Тест в формате и по материалам ГИА (по рассказу Ю. Яковлева "Когда уезжает друг")
тест по русскому языку (5 класс) по теме

Абрамян Наталья Николаевна

Отрывок для анализа взят из рассказа Ю. Яковлева "Когда уезжает друг". Задания  для анализа даны в форме материалов ГИА. Подобная работа даёт возможность учащимся 5-9 классов повторить следующие разделы русского языка: "Лексика", "Морфология", "Орфография", "Синтаксис", "Пунктуация" и может быть использована в качестве обощающей или контрольной работы в конце учебного года, а также в качестве тренировочного теста. Моим пятиклассникам оказалось интересно выполнять подобные задания. Они много повторили, восполнили пробелы в знаниях. Выполненная после проверки теста работа над ошибками  помогла ученикам понять причины ошибок.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю. Яковлев. «Когда уезжает друг». (Отрывок из рассказа). Анализ текста

        <…> (1)Куница свистнул три раза. (2)И ещё два раза. (3)Он свистел добросовестно, глубоко засовывая в рот четыре пальца. (4)Но никто не появлялся в окне. (5)Может быть, Володька не слышит или думает, что свистят не ему.

        <…> (6)Может быть, Куница ошибся окном?

        (7)Так прямо он и ошибётся! (8)Он всю жизнь свистит под этим окном. (9)И всю жизнь запускает в него камушки. (10)И окно всегда улыбается Кунице. (11)А сейчас оно состроило рожу.

        (12)Куница отвернулся и зашагал прочь.

        (13)Когда человек возвращается из больницы, после того как ему вырежут аппендицит, он готов ко всяким переменам. <…> (14)Но то, что не окажется Володьки и выяснится, что Володька уехал навсегда,  - этого Куница никак не предвидел. (15)Ему никогда и в голову не приходило, что Володька может уехать навсегда и его окно достанется чужим, незнакомым людям.

        (16)Куница пал духом. (17)Он ходил как потерянный и все думал, думал о Володьке.

        (18)Куница – здоровый круглолобый парень. (19)Брови у него слегка приподняты, а под ними глаза с хитринкой. (20)Куница не даст себя в обиду. (21)Он сам кого хочешь обидит. (22)А Володька был худым и щуплым.(23) На год младше Куницы и на голову ниже.

        (24)Если твой друг на голову ниже, то ничего не стоит отнять у него сани. (25)Сани раздобыл Володька и принес их к ледяной горке. (26)Он собирался съехать первым, потому что сани раздобыл он, а не Куница. (27)Но Куница ухватился за сани и стал их вырывать. (28)При этом он кричал:

        - (29)Не отдашь – получишь! (30)Не отдашь…

        (31)По справедливости первым должен был съехать Володька. (32)Он принёс сани. (33)Но возле горки кружилась Ира. (34)И Куница хотел блеснуть перед ней силой.

        (35)Володька не отдавал сани. (36)Он крепко держал их. (37)Но Куница сильнее. (38)Он отнял у друга сани и полез с ними на гору. (39)Ему совсем расхотелось съезжать на санях. (40)Но он съехал. (41)Из-за Иры. (42)А Володька стоял внизу и молчал от обиды.

        (43)Если бы Куница знал, что Володька уедет, он не вцепился бы в сани, как клещ. (44)Пусть Ирка думает о нем что хочет. (45)Ему наплевать на Ирку.  (46)Разве её можно сравнить с Володькой? (47)Но когда человек живет у тебя под боком и никуда не уезжает, у него можно отнять сани.

        (48)Вообще Куница часто обижал Володьку. (49)Володька был слабее и все прощал ему. (50)Умные люди пристают к чужим мальчишкам. (51)Их не жалко. (52)И они никуда не уедут до самой смерти. (53)А подлые – лезут  с кулаками к своим друзьям.

        (54)Володька не хотел драться. (55)Не потому, что трусил. (56)Он не хотел драться с товарищем. (57)Но куница так наседал, что пришлось. (58)Это было вечером, во дворе. (59)Из-за чего Куница полез к Володьке? (60)Просто некуда было девать силы. (61)И было дрянное настроение. (62)И хотелось кому-нибудь вмазать. (63)А вмазать всего безопаснее Володьке. (64)Такой он, Куница. (65)Бестолковый, подлый человек.

        (66)Теперь можно свистеть хоть целый день и можно швырять в  окно маленькие камушки – не будет растопыренных пальцев и сплюснутого носа. <…>

        (67)Если бы знать, что Володька уедет!

        (68)Куница поплёлся во двор. (69)На улице чернел асфальт, а во дворе ещё хранился снег, словно весна второпях не успела свернуть в подворотню. (70)Ребята катались на санях, возились, играли в снежки. (71)Маленькие, большие, всякие. (72)Но Кунице казалось, что двор пустой. (73)Никого нет. (74)Не  с кем перекинуться словом.

        (75)Если бы он действительно знал, что Володька уедет, он жил бы иначе. (76)Он дорожил бы каждым днем, проведенным с Володькой. <…>        

(77)Если бы знать, что Володька уедет!

        (78)А может быть, Володька потому и уехал, что крепко обиделся на Куницу. (79)Терпел-терпел, а потом взял и уехал. (80)Где теперь его окно? (81)До него не докинешь камушек. (82)И даже самый сильный свист не долетит до нового  Володькиного окна. (83)Куница никогда не простит себе, что Володька уехал.

        (84)Он совсем скис. (85)Целый день слонялся по квартире и ничем не хотел заниматься. (86)Несколько раз мама спрашивала его:

        - (87)Что ты такой мрачный? (88)У тебя болит аппендицит?

        (89)При чем  здесь аппендицит! (90)У Куницы теперь все болит оттого, что Володька уехал.

        (91)Куница вспомнил, как друг просил у него ножик. (92)Ножик был ржавый и тупой. <…> (93)Володьке очень хотелось иметь этот ножик. (94)Он бы почистил его песком и носил в кармане. (95)А у Куницы был новый нож, зачем ему старый? (96)Он просто жмот. (97)Самый настоящий жмот.

        (98)Если бы Володька вернулся, он бы отдал  ему старый нож. (99)Сам бы начистил его. (100)Пусть блестит, как зеркальце.

        (101)Куница вдруг забыл, что у него есть мама, и папа, и сестренка Наташка. (102)Он почувствовал себя одиноким и несчастным. (103)Круглым сиротой. (104)Потому что уехал Володька.

        (105)Ночью он долго не мог уснуть.(106) Всё думал, думал.

        (107)Надо жить так, чтобы друзья  не уезжали от тебя, чтобы они откликались на свист. <…>

        (108)Куница решил во что бы то ни стало разыскать друга. (109)Есть же на свете такое большое справочное бюро, которое даёт адреса уехавших друзей. (110)А если такого бюро нет, Куница сам отправится на поиски Володьки. (111)Вырастет и отправится. (112)Потому что когда уезжает друг, жить становится невыносимо трудно.

        



Предварительный просмотр:

Задания для анализа текста по рассказу Ю. Яковлева «Когда уезжает друг»

(тестовая работа)

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Куница совсем скис, ничем не хотел заниматься, целый день ходил мрачный?»
  1. У него болел аппендицит.
  2. Володька уехал.
  3. Гога не хотел с ним дружить.
  4. Обиделся на Володьку.

  1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вмазать» (пр. №62):
  1. помазать        2) ударить                3) побить                        4) задеть
  1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «трусил» (пр. № 55):

1) боялся                2) бежал                  3) шел                4) вытряхивал

  1. Замените разговорное слово  в предложении  57 «наседал» синонимом:

                                                                                                         .

  1. Замените синонимом разговорное слово «запускает» в предложении 9:

                                                                                                            .

  1. Замените синонимом разговорное слово «поплелся» в предложении 68:

                                                                                                          .

Почему автор употребляет именно это слово?

  1. Из предложений 33-34 выпишите слова, употребленные в переносном значении:

                                                                                                                                          .

  1. Из предложений 13-16 выпишите фразеологизм:                                                     .
  2. Из предложений 95-100 выпишите сравнение:                                                         .
  3. Из предложений 68-74 выпишите  олицетворение:                                                   .
  4. Укажите слово, которое является средством связи в предложениях 83-84:                       .
  5. Укажите слово, которое является средством связи в предложениях 91-93:                             .
  6. Из предложений 1-11 выпишите слова с непроизносимой согласной:                                      .
  7. Из предложений 25-34 выпишите слова с чередующейся гласной в корне:

                                                                                                                                       .

15. Из предложений 109-112 выпишите слово  с чередующейся гласной в корне слова:                    16. Из предложения 42 выпишите слова,  в которых возможно чередование согласных:

                                                                                                                                              .

17. Из предложения  47 выпишите подчинительный союз:                               .  Постройте схему этого предложения:                                                  .

18. Из предложения 82 выпишите частицы:                                                                                         .

19.  Из предложения 69 выпишите союзы:                                                                            .

20. Из предложений 108-112 выпишите глаголы несовершенного вида:

                                                                                                                                             .

21. Из предложений 98-100 выпишите глагол в форме повелительного наклонения:

                                                                                     .

22. Из предложения 15 выпишите все наречия:                                                                                       .

23. Из предложения 36 выпишите все словосочетания:

                                                                                                                                                                      .

24. Укажите номер предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.                                                  .

25. Среди предложений  6-13 найдите предложение с вводным словом и укажите его номер:          .

26. Укажите количество грамматических основ в предложении  13:                                 .

27. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) из предложения 98:

                                                                                                                                                                      .

28. Среди предложений 98-101 найдите предложение с однородными членами и укажите его номер:                     .  Постройте его схему:                                                           .

29. Среди предложений 15-23 найдите сложноподчиненное и укажите его номер:                    .  Укажите количество грамматических основ в нем:               .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...

Тествые задания по рассказу "Выстрел" А.С. Пушкина

Тесты послужат для проверки усвоения  учащимися содержания рассказа "Выстрел"...

«Сложноподчиненное предложение» в 9-11 классах (на материале книги Архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы») Дидактический материал при изучении темы.

Дидактический материал при изучении темы. «Сложноподчиненное предложение» в 9-11 классах(на материале книги Архимандрита Тихона  (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы»)...

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...

Диагностическая работа в формате ОГЭ ( по материалам рассказа А. Костюнина «Поводырь»)

В процессе обучения в основной школе у учащихся должны быть сформулированы практические умения работы с текстом. Они должны адекватно понимать информацию прочитанного текста и уметь использова...