Конспект урока по теме "Деепричастие" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Искакова Сандугаш Муханмедьяровна

Разработка поурочного плана по русскому языку 7 класс .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deepricha.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пунктуация деепричастного оборота».

Цель урока:

Сформировать у обучающихся понятие о деепричастном обороте, правилах постановки запятых в предложениях с деепричастным оборотом.

Задачи:

обучающие:

- научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении;

- выработать умение находить границы деепричастного оборота;

- познакомить с пунктуационными правилами выделения деепричастного оборота;

- показать роль деепричастий в художественном тексте;

развивающие:

- развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения;

- развивать логическое мышление, память, умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

воспитательные:

- воспитывать любовь к русскому языку;

- формировать у детей интерес к изучению родного языка;

- воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование:

 доска, раздаточный материал (карточки с текстами), сигнальные карточки.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: учебный практикум.


Предполагаемые результаты:

- обучающиеся должны овладеть умениями находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте;

- научиться определять границы деепричастного оборота;

- различать причастные и деепричастные обороты;

- определять роль деепричастий в художественном тексте.

Ход урока.

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

1. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

2. Наш урок мне хотелось бы начать со следующего эпиграфа:

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,

так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело

и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Н.В. Гоголь.

-Мне бы хотелось, чтобы  вы продолжали узнавать, изучать русские слова, богатый русский язык. Как  вы думаете почему?

 -Чтобы мы могли культурно выражать  свои мысли , без жаргонизмов, просторечных  слов, а литературными слова.

-Развивать свой лексикон.

- А речь наша состоит из слов, которые в русском языке как называются ?

- Части речи.

-С какой частью речи вы познакомились на прошлом уроке?

-деепричастие. Деепричастный оборот.

- Значит сегодня   над какой темой будем работать?

- Мы продолжим тему «Деепричастный оборот и деепричастие».

 III. Постановка целей и задач урока.

-Какие цели поставим перед собой на этом уроке?

 -  давайте сформулируем цели нашего урока по опорным словам.

1. Повторить, что мы знаем о … (деепричастии и деепричастном обороте).

2. Учиться находить… ( деепричастия в предложении).

3. Учиться определять границы… (деепричастного оборота) и выделять его запятыми.

4. Учиться различать … (причастный и деепричастный обороты).

5. Определить роль деепричастий в художественном тексте.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Ребята, сейчас мы проведем экспресс-опрос по теме « Деепричастие. Деепричастный оборот.»

«Экспресс-опрос»: по  вашей индивидуальной работе. Каждый из вас должен был подготовить вопросы по данной теме, чтобы задать  однокласснику ( Эта работа включат к действию всех уч-ся класса ) , если выбранный ученик не ответил на вопрос, на него отвечает тот ученик, который задал его или другие ребята. Учитель корректирует ответы.

Вопросы Саши (на них отвечает Никита):

- что такое деепричастие?(выучить определение)

- Что оно обозначает?

-добавочное действие к основному

- Изменяется ли деепричастие?

-Нет, не изменяется, так как имеет признаки наречия, а наречие не изменяется.

Вопросы Жени((на них отвечает Саша):

- Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нём нет глагола-сказуемого? Почему?

- (Нет, так как деепричастие обозначает добавочное действие, а сказуемое – основное)

-Кто(или что) совершает основное и добавочное действие?

- (И основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо)

Вопросы Никиты((на них отвечает Женя):

- Что такое деепричастный оборот?(определение наизусть)

- Каким членом предложения являются деепричастие и деепричастный оборот?

-обстоятельством.

- Как в предложении можно найти деепричастный оборот?

-Надо найти глагол-сказуемое, которое обозначает основное действие и от него задать вопрос к деепричастию, обозначающему добавочное действие.

- Что объединяет причастие и деепричастие? 

Самое главное общее - это связь с глаголом . Второй пункт, это то, что причастие и деепричастие осложняют предложение. И третье общее: вид и возвратность.

-С помощью экспресс- опроса мы достигли первый пункт цели?

- Да.

Обратите внимание на доску.

-1. Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово среди четырёх предложенных и объясните свой выбор.

Зависевший, умывая, подействовав, играя.

- Ребята, какое из них лишнее и почему?

-Зависевший, потому что причастие. Отвечает на вопрос какой?, изменяется по родам, по числам и можно определить падеж.

-Верно. Молодец!

2. А сейчас прочитайте весь текст. Найдите в данном тексте деепричастия и все слова, которые к ним относятся. Как называются такие сочетания?

–Деепричастный оборот.

 Попробуйте  определить   границы деепричастного оборота и расставьте запятые. Последнее предложение произведите синтаксический разбор.

Однажды, собирая грибы, я набрёл на старую порубку, заросшую травами. Приглядевшись к чёрному пню, я обнаружил весёлую семейку тонконогих опят. Я осторожно их срезал, не разъединяя, и положил в кузовок. Я присел на пень и, сняв кепку, подставил голову теплу и свету. Бабочка, отогревшись на солнце, скачущим полётом запорхала над поляной. Лето, поспешно улетая, обронило одну из своих светлых страничек. Нагнувшись, я выпутал из травы кисточку душицы, усыпанную нежно - лиловыми венчиками.

(По Л. Дмитриеву.)

                                   

I\/. Изучение новой темы.

Самостоятельная работа:

2. Потренируемся определить границы деепричастного оборота по карточкам у каждого карточка с разным заданиемупр.165.

Для работы возьмём 1, 4, 5 предложения.

Чтение задания: спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, обозначьте графически деепричастные обороты.

1. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая. (А.С. Пушкин). Коллективное выполнение.

Самостоятельная работа:

2. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь. (А.П. Чехов).

3. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав крылья и устремив глаза свои в траву. (М. Горький).

Вывод: 1) на письме деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если находится внутри предложения и одной запятой, если находится в начале или в конце предложения;

2) деепричастный оборот, стоящий перед или после союза, отделяется от него запятой;

3) однородные деепричастные обороты разделяются запятыми по тем же правилам, что и однородные члены предложения.

3. Ребята, чтобы понять разницу между причастным и деепричастным оборотом, попробуем составить предложения. Замените помещённые в скобках словосочетания с неопределённой формой глагола сначала деепричастным, а затем причастным оборотом.

Где – то наверху каркали (перелетать с ели на ель) вороны.

Где – то наверху каркали, перелетая с ели на ель, вороны.

Где – то наверху каркали, перелетавшие с ели на ель вороны.

Медведь( ухватить обеими лапами ствол берёзки) ломал её, гнул из стороны в сторону. (Если есть время).

Вывод: деепричастие относится к глаголу и характеризует действие, причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие. В первом предложении запятыми выделяем обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, а во втором предложении определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, запятыми не выделяется.

\/. Закрепление изученного.

Ребята, мне хотелось бы вернуться к эпиграфу урока о меткости и выразительности русского слова и поговорить о роли деепричастий в художественном тексте.

Работа по карточкам. Выразительно прочитать отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

 А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.

- О чём говорится в этом отрывке? (О битве между запорожцами и поляками). В третьем предложении замените деепричастия глаголами. Прочитайте. Изменился ли смысл предложения? (Получается , что поляки выполняли действия последовательно).

-Какова роль в тексте деепричастий ?

Вывод: в тексте деепричастия употребляются для того, чтобы передать множество действий, происходящих одновременно, чтобы передать динамику, стремительность этих действий.

\/I. Подведение итогов. Домашнее задание.

Домашнее задание: упр. 169. Какую роль выполняют деепричастные конструкции? Характеризуют только движения героев или передают их душевное состояние в решающие моменты их жизни? Списать, расставить недостающие знаки препинания, обозначить графически деепричастные обороты.

\/I. Рефлексия.

Что являлось целью нашего урока?

- Как вы считаете удалось ли нам достичь целей урока?

- Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?

- Над чем следует поработать ещё?

Оценивание.

Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...