РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Барыева Энзе Башировна

Цель урока:

·                   знать условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными;

·                   уметь правильно писать не с прилагательными;

·                   группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний;

·                   графически обозначать условия выбора правильных написаний;

·                   употреблять не с прилагательными в речи;

·                   познакомить с творчеством наших земляков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Барыева Энзе Башировна

МБОУ «Староаймановская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»

        

Цель урока:

  • знать условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными;
  • уметь правильно писать не с прилагательными;
  • группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • употреблять не с прилагательными в речи;
  • познакомить с творчеством наших земляков.

Методы контроля:

  • Устный
  •    Письменный
  •    Самоконтроль

Оборудование урока: рабочая программа (7 класс), словари, учебник, слайды, карточки, альбом «Геройлар ягы ул - Актаныш», дидактические игры

Планируемые результаты:

Предметные

знать правило написания слитного или раздельного написания не с прилагательными; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написания; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Метапредметные

   соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения; употреблять не с прилагательными в речи

Личностные

пополнить словарный запас для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения

План урока

  1. Организационный момент
  2. Домашнее задание. Проверка. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, дети! У нас урок русского языка. Все ли готовы к уроку? У всех ли есть книги, тетради? Хорошо, молодцы!

- Ребята, давайте мы сначала послушаем рапорт дежурного.

- Кто сегодня дежурный?

- Алия, давай слушаем твой рапорт (Рапорт дежурного)

- Хорошо, Алия.

- Ребята, сейчас готовим сообщение о своих наблюдениях о погоде, где вы должны употребить прилагательные. Если у вас много прилагательных, то речь становится более выразительной, эмоциональной (спрашиваю учащихся)

  1. Домашнее задание. Проверка. Актуализация опорных знаний.

Упражнение 134 (п). Устная проверка правильности выполнений упражнения.

- Все ли справились с заданием? Давайте проверим домашнее задание.

  • Ребята, что мы с вами изучали на том уроке?
  • Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
  • Когда два н пишется?
  • Ответ
  • Одно н пишется?
  • Ответ
  • Так давайте, ребята, я хочу выяснить, все ли усвоили эту тему.
  1. Выборочный диктант.

Учащиеся делятся по вариантам. Учитель диктует имена прилагательные, ученики первого варианта должны записывать только те, в которых пишется одна буква н, а ученики второго варианта должны записывать имена прилагательные с двумя н в суффиксе.

Петушиный, волосяной, роскошный, искусственный, песчаной, грустный, ценный, авиационный, весенний, зимний, осенний, летний, земляной, конституционный, государственный, стеклянный, ветряной, ветреный, кожаный, деревянный, лимонный, коренной, ремесленный, совиный, ржаной, ледяной, сезонный, пенсионный, травяной, честный, длинный, воинственный, комариный, пчелиный, временный, пустынный, вагонный, странный, платяной, безвременный, каменный, экзаменационный.

 Далее учащиеся первого варианта меняются тетрадями с учащимися второго варианта и проверяют правильность выполнения задания.

 Дается задание выделить во всех словах суффиксы.

- Ребята, если вы будете выполнять все задания правильно, то получите хорошие оценки. Такие работы встречаются и в ГИА, и в ЕГЭ.

  1. Изучение нового материала

- Ребята, каких знаменитых людей нашего района вы знаете?

- Ответ

- Да, в нашем районе очень много знаменитых людей (показываю альбом «Геройлар ягы син - Актаныш»). Например: Васил Маликов. Он художник-скульптор. Васил Маликов родился в 1924 году в деревне Старое Курмашево Актанышского района. С 1968 года он член союза художников СССР.

И у польского народа есть такой человек, как Ян Матейко.

Сейчас мы будем читать текст об этом человеке.

  1. Работа с учебником.

Упражнение 135.

Работа над текстом.

- читается учителем

- словарная работа

   Палитра - …

- читает текст 2 ученика

- ответы на вопросы (после упражнения)

- Ребята, найдите из текста все имена прилагательные, которые использовал автор для описания портрета художника

- Невысокий, в неярком, небольшие

- Данные прилагательные  с не как пишутся?

- Слитно

- Почему? Как вы думаете?

- Потому что, слова с не можно заменить близким по значению словом без не.

Невысокий – низкий

Неяркий – темный

Небольшой – маленький

- Да, ребята, прилагательные с не пишутся слитно в двух случаях.

Раздельно пишутся тоже в двух случаях

(Правило проецируется на экране)

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

  1. Если слово не употребляется без не.
  2. Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не – или близким по значению выражением
  1.  Если в предложении есть противопостав-ление с союзом а.
  2. Если к прилагатель-ным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не

- Ребята, будем выполнять упражнение 136.

    - задание читает один ученик

    - ведется словарная работа

             Камин - …

(Звучит музыка «Января» П.Чайковского, а на экране проецируется портрет композитора и текст упражнения)

Ученики выполняют задание. Выписывают прилагательные, образованные при помощи приставки не-, подбирают к ним синонимы без не. Один ученик выполняет у доски.

Неторопливая – медленная

Негромкий – тихий

2.Объяснительный диктант.

Учитель диктует словосочетания, учащиеся должны записать их и объяснить, почему в конкретном случае имя прилагательное пишется слитно с не или раздельно.

   Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; он вовсе не плохой человек; непрерывный шум; необходимая мелочь; неизвестный автор; недорогой подарок; не дорогой, а дешевый; необыкновенное чудо; небольшая птичка; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; не красна изба углами, а красна пирогами.

- Ребята, изучение данной темы нам поможет в дальнейшем нашей учебной деятельности. Такие задания на правописание не с прилагательными часто встречается в заданиях ГИА, ЕГЭ.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Конструирование предложений.

На доске записаны слова: не хороший, нехороший, недешевый, не дешевый, нежаркий, вовсе не жаркий

- С этими словами нужно придумать предложения. Задание выполняется письменно самостоятельно. Если правильно придуманы вами предложения, вы усвоили тему (затем осуществляется коллективная проверка).

2. Вариативная работа по карточкам.

Карточка 1.

Найдите в предложениях прилагательные с не, выпишите их. Графически объясните условия выбора слитного и раздельного написания не.

  1. Неграмотный человек подобен слепому. 2.Осенние листья ложатся лицом вверх – зима будет не теплая, а холодная. 3.Сидит Пахом на коне верхом, а сам не грамотный, а читать помогает. 4.Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжется, а в ненастный – не поймешь. 5.Неверный друг опаснее врага. 6.Старость забывчива, юность неопытна.

Карточка 2.

Найдите в предложениях прилагательные с не, выпишите их. Графически объясните условия выбора слитного и раздельного написания не.

1.Смелому человеку горох хлебать, а не смелому и пустых щей не видать. 2.Без масла и каша невкусна. 3. Без хвоста и ворона не красна. 4. Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места – зима будет не длинная, а короткая. 5. Не живые, а пищат. 6. Бумагу производили в небольшой мастерской.

Учащиеся проверяют свои работы (САМОКОНТРОЛЬ) и сдают их учителю на проверку.

Просматривая записи в тетради и вспоминая материал урока, учитель ставит отметку учащимся.

После выставления отметок учитель спрашивает учащихся о том, что для них было наиболее трудным на этом уроке, и как они справились с трудностями, что они считают наиболее полезным для себя, что наиболее запомнилось.

Выставление отметок в журнал и дневники.

  1. Задание на дом

- Ребята, сейчас я  вам задам домашнее задание. Вы должны повторить, закрепить изученный материал и правильно употребить не с прилагательными в устной  и письменной речи.

Задание 1 группе. Выпишите из повести А.С.Пушкина «Дубровский» 3-4 предложения, в которых встречаются прилагательные с не- и объясните их правописание.

Задание 2 группе. а) Выпишите из повести А.С.Пушкина «Дубровский» 3-4 предложения, в которых встречаются прилагательные с не- и объясните их правописание.

б) Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.

в) Определите род, число, падеж прилагательных, в выписанных вами предложениях.

- Спасибо за урок!

Список литературы

  1. Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф .Юсупова Русский язык: учебник для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы. Казань: Издательство «Магариф», 2007
  2. Скиргайло Т.О., Ахбарова Т.Х., Волкова О.В. Материалы к проверке качества знаний по русскому языку учащихся 6-х классов. Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011.
  3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Руский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; науч.ред.Н.М. Шанский].- 29 изд. – М.:Просвещение, 2007. – 354с.
  4. Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352с.
  5. Литература. 6 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2001. – 302с.
  6. Литература. 6 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План-конспект бинарного урока по английскому языку 5 класс по теме достопримечательности России

План-конспект бинарного урока по английскому языку 5 класс разработан на основе УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. "Rainbow English" и совместно с предметом Культура Бурятии....