«Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся»
материал по русскому языку по теме

Денисова Ирина Николаевна

Работа на конкурс педагогического мастерства учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_ped_masterstva.doc341.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

«Проектная технология как средство развития

познавательных интересов учащихся»

                                                           Автор: Денисова Ирина Николаевна,

                                                              учитель русского языка

                                                                                  и литературы МБОУ «СОШ №10»

г. Когалым Тюменской области,

2013 год

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………………………..1

  1. Основная часть
  1.  Педагогическая целесообразность проектной технологии……………………… .……….4
  2.  Организация проектной деятельности в учебной работе……………………………….….6
  3.  Проектная деятельность во внеурочное время ……….………………………………….…8
  4.  Описание основных методов и методик, используемых в представляемом   педагогическом опыте ………………………………………………………..………....…...10
  5.  Результативность педагогического опыта ………………………………………………....11
  6.  Технологичность представляемого педагогического опыта ……………………….…….12
  7.  Описание основных элементов педагогического опыта…………………………….…….13
  8.  Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта ………..…………..…...15

  3.  Заключение ………………………………………………………………………………………...16

                                                                                    «Не существует сколько-нибудь достовер-ных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

                                                А.Н. Колмогоров

1. Введение.

             В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятель-ному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способ-ности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе ис-пользования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

             Значительно меняется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познава-тельных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.  Человек XXI века  должен обладать  следующими  основополагающими умениями  и качествами:

  • творчество и любознательность, открытость новым  перспективам, точкам зрения;
  • критическое и системное мышление,  понимание взаимосвязей в сложных системах;
  • умение работать с информацией и медиасредствами;
  • межличностное взаимодействие и сотрудничество;
  • умение ставить и решать проблемы;
  • направленность на саморазвитие, поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;
  • социальная ответственность.  

             Эти высокие требования подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятель-ности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода  на ФГОС нового поколения понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. Именно в этом и заключается актуальность данной темы.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии,  профессиональным инте-ресам педагогической общественности.

Цель опыта – обосновать положительное влияние проектной технологии на познавательную активность учащихся.

Объект исследования: педагогический опыт по использованию проектной технологии в процессе обучения.

Предмет исследования: проектная технология как средство познавательной деятельности.

Гипотеза: если систематически   использовать проектные методы обучения, то следует ожидать повышения уровня успеваемости обучающихся, так как их применение способствует формированию ключевых компетенций, продуктивному усвоению учебного материала, творческого подхода к учебному материалу, обогащению социального опыта обучающихся.

Новизна педагогического опыта состоит в создании целостной системы работы по формированию навыков проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.

         Методы исследования:

  • анализ литературы по проблемам совершенствования школьного образования;
  • наблюдение педагогического процесса;
  • анализ личного опыта преподавания.

2. Основная часть

2.1. Педагогическая целесообразность проектной технологии

 

             Русский язык  и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать учебные задачи.
            В основном звене школы ученикам довольно часто  поручаются различные виды самосто-ятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют такие задания. Это и понятно. Кроме того, им хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной. Именно поэтому выполнение небольших индивидуальных проектов вполне доступно, практи-чески, всем ученикам школы.

             Для меня метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. Он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда. Данная работа содержит некоторые методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее практическая направленность. Положительные особенности проектного обучения я вижу в следующем:

Это – конструктивистский подход к обучению. Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением.

             Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях.

Развивает познавательные интересы.

             Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, вза-имодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.  Многие умения, форми-рующиеся в процессе работы над проектом,  –  те, что востребованы сегодня работодателями:

  • способность работать с другими
  • принимать продуманные решения
  • проявлять инициативу
  • решать комплексные проблемы

Проектная технология - благо для ученика:

  • возрастает мотивация,
  • повышается результаты в учёбе,
  • развивается мышление высокого уровня,
  • расширяется сотрудничество,
  • растёт уровень самоконтроля.
  • развивается познавательный интерес

А что же такое проект?

 Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

     Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом[1]; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

             Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполага-ющим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практи-ческое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

             Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка опреде-ленной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практи-ческого результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. 

             Цель проектной деятельности на уроках русского языка и  литературы - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

             Задачи проектной деятельности:

  •  формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют  развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
  •   повышать самооценку обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и   полученных результатов.

Характерные особенности проектного  метода обучения

  • наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе  
  •  реально достижимая цель - решение исходной проблемы  
  • проектный продукт, который создаётся  в ходе его работы и становится средством решения проблемы проекта. 
  • предварительное планирование работы  от исходной проблемы до реализации цели проекта                  изучение литературы и других источников информации
  • отбор  информации с проведением   экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения
  • отчёт о ходе проекта, в котором описываются   этапы работы,
  • публичная защита, презентация результата  

  Умения и навыки учащихся, необходимые при проектировании.

             На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. В контексте метода проектов они называются специфическими. Это проблема-тизация,  целеполагание, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, пре-зентация,  коммуникативность, умение принимать решения.

             В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимо-действия с партнерами.

               На уроках русского языка метод проектов   используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.  Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении.  

       При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения.                                                                  Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбини-рования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изме-няющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня ком-муникабельности, то есть  расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

 Проектная деятельность должна отвечать следующим требованиям: 

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требую-щей поиска для ее решения.
  • Проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной.  
  • В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
  • Использование исследовательских методов.
  • Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избран-ной области исследования.
  • Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

2.2.  Организация проектной деятельности в учебной работе.

             В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка:

  • информационный,
  • ролевой  
  • практико-ориентированный  
  • творческий
  • исследовательский  

             В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты:


           
Информационный проект  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографии-ческие данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника, «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развле-кательных передач». 

             В качестве примера такого типа проектов может быть приведён алгоритм работы учащихся 6 класса  по теме: «Образ Левши Лескова современен?»

Проблема

Талантлив ли русский народ?

Обоснование

Недостаточно сведений о том, сохранились ли в России умельцы типа «Левши» Лескова.

Кто они? Чем занимаются? Отношение к ним в обществе.

Что делать?

Собрать информацию о современных умельцах, уметь кратко рассказать об их достижениях. Создать красочную презентацию

Как?

С использованием ИКТ

Что получить? (результат)

Презентации учащихся о современном Левше. Устное выступление перед классом на данную тему. Сформировать патриотические качества личности,

коммуникативную, информационную компетентность, общеучебные навыки, исследовательские умения.

 

             В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персо-нажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например, по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

 

             Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знание правил в жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия».  

            Организацию  практико-ориентированного проекта можно рассмотреть на примере урока по теме: «Паронимы».

Цель проекта: организовать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой происходит актуализация их знаний, формируется языковедческая компетенция.

Задачи:  

  • формировать общеучебные умения и навыки словарной работы;
  • учить взаимодействию при работе в группе;
  • повысить познавательный интерес к изучению языковых явлений;
  • способствовать подготовки к ЕГЭ по русскому языку;

Основополагающий вопрос: трудно ли иностранцу выучить  русский язык?

Проблемный вопрос: как различить похожие в языке слова?

Вопросы проекта:

  • что такое паронимы?
  • какие словари существуют?
  • в чем необходимость разработки словаря паронимов?
  • достаточно ли у вас знаний и навыков для выполнения проекта?
  • зачем создавать еще один словарь?
  • что нового мы узнаем в процессе проектной деятельности?

Этапы работы над проектом:

  • Вводное занятие.
  • Технологический.
  • Создание словаря.
  • Защита проекта в рамках внеклассного мероприятия.

   Распределение ролей в проектной группе:

  • ученик – субъект собственной деятельности, исследователь  и творец;
  • учитель – партнер и координатор личной творческой деятельности учащегося;
  • родитель – помощник, поддерживающий мотивацию и обеспечивающий самостоятельность ребенка при выполнении проектной деятельности;
  • библиотекарь – консультант  и эксперт.

             Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни».

              Организацию творческого проекта можно рассмотреть на примере урока литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Предлагая такие задания, как подобрать пословицы на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, словарь сибирских диалектов,   даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий и видеть результат своей работы в оформлении небольших отчётных работ.

 

               Проектная деятельность  по русскому языку включает в себя  актуальность избранной темы, обозначает  задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её про-веркой, обсуждение полученных результатов и распределения их по продолжительности.

            Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений», над такими проектами я веду работу  в группах.
            Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»).

 Недельные проекты выполняются в группах. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв - злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).  

             Для успешной работы на этапе презентации нужно научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

2.3. Проектная деятельность во внеурочное время

       Исследовательский проект

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на уроках, учащиеся смелее берутся за научно-исследовательскую работу, со знанием дела выполняют её и успешно защищают свои проекты на любом уровне.

Однако не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным.

При выборе темы исследования необходимо придерживаться определённых правил:

  • тема исследования должна быть интересна школьнику не только сегодня, но и в ближайшем будущем: он должен видеть возможность реализации полученных в ходе исследований знаний;
  • актуальной и оригинальной;  
  • должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение;
  • конкретной: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии.

В противном случае проект может получиться легковесным и поверхностным.

Общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания. Выполнение и оформление таких проектов предусматривает интеграцию знаний по различным предметам. 

При работе над проектом учителем составляется примерный план работы.

Этапы работы

Сроки

Отметка
о выполнении

Выбор и формулирование темы.

Подбор литературы
(не менее 5 - 8 источников).

Отбор и систематизация материала, составление плана.

Определение актуальности и значимости работы.  Выделение объекта и предмета исследования. Постановка цели и формули-рование задач. Формулирование гипотезы исследования.

Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование  и т.д.).

Работа над проектом (консультации преподавателя):
Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.

Оформление результатов исследования.
Подготовка доклада, сдача на проверку.

Подготовка к защите проекта.

Защита проекта (выступление с докладом)

       

Вся работа должна удовлетворять критериям научно-исследовательской деятельности:

  • Актуальность выбранного исследования.
  • Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
  • Умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы.
  • Владение автором специальным и научным аппаратом.
  • Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
  • Практическая и теоретическая значимость исследования.
  • Четкость выводов, обобщающих исследование.
  • Грамотность оформления работы: она должна быть чётко структурирована и соответствовала предъявляемым требованиям.

 

2.4. Описание основных медодов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Основные компоненты системы работы:

  • изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
  • включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;
  • подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
  • привлечение к созданию проектов учащихся по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;
  • использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
  • организация мониторинга формирования проектных умений;
  • диагностика уровня сформированности проектных умений;
  • оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;
  • участие в работе научно-практических конференций школьного, муниципального и  регионального уровней;
  • организация на базе школы районных семинаров для учителей информатики по содержанию  проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу учебной деятельности.

Виды деятельности:

  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и форму-лирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  • Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность

             Чем более свободно владеют школьники проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно-познавательной деятель-ности.  Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:

  • Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
  • Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
  • К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
  • Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
  • Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много.  

Необходимые ограничения и запреты:

             Ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокого мастерства.

2.5. Результативность педагогического опыта

Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время проводится мною с 2010 года по настоящее время.  После знакомства с методологической базой, я перешла к этапу привлечения  школьников к проектной деятельности как инструмента повышения качества образования.

 

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
  • положительная динамики уровня обученности;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  • прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

  • развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся;
  • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия учащимися;
  • высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

  После знакомства с методологической базой, я перешла к этапу привлечения  школьников к проектной деятельности как инструмента повышения качества образования.

 Результатом деятельности стали способности обучающихся, те самые компетентности, которые помогают социализации в сегодняшнем обществе, а также стабильные результаты в учебной и во внеклассной деятельности:  

  1. За  последние три  года успеваемость по русскому языку составляет 97%; качественные показатели -  45,5 %; по литературе  успеваемость составляет 100%; качество - 63 %.  (Приложение 1)
  2. Качество выполнения администативных контрольных работ по русскому языку составляет  45,6 %.
  3. Качественные показатели ГИА в 2011 году составляет 100 %.   (Приложение 2)

           Мои ученики показывают высокие знания на предметных школьных олимпиадах по русскому языку и литературе.  За три последних года   7  учащихся стали победителями и призёрами школьных, участниками городских олимпиад; 2 учащихся стали участниками Международной олимпиады.  (Приложение 3)

         

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью.  

Интенсивные занятия проектно-исследовательской деятельностью автора опыта со своими учениками обеспечили наличие призовых мест на научно-исследовательских конференциях школьников по культурологи, социологии в рамках городских, окружных, федеральных научно-практических конференций. За три года  на различных конкурсах было представлено 12 исследовательских работ, из них 5 работ отмечены грамотами школьного уровня, 2 – грамотами управления образования, 3 – регионального и 3 – Всероссийского уровней.  (Приложение 4)

Лучшие работы моих воспитанников опубликованы в материалах VIII Всероссийского   конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи     «Меня оценят в ХХI веке», в материалах  Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития регионов» (региональный этап), в альманахе «Кирилло-Мефодиевские чтения» в 2010 году.  

2.7. Технологичность представляемого педагогического опыта

Технологичность педагогического опыта определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и (или) его отдельных элементов другими педагогами. На протяжении трёх  лет проходило распространение опыта среди педагогов.

Распространение педагогического опыта  проводилось на школьном, муниципальном,   Всероссийском уровне.

Школьный уровень

Год

Форма

Тема

2011

Заседание методического объединения учителей русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.

2012

Педагогический совет

Работа с одарёнными детьми.

2013

Педагогический совет

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта – знакомство
с методическими наработками.

Муниципальный уровень:

Год

Форма

Тема

2012

Сетевой семинар

«Использование проектной деятельности на уроке и после урока»

Всероссийский уровень:

Год

Форма

Тема

2011

Участие в педагогическом форуме  в рамках VIII-го Всероссийского молодёжного фестиваля «Меня оценят в XXI веке».

«Образование и общество: актуальные вопросы развития»

 2.7. Описание основных элементов педагогического опыта

             Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподава-емых мною предметов  «Русский язык» и «Литература», определяю цель: подготовить выпускни-ков, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

             В своей деятельности большую роль отвожу проектной технологии, предполагая, что если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для: 

  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося

             Проектная деятельность становится ведущей на уроках гуманитарного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. Cамым сложным становится  процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. В старших классах  проекты по русскому языку могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.  

             Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности  начинаю с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений  учащихся.

             Это позволяет ученикам осмыслить приобретаемые на других уроках и через другие формы учебно-познавательной деятельности навыки и соединить их в способ организации учебной работы. Но такая диагностика может быть использована в том случае, если учащиеся уже выполняли проекты и знакомы с алгоритмом осуществления данного вида деятельности. Предлагаемое анкетирование может быть проведено в начале и в конце создания проекта.

                       

Выделяются следующие этапы работы над проектом:

 

        

            Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над проектом на разных этапах деятельности разная.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Однако роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.  

Учителем для оценки развития проектных умений, соответствующих алгоритму работы над проектом, может быть использован анализ материалов, обеспечивающих организацию проектной деятельности.

 Так в целях эффективной организации проектной деятельности в классно-урочной системе обучения, я использую известную матрицу проекта. Она выполняет организационные, обучающие и оценочные функции. После презентации проекта матрица сдаётся учителю.  

Из совокупности разносторонних оценок и складывается оценка результатов проектного обучения школьников, которая позволяет эффективно организовывать проектную деятельность учащихся в дальнейшем.

2.8. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

             При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успеш-ности, результативности).

             Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание сте-пени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающее-гося.

Можно также оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

             В данном опыте учителю русского языка и литературы предлагается следующий метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации.

I. При оценивании технологии  подачи материала  учитывается:

  • формулировка и оформление слайдов доклада;
  • репетиция и приобретение уверенности в презентации;
  • абсолютное владение данной темой;
  • максимальное привлечение внимания аудитории;
  • получение отзывов у аудитории

 II. При оценивании технологии создания презентации учитывается:

  • работа с текстом: оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;
  • работа с фоном
  • общее дизайнерское решение презентации

 III. Общая оценка проекта в баллах:

  • Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.
  • Оформление проекта (от 1 до 5 баллов)  
  • Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут на уроке; 10-12 минут на исследовательской конференции.

      Общая оценка в баллах: сумма баллов до 8 – оценка “удовлетворительно”,
          8  – 11 баллов – оценка “
хорошо”,
          12 – 13 баллов – оценка “
отлично”.

 

3. Заключение.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии
в системе учебных занятий гуманитарного цикла, делаю следующие выводы:

  • Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
  • Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся русскому языку и литературе, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
  • Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

             Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффектив-ной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень внутренней мотивации учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, общее интеллектуальное развитие, уровень компьютерной грамотности.

             Однако использование проектной методики все ещё уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информирован-ностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обу-чения,  консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существу-ющими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообу-чению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.  

             Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту нелёгкую задачу.

 

Приложения

                               Итоговая  успеваемость по предметам за 3 года

                                                                                                                                                 Приложение 1

Год

Русский язык

Литература

%

успеваемости

%

качества

%   успеваемости

%

качества

2009-2010

100

45

100

62

2010-2011

96

46

100

64

2011-2012

96

46

100

63

                                          Результаты  ГИА  по  русскому языку

                                                                                                                                              Приложение 2  

Год

Предмет

%

выбора

Успева

емость

Качество

Качество по городу

2009-

2010

Русский язык

21

100%

100%

Средний балл –

Результаты  административных  контрольных работ  по  русскому языку

                                                                                                                                           Приложение 3        

Год

Предмет

Выполняли работу

Успева

емость

Качество

2009-

2010

Русский язык

53

100

45

2010-2011

Русский язык

52

96

46

2011-2012

Русский язык

67

96

46

Достижения учащихся в   предметных олимпиадах

 

                                                                                                                                              Приложение 4        

Год 

Фамилия, имя учащегося 

Класс 

Предмет 

Результат 

2008-2009

Узяркина Анастасия

7  Б класс

Русский язык

2 место (школа)

Мишин Илья

7  Б класс

Русский язык

3 место (школа)

2009-2010

Узяркина Анастасия

8 Б класс

Русский язык

2 место (школа)

Мишин Илья

8 Б класс

Русский язык

3 место (школа)


2010-2011

Узяркина Анастасия

9 Б класс

Русский язык

2 место (школа)

Киршта Мария

9 Б класс

Русский язык

2 место (школа)

2011-2012 

Яхъяева Н.

5 Б класс

Русский язык

1 место (школа)

Артемьева Е.

10 А класс

Русский язык

1 место (школа)

Узяркина А.

10 А класс

Русский язык

2 место (школа)

Мишин Илья

10 А класс

Русский язык

участник IX Международной дистанционной олимпиады «Эрудит»

Галкина Полина

11 А класс

Русский язык

участник IX Международной дистанционной олимпиады «Эрудит» 

 2012-2013 

Яхъяева Н.

6 Б класс

Русский язык

1 место (школа)

Шмелёва Валерия

6 Б класс

Русский язык

2 место (школа)

Артемьева Е.

11 А класс

Русский язык

2 место (школа)

Шмелёва Валерия

6 Б класс

Литература

3 место (школа)

 Гайнулин Руслан

 6 Б класс

Литература

3 место (школа)

Достижения учащихся в научно-исследовательской работе

                                                                                                                                Приложение 5

Год 

Фамилия, имя учащегося 

Класс 

Предмет 

Результат 



2010-2011

Галкина Полина

10 класс

«Проблемы межнациональ-ных конфликтов в совре-менном обществе»

3 место

«Шаг в будущее» (город)

Галкина Полина

10 класс

«Проблемы межнациональ-ных конфликтов в совре-менном обществе»

2 место

 Всероссийская научно-практи-ческая  конференция

«Проблемы и перспективы раз-вития регионов» (региональ-ный этап)

2011-2012 

Галкина Полина

11 класс

«Проблемы межнациональ-ных конфликтов в совре-менном обществе»

2 место

Всероссийский конкурс науч-но-исследовательских и твор-ческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке» (Россия)

Артемьева Екатерина  

10 класс

«Бал как явление культу-ры»

3 место

«Шаг в будущее» (город)




2012-2013 

Артемьева Екатерина  

10 класс

«Бал как явление культу-ры»

3 место

Региональный этап Всерос-сийского Научно-исследова-тельского конкурса имени Д.И. Менделеева  

Павлова Валерия

9 класс

«Проблемы конфликтов в подростковой среде»

2 место

Региональный этап Всерос-сийского Научно-исследова-тельского конкурса имени Д.И. Менделеева  

Артемьева Екатерина  

10 класс

«Бал как явление культу-ры»

участие

Всероссийский Научно-иссле-довательский конкурс  имени Д.И. Менделеева  

Павлова Валерия

9 класс

«Проблемы конфликтов в подростковой среде»

участие

Всероссийский Научно-иссле-довательский конкурс  имени Д.И. Менделеева  

Павлова Валерия

9 класс

«Почему дети не любят трудиться?» (Проблемы трудового воспитания)

1 место

«Шаг в будущее» (город)

Павлова Валерия

9 класс

«Почему дети не любят трудиться?» (Проблемы трудового воспитания)

участие  

«Выбор профессии: проблемы и перспективы молодых спе-циалистов. Самоопределение, конкуренция, успех. Компе-тенции молодых специалис-тов» (округ)

Павлова Валерия

9 класс

«Почему дети не любят трудиться?» (Проблемы трудового воспитания)

                     участие

«Современные научные иссле-дования» (округ)

Артемьева Екатерина  

10 класс

«Бал как явление культу-ры»

                     участие

 «Современные научные иссле-дования» (округ)

                                   Итоговая  успеваемость по предметам за 3 года

                                                                                                                                                   Таблица 1

Год

Русский язык

Литература

%

успеваемости

%

качества

%   успеваемости

%

качества

2009-2010

100

45

100

62

2010-2011

96

46

100

64

2011-2012

96

46

100

63

                                          Результаты  ГИА  по  русскому языку

                                                                                                                                                    Таблица 2

Год

Предмет

%

выбора

Успева

емость

Качество

Качество по городу

2009-

2010

Русский язык

21

100%

100%

Средний балл –

Результаты  административных  контрольных работ  по  русскому языку

                                                                                                                                                   Таблица 3

Год

Предмет

Выполняли работу

Успева

емость

Качество

2009-

2010

Русский язык

53

100

45

2010-2011

Русский язык

52

96

46

2011-2012

Русский язык

67

96

46

Достижения учащихся в   предметных олимпиадах

Результатом работы стало успешное участие обучающихся в предметных олимпиадах по русскому языку.

                                                                                                                                                      Таблица4

Год 

Фамилия, имя учащегося 

Класс 

Предмет 

Результат 

2008-2009

Узяркина Анастасия

7  Б класс

Русский язык

2 место (школа)

Мишин Илья

7  Б класс

Русский язык

3 место (школа)

2009-2010

Узяркина Анастасия

8 Б класс

Русский язык

2 место (школа)

Мишин Илья

8 Б класс

Русский язык

3 место (школа)


2010-2011

Узяркина Анастасия

9 Б класс

Русский язык

2 место (школа)

Киршта Мария

9 Б класс

Русский язык

2 место (школа)

2011-2012 

Яхъяева Н.

5 Б класс

Русский язык

1 место (школа)

Артемьева Е.

10 А класс

Русский язык

1 место (школа)

Узяркина А.

10 А класс

Русский язык

2 место (школа)

Мишин Илья

10 А класс

Русский язык

участник IX Международной дистанционной олимпиады «Эрудит»

Галкина Полина

11 А класс

Русский язык

участник IX Международной дистанционной олимпиады «Эрудит» 

 2012-2013 

Яхъяева Н.

6 Б класс

Русский язык

1 место (школа)

Шмелёва Валерия

6 Б класс

Русский язык

2 место (школа)

Артемьева Е.

11 А класс

Русский язык

2 место (школа)

Шмелёва Валерия

6 Б класс

Литература

3 место (школа)

 Гайнулин Руслан

 6 Б класс

Литература

3 место (школа)

Достижения учащихся в научно-исследовательской работе

                                                                                                                                               Таблица 5

Год 

Фамилия, имя учащегося 

Класс 

Предмет 

Результат 



2010-2011

Галкина Полина

10 класс

«Проблемы межнациональ-ных конфликтов в совре-менном обществе»

3 место

«Шаг в будущее» (город)

Галкина Полина

10 класс

«Проблемы межнациональ-ных конфликтов в совре-менном обществе»

2 место

 Всероссийская научно-практи-ческая  конференция

«Проблемы и перспективы раз-вития регионов» (региональ-ный этап)

2011-2012 

Галкина Полина

11 класс

«Проблемы межнациональ-ных конфликтов в совре-менном обществе»

2 место

Всероссийский конкурс науч-но-исследовательских и твор-ческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке» (Россия)

Артемьева Екатерина  

10 класс

«Бал как явление культу-ры»

3 место

«Шаг в будущее» (город)




2012-2013 

Артемьева Екатерина  

10 класс

«Бал как явление культу-ры»

3 место

Региональный этап Всерос-сийского Научно-исследова-тельского конкурса имени Д.И. Менделеева  

Павлова Валерия

9 класс

«Проблемы конфликтов в подростковой среде»

2 место

Региональный этап Всерос-сийского Научно-исследова-тельского конкурса имени Д.И. Менделеева  

Артемьева Екатерина  

10 класс

«Бал как явление культу-ры»

участие

Всероссийский Научно-иссле-довательский конкурс  имени Д.И. Менделеева  

Павлова Валерия

9 класс

«Проблемы конфликтов в подростковой среде»

участие

Всероссийский Научно-иссле-довательский конкурс  имени Д.И. Менделеева  


[1] Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство познавательного интереса учащихся на уроке математики

Формирование и развитие познавательных интересов- часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой  личности....

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»Большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по р...

Проектная технология, как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся.

Проектная технология,как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся....

Проектная технология как средство диагностики ключевых компетенций учащихся

Одной  из ключевых идей модернизации образования является активное использование проектной деятельности. Суть проектной деятельности состоит в том, чтобы сделать её средой для формирования и разв...

Опыт работы. Тема: «Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся»

Данный опыт работы может заинтересовать учителей, которые в своей работе используют проектную технологию....

:: «Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках обществознания ,истории и краеведения

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования&raq...

Педагогический профессиональный проект «Проектная технология как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся»

В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей ...