Презентация и конспект урока русского языка. 5класс (ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Лесик Наталья Валентиновна

1.Презентация урока русского языка (5 класс) по УМК: Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко. Тема: "Правописание чередующихся гласных е-и корнях слов (блист-блест, стил-стел, жиг-жег, чит-чет)

2.Конспект урока русского языка (5 класс) по УМК: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко.  Тема: "Правописание чередующихся гласных е-и в корнях слов (блист-блест, стил-стел, жиг-жег, чит-чет(чёт))"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_5_klass.pptx127.84 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_5_klass.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Группа учителей русского языка «Лучики»: Лесик Н.В., МБОУ СОШ № 19 г. Владивостока ; Склярова Н. Е., МБОУ СОШ № 4 г. Большой Камень; Шлендина Н.В., МБОУ СОШ № 11 г.Уссурийск ; Каркавина О.А., МКОУ СОШ пгт Горнореченский ; Соломыкова Я.А., МБОУ СОШ №54 г.Владивосток . Урок русского языка в 5 классе по ФГОСу

Слайд 2

Тема урока «Правописание чередующихся гласных е-и в корнях слов ( блист / блест , стил /стел, жиг/жег, чит /чет(чёт )» Тип урока –урок отработки умений и рефлексии Цель урока: Выработать умение сознательно использовать инструкцию при написании гласных е-и в корнях с чередованием. Русский язык 5 класс « Чередующиеся гласные в корнях с чередованием, зависящие от суффикса –а- » 2-й урок по теме

Слайд 3

УУД, формируемые в процессе урока Личностные: положительное отношение к учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; способность самооценки своих действий Регулятивные: обнаружение проблемы с помощью учителя; выдвигать версии самостоятельно

Слайд 4

УУД, формируемые в процессе урока Регулятивные : обнаружение проблемы с помощью учителя; выдвигать версии самостоятельно. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; преобразование информации из одной формы в другую; оценка процесса и результатов деятельности.

Слайд 5

Личностные результаты Осознание эстетической ценности языка; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной письменной речью . Умение ставить вопросы и формулировать проблемы.

Слайд 6

Оборудование Компьютер Мультимедийный проектор Раздаточный материал

Слайд 7

Методическое обеспечение урока Русский язык. 5 класс. Под редакцией Г.Г. Граник , С.М. Бондаренко, Н. А. Борисенко часть вторая, ОЛМА МЕДИА ГРУПП, Москва 2008 год. Программа Г. Г. Граник , Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирской Тематическое и поурочное планирование. Борисенко Н. А. Часть 1. Часть 2, к учебнику Граник Г.Г. Русский язык ЭОР

Слайд 8

Используемые технологии Проблемное обучение Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии

Слайд 9

Структура урока 1. Организационный момент. 2.Создание проблемной ситуации. 3.Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. 4. Разработка проекта выхода из затруднения. 5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 6. Динамическая пауза (этап физической разрядки ). 7. Рефлексия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Домашнее задание. Выставление оценок .

Слайд 10

1.Организационный момент Задача : подготовить эмоциональный настрой для восприятия материала.

Слайд 11

Организационный момент Деятельность учителя Включение учащихся в деловой ритм Деятельность учащихся Подготовка класса к работе

Слайд 12

2 . Создание проблемной ситуации Задача: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Слайд 13

2.Создание проблемной ситуации Деятельность учителя Читает стихотворение, выведенное на экран предлагает выполнить задание: -Выписать слова с блоком - ира - Задаёт вопросы: - Какие слова вы не выписали ? Почему? Деятельность учащихся следят за чтением учителя, выписывают в тетрадь слова с блоком – ира -. Называют слова и сообщают, что эти слова не относятся к блоку – ира -.

Слайд 14

2 . Создание проблемной ситуации *** Чтоб успешным в жизни стать, Нужно смело изб…рать Путь труда и, мой дружок, Зап … реть лень на замок, Знанием своим бл …стай, Вычитай и умножай Смело мысли излагай, Всех идеей зажигай. Чтоб себе не навредить, Научись людей любить. Только лишь тогда, малыш, Как звезда ты забл … стишь !

Слайд 15

3 . Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи Задача: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)

Слайд 16

3 . Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи Деятельность учителя Задаёт вопрос: -Какую букву нужно писать в корне этих слов? Вы видите, что мнения разделились. Какое умение мы сегодня должны приобрести? Деятельность учащихся Дети высказывают своё мнения. Убеждаются, что мнения разделились. Записывают эти слова, выделяют корень. Высказывают мнения и приходят к выводу, что это корни с чередованием, правописание которых зависит от суффикса –а. Дети высказываются, формулируют ответы.

Слайд 17

4 . Разработка проекта выхода из затруднения Задача: решение устных задач и обсуждение проекта её решения, заполнение таблиц.

Слайд 18

4. Разработка проекта выхода из затруднения Деятельность учителя Обращает внимание на слова, которые не относятся к блоку – ира - и выделите в них корень. Задаёт вопрос: -Есть ли в корнях этих слов чередование гласных? Подумайте, от чего зависит написание е-и в этих корнях. Деятельность учащихся Записывают слова, выделяют корень. Высказывают мнения и приходят к выводу, что это корни с чередованием, правописание которых тоже зависит от суффикса –а. Выясняют, что корни подчиняются такому же правилу, что было изучено на прошлом уроке.

Слайд 19

4. Разработка проекта выхода из затруднения Бл…стай - забл… стишь

Слайд 20

4 . Разработка проекта выхода из затруднения Деятельность учителя Организует повторение алгоритма, просит составить опорную запись. предлагает самостоятельно сформулировать правило правописания корней блист-блест . Предлагает прочитать правило в учебнике и сравнить с собственными формулировками. Выясняет, что кроме рассмотренных корней есть корни стил -стел, жиг-жег, чит -чет(чёт), есть слова-исключения (сочетание , сочетать). Деятельность учащихся Вспоминают алгоритм рассуждения. Подводят итог обсуждения, составляя опорную запись: ∩^ и перевести правило на язык образов переводя правило на язык образов ( образ – орфограмма « с девчачьим именем» ила: …ил +а, иста : … ист+а . Формулируют правило, предлагают свои варианты. Читают правило в учебнике, знакомятся с новыми блоками, называют слова-исключения.

Слайд 21

4 . Разработка проекта выхода из затруднения Выделим в слове корень. Поставим ударение. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

Слайд 22

4 . Разработка проекта выхода из затруднения Деятельность учителя Предлагает продолжить заполнение таблицы, начатое на предыдущих уроках. Деятельность учащихся Открывают тетрадки с таблицами, находят место в таблице для изученных корней, записывают их, слова исключения выделяют отдельно Проговаривают правило, называют корни в громкой речи

Слайд 23

4 . Разработка проекта выхода из затруднения С запоминанием всего корня С последующим согласным звуком Со значением слова С суффиксом –а- -гор- -клон- - твор - Но:- зар - - плав - - раст -(- ращ -) – рос- - скак-скоч - - равн - - одинаковый - ровн - - прямой. гладкий .. ира - Корни с чередованием, в которых написание гласных в блоках связано

Слайд 24

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Задача: решение устных задач и обсуждение проекта её решения, заполнение таблиц Бл…стай - забл… стишь Задача: применение и проговаривание нового знания в типовых заданиях , запись в тетради.

Слайд 25

5 . Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Деятельность учителя Обращает внимание на ранее предложенный текст, просит выписать слова с новыми блоками, обозначить орфограмму, проговаривая алгоритм рассуждения Деятельность учащихся Учащиеся самостоятельно читают стихотворения, находят и выписывают слова, выделяют корни и называют блоки, проговаривая алгоритм рассуждения .

Слайд 26

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Деятельность учителя Работа с учебником по упр. 384 Вызывает ученика к доске. Задаёт вопросы: -Какие блоки встретились в этом упражнении? С каким блоком мы не работали? Деятельность учащихся Знакомятся с заданием выписать слова с сочетаниями, в которых командует суффикс –а-, обозначить корни и блоки. Четверо учеников по очереди выходят к доске и выполняют задание, проговаривая алгоритм рассуждения. Называют блоки – иста -, -ила-, -ига-. Говорят, что не работали с блоком – ита -.

Слайд 27

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Деятельность учителя Работа с блоком – ита –по упр.385 по рядам Задаёт вопрос: - О тчего зависит написание гласной в каждом блоке? Деятельность ученика Ребята каждого ряда записывают своё слово и работают с ним, подбирают пару и составляют предложения. Вызвавшиеся обучающиеся называют образованное слово, проговаривая алгоритм рассуждения, и зачитывают предложение.

Слайд 28

Задача: сменить вид деятельности

Слайд 29

6 . Динамическая пауза (этап физической разрядки) Деятельность учителя Игра «Хлопок». Учитель предлагает встать, диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок Деятельность учащихся Учащиеся встают, выполняют упражнение, слушают диктуемые слова, хлопают, если считают, что в корне нужно писать И.

Слайд 30

7 . Рефлексия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задача: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Слайд 31

7. Рефлексия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Деятельность учителя Организует самостоятельную работу и самооценку результатов работы: -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Чему научились? Просит рассказать правило написания корней с чередованием е// и Деятельность учащихся Отвечают на вопросы, перечисляют, чему научились, называют правило написания корней с чередованием е//и.

Слайд 32

7. Рефлексия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Деятельность учителя Раздаёт листы с заданием для самостоятельной работы. Обращает внимание, что они не просто разных уровней. Каждый уровень – это умение, то, чему научились на уроке. Предлагает отметить те утверждения, с которыми согласны, и выполнить задания, которые подтвердят то, что данные умения приобретены. Деятельность учащихся Получают листы и читают задание, слушают комментарий учителя к выполнению задания.

Слайд 33

7. Рефлексия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Проверь себя Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. Подчеркните в данных предложениях слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Слайд 34

7. Рефлексия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Соб …рать желуди, зам…рать от восторга, бл … стит на солнце, заж … гательный танец, отд … рет наклейку, выт… рает пыль, отп … реть замок.

Слайд 35

7. Рефлексия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Уровень 3 Я умею образовывать и правильно писать новые слова с чередованием гласных е//и в корне. От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола. О б р а з е ц: утирать – стереть, растирать. Нат …рать (вы-, об-), отп …рать (за-, под-), наст… лать (за-, под-), ум…рать (за-, вы-).

Слайд 36

7. Рефлексия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Деятельность учителя Выводит на экран правильные ответы на задания первого, второго, третьего уровней. Предлагает оценить свои ответы. Просит поднять руку тех, кто справился с заданиями каждого уровня. Выставляет оценки за работу на уроке и комментирует их. Деятельность ученика Сравнивают и оценивают свои ответы..

Слайд 37

Образец выполнения заданий по уровням 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать . 5. Скоро гости к нам соберутся . Собирать желуди, замирать от восторга, бл е стит на солнце, заж и гательный танец, отд е рет наклейку, вытирает пыль, отп е реть замок . Натирать - вытирать, обтирать, отп и рать – запирать, подпирать, настилать - застилать, подстилать, умирать – замирать. вымирать.

Слайд 38

Домашнее задание Деятельность учителя Объясняет домашнее задание по уровням. 1 уровня - выполняют упр. № 386 2 уровня – Выпишете из учебника математики слова с изученными блоками, выпишите их в тетрадь , обозначьте корни и блоки 3 уровень - составить инструкцию Задание на карточке Деятельность учащихся Слушают задание учителя, записывают в дневники, задают вопросы, если возникнут сомнения.

Слайд 39

Домашнее задание Задание на карточке: Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало: Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно . Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях: собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать. Для выполнения этого задания предлагает вспомнить правила составления инструкции. Выставляет оценки за работу на уроке и комментирует их.

Слайд 40

Спасибо за работу



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

 5 класс

УМК: учебный комплекс под редакцией авторов Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирской.

Тема: Правописание чередующихся гласных е-и в корнях слов (блист/блест, стил/стел, жиг/жег, чит/чет(чёт)

Группа учителей русского языка  «Лучики»:

Лесик Н.В., МБОУ СОШ № 19 г. Владивостока;  

Склярова Н. Е., МБОУ СОШ № 4 г. Большой Камень;

Шлендина Н.В., МБОУ СОШ № 11 г.Уссурийска;

Каркавина О.А., МКОУ СОШ пгт Горнореченский;

Соломыкова Я.А., МБОУ СОШ №54 г.Владивостока.


Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии

Цель урока

 Выработать умение сознательно использовать инструкцию при написании гласных е-и в корнях с чередованием.

Задачи урока

Предметные

Выпускник научится:

  • использовать слова с чередующимися гласными е-и,  в корнях слов, зависящих от суффикса -а;
  • соблюдать в процессе письма орфографическое  правило правописания гласных е-и,  в корнях слов, зависящих от суффикса -а;
  • объяснять в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов) выбор написания букв е-и,  в корнях с чередованием, зависящих от суффикса -а;

Метапредметные:

  • Формирование потребности правильного написания слов с орфограммой «Правописание гласных е-и  в корнях с чередованием, зависящим от суффикса –а»

Личностные:

  •  Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
  •  Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Регулятивные:

  •  Умение обнаруживать и формировать проблему с помощью учителя, выдвигать версии самостоятельно;

Коммуникативные:

  • Излагать своё мнение, аргументируя, подтверждая фактами;

Познавательные:

  •  Умение проводить наблюдение над условиями выбора орфограммы «Правописание гласных в корнях с чередованием, зависящих от суффикса а»;
  • Умение ориентироваться в тексте и выбирать слова с орфограммой «Правописание чередующихся гласных е-и, а-о в корнях с чередованием»

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

УУД

Личностные:

  • положительное отношение к учебной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке;
  • способность самооценки своих действий.

Коммуникативные:

  • выражение своих мыслей, аргументация своего мнения;
  • уметь слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

  • обнаружение проблемы с помощью учителя;
  • выдвигать версии самостоятельно

Познавательные:

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  •  преобразование информации из одной формы в другую;
  • оценка процесса и результатов деятельности.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. (1мин.)

     

Задача: подготовить эмоциональный настрой для восприятия материала.

Приветствие учащихся:

-Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Надеюсь, что сегодня мы с вами активно поработаем.

А для начала откройте тетради, запишите число, классная работа.

Здороваются, настраиваются на работу.

2.  Создание проблемной ситуации. (3 минуты)

Задача: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель читает стихотворение, которое выводится на экран и предлагает выполнить задание:

 -Выписать слова с блоком -ира-, в которых пропущена гласная в корне.

-Посмотрите на слайд. Перед вами стихотворение, послушайте его:

***

Чтоб успешным в жизни стать,

Нужно смело изб…рать

Путь труда и, мой дружок,

Зап…реть лень на замок,

Знанием своим бл…стай,

Вычитай и умножай,

Смело мысли излагай,

Всех идеей зажигай.

Чтоб себе не навредить,

Научись людей любить.

Только лишь тогда, малыш,

Как звезда, ты забл…стишь!

( Склярова Н.Е.)

-Все слова вы выписали?

Какие слова вы не выписали? Почему?

Не выписанные слова появляются на слайде.

Дети следят за чтением учителя, выписывают в тетрадь слова с блоком –ира-.

Называют слова и сообщают, что эти слова не относятся к блоку –ира-.

3.   Постановка учащимися цели
 урока как собственной учебной задачи.

 (3 минуты)

Задача: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)

Задаёт вопрос:

Какую букву нужно писать в корне этих слов?  Вы видите, что мнения разделились. Чему вы должны сегодня научиться?

 

Дети высказывают своё мнения. Убеждаются, что мнения разделились.

Записывают эти слова, выделяют корень. Высказывают мнения и приходят к выводу, что это корни с чередованием, правописание которых зависит от суффикса –а.  

Дети высказываются, формулируют ответы.

4.Разработка проекта выхода
из затруднения. ( 10 мин.)

 Задача этапа: решение устных задач и обсуждение проекта её решения, заполнение таблиц

 Обращает внимание детей на   слова бл…стай – забл…стишь, которые не относятся к блоку –ира- и просит выделите в них корень. Задаёт вопрос:

-Есть ли в корнях этих слов чередование гласных е-и?

Подумайте, от чего зависит написание е-и в этих корнях.

Организует повторение  алгоритма:

-Вспомните алгоритм рассуждения, составленный  на прошлом уроке:

  1. Выделим в слове корень.
  2. Поставим ударение.
  3. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.
  4. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.
  5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

 Пользуясь им, объясните правописание гласных.

   Составьте  опорную запись по новым словам и   самостоятельно сформулируйте правило правописания корней блист-блест.

Попробуйте перевести правило на язык образов, как это делали на прошлом уроке.

 Предлагает прочитать правило в учебнике и сравнить с собственными формулировками. Выясняет, что кроме рассмотренных корней есть корни стил-стел, жиг-жег, чит-чет(чёт), есть слова-исключения (сочетание, сочетать). Появляется запись на слайде:

Блист-блест

стил-стел,

жиг-жег,

 чит-чет(чёт)

Исключение: сочетание, сочетать.

Почему эти слова относятся к исключениям?

Предлагает продолжить заполнение таблицы, начатое на предыдущих уроках.

Записывают эти слова, выделяют корень. Высказывают мнения и приходят к выводу, что это корни с чередованием, правописание которых тоже зависит от суффикса –а. Выясняют, что корни подчиняются такому же правилу, что было изучено на прошлом уроке. Вспоминают алгоритм рассуждения. Подводят итог обсуждения, составляя опорную запись: ∩^ и переводя правило на язык образов (образ – орфограмма «с девчачьим именем» ила: …ил +а, иста: …ист+а.

 Формулируют  правило, предлагают свои варианты. Читают правило в учебнике,  знакомятся с новыми блоками, называют   слова-исключения.

Открывают тетрадки с таблицами, находят место  в таблице для изученных корней, записывают их, слова исключения выделяют отдельно.

Проговаривают правило, называют корни в громкой речи.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (7-8 мин)

Задача: применение и  проговаривание  нового знания в типовых заданиях, запись в тетради.

Обращает внимание на ранее предложенный текст (появляется на экране), просит выписать слова с новыми блоками, обозначить орфограмму, проговаривая алгоритм рассуждения.

Работа с учебником.

Продолжим работу над блоками. Найдите в учебнике упражнение №384 и прочитайте задание.

Вызывает ученика к доске.

-Подведите итог, какие блоки встретились в этом упражнении?  С каким блоком мы не работали?

Теперь поработаем с блоком –ита-, упражнение 385. Работать будем по рядам. Каждый ряд получает слово. К которому нужно подобрать пару с блоком –ита-. С полученным словом составьте предложения.

-Сделайте вывод, отчего зависит написание гласной в каждом блоке?

Учащиеся самостоятельно читают стихотворения, находят и выписывают слова, выделяют корни и называют блоки, проговаривая алгоритм рассуждения.

Один ученик  читает задание. Узнают, что нужно выписать слова с сочетаниями, в которых командует суффикс –а-, обозначить корни и блоки.  Четверо учеников по очереди выходят к доске и выполняют задание, проговаривая алгоритм рассуждения.

Называют блоки –иста-, -ила-, -ига-. Говорят, что не работали с блоком –ита-.

Смотрят в учебник,  читают задание. Ребята каждого ряда  записывают своё слово и работают с ним, подбирают пару и составляют предложения.

Вызвавшиеся обучающиеся называют образованное слово, проговаривая алгоритм рассуждения, и зачитывают   предложение.

Динамическая пауза (этап физической разрядки). (1-2 мин)

Задача: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель предлагает встать, диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок.

Учащиеся встают, выполняют упражнение, слушают диктуемые слова, хлопают, если считают, что в корне нужно писать И.

VI. Рефлексия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (10 минут)

Задача этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Домашнее задание. Выставление оценок. (8 минут).

Организует самостоятельную работу  и самооценку результатов работы:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.

Раздаёт листы с  заданием для самостоятельной работы.  Обращает внимание,  что они не просто разных уровней. Каждый уровень – это умение, то, чему  научились  на уроке. Предлагает отметить те утверждения, с которыми  согласны, и выполнить задания, которые подтвердят то, что  данные умения приобретены.

Выводит на экран правильные ответы на задания первого, второго, третьего уровней. Предлагает оценить свои ответы. Просит поднять руку тех, кто справился с заданиями каждого уровня.

Выставляет оценки за работу на уроке и комментирует их.

Объясняет домашнее задание по уровням.

1 уровня -  выполняют упр. № 386

 2 уровня – Выпишете из учебника математики слова с изученными блоками, выпишите их в тетрадь, обозначьте корни и блоки

3 уровень - составить инструкцию

 Задание на карточке:
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях: собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

Для выполнения этого задания предлагает вспомнить правила составления инструкции.

Выставляет оценки за работу на уроке и комментирует их.

Отвечают на вопросы, перечисляют, чему научились, называют правило написания корней с чередованием е//и.

Получают листы и читают задание, слушают комментарий учителя к выполнению задания.

Проверь себя

Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых          

 есть корни с чередованием гласных е//и.

Подчеркните в  данных предложениях  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием

гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3  Я умею образовывать и правильно писать новые

слова с чередованием гласных е//и в корне.

От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.

О б р а з е ц: утирать – стереть, растирать.

Нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-) наст…лать (прер-, под-), ум…рать (за-, вы-).

Сравнивают и оценивают свои ответы.

Слушают задание учителя, записывают в дневники, задают вопросы, если возникнут сомнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация и конспект урока русского языка "Притяжательные местоимения"

Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. + презентацияТема. Притяжательные местоимения.Цель: ознакомить со значением и спос...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Рабочая программа по русскому языку 5класс (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об­разования, Примерной п...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией...