«Некоторые возможности использования дидактического материала для решения задач речевого развития учащихся 5 класса».
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Конверова Валентина Михайловна

Ниже приводится дидактический материал, проблемные вопросы к нему концентрируют внимание учащихся на речевом аспекте языковых единиц. Порядок расположения материала соответствует логике науки о языке: фонетика и графика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, культура речи и стилистика, а также возможности работать в системе над названием коммуникативными качествами речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx56.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Некоторые возможности

использования дидактического материала

для решения задач речевого развития учащихся 5 класса».

Цель обучения русскому языку – формирование у учащихся умения свободно общаться. Чтобы коммуникативный акт состоялся, речь должна отвечать таким требованиям, как богатство, правильность, выразительность, уместность. Работе над этими качествами речи необходимо уделять внимание при изучении всех тем школьного курса. Отсюда и задания формируются таким образом, чтобы дети не просто усвоили языковую теорию, но и знали. Какую роль это языковое средство играет в речи, как им можно воспользоваться.

Ниже приводится дидактический материал, проблемные вопросы к нему концентрируют внимание учащихся на речевом аспекте языковых единиц. Порядок расположения материала соответствует логике науки о языке: фонетика и графика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, культура речи и стилистика, а также возможности работать в системе над названием коммуникативными качествами речи.

Богатство речи.

Богатство речи – это «максимально возможное насыщение её разными, неповторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации». Этот раздел содержит задания, соотносимые со всеми изучаемыми в V классе темами, т.е. с теми, которые расширяют активный словарный запас учащихся, обогащают речь различными морфологическими категориями и синтаксическими конструкциями.

1.Фонетика и графика.

1. Одному человеку, Ивану Семёновичу Полупшенному, захотелось сняться, пошел он в фотографию. «Только рот у меня слишком большой, - сказал он смущённо фотографу, - нельзя ли на снимке его сделать поменьше?» - «Отчего же! Всё можно,  - сказал фотограф, - Когда буду снимать, вы тихонько говорите, изюм».

Сел Полупшенный сниматься и забыл, что говорить. Вдруг вспомнил! Стал твердить: «кишмиш, кишмиш».

Понравился ли Полупшенному снимок? Докажите, используя знания о фонетике.

2. В русском языке есть слова «изморозь» и «изморось» - что они обозначают? Можно ли, услышав одно из этих слов, понять, о чем идёт речь? Почему?

3. Почему в приведённой строфе рифмуются 2 и 4 строчки?

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печёт,

Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

                                            А.К. Толстой

4. Как правильно: хлопок – творог или хлопок – творог?

5. «Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся в смысл слов. Но стоит слышать нам хотя бы одно слово с неправильным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове» Докажите эту мысль.

6. «Й» иногда называют хитрым звуком, говорят, что оно может «прятаться» в слове.

Так ли это?

7. Докажите, что в русском языке один и тот же звук может быть обозначен разными буквами.

8. Докажите, что в русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки.

9. Что общего в этих словах с точки зрения фонетики: мой, юла, поезд, льют?

2. Лексика

1. «Слово – это хранитель достижений человеческого ума, его дерзаний, его подвигов». Докажите эту мысль.

2. Каждое слово – особый микромир, изучить тайны которого не только поучительно, но и уважительно». Докажите это.

3. Согласны ли вы с таким толкованием слова «ручка»:

Ручка – это предмет, которым пишут? Докажите.

4. «Первое «лесное» слово, которое меня заворожило, было – «глухомань». Правда, оно относится не только к лесу, но я впервые услышал его от лесников. С тех пор оно связано в моём представлении с дремучим, замшелым лесом, сырыми чащами, заваленными буреломом, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватым сумраком и тишиной. «Сторона ли моя, ты, старушка, вековая моя глухомань».

А затем уже шли настоящие «лесные» слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга, порубка, мшары, гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, корье, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много простых слов наполненных живописным содержанием».

С какими представлениями связаны у вас названые автором «лесные» слова? Что вы можете о них рассказать?

5. «Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и природным явлениям, с ними связанными.

Возьмём хотя бы раннюю…

Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш… Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с чёрной водой, на буграх – проталины и проплешины…

Потом на реках происходит первая подвижка льда, когда лёд начинает косо надкалываться и смещаться, и из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода».

Какие весенние слова употреблены в тексте? Расскажите о них.

6. Подумайте, о каких словах можете рассказать вы (осенние, грибные, цветные, сладкие, спортивные…?) Оформите своё высказывание в виде заметки в газету.

7. Вандалы – древнегреческое племя, завоевавшее часть Римской империи и подвергшее Рим разгрому и разграблению. Какое слово живёт в нашем языке как отголосок этих событий? Расскажите о нём.

8. Чем «здравица» отличается от «здравницы» и что у них общего?

9. Составной частью каких слов является слово «сердце»? Какое отношение они имеют к слову «милосердие»?

10. В частотном словаре русского языка (под. ред. Л. Н. Засориной, 1977 г.) частотность слова «милосердие» обозначена цифрой 1. Изменилось ли отношение к этому слову в наше время? Как?

11. Одинаковое или разное  лексическое значение имеет слово «сердце» в выражениях: «у него золотое сердце – сердцем делу не поможешь?» Какие словари помогут ответить на этот вопрос?

12. В каком значении слово «дом» употреблено в приведённой строфе? Справьтесь в толковом словаре о значениях второго слова. Может быть, вы расширите словарную статью?

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда…          

                                            С. Есенин

13. Как можно определить лексическое значение следующих слов, не пользуясь толковым словарём: великодушие, добродушие, благодушие, равнодушие?

14. В чём сходство и различие слов: честный – честной?

15. Какое отношение к слову «честь» имеют подчёркнутые в данных словосочетаниях слова: чествовать юбиляра – честить негодяя?

16. Найдите слово, требующее толкование с позиции рядового читателя. Объясните его значение и употребление

Там память горя велика,

Глухая память боли.

Она не стишится пока

Не выскажется вволю.

17. Расскажите о жизни слов: привередливый, неряха, красный.

18. Почему слово «квартал» можно обозначить и отрезок времени, и часть пространства, территории?

19. «Среди слов встречаются настоящие чемпионы по многозначности». Докажите эту мысль.

20. С помощью каких слов описываются краски осени? В чём особенности их употребления?

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золотая струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

                                                П.А. Вяземский

21. Одно слово или два?

«Вырезка» - на мясе ярлычок.

Как бы не попасться на крючок,

Ведь она считала с давних лет –

Вырезки есть только из газет.

Е. Евтушенко

22. В чём особенность употребления слова «журавль»?

А в облаках летит журавль

И не один, а стаями,

Крича скрипуче, как журавль,

В колодец опускаемый.

С. Кирсанов

23. Какое лексическое явление нашло отражение в строфе:

Передо мной, как в старинной сказке,

Коса речная и твоя,

Анютины бестрепетные глазки

И женщины прозрачные глаза.

Я. Смеляков

24. Расскажите в письме своему другу (подруге) об этом интересном языковом явлении:

«Что ты на меня таким быком смотришь?»

«Мост был построен на трёх граничных быках».

«На поле посеется бык».

«Скажите, какой лисичкой она крутится!»

«Мы набрали полкузова лисичек».

«Между кустов пробежала лисичка».

Л.В. Успенский

25. «Соревнование трёх синонимов – ЖАЛОВАНИЕ; ПОЛУЧКА; ЗАРПЛАТА – закончилось в наше время победой…» (какого слова? Почему?)  

26. Возможна ли взаимозаменяемость слов «силуэты – тени», «аромат – запах» в следующих текстах:

«В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает возле шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням».

«Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы – и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести».              

27. Благодаря какому языковому явлению поэт выражает своё отношение к языку? Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Мой верный друг! Мой враг коварны!

Мой царь! Мой раб, родной язык!

В.Я. Брюсов.

28. Объясните почему так называются:

свинина, телятина, говядина;

гвоздика, черника, ежевика?

29. В чём различие и сходство слов «азбука» и «алфавит»?

30. Почему так названы предметы: окно, клеёнка, незабудка, бельё, противник?

3. Словообразование.

1. «Корень – это сердцевина слова. Как человек не может жить без сердца, так и слово без корня». Докажите это.

2. Найти корень – значит найти внутренний, затаённый смысл». Докажите это на примере слов: перина, земляника, шиповник.

3. «Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него слова «растут», как ветви на дереве. Чем «сильнее» корень, чем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается «словесное дерево».    

Как вы понимаете смысл этого текста? Даны корни: вод-а, земл-я, дач-а, солом-а. Подберите родственные слова. Величественные ли у вас получились «словесные деревья»? Какие из данных корней сильнее, жизнеспособнее, а значит и употребительнее?

4. Докажите, что в словах «графский» и «графика» разные корни.

5. Правильно ли подобраны родственные слова:

носить – носик, изложить – ложка, вязание – вязкий, скрепить – закрепление? Докажите.

6. Благодаря какой значимой части слова могут быть объединены слова: собратья, соплеменники, сотоварищи? Почему?

7. Докажите, что приставка ЕЖЕ – имеет значение «каждый».

8. Можно ли слова: подснежник, подсолнечник – поставить в один ряд со словами: подводный, подземный, подлокотник, подоконник – на том основании, что во всех этих словах выделяется общая часть ПОД - ?

9. Докажите, что в русском языке есть приставки – синонимы и приставки – антонимы.

10. В учебнике ботаники вы встретились со словами: тычинка, пестик, лепесток, венчик. Следует ли в них выделять суффикс?

11. «Соперничество суффиксов» – в чём оно заключается? Для ответа на вопрос проанализируйте слова, обозначающие названия жителей городов.

12. Как «работают» суффиксы в словах из стихотворения:

    Котик и козлик.

Там котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит;

И лапочкой котик погладит свой ротик;

И козлик седою трясёт бородою.      

                                                   В.А. Жуковский

13. Какое значение придают суффиксы словам? Почему авторы употребляли слова с такими суффиксами?

Ветхую шубёнку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь

К бабушке седой.    

И. Суриков

Голубенький, чистый

                Подснежник – цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок.

А.Майков.

14. Какие слова с компонентом «ВИДЕО» - вы знаете? Расскажите об их употреблении.

15. Вот так родственники!

Существует такая шутка: иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика за его сына. Как можно объяснить иностранцу, что он ошибся?

16. Вы привыкли к таким парам слов, как сосед – соседка, пассажир – пассажирка, злодей – злодейка. Что мешает образовать существительные женского рода от слов: кочегар, штукатур, пилот, электрик, матрос?

17. «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Докажите эту мысль.

18. «Неправильные» слова, которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка, и реально существующих частей слов (приставок, суффиксов, корней). Поэтому, хотя таких слов в русском языке нет, понять их смысл можно всегда.

Объясните как образованы придуманные детьми слова. Почему вы понимаете их смысл?

а) – Игорь, а у тёти Оли на даче какой лес, сосновый?

 - Сосновый  и ёлочковый.

б) Лепили с Игорем из пластилина индейцев. Я сделал возле вигвама загон для скота.

- Здесь, - говорю, - у них будет скот жить.

- А скота у них не будет, - говорит Игорь. – Хотя нет, - спохватился он, пусть у них будет один скотёнок.

в)Прилетели пчела и маленькие пчелята.

У черепахи черепятки маленькие.  

4. Морфология.

1. «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Что понятно вам в этой искусственно созданной фразе и почему?

2. Вы знаете лишь две последние буквы слова: - ЛО. Определите, к какой части речи можно отнести это слово. Обоснуйте свой ответ.

3. «Ведро дало течь, и из него стала течь вода». К одной или разным частям речи относятся одинаково звучащие слова? Докажите.

4. Расскажите о различных формах имени существительного «хлеб», которые встретились вам в приведённых текстах (расставьте ударение, выясните лексическое значение, какие формы числа возможны: единственного, множественного, того или другого):

А в поле труд… Обычной чередою

Идёт косьба: хлеба не будут ждать!

Но это время названо страдою, -

Другого слова нет его назвать…

Кто испытал такого неба,

Тот без труда раз навсегда поймёт,

Зачем игру и шутку с крошкой хлеба

За тяжкий грех считает наш народ.

К.К. Случевский

Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился…

Хорошо было и проснуться до солнца, розовым росистым утром, среди матово-зелёных хлебов, увидеть в дали, в голубой низменности, весело белеющий город…

Он съел две таранки, горомадный пук зелёного лука и пять французских хлебов…                    

5. Уместна ли форма единственного числа имени существительного «лист» в данном предложении? Почему?

Прошлогодний лист в овраге

Средь кустов – как ворох меди.      

                                               С. Есенин

6. «Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал: «Пойдём смотреть грома!»

Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело со всех сторон».

Как правильно образовать форму множественного числа именительного и родительного падежей? Возможна ли форма «грома»? обратитесь к орфографическому словарю русского языка.

7. Попытайтесь изменить краткие прилагательные и сделайте вывод. Что можно сказать о выражениях: по белу свету, от мала до велика?

8. Кто прав?

Встретились два друга. Толя говорит Васе:

- Я вчера учил грамматические правила, выполнял письменное задание, решал задачу, писал бабушке письмо.

- Почему же ты начатые дела не довёл до конца? – спросил Вася.

- Я всё полностью выполнил, - возразил Толя.

- Если ты всё это завершил, то неправильно говоришь, - заметил Вася.

Кто из друзей прав?  

5. Синтаксис и пунктуация.

1. Найдите лишнее словосочетание, докажите правильность своего вывода: галстук из шелка, ковёр из шерсти, друг из Москвы, кувшин из глины, статуя из бронзы.

2. «Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят» (М. Горький). Докажите эту мысль на примере предложения:

«Попробуй сделать».

3. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Докажите эту мысль писателя.

4. Один воскликнул: «Какая картина!» Другой сказал: «Какая картина?». Что хотел сказать каждый из них? Как вы это определили?

5. Сколько человек сидело за столом?

За столом сидели сосед генерал лейтенант Пётр Максимович и мой отец.

6. Что не ясно в телеграмме? Как устранить неясность?

Встречайте завтра выезжаю поездом 21 вагон 5. Маша.

Правильность речи.

Правильность речи – это «соответствие её языковой структуры действующими языковыми нормами». Задания направлены на усвоение таких норм, которые соотносятся с правилами произношения, ударения, словообразования, формообразования, построения предложения.

1. «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». Раскройте смысл этой фразы на конкретных примерах.

2.

Я знаю, что дарю,

Я помню, что беречь.

Я детям говорю:

Не засоряйте речь!

Р. Казакова

Как вы понимаете смысл последней строки? Покажите на примерах.

3. Какое слово в этом ряду лишнее? Почему?

    Скучно, конечно, точно, нарочно.

4. Почему рифмуются слова «скучно», «простодушно» в приведённой строфе?

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

А.С. Пушкин

5. Инженер Петрова или инженерша Петрова?

6. «Завтра девочка пойдёт встречать мать. Она будет в белом платье».

Почему непонятен смысл высказывания? Внесите необходимые исправления.

           

                                      Выразительность речи.

Выразительность речи - это '"такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя". ( Б.Н. Головин). Приведенные задания, отражают эту особенность речи, связаны с выяснением выразительных возможностей фонетических, лексических и грамматических единиц, эстетической роли эпитетов, метафор, сравнений и других изобразительных средств.

  1. Какой фонетический прием использовали поэты для создания выразительности описываемых явлений? Проанализируйте приведенные поэтические строфы.

Сухие листья.

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья

Под тусклым ветром кружат, шуршат,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?      

                                          Ф. Сологуб.

Полночною порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.  

                                         К.Бальмонт.

Солнце и борей.

Всей земле свое сиянье.

Ты без шума раздаешь;

Тихо на небо взойдешь,

Продолжаешь путь в молчанье,

И закат спокоен твой!

Мой обычай не такой!

С ревом, свистом я летаю,

 Всем верчу, все возмущаю,

 Все дрожит передо мной!

 Так не я ли царь земной?    

                                            В. Жуковский.

2. Докажите, что "русской речи свойственны щедро рассыпанные уменьшительные, ласкательные, увеличительные и уничижительные суффиксы" (Л. Югов). Используйте для этого басни И.Л. Крылова.

3. Одному из молодых авторов К. Паустовский заметил: " Судя по вашим рассказам, вы замечаете только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное". Проанализируйте приведённые тексты и оцените мастерство авторов в создании описания.

За полем снежным - поле снежное,  

Безмерно- белые луга;

Везде - молчанье неизбежное,

Снега, снега, снега, снега!

Огни лимонно- апельсинные

На небе бледно-голубом

Дрожат... Но быстро тени длинные

Закутывают все кругом.      

    В. Брюсов.

Солнце, садилось после дождливого дня б серо-красные тучи, стволы в березовом лесочке были алые, проселок, резко выделявшийся черно-фиолетовой грязью среди свежей зелени, был тяжел.

                                                                                  Я.Бунин.

Оно ( небо) то серое, когда еще самый ранний рассвет, то серо-розовое, то ярко-красное - перед торжественным выходом солнца, то золотое, то золотисто-синее, и, наконец, голубое, как и полагается ему быть в разгаре ясного дня.

                                                                                  В.Солоухин.

  4. Проанализируйте приведенные тексты с точки зрения употребления глаголов (обратите внимание на временную форму).

У большинства съедобных грибов плодовое тело образуется пеньком и шляпкой. Отсюда и название - шляпочные  грибы. У одних грибов нижний слой состоит из многочисленных трубочек, такие грибы называются  трубчатыми. Нижний слой других грибов образуется многочисленными пластинками, поэтому их называют пластинчатыми.

                                                                                    Ботаника.

 Лиса бежала, бежала - видит: поперек следа свежий след.

 Не догадалась, что заяц петлю сделал. Свернула вбок - по свежему следу: бежит и стала: оборвался след! Куда теперь?

                    В.Бианки.

5. Какую роль выполняют глаголы в приведенном тексте?

Радуги сверкают - над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

                        К. Паустовский.

6. Докажите, что в основе загадки лежит сравнение двух сходных вещей или явлений, что иносказательность достигается через употребление слов в переносном значении.

Маленькая собачка,

Свернувшись лежит,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает.

7. Благодаря каким образным средствам Ф. Абрамов зримо нарисовал сентябрь?  

 " Брусничным coком стала наливаться листва черемухи. Желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок. Малиново-розовые листья вяза. Бронзовая листва дуба. Красные сосны прошитые лимонными березами.

Лимонно-солнечные кустарники.

Поле капустное. Иссиня-морозные кочаны.

Жёлтый березняк, густо расшитый красной рябиной".

Уместность речи.

Уместность речи - это "такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения". Задания связаны с особенностями употребления слов и оборотов, синтаксических конструкций в соответствии с тем или иным стилем речи.

     I. Прочитайте приведенные тексты и докажите уместность употребления в одном из них эпитетов, в другом - терминов.

" Он (ландыш) рос тут же, под не проницаемо-тенистым кустом. Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво оберегали от солнца низкорослый горбатенький стебелек, увенчанный снежно-белыми пониклыми чашечками цветок. Но умирали покрытые росой и желтой, ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка - вся в искрящихся слезинках росы -вдруг вспыхнула под солнцем пленительной белизной".

М.Шолохов.

"Поначалу ландыш выгоняет изящные листья. Гладкие, кожистые, с четко прочерченными жилками. Затем появляется граненая стрелка с белыми бусинками зубчатого околоцветника.

В вазе цветок этот уживается лишь с незабудкой, которой он даже придает свежесть. Все другие растения от него вянут и блекну.

А. Стрижев.

2. Докажите, все ли слова и выражения употребляются уместно в приведенном тексте?

Февральская улыбка.

Завалил февраль леса пухлым глубоким снегом. Прохожу опушкой под редкими березами. Солнце лучит в голубом небе, снег искрится, белые стволы берез светятся.

Ветры в феврале были, в основном, северные, выпадали обильные осадки. Хорошо в лесу!

В заключение следует сказать, что работа над приведенными здесь заданиями создает ситуацию учебно-научного общения, которое предполагает определенное речевое поведение, характеризующееся точностью, логичностью, ясностью. Научная речь ( ее учебно-научная разновидность) - наиболее сложный для учащихся вид речи, так как требует умения пользоваться научной терминологией, аргументировать научные положения, формулировать выводы и обобщения. Поэтому именно такого рода упражнения не только покажут разные стороны речи, но и позволят формировать названные умения.

                                                          Фирстова Н.И.

Коммуникативная направленность изучения морфологии  в V классе.

Для современного преподавания русского языка в школе актуальной является проблема разработки коммуникативно направленного курса, который обеспечил бы свободное владение языком в различных жизненных ситуациях.

Пробный курс русского языка требует строгого отбора учебного материала и установления соотношения между его системной ( форма), семантической ( значение), функциональной ( употребление) и нормативной ( культура речи) характеристиками. То есть в каждой языковой единице необходимо выделить коммуникативный план ее усвоения: форма и значение-употребление - норма_ ( какие языковые единицы есть в структуре языка, какова их семантика, и каком стиле речи они употребляются, какую роль играют в организации текста, каковы нормы употреблений их в речи).

При этом важно иметь ввиду коммуникативные потребности учащихся:

где, в какой сфере, в какой ситуации потребуется то или иное средство языка. В этом отношении "функциональные разновидности литературного языка обеспечивают своим материалом наиболее адекватное речевой действительности соответствие языкового материала виду речевой деятельности"

 (О.А. Лаптева)

И, наконец, творческому овладению языком могут способствовать два условия: "обеспечение перехода от грамматики предложения к функционально- коммуникативной грамматике текста и неослабное внимание к эстетической стороне речи, к ценности слова как к элементу художественного слова, стиха или прозы"  

                                                             ( Г.А. Золотова).

С этих позиций рассмотрим, как можно изучать морфологический материал в речевом аспекте, в частности, тему « Глагол в У классе. Ставим задачи: I) обогатить речь учащихся разнообразными по значению (смысловыми и экспрессивными) грамматическими формами; 2) показать функционально- стилистические возможности грамматических форм; 3) закрепить морфологические нормы.

В У классе изучаются следующие сведения о глаголе:

- глагол как часть речи: лексическое значение, грамматическое значение,

- неопределенная форма глагола,

- виды глагола. Видовые пары,

- время глагола. Прошедшее, настоящее, будущее время,

- спряжение глагола.

Исходя из этого морфологического материала и из речевой необходимости отберем языковые факты для изучения.

Глагол - самая распространенная часть нашей речи. Он употребляется во всех речевых разновидностях. Живописность и красочность, динамизм художественной речи зависит от глаголов, разговорная речь самая "глагольная". В научной же речи наиболее распространены отглагольные имена существительные, которые придают ей отвлеченность, обобщенность, строгость. Употребление глаголов в переносном значении делает нашу речь образной, выразительной. Для иллюстрации этих лексических особенностей глагола подберем тексты, с которыми дети У класса встречаются при чтении художественной и учебной литературы. В этих ситуациях осуществляются такие виды речевой деятельности, как слушание- чтение и понимание, когда ученики должны уметь воспринять информативную и воздействующую стороны речи.

I. Прочитайте тексты. К какому стилю речи относится каждый из них?  Какую роль выполняют в них глаголы и отглагольные существительные.

Бедненький бес

Под кобылу подлез.

Понатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.

                 А.С.Пушкин.

Рябина краснеет.

Утро малоросистое. Вовсе нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно сойку,  дрозда. Рябина очень  краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают бабочки.

                   М. М. Пришвин.

( Как изменится смысл текста, если подчеркнутые глаголы заменить именами прилагательными)?

Песня воды.

Весна воды собирает родственные звуки; бывает, долго не можешь понять, что это: вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Все вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеянье бекаса, хрип вальдшнепа, уханье выпи: все это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды.

                    М.М.Пришвин.

              Что называется явлением природы.

 Все изменения, происходящие в природе, называют явлениями природы. Например, замерзание воды, таяние льда, кипение воды, падение камня, сверкание молнии, волнение моря – все это явления природы.

               Природоведение.

Наконец Бастинда привела Элли в темную, грязную кухню.

- Ты будешь чистить горшки, сковородки и кастрюли, мыть пол и топить печку! Моей кухарке уже давно нужна помощница!

И, оставив девочку, полуживую от испуга, Бастинда отправилась на задний двор, потирая руки.

           А.Волков. Волшебник Изумрудного города.

( Возможна ли такая замена: - Ты будешь заниматься чисткой горшков, мытьем полов.....?)

2. Прочитайте текст, найдите в нем глаголы в переносном значении. Какую картину они помогают нарисовать? Подберите сами и прочитайте стихотворения, в которых употреблены глаголы в переносном значении.

                 

Осеннее утро.

Желтый клон глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ежится,

Веткой сломанной прижат.

На его озябшей ножице

Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную

В чутко дремлющем бору,

Бродят лоси осторожные,

Гложат горькую кору.

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев.

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

      О. Высотская.

Учебник русского языка, для У класса дает целый ряд лексико-семантических групп: глаголы, обозначающие трудовые процессы; цвет, внутреннее состояние человека; нравственные качества человека; спортивные занятия; звуки, издаваемые животными, птицами; глаголы движения и говорения. С точки зрения разбития речи учеников важна работа над глаголами говорения. Речевое однообразие является причиной того, что ученики не умеют пользоваться глаголами говорения – синонимами. Приведем здесь отдельные группы глаголов говорения, наделенные определенной семантикой:

собственно глаголы говорения; сказать, говорить, произносить, промолвить, молвить;

глаголы, подчеркивающие интенсивность говорения: кричать, реветь, рявкать, лепетать, бормотать, шептать;

глаголы говорения, выражающие эмоциональное состояние человека: возмущаться, восхищаться, восклицать, удивлять, изумляться, восторгаться, взмолиться;

глаголы говорения, обозначающие вопрос/ответ: отвечать, спрашивать, отзываться;

глаголы говорения, обозначающие утверждение/отрицание: возражать, настаивать, утверждать, соглашаться, заявлять, предлагать;

глаголы говорения, обозначающие начало/конец речи: начать, продолжить, закончить;

глаголы говорения, обозначающие прерывистость речи: прервать, добавить, заметить, вмешаться, обратиться, осведомиться, прибавить, повторить, перебить, пояснить и др.

Для иллюстрации функции глаголов говорения используем тексты художественных произведений, в которых диалог является разновидностью разговорной речи.

3. Прочитайте диалог. Какие глаголы говорения употреблены в тексте? Какую-роль они выполняют в нем? Как  характеризует героев?

Друзья провели еще несколько дней в Фиолетовом дворце среди Мигунов и начали собираться в обратный путь.

- Надо идти к Гудвину: он должен выполнить свои обещания, - сказала Элли.

- О, наконец-то я получу мои мозги! - крикнул Страшила.

- А я сердце! - молвил Железный Дровосек.

- А я смелость! - рявкнул Трусливый Лев.

- А я вернусь к папе с мамой в Канзас!- воскликнула Элли и захлопала в ладоши.

- И там я проучу  этого, хвастунишку Гектора, - добавил Тотошка.

А. Волков.  Волшебник Изумрудного города.

4. Какие глаголы говорения употреблены в диалогах в рассказе И.С. Тургенева " Муму" и в «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина?

В речевом отношении важны темы " Вид глагола" и  " Время глагола", так как  на видовременных формах "держится" текст, кроме того, особое употребление вида и времени глагола в тексте создает его выразительность. Традиционно рассматриваем, как образуются глаголы совершенного вида, временные формы глагола, и параллельно выясняем семантику этих форм.

Глаголы несовершенного вида могут обозначать:

- незавершенность действия,

- одновременность действия,

- повторяемость действия.

Глаголы совершенного вида –

- завершенность действия.

- однократность действия.

Глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени обозначают действия, которые происходят или будут происходить. Кроме того, одно время может употребляться в значении другого. Это важно показать ученикам, чтобы они знали способы "оживления" речи.

Употребление настоящего времени в рассказе о прошлом делает читателя как бы участником описываемых событий, живо повествует (художественный стиль речи). Это настоящие историческое.

В публицистических жанрах (например, в репортаже) глаголы настоящего времени создают впечатление присутствия на месте события. Это настоящее репортажа. Особую функцию выполняют глаголы настоящего времени в научном стиле речи, они обозначают постоянный признак предмета или явления. Это настоящее вневременное.

Переплетение видовременных форм различной семантики и создает смысл текста любого стиля речи, выразительность художественных текстов. Такие сведения вполне доступны ученикам У класса. Для анализа подбираем тексты различной стилистической окраски из художественных произведений и учебных книг.

5. Прочитайте тексты. К какому стилю речи они принадлежат? Обратите внимание на вид и время глаголов в этих текстах. Определите значение, которое они придают высказываниям.

Элли пролезала в клетку между двумя прутьями, Лев и Тотошка набрасывались на принесенную еду и питье.

И вот Лев укладывается поудобнее, девочка гладит его густую, мягкую шерсть и играет кисточкой хвоста. Элли, Лев и Тотошка разговаривают; с грустью вспоминают про гибель верных друзей – Страшилы, Железного Дровосека, строят планы побега.

Но убежать из Фиолетового дворца было невозможно; его окружала высокая стена с острыми гвоздями наверху.

                                                                 А. Волков Волшебник Изумрудного города.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она их бьет

                     А. С. Пушкин.

Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.

В почве живут черви, насекомые и их личинки, кроты, землеройки и многие другие животные. Они поедают растения, переваривают их. Остатки пищи из кишечника попадают в почву и удобряют ее.

                                                            Природоведение.

(Проведите эксперимент: замените в последнем тексте глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Возможна ли такая замена?)

6. Подберите небольшой прозаический или стихотворный текст, покажите, как употребляются вид и время глагола (художественный стиль).

7. Прочитайте любое правило в учебнике русого языка. Обратите внимание на вид и время глаголов, употребленных в правиле. Объясните это явление. (Научный стиль речи).

Мы рассмотрели семантику и функцию глагольных форм, а также особенности употребления некоторых лексико-семантических групп глаголов говорения. Параллельно с этой работой мы должны выработать у учащихся навык нормативного употребления глагольных форм. Прежде необходимо показать ученикам эти нормы.

Орфоэпические нормы связаны с постановкой правильного ударения в глагольных формах:

не был – не была                понимал – понял – поняла

не жил – не жила                создавал – создал – создала

не дал – не дала                начал – начала – началась – начался

                                повторить – повторим

                                звонить – звоним – звонишь – звонят

                                руководить – руководит

положить – положил – положу – положила,   Но: полошишь – положит

                        облегчит, углубит, упростит.

Для запоминания используем стихотворные отрывки, в которых ритм и рифма диктуют произнесение слов и их форм с правильным ударением:

И царевна к ним сошла,                                 Стоит девочкам начать,

Честь хозяям отдала.                                Дай им только волю, -

                                                        Будут целый день качать

В тот же день царица злая,                         И баюкать Лелю.

Доброй вести ожидая,                                                А. Барто.

Втайне зеркальце взяла                                Чтоб скорей дождаться

И вопрос свой задала…                                Завтрашнего дня,

                    А. С. Пушкин.                                Дети спать ложатся

Да, изменился белый свет                                Рано, без огня.

За столько зим и столько лет!                                        А. Барто.

Мы прожили недаром.                                Телефон опять звонит!

Хоть нелегко бывало нам.                                От него в ушах звенит!

                     С. Маршак.                                                А. Барто.

Морфологические нормы связаны с правильным образованием некоторых глагольных форм и их стилистической дифференциации; например, класть – положить.

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовет матроса:

«Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!»

Говорит матрос: «Положим!

Положить заплату можем….»

                                                       А. Барто, С. Маршак.

Затрудняет учеников         образование личных форм от глаголов:

мяукать, мурлыкать, кудахтать. Эти формы различаются стилистической принадлежностью:

нейтральные формы                                             разговорные формы мяукает

         мяукает                                                                         -

мурлычет                                                             мурлыкает

кудахчет                                                                 кудахтает

Синтаксические нормы связаны с употреблением зависимого слова в нужном падеже (имеются в виду словосочетания глаг. + сущ.).

нас" хй эа-

•мкотворньй' уу »пока--удйже.стЕ'зк!' .^риль),

•cckofo я.^ь.- Обрати" ккь;х в ii^&: . Объяс-

ольных фо^:. такке !а?гтнЧес!ск>. ";г1:гл8-

1 ДОЯЖНЫ Bte'' ;йТ.Ъ

:агольн^'х ф- Прек-•ой' правил;- • ударе-'

"ала-

!Г;ййЕг " -ЗВОН/.

/ „^ОЖИШЬ •" nQJiOri-HT

о.йтрый-йИ, •в.1 ^сгорых о.рм, е пр.авил^ым' уда"

./

иФ д^аодаам 'начать,-

им только эолю-,- ' • ур1 целай день начать ЁДйа^ь- Лелю. • . • .

•• А.Барто. б1сяо^аЙ доадатьсн ^^одй-о дня,  '. и 'сп&еь. ложатйж"

(>»<ЕвЗ OPhR.

. .. •• '.     А.Барто. ефон опять звонит! него ^ vteax звеййта!

А.барто 5'w,°    ^овамиен яеко-"ацией;. например

Задание для учеников – составить словосочетания, подобрав соответствующие имела существительные  и употребив их в падеже, которого требует главное слово- глагол:

возмущаться (чем?)                                                                        упрекать (в чем?)

удивляться (чему?)                                                                         беспокоиться (о ком?)

не понимать (чего?)                                                                        изменить (кому?)

возглавлять (что?)                                                                           предать (кого?)

руководить (чем?)                                                                           протестовать (против кого?)

Таким образом, мы отобрали в теме " Глагол" коммуникативно важный материал, т. е. те сведения, которые потребуются ученику, чтобы сделать свою речь понятной, точной, образной, правильной (в зависимости от ситуации):

- что представляет, собой лексико-семантическая группа глаголов говорения и как эти глаголы употребляются в речи;

- как с помощью глаголов создается образность и выразительность речи;

- какова семантика видовременных форм глагола и в чем особенности употребления этих форм в речи;          

- как правильно образовывать некоторые глагольные формы и употреблять их в речи.

Конечная цель работы - создать такие речевые ситуации (актуальные для учащихся), в которых рассмотренные языковые средства будут "работать". Эти речевые ситуации можно охарактеризовать следующим образом.

Актуальной для учеников является ситуация, связанная с необходимостью сообщить на уроке какие- либо знания. Ученик воспользуется научным стилем речи, так как обстановка на уроке официальная, большому количеству присутствующих, необходимо сообщить научные сведения о какой-либо теме. Поэтому речь должна быть точной, строго последовательной, доказательной, обобщенной, образность будет неуместна. Для решений этой задачи нужно использовать тип речи- рассуждение, языковые средства- лексика: терминология определенной науки; морфология: отглагольные имена существительные, глаголы в настоящем времени; синтаксис: повествовательные и вопросительные предложения, сложные предложения..        

В разделе " Глагол" этой ситуации соответствуют задания:

рассказать о глаголе как части речи, сделать сообщение о неопределенной форме глагола. В подобные ситуациях ученики оказываются на уроках по другим предметам.                

Еще одна ситуация, в которой ученик делится с присутствующими своими впечатлениями, высказывает свое мнение. Чаще всего это наблюдается в бытовой сфере, которая обслуживается разговорным стилем речи. В этом случае наблюдается относительная свобода в выборе слов и выражений, речь должна быть эмоциональной, выразительной, так как обстановка неофициальная и главная задача говорящего - воздействовать на чувства собеседника, привлечь его внимание к сообщаемому. Этой ситуации соответствует задание: составьте диалог " Я встречаю гостей". Обговорим с учениками, на что нужно обратить особое внимание:

- каким будет основной тон высказывания?

- каков будет темп речи, громкость голоса?

- какие слова, относящиеся к речевому этикету, уместно использовать?

- как воспользоваться глаголами говорения?  

- какую роль должны выполнять побудительные и вопросительные предложения, восклицательные предложения?

- обратите внимание на правильность употребления глаголов; класть - положить, начал- начала, понял - поняла и т.д.    

В повседневной жизни у детей возникает потребность научить чему-либо другого (других), объяснить что-либо. Это написание памятки, распорядка дня, графика и др. В этой ситуации речь должна быть строгой, деловой, логически последовательной, безобразной, так как читающий (читающие) должны получить четкое представление о чем-либо, приять последовательность выполнения чего-либо. Например, задание: "Что я должен сделать в ближайшее время", " Как сделать скворечник", " Как сшить фартук"- напиши памятку. Какие глагольные формы уместно использовать в этом речевом произведений: неопределенную форму, форму 2 лица единственного числа, I лица множественного числа? Можно ли воспользоваться отглагольными именами существительными? Какой будет структура высказывания, как эти можно изобразить графически?

Для пятиклассников характерна и такая ситуация, когда они передают свое видение мира, свое отношение к событиям, явлениям, людям. В этой ситуации речь должна быть образной, эмоциональной, конкретной, так как ее основная функция - воздействующая. По композиции это может быть описание, повествование. В разделе " Глагол" ученики знакомятся с повествованием. Задание: составьте устный рассказ "Как я однажды..." Что нужно сделать для того, чтобы рассказ хорошо слушали? Каким должно   быть содержание? Каким тоном будете рассказывать? Каким должно быть выражение лица? Какие жесты будут уместны, мимика? Какую роль будут выполнять вопросительные, восклицательные предложения? Можно ли использовать глаголы в переносном значении? Употреблять одно время в значении другого? Если в вашем рассказе будет диалог, то какие глаголы говорения можно в него включить?

Итак, отбирая учебный материал для изучения, мы руководствуемся принципом коммуникативной целесообразности: где, в какой ситуации ученикам пригодится это языковое средство. Для формирования умения пользоваться этим языковым средством создаем речевые ситуации, приближенные к естественным сферам общения. Такой подход к программному материалу по русскому языку делает работу учителя и учеников целенаправленной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акишина А.А. Этикет русского письма. М., 1981.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи.    М.,1988 г.

3. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. M., I991г.                                  4. Купалова А.Ю. О концепций обучения русскому языку в общеобразовательной школе// Теория и практика в школьном курсе русского (родного) языка  М.,  1990 г.

5.Лаптева О.А. Идеи коммуникативной лингвистики в коммуникативной

методике.// Русский язык за рубежом, 1990г., № 2.

6. Методика развития речи учащихся на уроках русского языка,// Под редакцией Т.А. Ладыженской, М., 1980 г.

7. Речь, Речь, Речь.// Под редакцией. Т.А. Ладыженской. М.,   1990 г.                                                8. Система обучения сочинениям в 4-8 классах.// Под ред. Т.А. Ладыженской, М., 1978 .г.                        

9. Соловейчик С.М.  О содержании и структуре программы развития

речи в рамках коммуникативно направленного курса русского языка.

Теория и практика в школьном курсе русского (родного) языка.

М.,  1990 г. .

10. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура поведения. М., 1989 г.

-  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах для детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Создание игровых ситуаций на уроках математики повышаетинтерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску вучебную работу, снимает утомление, развивает...

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития  учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования  умений логического ...

Учебная задачи направленные на речевое развитие учащихся.

Учебные задачи направлены на речевое развитие учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий, овладение которыми является условием успешного обучения учащихся. В предложенных з...

Мастер-класс: Возможности использования бросового материала в развитии элементов творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Ручной занимательный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, ...

Научная статья "Использование элементов системы укрупнения дидактических единиц при решении задач на движение"

Статья в сборнике материалов VIII международной научно-практической конференции "Исследование различных напрвлений современной науки"....

Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.

В данной статье рассматривается актуальный вопрос:  задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...

Возможности использования дидактической игры в процессе обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Данный материал раскрывает возможности различных  дидактических игр для обучения  развития детей с тяжелыми  множественными нарушениями развития,  дается описание дидактических...