познавательный урок-КВН по русскому языку для 7 класса "Сила слова"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Пинаева Ольга Александровна

познавательный урок-КВН по русскому языку для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kvn_7_kl._rus.yaz_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

    7 класс

Сила слова.

 Познавательная игра-квн по русскому  языку

                   

                                                  Работа в командах.

 

Цели: активизировать интерес к русскому языку; повышать общую языковую культуру; стимулировать стремление учащихся к непрерывному познанию;  формировать потребность быть вежливым участником общения;  развивать речь, память, мышление.

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка».

Под музыку ребята поют.

-Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек.

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

 От хороших слов тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

(Э.В.Круглова)

Эпиграф:

                                              Словом можно убить, словом можно  спасти,

           Словом можно полки за собой повести.

        В. Шефнер.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

По определению Владимира Ивановича Даля, посвятившего всю жизнь составлению словаря, СЛОВО- «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка.

 2. Разминка.

Используйте слово ЯЗЫК в разных смысловых значениях.

Например, длинный язык, корявый язык, иностранный язык, заливной язык,…

3.  Конкурс вежливости.

        1 этап

        «Скажите мне доброе слово,

        И слово утешит меня».

-Ребята, представьте, что вы в сказочной стране. А вот и сказочные герои пожаловали!  Кащей  и Баба-Яга заходят в класс.

Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача - придумать  комплимент такой, чтобы сказать  приятные, но в то же время правдивые слова.

Например:

- Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.

- Ты так долго живёшь на свете, ты, наверное, много видел и много знаешь.

        2 этап

 

Ребята, давайте попробуем высказать своё мнение о ком - либо вежливо и доброжелательно.  Представьте, что Ёжик пригласил к себе в гости Лису и Журавля,

во время обеда они жалуются Ежу друг на друга.

- Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение и хорошее угощение.

Жаль только, попробовать ничего не удалось: не подумала хозяйка о посуде!

        (Журавль)

- Не знаю, зачем пригласили меня на обед! (Лиса)

- Ребята, как вы думаете, что должен сказать Ёжик? Как ему помирить друзей?

(Например, Журавль  был  добрее и вежливее, чем ты, Лисонька, он тебя не обидел ни    одним словом и т.п.

 4. Конкурс знатоков поговорок и пословиц.

        1 этап

Отгадайте пословицу.

К нам на конкурс приехала Бабушка - Яга из сказки не с пустыми руками, а привезла пословицы, поговорки.

1) Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

(За словом в карман не полезет)

2) Какая поговорка говорит о событии, которое неизвестно, когда было, да и будет ли вообще?

(На воде вилами писано)

3). Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?

(Положить зубы на полку)

4). В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?

(Узнать, почём фунт лиха)

        

5) О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает больше сделать за день?

(Кто рано встаёт, тому Бог подаёт)

        2 этап

К пословицам разных народов подберите соответствующие по смыслу русские пословицы

  1. Дагестанская.  Торопливым людям не хватит мудрости

(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

  1. Киргизская.  Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской – устанешь

(Тише едешь - дальше будешь)

  1. Украинская.   И живи до старости, и учись до старости.

(Век живи - век учись)

  1. Удмуртская.    Слово не стрела, а сердце пронзает.

(Слово не воробей, вылетит - не поймаешь)

- Спасибо, Баба-Яга, присядь, отдохни с дороги.

        

                                                            3 этап

Учитель:

-К выражениям из Библии подберите соответствующие по смыслу поговорки и пословицы.

  1. Гл.7. 17.    Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

( Яблоко от яблони недалеко падает).

2)  Гл. 7. 5.     Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

(В своём глазу бревна не замечаешь, а в чужом и соринку видишь).

     3) Гл. 15.  11.  Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

(Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)        

4)  Гл. 7. 2. Каким судом судите, таким будете судимы.

(Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам)

        

5.Конкурс «Доскажи фразеологизм»

Сказочные персонажи пришли к вам не с пустыми руками: сейчас они прочитают стихотворения, но последней строчкой в них будет фразеологизм, который вы доскажите.

1) Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

…                    (Водой не разольёшь)        

2) Они жили душа в …(душу)

3)И так устали мы в дороге,

Что еле…(Волочили ноги)

4)Фальшивят, путают слова,

Поют….(Кто в лес, кто по дрова)

                                                     

6. «В стране правильных написаний»                

- Ребята, Ёжик принёс нам  яблочки. На них написаны слова с пропущенными буквами.

Помогите Ёжику с орфографией.

(Не) жарен/нная ещё рыба.        Не  жаренная ещё рыба

(не) написан/нное письмо        ненаписанное письмо

(не) крашен/нная скамейка        некрашеная скамейка

(не) варён/нное, а запечён/нное мясо        не варёное, а  запечённое мясо

она (не) ранен/нна в бою        она не  ранена в бою 

7.Правильно ли мы говорим?

Конкурс знатоков ударения.

Слова записаны на доске в 2 столбика для каждой команды, учащиеся по одному выходят и ставят ударение. (по одному баллу за слово)

кУхонный        щавЕль

баловАть        балУю

красИвее        красИвей

Августовский        занялА

жалюзИ        звонИт

зАнял        столЯр

звонЯт        тОрты

тОртов        тУфля

слИвовый        сирОты

        

8.Конкурс грамотеев для команд.

На листе перечислены действия, подумайте, какой глагол надо вставить.

Я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку (надевать/ одевать). Потом стал куртку  (надевать/ одевать). А в последнюю очередь младшего брата

Стал (надевать/одевать).

Ответ: глагол «надевать» употребляется, когда человек  надевает  что-либо на себя

А одевать можно кого-нибудь.

9. Конкурс скороговорок.

Прошу выйти от каждой команды по человеку для чтения скороговорки (3 раза)

На дворе трава, на траве дрова.

10. Слово жюри. Подведение итогов.

 

Чтение стихотворения В. Солоухина учащимися.

        Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

 То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Подошла к концу наша познавательная игра и в заключение под  музыку В. Шаинского «Улыбка» ребята поют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)

Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...

Урок-марафон по русскому языку "Правописание корней слов".

Материалы урока садержат технологическую карту урока и презентацию по материалам урока. Занятие предполагает работу в группах и индивидуальную работу учащихся....

Урок-викторина по русскому языку "Путешествие в слово" в 5-6 классах

Цель урока:-углубить знания учащихся по русскому языку;-привить интерес к предмету путем включения упражнений занимательного характера;-расширять словарный запас учащихся.Задачи урока:- повторение и о...

2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»

Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему "Слова - историзмы".

В этом учебном году у нас  появился новый предмет (родной (русский) язык.  Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данному предмету, который проводился в 3 классе коррекционной школы....

Презентация к уроку Практикум по русскому языку. Изучение словарного слова "космос".

В данной презентации представлены задания для изучения словарного слова "космос" на уроке в коррекционной школе....