Разработка урока по теме "Деепричастие", 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Н.Г.Кузнецова

Технологическая карта урока по русскому языку с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx26.09 КБ
Office presentation icon deeprichastie.ppt482.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Кузнецова Наталья Геннадьевна

Дата

Класс

7

Предмет

Русский язык

УМК

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Тема урока

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Тип урока

Урок получения новых знаний

Цель урока

Получить и систематизировать знания о деепричастном обороте и  знаках препинания при нем

Задачи урока

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных  результатов:

  •  формировать коммуникативные компетентности,  ценностное отношение к слову как средству свободного выражения мыслей.
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

 Регулятивные:

  • уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой),
  • анализировать собственную работу,
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
  • определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

  • систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках
  • ориентироваться в учебнике,  находить нужную информацию
  • работать с разными по уровню заданиями
  • уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы 

Коммуникативные

  • уметь определять цель учебной деятельности
  • слушать собеседника
  • формулировать собственное мнение и позицию
  • уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий,  правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
  • уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Методы  и формы

Методы: наглядный, частично-поисковый

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

мультимедийный  проектор,  учебник, раздаточный материал

Ход урока: 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Формируемые УУД

Организационный этап

За окном зима, мороз и солнце, день чудесный. Надеюсь, что настроение у всех прекрасное ? Улыбнёмся друг другу и пожелаем успешной работы!

                   

Приветствуют учителя, положительный настрой на урок

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Запишите число, Классная работа.

А какова  тема этой встречи, цели и задачи, мы выясним с вами, выполнив первое задание, данное вам на слайде.

(на 1 слайде предложения: Вася читал книгу и делал пометки на полях. После  Васи, читавшего книгу, на полях всегда оставались пометки. Вася, читая книгу, делал на полях пометки.)

Что общего вы увидели в этих предложениях?

Так что мы будем сегодня изучать на уроке?

Записываем тему урока.

Называют однокоренные слова (читал, читавший, читая), определяют части речи, называют морфологические признаки и синтаксические особенности 2 и 3 предложений, вспоминают определение причастного оборота, по аналогии дают определение деепричастному обороту.

Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

Коммуникативные

уметь определять цель учебной деятельности;

слушать собеседника;

формулировать собственное мнение и позицию;

уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Актуализация знаний

Обратим внимание на слайд 2.

 (Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая, в прекрасное дитя.)

Что есть в этих строках?

При выделении запятыми причастного оборота мы определяем его положение относительно определяемого слова.

Где находятся деепричастные обороты?

И только ли обороты?

Находят деепричастные обороты и деепричастия. Делают вывод, что деепричастный оборот и одиночное деепричастие всегда выделяют запятыми.

Регулятивные:

анализировать собственную работу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

Познавательные:

находить нужную информацию,

уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы 

Коммуникативные

слушать собеседника,

уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Первичное усвоение новых знаний

На 3 слайде:

(Она смеялась, играя эту мелодию.

Делая домашнее задание, Лида и не заметила, как пролетело время.

Читая,  мы погружаемся в мир автора.

Засыпая,  мы иногда мечтаем.

Погружаясь под воду, ты всегда чувствуешь, как она выталкивает тебя.

Торопясь, она забыла все самое важное.

Убегая,  Петя споткнулся и разбил коленку

Елена могла часами сидеть в столовой, разговаривая с Александром.)

Сначала назовите и выпишите  предложения с одиночным деепричастием, потом с деепричастным оборотом.

В предложении деепричастие является каким членом предложения?

Работа у доски и в тетрадях: выписывают нужные предложения, определяют, что деепричастие в предложении является обстоятельством. И деепричастный оборот тоже

Регулятивные:

уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

Познавательные:

находить нужную информацию,

работать с разными по уровню заданиями,

уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы 

Коммуникативные

слушать собеседника,

формулировать собственное мнение и позицию,

уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Первичная проверка понимания

Усложним задание. На слайде 4 предложения без знаков препинания. Надо расставить, объяснить постановку запятых  и графически выделить деепричастные обороты

(Все замолчали переглянувшись между собой и уже не возвращались к этой теме.

По небу ползли тяжёлые серые тучи скрывая проглядывающее время от времени солнце.

Тропка была незаметной и меняя направление извивами вела по тайге.

 На том берегу изредка вспыхивая мелькали огни.

Она сидела горделиво откинув голову и искоса посматривала на меня.

Снег лениво падая с темного неба постепенно заносил дорогу.

Рогатые улитки медленно ползут бороздя песчаное дно речки.)

Работа у доски и в тетрадях: выписывают, находят определяемый глагол, задают вопрос, находят деепричастие. Потом зависимые от него слова. Расставляют запятые, подчеркивают

Регулятивные:

уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой),

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

Познавательные:

работать с разными по уровню заданиями,

уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы 

Коммуникативные

слушать собеседника,

уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Физминутка

Выполняют упражнения

Первичное закрепление

Итак, обобщим знания, полученные в первой части урока

Сверяемся с информацией в учебнике.

Самостоятельная работа с учебником, с. 79   № 186,187

Работа мини-групп с карточками: каждой группе дается своё задание, после выполнения – взаимопроверка и оценивание

Дают определение деепричастию, деепричастному обороту, поясняют, как выделяются они на письме. Самостоятельная работа по учебнику, в мини-группах

Регулятивные:

уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой),

анализировать собственную работу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

Познавательные:

ориентироваться в учебнике,  дополнительном материале, находить нужную информацию

работать с разными по уровню заданиями

уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы 

Коммуникативные

слушать собеседника,

формулировать собственное мнение и позицию,

уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

д/з: записать в словарик* правила со стр. 78, 79, упр. 188

Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

Познавательные:

систематизировать материал, полученный  уроке,

ориентироваться в учебнике,  находить нужную информацию

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, подведем итоги: что мы узнали на уроке сегодня?

Назовите деепричастия и деепричастные обороты (слайд 5, стихотворение Саути)

Выставление оценок

Дают определение деепричастного оборота, называют способ выделения его и одиночного деепричастия на письме

Регулятивные:

уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой),

анализировать собственную работу,

Познавательные:

систематизировать материал, полученный на  уроке

Коммуникативные

уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

* начиная с 5 класса мы ученики заводят словарик, куда записывают все изученные правила по разделам: развитие речи, лексика, фразеология; фонетика, графика; морфемика, словообразование; орфография; морфология; синтаксис


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричаст ный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте Автор презентации – учитель русского языка и литературы МБОУ «Чистопрудненская ООШ» Кузнецова Наталья Геннадьевна

Слайд 2

Вася читал книгу и делал пометки на полях. После Васи, читавшего книгу, на полях всегда оставались пометки. Вася, читая книгу, делал на полях пометки.

Слайд 3

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, в прекрасное дитя .

Слайд 4

Она смеялась, играя эту мелодию. Делая домашнее задание, Лида и не заметила, как пролетело время. Читая, мы погружаемся в мир автора. Засыпая, мы иногда мечтаем. Погружаясь под воду, ты всегда чувствуешь, как она выталкивает тебя. Торопясь, она забыла все самое важное. Убегая, Петя споткнулся и разбил коленку Елена могла часами сидеть в столовой, разговаривая с Александром.

Слайд 5

Все замолчали переглянувшись между собой и уже не возвращались к этой теме. По небу ползли тяжёлые серые тучи скрывая проглядывающее время от времени солнце. Тропка была незаметной и меняя направление извивами вела по тайге. На том берегу изредка вспыхивая мелькали огни. Она сидела горделиво откинув голову и искоса посматривала на меня. Снег лениво падая с темного неба постепенно заносил дорогу. Рогатые улитки медленно ползут бороздя песчаное дно речки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...