Рабочая программа по русскому языку в 10, 11 классах (региональный компонент)
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Мусагалиева Жанна Максотовна

В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_regionalnogo_komponenta_peredelannaya.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку. Выпускники должны научиться осмысливать связь языка, истории и культуры, освоить такие понятия, как речевая ситуация и ее компоненты, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, сформировать умение осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей.

Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по русскому языку, сформированных у учащихся на ступенях начальной и основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену.

Особое внимание при повторении и обобщении курса русского языка в 10, 11 классах должно быть уделено работе с текстом, его анализу, а также конструированию текстов различных жанров.

Программа является примерной и позволяет учителю самостоятельно распределять материал и время для его повторения и обобщения в зависимости от степени подготовленности учащихся.

Основное содержание программы

(67 часов)

Нормы современного русского литературного языка

(34 часа)

Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных. Основные орфоэпические и акцентологические нормы. Принципы русской орфографии. Фонематический принцип.

Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевое окончание и отсутствие окончания. Основные способы словообразования. Морфологический и неморфологический способы образования слов. Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования.

Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.

Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. Существительные склоняемые и несклоняемые. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен числительных. Спряжение глаголов. Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Наречия и наречные выражения. Служебные части речи. Слова категории состояния. Переходные явления в системе частей  речи как способ образования грамматических омонимов. Продуктивные (субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация, интеръективация) и непродуктивные (нумерализация, прономинализация, вербализация, конъюкционализация, модаляция, партикуляция) явления переходности.

Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О и Ё после шипящих. Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и НН в полных формах и кратких прилагательных и причастиях, наречиях на О – Е.  Правописание личных окончаний глаголов. Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Местоимения и союзы (так же – также и т.п.). Правописание предлогов.

Синтаксис и пунктуация. Текст, основы его анализа и продуцирования

(33 часа)

Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. Односоставные простые предложения. Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.

Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.

Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте. Основные средства связи предложений в тексте.

Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. Основные признаки разговорного, официально-делового, научного, публицистического стилей и стиля художественной литературы. Описание, повествование, рассуждение.

Выразительные средства в тексте. Тропы и фигуры речи. Средства выразительности фонетики и словообразования.

Основы продуцирования текста. Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев. Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате обобщения и систематизации курса русского языка выпускник должен

  • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа
  • Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента
  • Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художествной литературы
  • Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и
  • скрытую информацию)
  • Читать тексты разных стилей и жанров
  • Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)
  • Извлекать информацию из различных источников
  • Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой
  • Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
  • Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
  • Адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
  • Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
  • Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные текст

Содержание тем  учебного курса.

10 класс

№ урока

Тема и содержание урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Знакомство с демонстрационной версией текущего года.

1

3.09

2

Анализ основных тем, представленных в демо-версии. На дом: выполнение теста демо-версии.

1

10.09

3

Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных.

1

17.09

4

Основные орфоэпические и акцентологические нормы.

1

24.09

5

Принципы русской орфографии. Фонематический принцип.

1

1.10

6

Трудные случаи орфографии.

1

8.10

7

Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста демо-версии. Состав слова, словообразование.

1

15.10

8

Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание.

1

22.10

9

Нулевое окончание и отсутствие окончания.

1

29.10

10

Основные способы словообразования.

1

12.11

11

Морфологический и неморфологический способы образования слов

1

19.11

12

Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования.

1

26.11

13

Трудные случаи словообразования. Сложение, сращение.

1

3.12

14

Бессуффиксный способ.

1

10.12

15

Тестирование в формате ЕГЭ.

1

17.12

16

Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления.

1

24.12

17

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы.

1

14.01

18

Фразеологизмы.

1

21.01

19

Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи.

1

28.01

20

Существительные склоняемые и несклоняемые.

1

4.02

21

Степени сравнения имен прилагательных.

1

11.02

22

Склонение имен числительных.

1

18.02

23

Спряжение глаголов.

1

25.02

24

Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.

1

4.03

25

Наречия и наречные выражения.

1

11.03

26

Правописание личных окончаний глаголов.

1

18.03

27

Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

1

1.04

28

Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О и Ё после шипящих.

1

8.04

29

Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и НН в полных формах и кратких прилагательных и причастиях, наречиях на О – Е.  

1

15.04

30

Служебные части речи.

1

22.04

31

Местоимения и союзы (так же – также и т.п.). Правописание предлогов.

1

29.04

32

Частицы. Правописание частиц. Решение В8

1

6.05

33

Пробный экзамен в формате ЕГЭ (Тестирование)

1

13.05

34

Анализ ошибок, допущенных при выполнении заданий ЕГЭ.

1

20.05

Содержание тем учебного курса.

11 класс

№ урока

Тема и содержание урока

Кол-во часов

Дата проведения

Коррективы

1

Знакомство с демонстрационной версией текущего года.

1

5.09

2

Анализ основных тем, представленных в демо-версии. На дом: выполнение теста демо-версии.

1

12.09

3

Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте.

1

19.09

4

Основные средства связи предложений в тексте.

1

26.09

5

Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.

1

3.10

6

Пробный экзамен (Тестирование в формате ЕГЭ)

1

10.10

7

Основные признаки официально-делового, научного стилей. Основные признаки разговорного. Анализ работ.

1

17.10

8

Основные признаки публицистического стиля и стиля художественной литературы.

1

24.10

9

Описание, повествование, рассуждение.

1

31.10

10

Основы продуцирования текста. Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев.

1

14.11

11

Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе.

1

21.11

12

Структура сочинения – рассуждения: вступление.

1

28.11

13

Структура сочинения – рассуждения: формулировка проблемы.

1

5.12

14

Структура сочинения – рассуждения: аргументы.

1

12.12

15

Написание сочинения – рассуждения.

1

19.12

16

Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

1

26.12

17

Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные.

1

9.01

18

Односоставные простые предложения.

1

16.01

19

Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами.

1

23.01

20

Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные

1

30.01

21

Сочинение рассуждение в формате ЕГЭ.

1

6.02

22

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения.

1

13.02

23

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

1

20.02

24

Пробный экзамен .

1

27.02

25

 Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.

1

6.03

26

Пробный экзамен в формате ЕГЭ.

1

13.03

27

Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Анализ работ.

1

20.03

28

Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.

1

3.04

29

Выразительные средства в тексте. Сравнение. Метафора. Олицетворение.

1

10.04

30

Метонимия, синекдоха. Эпитет. Аллегория.

1

17.04

31

Перифраза. Гипербола. Литота. Аллитерация и ассонанс.

1

24.-4

32

Пробный экзамен в формате ЕГЭ.

1

8.05

33

Решение вопроса В8. Подведение итогов. Анализ работ.

1

15.05


Перечень рекомендуемых учебников

и учебных пособий к программе регионального компонента

«Русский язык. 10–11 классы»

Учебники для теоретической подготовки

1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – 5-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2005.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11 кл. – М.: Русское слово, 2008.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

4. Савко И.Э. Русский язык: Теория и практика: Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов. – Минск: Харвест, 2004.

5. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. – Саратов: Лицей, 2005.

6. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 кл.: Учеб. пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

7. «Справочные материалы. Русский язык 5-11 классы. Правила. Таблицы. Схемы» автора Г.Ф. Хлебинской.

8. Хлебинская Г.Ф.  «Русский язык для 10-11 классов. Профильный уровень». Издательство «ОНИКС», 2010

Учебные пособия для формирования дидактического материала

1. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. – М.: Дрофа, 2010.

2. Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Болотник Л.В. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Русский язык. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.

4. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.

5. Козулина М.В. Русский язык. Проверка готовности к ЕГЭ. – Саратов: Лицей, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе для 8-11классов

Рабочие программы по литературе для 8-9 классов составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литерату...

Рабочая программа по русскому языку в 11классе по учебнику Л.А.Чешко

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 11 класса составлена на основе:БУПа 2004 года;федерального компонента государственного образовательного стандарта cреднего (полного)  образования (Пр...

Рабочая программа по русскому языку(региональный компонент) 11 класс

В данном разделе представлена рабочая программа по русскому языку (региональный компонент), рассчитанная на 35 часов...

Программа и тематическое планирование по русской литературе и русскому языку с использованием национально - регионального компонента

Программа написана для учителей, работающих в Чувашии в классах с многонациональным составом учащихся. Она включает в себя тематику произведений русской литературы с учётом произведений национальной л...

Рабочая программа по Русскому языку для 11класса

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта об...