материала.

Разносклоняемые существительные.

Знать существительные, входящие в группу разносклоняемых. Уметь определять склонение имен существительных.

Словарно-орфографическая работа.

186

Неизменяемые существительные.

Изучение нового материала.

Употребление неизменяемых существительных в речи.

Знать группы неизменяемых существительных.

Тестовые задания.

187, 188

Словообразование существительных с помощью суффиксов.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Способы словообразования суще-ых. Суффиксы имен сущ-ых.

Уметь образовывать сущ-ые с помощью суффиксов.

Объяснительный диктант.

189, 190

Правописание суффиксов имен существительных.

Урок-практикум.

Правописание суффиксов –чик, - щик и –ик , -ек.

Знать правила правописания суффиксов сущ-ых.

Выборочный диктант.

191, 192

Буквы о – е после шипящих в суффиксах сущ-ых.

Изучение нового материала.

Гласные о – е после шипящих в суффиксах сущ-ых.

Уметь применять правило правописания букв о – е в суффиксах сущ-ых после шипящих.

Распределительный диктант.

193, 194, 195

Словообразование существительных с помощью приставок.

Изучение нового материала  и закрепления знаний.

Приставка, частица, часть корня.  Условия выбора написания не с сущ.-ми

Знать значение приставок сущ-ых, правило слитного и раздельного написания не с сущ-ми.

Объяснительный диктант, тестовые задания.

196

Образование сложных существительных.

Изучение нового материала.

Способы образования сложных сущ-ых. Соединительные гласные о и е. Сложносокращенные сущ.-ые.

Знать способы образования сложных сущ-ых.  Уметь выбирать соединительную гласную в сложных словах.

Объяснительный диктант.

197

Повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Урок-практикум.

Морфология. Орфография. Различия самостоятельных частей речи.

Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь правильно выбирать орфограммы.

Тестовые задания.

198

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Урок контроля знаний.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

Диктант с грамматическим заданием.

199

Анализ контрольного диктанта.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

200, 201

Сочинение по картине.

Рр.

Биографические сведения о художнике. Творческая история картины. Стиль и тип речи.

Уметь самостоятельно писать сочинение по картине.

Сочинение.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ ( 9 часов)

202, 203

Повторение и обобщение изученного по орфографии.

Комбинированные уроки.

Язык, его разделы. Типы и стили речи. Орфография.

Знать изученные орфограммы. Уметь применять правила правописания.

Словарный диктант, комплексный анализ текста.

204, 205

Повторение и обобщение изученного по пунктуации.

Комбинированные уроки.

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение.

Знать изученные пунктограммы. Уметь применять правила пунктуации.

Комплексный анализ текста.

206

Повторение и обобщение изученного по культуре речи.

Урок-практикум.

Лексический разбор. Комплексный анализ текста.

Уметь систематизировать и обобщать  изученный материал.

Комплексный анализ текста.

207

Итоговый контрольный диктант.

Урок контроля знаний.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь писать текст под диктовку.

Диктант с грамматическим заданием.

208

Анализ контрольного диктанта.

Урок коррекции знаний.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

209, 210

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...