Урок по теме Деепричастие в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Купцова Римма Александровна

 

           Тип урока: повторительно-обобщающий

           Технологтия: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

   Задачи: - повторить, изученное по теме

             «Деепричастие»;

          - показать роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях;

         - воспитывать любовь к родному слову;

         - готовить учащихся к новой форме итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_d-p.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 7 класс

Тема урока:

Повторение и обобщение изученного

по теме «Деепричастие»

    Тип урока: повторительно-обобщающий

    Технологтия: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Задачи: - повторить, изученное по теме

             «Деепричастие»;

          - показать роль деепричастий и деепричастных оборотов в                                                                    художественных произведениях;

         - воспитывать любовь к родному слову;

         - готовить учащихся к новой форме итоговой аттестации.

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь: находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать в речи деепричастия, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Оборудование: распечатанные для каждого ученика разноуровневые задания, , плакат со ст-нием, рабочие тетради, проектор, экран, ноутбук

Ход урока

1. Организация класса

Слайд №1

11. Сообщение темы урока и его задач. (Записать в рабочую тетрадь дату и тему.)

111. Актуализация опорных знаний

Задачи : мы закончили изучение темы «Деепричастие». Теперь нам предстоит обобщить все сведения и систематизировать. Но на этом уроке мы повторим пройденный материал и выясним, что еще осталось непонятным.

Слайд №2

Давайте ответим на вопросы. Учебником пользоваться можно, но отвечать нужно, не подсматривая.

-Дайте определение деепричастия.

-Назовите его морфологические признаки.

-Какова синтаксическая роль деепричастия.

Слайд №3

Перед вами 3 предложения (на стене и у каждого карточка). Найдите в них деепричастие. По каким признакам вы его определили?  

Уровень А (базовый)

В небе раскинув розовы крылья парила одинокая чайка.

Уровень Б (повышенный)

Шумит размахивая вершинами деревьев старый лес подступивший к берегам.

Уровень В (высокий)

Лось выбежал на опушку заросшую кустарником и (не) останавливаясь направился  к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

А теперь выберите одно из них и  произведите морфологический разбор.

 (У доски 3 человека.)

Какие трудности были при разборе?

Слайд №2

- Что называется деепричастным оборотом?

Слайд №4

- Как выделяются деепричастные обороты и одиночные деепричастия на письме?

- Какими членами предложения являются деепричастные обороты и одиночные деепричастия?

Слайд №3

Найдите в указанных выше предложениях деепричастный оборот. Расставьте знаки препинания и произведите полный синтаксический разбор.

Перед вами предложения разного уровня сложности. Базовый уровень должны знать все. Подумайте и выберите самостоятельно свой уровень, разберите только одно предложение. (3 чел. у  доски .Вслух разбираем предложение высокого уровня. Как пишется НЕ с деепричастием?)

Слайд №5

Уч-ся сверяют свои работы со слайдом.

- Кто выбрал высокий уровень?

- Повышенный?

- Высокий?

- Какие трудности были в работе?

- Как можно проверить, правильно ли вы выделили д/п оборот?  

А теперь посмотрим, какую роль выполняет деепричастие в речи.

2.Работа с текстом.

Цель: показать возможности деепричастия как средства выразительности.

а)Чтение ст-ния «Лодорский водопад» английского поэта Роберта Саути (перевод

 А. Шмульяна)

                             

                                     Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

 Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

 Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросая, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

б) Беседа по вопросам:

- В чем необычность ст-ния?

-В форме пирамиды

-Одно предложение.

-48 деепричастий

-1 деепричастный оборот

- Деепричастия какого вида? Почему?

-Как одиночные деепричастия и деепричастный оборот выделены?

-Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Водопад мы видим, слышим  … )

В) Работа в группах

- Найти в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия:

1 группа – по слуховым впечатлениям  (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

2 группа – по зрительным впечатлениям  (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

3 группа – по движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь);

4 группа – по аналогии с человеческими качествами; как называется такое средство выразительности? (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя; олицетворение).

(Один из группы зачитывает. Один маркером вычеркивает в ст-нии на плакате  названные деепричастия.)

-К какой группе можно отнести оставшиеся слова

Слайд №6

Вывод. Какие художественные приемы для создания образа водопада использует поэт?

Звукопись, олицетворение.

3. Однако деепричастия употребляются не только в художественных произведениях. В разговорной речи часто можно услышать фразеологические обороты с деепричастиями. Фразеологизмы – одно из самых ярких средств выразительности.

- Какие фразеологизмы с деепричастиями вы знаете? Объясните их смысл.

Слайд №7

- Найдите во фразеологизмах  деепричастия.

- Выделяются ли запятыми фразеологизмы с деепричастиями?

Делать что-либо спустя рукава.

Еле волоча ноги.

Сидеть сложа руки.                                    Выбрать 2 фразеологизма, составить

Жить припеваючи.                                      предложения

Работать не покладая рук.

Бежать не чувствуя под собой ног.

           Положа руку на сердце

-Прослушать 3 предложения.

-Выделяется ли фразеологизм запятыми?

4. Довольно часто, употребляя в речи деепричастие, мы допускаем грамматические ошибки. Наша задача научиться видеть такие ошибки и уметь их исправлять.

Слайд №8

Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложении.

А) Глядя в даль, у нее возникают грустные мысли.

Слайд №9

-Вам нужна подсказка?

Уч-ся читают 3 предложения

Слайд №10

Возможные варианты предложения:

Глядя вдаль, она грустит.

Когда она глядит вдаль, у нее возникают разные мысли.  

Слайд №11

Б) Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.

Слайд №12

-Нужна подсказка?

Слайд №13

Возможные варианты предложения.:

Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.

Когда она думает о прошлом, ей вспоминаются счастливые дни.

Вывод.

- Над какой проблемой работали?

- Как можно исправить грамматическую ошибку в предложении?

4. Подведем итоги.

- Что нам удалось повторить о деепричастии?

(Общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; НЕ с деепричастиями; виды деепричастия, употребление в речи; поработали над исправлением грамматических ошибок.)

5. Еще раз проверим, что усвоили. Тест.

(У каждого на столе лист А-4; работа в парах)

Задания:

  1. Какие морфемы указывают на деепричастие?

 А. –Л-;   Б. ЯВ;   В. –ЯВШИЙ;   Г. –НУТЬ

2. Найдите словосочетание с деепричастием

А. проложенный геологами;          Б. написал письмо

В. Запер на замок                            Г. Закрыв книгу

3. В каком случае НЕ следует писать слитно?

     А. (не)построив дом;          Б. (не)навидя

     В. (не)рассчитывая             Г. (не)освещая

      4. Укажите деепричастие совершенного вида.

      А. расплетая косы;          Б. увлекая за собой;

      В. думая об этом              Г. остановившись на ночлег

Уч-ся обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга.

Слайд №14

Тетради возвращают друг другу. Проверяют по слайду. 

-Кто не допустил ошибки в 1 задании?

        во 2, 3 и 4?

Слайд №15

- Теперь проверим, усвоили ли постановку знаков препинания при деепричастном обороте.

После обеда она (Каштанка) разлеглась среди комнаты, протянула ноги и , чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом.

- Прочитать со знаками препинания.

-Кто справился с этим заданием?

- Кто правильно выделил деепричастный оборот и правильно поставил знаки препинания? Кто не увидел Д/О?

- Кто в начале урока выбрал предложение базового уровня?

  А это предложение уже не базового уровня.  

5. Подведем итоги урока в целом.

-Оцените мою и свою работу.

Слайд №16

Домашнее задание (по вариантам):

1 вариант: п. 26, 27. Составить опорный сигнал «Деепричастие как часть речи»

2 вариант: п. 29, 30. Составить опорный сигнал «Словообразование деепричастия»

Слайд №17

                                           

   

Фамилия, имя_______________________________________________

                                                  Тест

 

   Задания:

                                                        1

1.Какие морфемы указывают на деепричастие?

 А. –Л-;   Б. -ЯВ;   В. –ЯВШИЙ;   Г. –НУТЬ

2. Найдите словосочетание с деепричастием

А. проложенный геологами;          Б. написал письмо

В. запер на замок                            Г. закрыв книгу

3. В каком случае НЕ следует писать слитно?

     А. (не)построив дом;          Б. (не)навидя

     В. (не)рассчитывая             Г. (не)освещая

      4. Укажите деепричастие совершенного вида.

      А. расплетая косы;          Б. увлекая за собой;

      В. думая об этом              Г. остановившись на ночлег

                                                                   11

        Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте знаки препинания в    предложении. Выделите деепричастный оборот.

         

После обеда она (Каштанка) разлеглась среди комнаты прот..нула ноги и  чу..ствуя во всем теле пр..ятную истому зав..ляла хвостом.

                                                                    111

  • Оцените урок (понравилось или нет) ___________________________________
  • Оцените свою работу на уроке_________________________________________
  • Что осталось непонятным из того, что повторили на уроке (подчеркните): понятие деепричастия, морфологические признаки деепричастия, синтаксическая роль деепричастия, деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте, роль деепричастий в речи, работа с грамматическими ошибками, НЕ с деепричастиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Деепричастие", 7 класс

Обобщающий урок по теме "Деепричастие", 7 класс...

Открытый урок по теме: "Деепричастие", 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие"...

Обобщающий урок по теме"Деепричастие"( 7 класс, программа Бабайцевой)

Урок-обобщение по теме "Деепричастие" предполагает контроль знаний по теме урока, а также подготовку к письменной контрольной работе. Для проведения учебного занятия была выбрана нестандартн...

Конспект урока по теме "Деепричастие" 7 класс

Разработка поурочного плана по русскому языку 7 класс ....

Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.

Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...

Разработка урока по теме "Деепричастие", 7 класс

Технологическая карта урока по русскому языку с презентацией...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....